Научная статья на тему 'Аэродинамические характеристики тонких крыльев в неравновесном гиперзвуковом потоке газа'

Аэродинамические характеристики тонких крыльев в неравновесном гиперзвуковом потоке газа Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
120
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ученые записки ЦАГИ
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Кузнецов М. М., Полянский О. Ю.

На основе метода тонкого ударного слоя разработан приближенный метод определения аэродинамических характеристик плоского крыла произвольной формы в плане, обтекаемого неравновесным гиперзвуковым потоком газа под малым углом атаки. Метод применим для любой термодинамической и кинетической модели газа. На примере простейшей модели газа с релаксацией колебательных степеней свободы исследовано влияние неравновесности на аэродинамические коэффициенты плоского треугольного и прямоугольного крыльев, в частности, определено смещение центра давления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аэродинамические характеристики тонких крыльев в неравновесном гиперзвуковом потоке газа»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ Ц АГ И

Том XIII

19 8 2

М 5

УДК 532.525.011.55.011.6

АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТОНКИХ КРЫЛЬЕВ В НЕРАВНОВЕСНОМ ГИПЕРЗВУКОВОМ ПОТОКЕ ГАЗА

На основе метода тонкого ударного слоя разработан приближенный метод определения аэродинамических характеристик плоского крыла произвольной формы в плане, обтекаемого неравновесным гиперзвуковым потоком газа под малым углом атаки. Метод применим для любой термодинамической и кинетической модели газа. На примере простейшей модели газа с релаксацией колебательных степеней свободы исследовано влияние неравновесности на аэродинамические коэффициенты плоского треугольного и прямоугольного крыльев, в частности, определено смещение центра давления.

1. Обтекание крыльев произвольной формы в плане под углом атаки представляет собой сложную трехмерную задачу даже для такой простой термодинамической модели, как совершенный газ. В то же время для достаточно широкого класса крыльев и условий их обтекания (тонкие крылья с острой передней кромкой под малым углом атаки в гиперзвуковом потоке газа) независимо от состояния газа—равновесное или неравновесное—имеет место правило полос, которое позволяет решение трехмерной задачи свести к решению совокупности плоских задач [1]. При этом в рассматриваемом ниже методе для крыльев большого или умеренного удлинения в определении интегральных характеристик крыла (Сх СУа, т2, Сд) при использовании правила полос получается малая ошибка, порядок

которой равен 62*, где 5 — наибольшая из величин а, М~*, й, е; здесь а — угол

атаки, Моо—число М полета, й—относительная толщина крыла, е=(7 — 1)/(т + 1)> ~1—показатель адиабаты в замороженном потоке.

Для крыла в виде тонкой пластины задача сводится, таким образом, к использованию решения для клина, в данном случае—решения для неравновесного обтекания клина. В этом случае давление на поверхности клина уже не является постоянной величиной, как в совершенном или равновесном газах, а зависит от координаты вдоль поверхности клина, длины релаксации и от термодинамической и кинетической моделей газа. В дальнейшем при определении аэродинамических коэффициентов используется выражение для распределения вдоль поверхности клина

полученное ранее на основе метода тонкого ударного слоя в работе [2]. Здесь 5 — координата вдоль поверхности клина, отсчитанная от его вершины и отне-

* С такой точностью и будут даны ниже выражения для ^ и С^1

М. М. Кузнецов, О. Ю. Полянский

(1)

сенная к длине релаксации /р, /?0 (I) — главный член в разложении плотности газа в ряд по степеням е: R = R — Ra е Ri + • • • (см. [2]).

Роо

2. Рассмотрим обтекание плоского крыла произвольной формы в плане (рис. 1, а) при следующих условиях:

а« 1*, а Мте » 1, //60^О(1).

(2)

Здесь 60 — корневая хорда, 21—размах крыла.

Воспользуемся следующими определениями аэродинамических коэффициентов (приведенные ниже выражения даны для симметричного крыла):

Ха " qS

г, _____-“а ___‘а

----Го ’ ьУа ^ ’

qS

l x¿z)

Mz (x0)

qS ь0~

Сл — Ц-Д

^d — —r—

^0

M:

Ya= 2 | J p (x, z) dx dz, Xa = a Ya,

U x¡(z)

l

(x0) — 2 j* J p {x, z) (x — x0) dx dz = Mz (0) + x0 Ya.

0 x¡

(3)

Рис. 1

Здесь СХа, Суа—коэффициенты лобового сопротивления и аэродинамической подъемной силы крыла, т2 (х0) — коэффициент продольного момента, подсчитанного относительно точки хат, Са — коэффициент центра давления; ^—скоростной

напор q — ; 5 — площадь крыла ^5 = 2 ^ [х2 (г) — х\ (г)] dг | ; хг (г), х2 (г)

— уравнения передней и задней кромок крыла; хц —координата * центра давления; М2(х0) — момент относительно точки лг=лг0; р (х, г)—давление на нижней поверхности крыла. (Вкладом в СХа, СУа и т2 верхней поверхности крыла в рассматриваемой постановке можно пренебречь).

Выражения для аэродинамических коэффициентов (3) могут быть существенно упрощены, если воспользоваться методом тонкого ударного слоя, применимого к рассматриваемому случаю (2), и правилом полос. Согласно правилу полос газодинамические величины в потоке около крыла в сечении г=сопв1 будут такими же, как около клина с полууглом раствора а, причем

Р (х> г) = р (х — хг(г)).

(4)

* Ограничение а « 1 не является принципиально необходимым для выполнения правила полос при е 0.

Переходя в соотношениях (3) к безразмерным переменным £ =

х — х-1 (г)

= тг~

и с

и используя формулы (1), (4), после несложных, но громоздких преоб-

разований получим:

СУЙ = ^ а0 (! + £ «!>• ^ 0 0 + 2 .,)■

тг( 0)

тг (0) = ты (1 +'е тг1), Са -

Д Са —— з (тг1 Су .)

^у тго

У а\> С

'Уа 0

(5)

где

"Уд 0

— 2а2, С Ха 0 — 2а3, С ¡¡а — ^

тго

У а 0

■А—1

«20 ==— ®**о

Т -1-1 I

б J О

7

Сх а1 ~ СУа1~'

^2 + С — ]

тл = 2

(6)

где

х2(г) — хх(г)

т =

-г ¿'п

В частном случае плоского крыла треугольной формы в плане (рис. 1, б) выражения (6) запишем следующим образом:

•«2, £<¡0 = 2/3,

С*а1=СУа1=~ Г тл = — Г (6)^6,

о

¿>0 ¿0 г Г5/?о_1(^ -4- Г

I) ьо J

ДС„=-£ —

4 1

(7)

х — кг

Здесь 5= —т---------------, £= -у , функция /?о(5) предполагается известной. Про-

‘р £

цедура нахождения /?0(£) Ддя произвольной кинетической модели газа описана в работе [2].

3. Вычислим аэродинамические коэффициенты треугольного крыла для простейшей модели неравновесного течения с релаксацией колебательных степеней свободы:

т = const, h — Cp Т + cvк Тк, cVK — const,

dTK Т-^ТК

dt

где Ср, — соответственно теплоемкости активных и колебательных степеней свободы, Тк — колебательная температура, *— время релаксации.

В этом случае для Я0 имеем [2]:

и формулы (7) примут вид

1 а /, % т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с ха 1 — Су а 1 = ] д + I а 91 (!•), £ '■

Ы1+«)

и21="1+а + 1+0 Ъ{1)' ДС</ = е -'i + Г?

(8)

где

2 —

.2 e~L-Le-L

При L 1

¥з = — — — ( 6в L — — + 2 + 4е‘ т 3 Z.2 I L L

L +

(9)

2 ЗА А

?1 = 1 — з £ + О (¿3), <р2 = 1 — 4 + О (£г), 93 = — + дц — 90 ^ ®

При I > 1

?1 — ~[Т + ® (Ье 1), <р2 = ¿у + О (Ье £), ср3 == — + "¿5" + О (/.« £).

Выпишем аналогичные формулы для клина или, что то же в нашей постановке, для прямоугольного крыла (отмечено штрихом):

^’ \ а , , 1 о , _ о ,

Сха 1 = уа 1 = Т+Т + 1 + о ?1> тг 1 = 1 + о + 1 + 0 Т2' = е Т+Т ^3- (10)

Здесь С'ха1 и Суа1 связаны с С'ха и Суа зависимостями (5), 1 с 0) —

зависимостью м2(0) = — а2 (1 + еягг г), а функции определяются формулами:

Ъ=~и{ь*е l + Le L + e £—l);

ч>з = - тг + е

■1(т + -г + тг>

, £ ¿2 ¿3

?з= — ТГ + 1Г — ~20 + 0 ^ при ^ ^ ! ’

1

?з = — U +0(е L) при L > 1.

(П)

На рис. 2 и 3 приведены графики функций <р,, <р2 и для треугольного (9) и прямоугольного (<р') крыльев.

Максимальное относительное смещение центра давления |ДС^|шах на треугольном крыле по модулю приблизительно в два раза меньше, чем на прямоугольном крыле.

[Є \ Те — 7 л

= 1 + 0 + 0 (зє) , где єе = ^ , 7е = е

эффективный показатель адиабаты в равновесном потоке за ударной волной, приближенно представим выражения (5), (8) и (10) в универсальном виде, выражающем закон подобия:

Суа = 2а2 [1 + ее + (£ — є<>)<Рі (і)]. С ха = &Суа, | ^

тг (0) = — -4а3 [ 1 + Ее "Ь (£ — Ее) *Р2 (£)]> — (е еє) <Рз 1

(для треугольного крыла /4 = 4/3, для прямоугольного А — 1).

Аналогичную структуру будут иметь аэродинамические коэффициенты крыльев других форм в плане при иных термодинамических и кинетических

свойствах газа. При этом, естественно, будут другими величины ге, е, А, Ь и функции <р; (Ь), причем всегда (0) — <р3(0)= 1 и ^ (оо) = <р2 (оо) =<р3 (0) = <р3(оо) = 0.

На основе полученных формул и графиков легко оценить максимально возможное смещение центра давления |Д-*ц-д1тах- Так, в случае двухатомного газа при Сг, = Я, а = 2/7, е = 1 /6, ее=1/8 для крыльев прямоугольной и треугольной формы в плане 1 Длгц [шах соответственно составляет 0,35 и 0,15% корневой хорды. Для гипотетического газа с бесконечно большой энергоемкостью' релаксирующих степеней свободы (а -»■ оо, ге оо) | Дл:ц |тах составляет соответственно 1,5 и 0,65% корневой хорды. Эти результаты согласуются с оценками максимального смещения центра давления на клине, полученными в работе [4].

Полученные результаты свидетельствуют о том, что применение метода тонкого ударного слоя и правила полос к сложной пространственной задаченеравновесного обтекания крыла позволяет в ряде случаев значительно ее упростить. Действительно, указанная проблема по существу распалась на две формально не связанные части. Первая из них решается чисто аналитически,

приводя в итоге к простым соотношениям [однократные квадратуры от величины -/?0 (2)] Для аэродинамических коэффициентов. Вторая часть заключается в определении функции У?о(£). зависящей от термодинамических и кинетических свойств газа. Эта последняя часть проблемы сводится к хорошо изученной задаче интегрирования (как правило, численного) системы обыкновенных дифференциальных уравнений химической кинетики [1, 3].

Все это позволяет рассматривать описанную выше процедуру как приближенный метод определения аэродинамических характеристик крыльев, который может оказаться полезным и для других классов неравновесных течений, отличных от рассмотренного выше.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лунев В. В. Гиперзвуковая аэродинамика. М., „Машиностроение", 1975.

2. Кузнецов М. М., Полянский О. Ю. О распределении давления на клине и конусе в гиперзвуковом неравновесном потоке газа. „Ученые записки ЦАГИ“, т. XIII, № 4, 1982.

3. А г а ф о н о в В. П., В е р т у ш к и н В. К., Гладков А. А., Полянский О. Ю. Неравновесные физико-химические процессы в аэродинамике. М., .Машиностроение“, 1972.

4. Полянский О. Ю., Меньшикова В. Л. О роли неравновесных процессов в задачах аэродинамики. «Молекулярная газовая динамика“, сборник научных трудов. Ч. III. Ин-т теплофизики СО АН СССР, Новосибирск, 1980.

Рукопись поступила ЗЦШ ¡981 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.