94
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
В
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. Кугафина (МПОА)
Андрей Викторович РАГУЛИН,
адвокат, доктор юридических наук, доцент, проректор Российской академии адвокатуры и нотариата ragulin88@yandex.ru 105120, Россия, г. Москва, Малый Полуярославский пер., д. 3/5, стр. 1
АДВОКАТУРА И СУБЪЕКТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ: НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Аннотация. В статье рассмотрены некоторые проблемы взаимодействия адвокатуры и субъектов общественного контроля. Автор предлагает осуществить активное целенаправленное привлечение представителей адвокатуры к деятельности в составе различных субъектов общественного контроля, а также к деятельности по содействию субъектам общественного контроля на условиях заключения с ними соглашений об оказании юридической помощи по конкретным делам. Предложено также обеспечить оперативный информационный обмен между субъектами общественного контроля и органами адвокатского самоуправления, адвокатскими образованиями и конкретными адвокатами и проводить научные исследования в целях детального изучения и выработки комплексных предложений по совершенствованию организационных и правовых основ взаимодействия субъектов общественного контроля и адвокатуры. Ключевые слова: адвокатура, общественный контроль, субъекты общественного контроля, адвокат.
DOI: 10.17803/2311-5998.2017.40.12.094-099
© А. В. Рагулин, 2017
A. V. RAGULIN, advocate, doctor of juridical sciences, associate professor, vice rector of the Russian Academy of Legal Profession and Notariate ragulin88@yandex.ru 105120, Russia, Moscow, Maly Poluyaroslavsky Lane, 3/5, p. 1 LEGAL PROFESSION AND SUBJECTS OF PUBLIC CONTROL: DIRECTIONS OF INTERACTION Abstract. In article some problems of interaction of legal profession and subjects of public control are considered. The author offer to carry out active involvement of representatives of legal profession to activity as a part of various subjects of public control and also to activities for assistance to subjects of public control on the terms of the conclusion of agreements with them on rendering legal aid on concrete affairs. It is also offered to provide expeditious information exchange between subjects of public control and bodies of lawyer self-government, lawyer educations and specific lawyers and to carry out carrying out scientific research for detailed studying and elaboration of complex suggestions for improvement of organizational and legal bases of interaction of subjects of public control and legal profession. Keywords: legal profession, public control, subjects of public control, lawyer.
'В
£-Ь
•ВШгЯЖ р-пл»А В а_
УНИНРРРМТРТД Адвокатура и субъекты общественного контроля:
УНИВЕРСИТЕТА _
имени о.Е.кугафина(мгюА) направления взаимодействия
Согласно положениям ч. 1 ст. 4 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» под общественным контролем понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений. Среди целей общественного контроля в п. 1 ч. 1 ст. 5 данного Закона названо обеспечение реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.
На основании ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатура представляет собой профессиональное сообщество адвокатов, являющееся институтом гражданского общества. Исходя из ч. 1 ст. 1 названного Закона адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам (доверителям) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию1.
Таким образом, адвокатская деятельность и общественный контроль имеют как минимум одну общую цель, которая для адвокатской деятельности является основной, а для общественного контроля — первостепенной.
Необходимость достижения этой цели обусловливает существование взаимосвязей между субъектами общественного контроля и адвокатурой и взаимодействие этих институтов.
На основании ст. 10 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» субъекты общественного контроля вправе:
1) осуществлять общественный контроль в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
2) выступать в качестве инициаторов, организаторов мероприятий, проводимых при осуществлении общественного контроля, а также участвовать в проводимых мероприятиях;
3) запрашивать в соответствии с законодательством Российской Федерации у органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций,
осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные пуб- Т
личные полномочия, необходимую для осуществления общественного кон- О
троля информацию, за исключением информации, содержащей сведения, Ю
составляющие государственную тайну, сведения о персональных данных, р
и информации, доступ к которой ограничен федеральными законами; Д
И
1 См. также: Печерский В. В. Институт адвокатуры: теория основных понятий и принци- т
пов. М. : Юрлитинформ, 2008 ; Научно-практический комментарий к Федеральному за- д
кону от 31 мая 2002 г. № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности...» / под общ. ред. д-ра Й
юрид. наук, проф. А. Г. Кучерены. М. : Деловой двор, 2009.
НАУКИ
>
___а» Г".П77 lf пп-_ г
96 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ ^/wiwepcmteta
/-—^ и мени O.E. Кугафина (МПОА)
4) посещать в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;
5) подготавливать по результатам осуществления общественного контроля итоговый документ и направлять его на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и в средства массовой информации;
6) в случае выявления фактов нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций направлять в соответствии с федеральным законодательством материалы, полученные в ходе осуществления общественного контроля, Уполномоченному по правам человека в РФ, Уполномоченному при Президенте РФ по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, уполномоченным по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей, по правам коренных малочисленных народов в субъектах Российской Федерации и в органы прокуратуры;
7) обращаться в суд в защиту прав неопределенного круга лиц, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций в случаях, предусмотренных федеральными законами;
8) пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
В статье 18 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» регламентированы такие формы осуществления общественного контроля, как: общественный мониторинг, общественная проверка, общественная экспертиза, общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания, другие формы общественного контроля.
Целевая направленность общественного контроля, а также совокупность полномочий его субъектов и форм осуществления общественного контроля, позволяют утверждать, что для эффективного осуществления общественного контроля требуется совершение значительного числа юридически значимых действий.
Для совершения этих действий лица, их осуществляющие, очевидно, должны обладать значительными правовыми знаниями и умениями. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость наличия в составе субъектов общественного контроля высокопрофессиональных юристов, к которым относятся в том числе и представители адвокатского сообщества.
К числу субъектов общественного контроля ст. 9 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» относит:
— общественные палаты (Общественную палату РФ, общественные палаты субъектов РФ, общественные палаты (советы) муниципальных образований);
— общественные советы (при федеральных органах исполнительной власти,
73
L-—^ Ii
•МШН1Ж р-пл»А В а_
УНИВЕРСИТЕТА Адвокатура и субъекты общественного контроля: 97
имени o.e. кугафина(мгюА) направления взаимодействия
при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов РФ);
— общественные наблюдательные комиссии;
— общественные инспекции, группы общественного контроля, иные организационные структуры общественного контроля.
Таким образом, адвокатура и ее структурные элементы (Федеральная палата адвокатов РФ, адвокатские палаты субъектов Российской Федерации, адвокатские образования и адвокаты) не названы в числе субъектов общественного контроля.
В то же время адвокатура и субъекты общественного контроля активно взаимодействуют2.
Исходя из положений Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации», в его нормах не содержится запрета на участие адвокатов в качестве членов палаты.
Анализ персонального состава Общественной палаты РФ (2017—2020 гг.) показывает, что в нее входят 5 представителей адвокатуры, представляющих региональные общественные палаты (Горгадзе Шота Олегович, Гриб Владислав Валерьевич, Бажинов Михаил Александрович, Винницкий Владимир Ильич, Ка-заченок Светлана Юрьевна).
Адвокаты принимают участие и в деятельности общественных палат субъектов РФ: например, в составе Общественной палаты г. Москвы осуществляет деятельность один адвокат (Карпович Наталья Николаевна), в составе Общественной палаты Московской области также осуществляет деятельность 1 адвокат (Галоганов Алексей Павлович).
Общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации создаются в соответствии с нормативными актами соответствующих органов, и зачастую также имеют в своем составе представителей адвокатуры.
Так, в Общественный совет при МВД РФ входят 3 представителя адвокатского сообщества: Кучерена Анатолий Григорьевич (председатель Совета), Пилипенко Юрий Сергеевич, Гриб Владислав Валерьевич.
Общественный совет при ФСБ РФ имеет в своем составе 2 представителей адвокатуры (Кучерена Анатолий Григорьевич, Гриб Владислав Валерьевич).
Общественный совет при Министерстве юстиции РФ имеет в своем составе трех представителей адвокатуры (Резник Генри Маркович, Семеняко Евгений Васильевич, Пепеляев Сергей Геннадьевич);
Общественный совет при ФТС РФ имеет в своем составе 1 представителя Т
адвокатского сообщества (Варламов Сергей Александрович). О
Общественные советы при Следственном комитете РФ, МЧС РФ, Минфи- Ю
не РФ, адвокатов в своем составе не имеют. р
Общественные инспекции, группы общественного контроля, иные организа- Д
ционные структуры общественного контроля. Например, в соответствии с по- Ч
ложениями ст. 20 Жилищного кодекса РФ в целях обеспечения прав и законных т
К
О
2
общества в Российской Федерации : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011.
Ш
m
Гриб В. В. Взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского Iй
НАУКИ
>
_ __tn^^b i / i i LJt/tJS'
98 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ ^У^ерситета
L-—^ и мени O.E. Кугафина (МПОА)
интересов граждан может осуществляться общественный жилищный контроль, субъектами которого могут являться общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Участие представителей адвокатуры, в т.ч. стажеров и помощников адвокатов, в соответствующих структурах законодательством и иными нормативными правовыми актами также не запрещается3.
В отличие от иных органов общественного контроля, на основании положений ч. 3 ст. 12 Федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», адвокаты не могут быть членами общественных наблюдательных комиссий, осуществляющих общественный контроль за местами принудительного содержания. Данный запрет, очевидно, обусловлен необходимостью предотвращения конфликта интересов, учитывая, что именно адвокатам предоставлено право на оказание юридической помощи по уголовным делам, в рамках которых в основном и применяются меры принудительного содержания.
Таким образом, органы адвокатского самоуправления, адвокатские образования и адвокаты в Федеральном законе «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» напрямую не указаны в числе субъектов общественного контроля, что, однако, не исключает возможности членства адвокатов в составе всех субъектов общественного контроля, кроме общественных наблюдательных комиссий.
При этом законодательством не исключается возможность субъектов общественного контроля, в том числе общественных наблюдательных комиссий, привлекать к сотрудничеству адвокатов, не входящих в состав соответствующих субъектов, на условиях заключения с ними соглашений об оказании юридической помощи по конкретным делам.
Необходимо отметить, что своей профессиональной деятельностью представители адвокатского сообщества могут оказать существенное содействие субъектам общественного контроля, поскольку в рамках адвокатской деятельности зачастую выявляются как правоприменительные проблемы, так и проблемы правотворческого характера, содействие в разрешении которых могло бы быть осуществлено в рамках общественного контроля. В свою очередь, разрешение соответствующих проблем в какой-то степени позволило бы адвокатам достигать более значимых положительных результатов работы по конкретным делам.
Вышеизложенные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют о том, что адвокатура, формально не имеющая полномочий по осуществлению общественного контроля, призвана играть значимую роль в деятельности субъектов общественного контроля.
Анализ научных работ, подготовленных ведущими отечественными учеными-правоведами, показывает, что комплексное рассмотрение проблемы взаимоот-
3 Рагулина И. Т. Корпоративный контроль за деятельностью помощников адвоката и их дисциплинарная ответственность по законодательству Российской Федерации // Евразийская адвокатура. 2016. № 1 (20). С. 23—28.
'В
£-Ь
Р-гУлин А. В. аа
УНИНРРРМТРТД Адвокатура и субъекты общественного контроля:
УНИВЕРСИТЕТА _
имени о.Е.кугафина(мгюА) направления взаимодействия
ношений и взаимодействия адвокатуры и субъектов общественного контроля, основанное на анализе широкого круга научных данных и материалов современной правоприменительной практики, в отечественном правоведении не проводилось, что обусловливает необходимость ее детальной научной проработки.
Таким образом, представляется необходимым принять ряд мер, направленных на дальнейшее расширение взаимодействия между субъектами общественного контроля и адвокатурой для достижения тех целей, которые стоят перед этими институтами:
1. Осуществить активное целенаправленное привлечение представителей адвокатуры к деятельности в составе различных субъектов общественного контроля.
2. Осуществить привлечение представителей адвокатуры к деятельности по содействию субъектам общественного контроля на условиях заключения с ними соглашений об оказании юридической помощи по конкретным делам.
3. Обеспечить оперативный информационный обмен между субъектами общественного контроля и органами адвокатского самоуправления, адвокатскими образованиями и конкретными адвокатами.
4. Осуществить проведение научных исследований в целях детального изучения и выработки комплексных предложений по совершенствованию организационных и правовых основ взаимодействия субъектов общественного контроля и адвокатуры.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Гриб В. В. Взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского общества в Российской Федерации : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 2011.
2. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 г. № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности...» / под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. А. Г. Кучерены. — М. : Деловой двор, 2009.
3. Печерский В. В. Институт адвокатуры: теория основных понятий и принципов. — М. : Юрлитинформ, 2008.
4. Рагулина И. Т. Корпоративный контроль за деятельностью помощников адвоката и их дисциплинарная ответственность по законодательству Российской
Федерации // Евразийская адвокатура. — 2016. — № 1 (20). — С. 23—28. Е
К
Т О
"О Ю
И Д И
Ч
п К
О Й
НАУКИ
>