Научная статья на тему 'Адольф Гитлер и архитектура Третьего рейха'

Адольф Гитлер и архитектура Третьего рейха Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2598
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / ТРЕТИЙ РЕЙХ / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / СТРОИТЕЛЬСТВО / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ГОРОДОВ / ARCHITECTURE / THIRD REICH / CULTURAL POLICY / CONSTRUCTION / URBAN PLANNING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Есипов Владислав Витальевич, Игнатьева Ольга Анатольевна

Представлены материалы о влиянии руководителя НСДАП Адольфа Гитлера на культурные феномены Третьего рейха. Рассмотрено формирование эстетических взглядов нацистского фюрера на основе опубликованных и неопубликованных источников. Приведены выразительные примеры вмешательства А. Гитлера в процесс формирования архитектурной среды Третьего рейха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADOLF HITLER AND THE ARCHITECTURE OF THE THIRD REICH

The authors present the materials on the influence of the NSDAP leader Adolf Hitler on the Third Reich's cultural phenomena. They examine the formation of the aesthetic views of the Nazi Fuehrer on the basis of published and unpublished sources. The article provides expressive examples of Adolf Hitler's intervention in the formation of the architectural environment of the Third Reich.

Текст научной работы на тему «Адольф Гитлер и архитектура Третьего рейха»

Расширение ЕЭС (ЕС) представляется не только динамикой развития интеграционных структур на европейском пространстве, оно также может служить индикатором проблем, имеющихся в рамках сообщества: в частности, демонстрировать согласованность позиций стран-членов по определению таких важных вопросов, как безопасность, иммиграционный контроль.

Несмотря на то, что вопрос, до каких пределов Европейский союз может и должен расширяться, остаётся открытым, равно как и вопрос, для чего может понадобиться следующее расширение, само обсуждение возможных кандидатов на вступление в рамках

сообщества может оказать некоторое влияние на политический, экономический курс государств, претендующих на членство.

Наличие самой дискуссии в рамках Сообщества по вопросам дальнейшего расширения указывает на тот факт, что не определена позиция, которую ЕС должен занять в мире как политический актор, а не экономический центр силы. Кроме того, одобрение и поддержка планов по дальнейшему расширению среди стран-участниц может свидетельствовать о том, что к дальнейшим качественным, а не количественным изменениям в рамках Союза ещё не созданы условия и предпосылки.

Библиографический список

1. Folsom R. European Union Law in a Nutshell. / R. Folsom. -Thomson West, 2004.

2. Hoon G. 50 Years on - the EU in a globalised world". 2006 [Электронный ресурс]. URL: http://www.fco.gov.uk/en/newsroom/latest-news/?view=Speech&id= 1893252 (дата обращения 05.01.2010).

3. Животовская И.Г., Черноморова Т.В. Формирование новой парадигмы регионального развития в условиях глобализации // Региональное развитие и вызовы глобализации: сб. обзоров и рефератов. М.: Изд-во ИНИОН РАН, 2010. С. 4-16.

4. Черноморова Т.В. Влияние глобализации на развитие регионов Великобритании // Региональное развитие и вызовы глобализации: сб. обзоров и рефератов: М.: Изд-во ИНИОН РАН, 2010. С. 90-119.

УДК 950

АДОЛЬФ ГИТЛЕР И АРХИТЕКТУРА ТРЕТЬЕГО РЕЙХА

1 2 В.В. Есипов , О.А. Игнатьева

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Представлены материалы о влиянии руководителя НСДАП Адольфа Гитлера на культурные феномены Третьего рейха. Рассмотрено формирование эстетических взглядов нацистского фюрера на основе опубликованных и неопубликованных источников. Приведены выразительные примеры вмешательства А. Гитлера в процесс формирования архитектурной среды Третьего рейха. Ил. 5. Библиогр. 17 назв.

Ключевые слова: архитектура; Третий рейх; культурная политика; строительство; проектирование городов.

ADOLF HITLER AND THE ARCHITECTURE OF THE THIRD REICH V.V. Esipov, O.A. Ignatieva

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The authors present the materials on the influence of the NSDAP leader Adolf Hitler on the Third Reich's cultural phenomena. They examine the formation of the aesthetic views of the Nazi Fuehrer on the basis of published and unpublished sources. The article provides expressive examples of Adolf Hitler's intervention in the formation of the architectural environment of the Third Reich. 5 figures. 17 sources.

Key words: architecture; Third Reich; cultural policy; construction, urban planning.

Архитектура Третьего рейха всегда привлекала внимание исследователей. Нацисты строили много, но ещё больше они планировали построить. Здания и грандиозные постройки относятся к тому немногому,

что осталось от фашистской государственной системы, пытавшейся воплотить в архитектуре свои конструктивные свойства.

Главные архитектурные проекты и свершения на-

1Есипов Владислав Витальевич, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой искусствоведения факультета изобразительного искусства, тел.: (3952) 405480, 89501308090.

Esipov Vladislav, Doctor of History, Professor, Head of the chair of Studies of Art, Fine Arts Department, tel.: (3952) 405480, 89501308090.

2Игнатьева Ольга Анатольевна, доцент кафедры дизайна, декан факультета изобразительного искусства, тел.: (3952) 405480, 89501308090.

Ignatieva Olga, Associate Professor of the chair of Design, Dean of the Fine Arts Department, tel.: (3952) 405480, 89501308090.

цистского государства так или иначе связаны с именем Адольфа Гитлера. И это небезосновательно. Именно он являлся инициатором, экспертом, даже соавтором многих архитектурных проектов, что, несомненно, выделяет его из ряда политических диктаторов, придаёт его фигуре некую парадоксальную загадочность, оттеняет многоплановость его личности. От людей, близко знавших нацистского фюрера, до нас дошли многочисленные свидетельства о той искренней любви, которую испытывал А. Гитлер к архитектуре с юных лет до последних дней своей жизни. Поистине неоценимый источник информации в этом плане представляют мемуары, воспоминания и дневники людей, имевших на протяжении длительного времени доверительные отношения с фюрером, - Альберта Шпеера (главного архитектора Третьего рейха, входившего в ближайшее окружение А. Гитлера), Генриха Гофмана (личного фотографа А. Гитлера), Пауля Йозефа Геббельса (имперского министра народного просвещения и пропаганды) (рис. 1).

Рис. 1. А. Шпеер показывает А. Гитлеру новые архитектурные наброски

Процесс формирования личности Адольфа Гитлера, в том числе её эстетических аспектов, всегда волновал исследователей, и перечень разработок в этой области на сегодняшний день весьма обширен. Здесь нет смысла останавливаться даже на их кратком обзоре, тем более, что авторов в наибольшей степени интересуют выводы, резюме. Из анализа биографических исследований и мемуаров становится очевидным, что А. Гитлер с детства жил в мире мечтаний, важным компонентом которых было искусство. В Вене он писал почтовые открытки, плакаты, гравюры, т.е. занимался тем, что принято называть "добыванием хлеба насущного" путём эксплуатации собственных способностей. Исследо-ватели, вероятно, справедливо отмечают, что живопись не была для Гитлера чем-то серьёзным. Это была своего рода игра с дарованием, которым он, несомненно, обладал. Строительство и архитектура имели для молодого Гитлера гораздо большее значение.

В Вене А. Гитлер не только расширил свои представления о культуре, там родилось его мировоззрение, о чём он и пишет в "Main Kampf' ("Моя борьба") [5, s. 22]. С мая 1913 г. он жил в Мюнхене, "в этой мет-

рополии немецкого искусства", зарабатывая себе на жизнь картинами и акварелями [5, s 148]. Цветы, пейзажи, натюрморты... Но настоящим коньком А. Гитлера были всё же изображения зданий. Он хотел запечатлеть на холсте самые красивые площади, улицы и проспекты тех городов, где ему удалось побывать. Живописные работы этого периода показывают выразительные архитектурные мотивы (рис. 2). (Кстати, известно, что созданные им открытки с памятниками архитектуры пользовались огромной популярностью у туристов.) В письме от 29 ноября 1921 г. А. Гитлер так выразил свои художественные амбиции: "Цель моей юности была стать строителем (Baumeister), и я верил, что если мне не овладеть политикой, то я выберу другую профессию. Благодаря своим архитектурным зарисовкам и живописным работам я был практически самостоятелен, в 21 год я определённо хотел стать строителем" [1, s. 7].

Планы А. Гитлера разрушила Первая мировая война, и на полях сражений во Франции он писал акварели, которые представляются его лучшими работами. Следует заметить, что художественная оценка живописных и графических работ А. Гитлера должна проводиться очень осторожно, так как многие из них не являются художественными произведениями в полном смысле этого слова, точнее не претендуют на них, являясь простыми набросками, зарисовками, которые традиционно рассматриваются художниками только как "рабочий материал".

После Первой мировой войны А. Гитлер занялся политикой и у него осталось мало времени для занятий рисованием. Но уже с 1920 г. он в своих речах демонстрировал собственные художественно-политические установки. Талант рисовальщика он поставил на службу политики. Так, он сделал эскизы партийного флага НСДАП, штандартов СА, заголовка газеты "Volkischer Beobachter" ("Народный обозреватель"), разрабатывал форму кузова знаменитого автомобиля "фольксваген" [7, s. 126; 5, s. 556; 6, s. 240].

Суммируя сведения об отношении А. Гитлера к своему творчеству, нужно признать, что оно было достаточно сложным.

В 1936 г. издательство Генриха Гофмана выпустило несколько военных акварелей А. Гитлера в отдельной папке [9, s. 438]. А в марте 1939 г. сам А. Гитлер запретил публикацию фотографий своих рисунков, заметив, что качество произведений не согласуется с мифом о великом художнике и государственном деятеле. При этом он добавил, что сам оценивает свои работы не очень высоко, что они служат ему только подспорьем [1, s. 39]. Очень показателен его разговор с Генрихом Гофманом, имевший место 12 марта 1944 г. А. Гитлер тогда сказал: "Я не хотел быть художником. Я рисовал эти картинки только для того, чтобы поддержать свою жизнь и иметь возможность учиться. Я всегда рисовал только для того, чтобы иметь необходимое для жизни. Но я учился все ночи напролёт. Мои архитектурные наброски, которые я тогда сделал, не пропали, мои архитектурные проекты вернулись, вернулось всё, что я выдумал в те долгие годы" [6, s. 244].

Но в 1938 г. живописные работы А. Гитлера были премированы восемью тысячами марок, а позже его рисунки были объявлены национальным достоянием и запрещены к продаже за границу [11, б. 94]. По наблюдению А. Шпеера, "...Он дарил свои работы при случае как особую награду" [17, с. 174]. Из этого можно заключить, что А. Гитлер был, несомненно (и естественно), пристрастен к своим рисункам, т.е. любил их, дорожил ими, но оценивал достаточно критично.

Другое дело - архитектура... По свидетельству Генриха Гофмана, А. Гитлер в 1925-1926 гг. делал наброски автомагистралей, которые планировал построить в будущем по всему миру, рисунки шедевров мировой архитектуры: дворцы Вестминстера и Парижа. Г. Гофманн отмечал, что рисунки сделаны с явным талантом, находил в них "каменную театральность" [6, 245]. "Ошеломляющими" находил проекты А. Гитлера и Й. Геббельс, записавший 17 июня 1926 г. в своём дневнике: "Встреча с Гитлером в Кёльне... Выставка. Он знает всё. Гений... Вечером он говорил о будущей архитектурной картине страны. Он настоящий строитель" [4, б. 84].

Свои регулярные поездки по рейху А. Гитлер непременно сопровождал посещением знаменитых архитектурных памятников. Он развернул перед Й. Геббельсом картину перестройки партийного центра в Мюнхене, хотя НСДАП находилась в тот момент в критическом положении. Знаменитый архитектор Пауль Людвиг Троост, с которым А. Гитлер познакомился в 1920 г. и впоследствии привлёк его к строительству первых зданий Третьего рейха, проводил эту перестройку и часто обращался к идеям А. Гитлера. А. Шпеер характеризовал отношение А. Гитлера к П.Л. Троосту как "ученика к учителю" [17, с. 77]. Гитлер определял П.Л. Трооста в своих речах как "величайшего архитектора после Шинкеля", "учителя, который создает архитектуру Третьего рейха" [12, б. 63]. И в личных беседах он часто восхищался П.Л. Троостом [17, б. 77, 79]. Его лишённый орнаментальности неоклассицизм и определил облик первых построек Третьего рейха, тогда как к концу 1930-х гг. архитектурные формы стали богаче. Таким образом, Пауль Людвиг Троост оказал на архитектурные представления А. Гитлера определяющее влияние, которое вы-

разилось в бесповоротном переходе последнего к не-оклассицистским идеалам.

То, что уже в 1930 г. А. Гитлер имел "фантастические планы новой архитектуры", сообщает Й. Геббельс [1, б. 37]. Уже в ночь после провозглашения Й. Геббельса рейхсканцлером А. Гитлер говорил о перестройке рейхсканцелярии в форме сигарного ящика [3, б. 110]. После прихода НСДАП к власти А. Гитлер почувствовал, что появилась возможность реализации его архитектурных замыслов. Мюнхенский королевский дворец на Кенигсплац он хотел превратить в "Храм чести". 15 октября 1933 г. он положил первый камень в основание Дома немецкого искусства. За строительством этих зданий А. Гитлер впоследствии пристально наблюдал. В 1934 г. он предпринял дальнейшие шаги по реконструкции Мюнхена.

В сентябре 1933 г. А. Гитлер работает над строительными планами Берлина, которые основываются на его идеях 1920-х гг. Перестройку виллы Бергхоф в Оберзальцбурге А. Гитлер планировал сам. Он также лично руководил архитектурными проектами более 40 новых построек, часто их изменяя или дополняя своими разработками. Даже мебель для рейхсканцелярии выполнялась в значительной степени по рисункам фюрера (рис.3). Неудивительно поэтому, что приближённые считали А. Гитлера своеобразным "художником" в архитектурных и государственных делах. "Здесь он был не диктатором, а строителем. А как всякий великий строитель он строил для своего поколения, но не как продуктивный художник, работающий в духе своего времени, а как благочестивый строитель церкви средневековья", - писал Герман Раушнинг [15, б. 190]. Окружающие часто говорили, что если бы он не стал политиком, он стал бы знаменитым архитектором: "Если бы не было войны, он, несомненно, стал бы архитектором, возможно, даже вероятно, одним из первых архитекторов, если не первым архитектором Германии" [14, б. 276].

Архитектурную деятельность А. Гитлера лучше всего обобщил Хайнц Линге: "Перед войной мне иногда казалось, что передо мной не фюрер и рейхсканцлер, а я нахожусь в доме великого и очень занятого архитектора и строителя. Зарисовки зданий, проекты всех видов, выполненные разными цветами, лежали целыми днями на его столе. И Гитлер постоянно обращался к ним: корректировал, измерял вновь и вновь брал книги по архитектуре" [10, б. 46]. Его стиль работы говорил о нём более как о богемном художнике, нежели как о профессионале-политике. Личный секретарь А. Гитлера Криста Шредер сообщает, что на его письменном столе под рукой всегда была бумага для рисунков, которая часто была заполнена зарисовками и набросками того, чем он был в тот момент занят [16, б. 53]. Поэтому нет ничего удивительного, что большую часть "Наследия Гитлера" в Главном государственном архиве Германии (ВИБА) составляют архитектурные наброски, проекты, карикатуры, военные рисунки и зарисовки мебели.

Уже в качестве рейхсканцлера А. Гитлер смог соединить свои юношеские представления с поздними идеями как собственными, так и заимствованными у

П.Л. Трооста (и после его смерти), проводя проекты через архитектурное бюро.

В годы войны А. Гитлер всё чаще обращался назад к мирным годам. Так, 21 октября 1941 г. он сказал: "Я хотел быть строителем... " [8, б. 101]. А 26 февраля 1942 г. он охарактеризовал себя как жертву политических интриг: "Я хотел бы найти что-то другое, никогда не быть в политике, я хотел бы быть художником или философом. Заботы о положении народа привели меня на эту стезю. Только когда жизнь обеспечена, можно заниматься культурой" [17, с. 129]. Подобные высказывания, разумеется, не вполне соответствуют истинному положению дел и личным склонностям А. Гитлера, но известные основания для них всё же были. Нельзя не признать, что своими архитектурными познаниями А. Гитлер поражал и приближённых, и посетителей, и даже специалистов. Не беспристрастные, но весьма выразительные и многочисленные подтверждения тому можно найти в дневниках Й. Геббельса: "На авто по Мюнхену... Сразу партийные здания... Королевская площадь. За один год всё должно быть готово. Фюрер горд и счастлив. Он лучше, чем кто-либо чувствует, что нужно сделать со зданием... После обеда у фюрера. Работа со строительными планами Берлина и Мюнхена. Идеалист строительного искусства... Вечером большое общество. Фюрер долго рассказывал о планах строительства, которыми он теперь сильно интересуется" [1, б. 30]. "Строителям сегодня хорошо. Фюрер их большой покровитель" [1, б. 31].

В связи с этим чрезвычайно интересен вопрос об архитектурных способностях А. Гитлера. Г. Гислер, который всегда был некритичен к своему вождю, не мог дать объективной информации. Мнение А. Шпее-ра сложнее, многозначнее, но и он больше склоняется к позитивной оценке: "Он имел талант. Некоторые его рисунки не мог бы сделать лучше даже профессиональный архитектор" [17, с. 209-210]. А. Гитлер демонстрировал способность быстро схватывать проекты, легко соединял разные проекции и ракурсы в одно целое, помнил десятки проектов строек в различных городах рейха и держал в памяти все изменения, произведённые в них [17, с. 128]. Всё это трудно объяснить только простым желанием "произвести впечатление" на окружающих. По-видимому, архитектура была для нацистского фюрера истинной и страстной увлеченностью (рис. 4). Отчасти это и подтвер-

Рис. 4. Архитектурные наброски А. Гитлера

ждается отношением А. Гитлера к самим архитекторам Третьего рейха. А. Шпеер неоднократно отмечает то уважение и почтение, которое испытывал А. Гитлер к архитекторам. Он никогда не навязывал своего мнения, во время обсуждений сохранял сдержанность и такт, легко шёл на уступки [17, с. 128].

В тяжёлых политических и военных ситуациях А. Гитлер охотно проводил время в беседах об архитектуре. Так, после разгрома ремовского путча А. Шпеер пришёл к нему с новыми архитектурными планами [17, с. 90]. В годы войны А. Гитлер, отдыхая от военных и политических забот, обсуждал с архитекторами планы перестройки Линца. Все: А. Шпеер, Г. Гофман, Г. Гис-лер, Криста Шредер, указывали на эту почти навязчивую манию. Даже в марте 1945 г. «А. Гитлер долго сидел перед деревянной моделью, которая демонстрировала проект перестройки Линца. В этом созерцании А. Гитлер забывал о войне" [16, б. 57].

При ознакомлении с архитектурными рисунками А. Гитлера сразу бросается в глаза относительное укрупнение строений. Он всегда хотел добиться эффекта монументальности. В нацистской архитектуре всё сильнее утверждается гигантомания: возводятся широчайшие лестницы, проектируются длинные и прямые проспекты, создаются циклические планы. Его наброски архитектурных проектов зданий, памятников и т.п. не демонстрируют выдающегося таланта авто-

ра, но и не опускаются до дилетантского уровня. Вероятно, талант А. Гитлера проявлялся в другом - в организации строительства зданий для большого количества людей, в проектах застройки определённых комплексов зданий (рис. 5). О значении архитектуры фюрер высказался на Первой архитектурно-художественной выставке в Доме немецкого искусства в Мюнхене 22 января 1938 г.: «Если народы внутренне переживают времена своего величия, то выражают они эти переживания и отражают их также во внешний мир. В этом случае их слово прочнее просто сказанного. Это слово из камня». Уже в "Main Kampf' А. Гитлер выразил свою идею о форме организации архитектурных комплексов, подчёркивая необходимость воплощения "суггестивного духа" или "массовой суггестии" как средства нивелирования отдельного в общем [5, s. 536]. А. Гитлер использовал опыт коммунистов по организации открытых массовых собраний, при этом он взял за образец религиозную обрядность католической церкви, копировал помпезность кайзеровского времени. Духовность масс рассматривалась А. Гитлером "в правдивом чувстве слова", в "гигантском возрождении стремлений и вкусов немецкого народа" [13, s. 75]. Искусство представлялось ему, таким образом, неким инструментом политики. Он полагал, что национал-социалистические праздники должны быть торжественны, должны требовать не только народного

Рис. 5.: Зал Народа (УокзНаНе), Берлин (а) и проект триумфальной арки по эскизу А. Гитлера (б)

единства, но и усиления авторитета идеи [2, б. 52]. В самой организации нацистского движения А. Гитлеру виделась некая театрализованная природа, которая воплощалась в политике и в искусстве почти исключительно через большие и эффектные инсценировки и через них же одушевлялась [5, б. 128]. А театральной постановке нужна сцена, нужен театр (в широком смысле слова), праздникам и массовым мероприятиям было необходимо архитектурное обрамление.

Из всего сказанного следует, что А. Гитлер активно покровительствовал архитектуре исходя не столько

из своей структурной позиции полновластного "вождя", стремящегося завоевать себе популярность меценатством, сколько из личного пристрастия, будучи сильно увлечённым этим видом искусства. Но поскольку он был, прежде всего, политиком и главой тоталитарного государства, то он неизбежно воплощал в своих архитектурных представлениях и во всём своём архитектурном творчестве те же самые тоталитарные идеи, но уже облечённые в камень.

Библиографический список

1. Bakes K. Adolf Hitlers Einflus auf die Kulturpolitik des Dritten Reiches. Köln, 1984.

2. Die Kunst im Dritten Reich. Jg.1. H. 10. 1937.

3. Fest J. Hitler. Bd. II, Frankfurt/M, 1978.

4. Heiber H. Das Tagebuch von Joseph Geobbels. 1925/26. Stuttgart, 1960.

5. Hitler A. Mein Kampf. München, 1935.

6. Hoffmann H. Hitler, wieich ihn sah. München / Berlin, 1974.

7. Jakel E. Hitlers fruhe Aufzeichnungen. Stuttgart, 1981.

8. Jochmann W. Adolf Hitler. Monologe in Fuhrerhauptquartir. 1941-1944. Die Aufzeichnungen Henrich Heims. Hamburg, 1980.

9. Kunst und Volk 1936. № 12.

10. Linge H. Bis zum Untergang. München - Berlin, 1980.

11. Maser W. Adolf Hitler. Legende-Mythos-Wirklichkeit. 5. Auflage. München - Esslingen, 1971.

12. Parteitag der Freicheit. Offizielle Bericht über den Verlauf des Reichsparteitages mit samlichen Kongressreden. München, 1935.

13. Parteitag der Arbeit 1937. Offizielle Bericht uber den Verlauf Reichsparteitages mit samlichen Kongressen. München, 1937.

14. Picker H. Hitlers Tischgesprache im Fuhrerhauptquartier. Augsburg, 1981.

15. Rauschning H. Gespreche mit Hitler. Zürich-Wein-Nev-York, 1940.

16. Zoller, Albert. Hitler privat - Erlebnisbericht seiner Ge-heimsekreterin. Düsseldorf, 1949.

17. Шпеер А. Воспоминания. Смоленск: Русич, 1997. 700 с.

УДК 1(082)

МИР КАК ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

1 2 3

А.А. Звездина , Г.И. Корнилова , И.В. Ланцова

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассматривается понимание мира как интерпретации, которое было предложено представителями постмодернизма, и следствия, вытекающие из данного понимания. В этом контексте рассматриваются взгляды немецкого мыслителя Ф. Ницше, которого считают предтечей постмодернизма. Затрагиваются вопросы соотношения реальности и её символического отображения у Ж. Бодрийяра. Библиогр. 6 назв.

Ключевые слова: постмодернизм; интерпретация; метафора; симулякр; деконструкция; интертекст; гиперреальность.

THE WORLD AS AN INTERPRETATION A.A. Zvezdina, G.I. Kornilova, I.V. Lantsova

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The authors consider the understanding of the world as an interpretation, which was proposed by the representatives of postmodernism and the consequences of that understanding. In this context, the authors examine the views of the German philosopher Friedrich Nietzsche, who is considered to be a precursor of the postmodernism. They examine the issues of the correlation of reality and its symbolic display by Jean Baudrillard. 6 sources.

Key words: postmodernism; interpretation; metaphor; simulacrum; deconstruction; intertext; hyperreality.

1Звездина Анна Александровна, кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии, тел.: (3952) 412578, e-mail: [email protected]

Zvezdina Anna, Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of History and Philosophy, tel.: (3952) 412578, e-mail: [email protected]

2Корнилова Галина Ивановна, кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии, тел.: (3952) 411841. Kornilova Galina, Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of History and Philosophy, tel.: (3952) 411841. 3Ланцова Ирина Викторовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии, тел.: (3952) 410986, 89500500775, e-mail: ir [email protected]

Lantsova Irina, Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of History and Philosophy, tel.: (3952) 410986, 89500500775, e-mail: ir [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.