УДК 338.47:656.71 (470.61-25)
Э. Ж. САРГСЯН, А. Ю. УДОВЫКИН, А. Н. КОНЕВ
АЭРОПОРТ «ЮЖНЫЙ»
Даётся характеристика строящегося аэропорта «Южный», его значение для экономики РФ, цель строительства, а также его назначение с точки зрения гражданской авиации Российской Федерации.
Ключевые слова: аэропорт, строительство, пассажиропоток, проект, инвестор, аэрокомплекс.
Ростов-на-Дону - крупнейший город на юге Российской Федерации. Красивый и просторный Ростов издавна славится своими производственными предприятиями. Город также ежегодно привлекает множество туристов колоритом русского юга, который, пожалуй, больше не встретишь и не прочувствуешь нигде. Разумеется, город-миллионник неумолимо расширяет свою транспортную сеть не только в рамках нашей страны, но и на международном уровне. Так как Ростов-на-Дону является важнейшим транспортным узлом юга России, в связи с этим недавно началось строительство аэропортового комплекса «Южный».
Эксплуатирующийся аэропорт Ростова-на-Дону находится неподалеку от жилых кварталов. Будучи окружённым застройками, аэропорт не имеет никаких перспектив для его дальнейшей модернизации, в связи с этим с начала ноября 2014 года началась разработка, включающая в себя строительные работы по созданию нового аэропорта. Ситуация усложняется также из-за возрастающей интенсивности взлётно-посадочных операций, протекающих на территории действующего аэропорта. О начале работ по выполнению нового проекта стало известно в 2011 году от Минтранса РФ. Руководство области запланировало завершить строительство «Южного» на 2017 год [1].
Строительство аэропортового комплекса «Южный» разворачивается в 30 километрах от Ростова-на-Дону. Новый международный проект реализуется в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 г.), а также Постановления Правительства РФ от 20.06.2013 №518 «О Программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу». Строительство ведётся в Ак-сайском районе Ростовской области, неподалеку от станицы «Грушевская» [2].
© Саргсян Э. Ж., Удовыкин А. Ю., Конев А. Н., 2017
Первый этап строительства - пассажирский терминал площадью 49 тыс. кв. м., который будет иметь пропускную способность 2 тыс. пассажиров в час и 5 млн пассажиров в год, терминал будет иметь 9 телетрапов (2 сдвоенных телетрапа), а также 10 выходов к перронному транспорту. Аэропорт будет иметь возможность принимать практически любые типы воздушных судов. Помимо этого запланировано строительство грузового терминала, который будет иметь площадь 5 200 кв.м. Также будет построена парковка на 2500 машиномест. Длина взлётно-посадочной полосы (ВПП) составляет 3600 метров.
Для того чтоб понять, насколько перспективен новый проект с экономической точки зрения, сравним его с действующим аэропортом «Ростов-на-Дону», который имеет следующие характеристики:
• длина ВПП составляет 2500 метров;
• годовой пассажиропоток 2 062 761 человек (за 2015 год);
• в 2014 году было обслужено 2,257 млн пассажиров, в связи с этим аэропорт занял 12-е место по пассажиропотоку среди российских аэропортов в списке наиболее загруженных аэропортов России [1];
• аэропорт расположен в 10 км к востоку от центра города. Аэродром плотно окружён городской застройкой, со всех направлений территория аэродрома ограничена жилыми микрорайонами Ростова-на-Дону: посёлок Пилотов, Фрунзе, Александровка, Кирпичный.
Из этого следует, что строительство аэропорта «Южный» обеспечит больший пассажиропоток, и, следовательно, принесёт больше прибыли для развития региона и страны в целом. Кроме этого, аэропорт имеет более выгодное местоположение, что даёт возможность в случае необходимости расширить его границы.
Масштабы строительства поражают воображение своим размахом. Ежедневно в строительстве принимает участие несколько сотен квалифицированных специалистов. Уже сейчас на
возведение аэропорта выделено более 300 единиц современной техники.
Такой масштабный проект требует соответствующих капиталовложений. Опираясь на предварительные подсчёты, можно сказать, что проект обойдётся примерно в 26 млрд рублей. Капиталовложение будет распределено следующим образом:
• 1 млрд руб. будет взят из областного бюджета;
• 10 млрд руб. будет взято из федерального бюджета;
• частные инвесторы внесут 15 млрд руб.
По предварительным данным, основным инвестором строительства и владельцем терминала выступит холдинг «Аэропорты Регионов». Будучи одним из самых крупных объединений, холдинг управляет аэропортами Екатеринбурга, Самары и Нижнего Новгорода. Одним из основных направлений деятельности холдинга является развитие других аэрокомплексов на территории РФ и строительство новых аэропортов. Помимо Ростовского аэровокзала «Южный» холдинг занимается реализацией проекта аэропорта в Саратове [3].
Для того чтобы обеспечить максимальную эффективность и доступность для транспортных средств, потребуется хорошее транспортное сообщение. Аэропорт планируется связать автодорогой с Северным обходом Ростова и федеральной трассой М4. Проектировщик ОАО «Гипро-дорНИИ» в 2013 году продемонстрировал шесть вариантов трассировки автодороги. Единогласно была выбрана трасса, которая пройдёт по территории Аксайского и Родионово-Несветайского районов в обход посёлков Октябрьский и Красный, хуторов Каменный Брод и Камышеваха,
суммарная протяжённость которых составляет 15 км 932,28 м. Участок от Северного обхода до аэропорта предполагается сделать двухполосным (с обочинами, которые рассчитаны на расширение до четырёх полос), от трассы М4 до аэровокзала - четырёхполосным [1].
Обсуждаются различные варианты связи при помощи общественного транспорта, такие как автобусный «шатл», автобусы городских маршрутов, скоростной трамвай, аэроэкспресс. На первом этапе наиболее вероятно автобусное сообщение как более экономичный вариант.
Преимущества нового аэропорта:
• длина взлётно-посадочной полосы и её несущая способность позволяют принимать все типы современных магистральных воздушных судов;
• возможность размещения второй параллельной взлётно-посадочной полосы;
• потенциал увеличения объёмов перевозок до 12 млн человек в долгосрочной перспективе;
• возможность построения эффективной логистики ввиду близости к основным наземным транспортным магистралям;
• возможность размещения в непосредственной близости технопарка с лёгкими сборочными производствами, новой промышленной зоны, развития на этой территории логистических комплексов;
• возможность построения эффективного интермодального сообщения (скоростная электричка);
• благоприятное расположение по отношению к воздушным трассам;
• выполнение посадки и взлётов исключительно над незаселённой местностью;
• крупнейший аэропорт Южного федерального округа [4].
Интересные факты:
• изначально проект аэропорта имеет рабочее название «Южный». Интересным фактом является то, что в марте 2016 года Правительством Ростовской области было выдвинуто предложение назвать будущий аэропорт «Платов», в честь Матвея Ивановича Платова, но финальное решение о названии аэропорта будет официально одобрено на федеральном уровне по завершению строительства;
• аэропорт «Южный» предоставит работу более 40 000 человек, что крайне необходимо для развития экономики региона;
• ещё в далёком 1971 году велись переговоры о перемещении старого аэропорта за территорию города. Но проект не был реализован по причине отказа МГА СССР;
• начало полной эксплуатации аэропорта планируется на 2018 год;
• по данным на 11 июня 2016 года: готовность взлётно-посадочной полосы - 100%, перрона - 70%, рулёжных дорожек - 17%-50% [1].
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1. Электронный ресурс: http://samoleting.ru/ doroga-v-aeroport/gde-stroitsya-novyj-aeroport-v-rostove-na-donu-pokazat-na-karte.html
2. Электронный ресурс: http://www.agaa.ru/ newsZ2045.html (Администрация гражданских аэропортов и аэродромов).
3. Электронный ресурс: http://avia.pro/blog/ aeroport-yuzhnyy-rostov-na-donu.
4. Электронный ресурс: _ (Департамент инвестиций и предпринимательства Ростовской области).
Удовыкин Антон Юрьевич, курсант Ульяновского института гражданской авиации. Саргсян Эмил Жирайрович , курсант Ульяновского института гражданской авиации. Конев Алексей Николаевич, доцент кафедры «Управление и экономика на воздушном транспорте» Ульяновского института гражданской авиации им. Главного маршала авиации Б. П. Бугаева.
Поступила 22.12.2016 г.
УДК 330.3
А. Р. САФИУЛЛИН
ИСТОКИ КЛАСТЕРНОЙ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
Проанализированы начала развития современной кластерной теории экономического развития, обобщены рассуждения исследователей, заложивших основы кластерной теории, систематизированы направления дальнейшего развития кластерной теории.
Ключевые слова: кластер, кластерная теория, история экономический учений.
В последние десятилетия в зарубежной и отечественной литературе существенно возрос интерес к теории и практике кластерного развития экономики. В многочисленных публикациях затрагивается широкий спектр вопросов, имеющих отношение к экономической теории, экономической географии, деловому администрированию, городскому и региональному планированию и управлению, что подтверждает комплексный и междисциплинарный характер исследования кластеров и кластеризации современной экономики и порождает открытую дискуссию об истоках кластерной теории развития экономики.
© Сафиуллин А. Р., 2017
Основоположником современной кластерной теории экономического развития общепризнанно считается профессор Гарвардской школы Майкл Портер. Однако сам автор «Конкуренции» полагает, что «интеллектуальные предпосылки теории кластеров восходят по меньшей мере к Альфреду Маршаллу, включившему посвящён-ный феноменам особых промышленных регионов раздел в свои „Принципы экономической науки"» [1, с. 266]. В другой работе в качестве истоков кластерной теории авторы указывают произведение И. фон Тюнена «Изолированное государство» [2, p. 14]. Последнее положение также уместно, поскольку немецкий экономист высказал новую для своего времени идею пространственных закономерностей размещения