ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
УДК 347.73
З. Ф. Хусаинов, А.М. Шамеева
АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ: ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ
Модель валютного контроля РФ соответствует современным требованиям. Существуют проблемы взаимодействия органов валютного регулирования и контроля в целях контроля различных «серых» схем и обеспечения взыскания.
Ключевые слова: валютное регулирование, валютный контроль, Росфиннадзор, центральный банк.
Деятельность органов валютного регулирования и валютного контроля является неотъемлемой частью государственной финансовой и валютной политики и должна соответствовать ее целям и принципам с учетом реалий современного уровня развития российской экономики.
Финансово-кредитная система России развивалась во многом спонтанно, по законам стихийного рынка на фоне сравнительно слабого влияния государства и активного участия теневого рынка. В результате произошли деформации денежных, финансовых, валютных, фондовых рынков и других сфер экономики. Устранение сложившихся деформаций является целью государственной политики в данной области [1. С. 6] .
Среди ключевых факторов развития всех ведущих национальных экономик значительную роль играют такие, как внешняя торговля, иностранные инвестиции, транснациональная промышленная и финансовая кооперация. Внешнеэкономическая деятельность за годы преобразований в России превратилась в один из стабильных и высокодоходных секторов экономики [2].
От эффективности функционирования системы валютного регулирования и валютного контроля во многом зависит уровень экономического развития государства. Это, прежде всего, касается устойчивости национальной валюты и финансово-кредитной системы, состояния платежного баланса экономики, инвестиционной привлекательности и в целом способности страны развиваться в условиях интеграции в мировое экономическое пространство и вступления во Всемирную торговую организацию.
Система валютного контроля состоит из двух групп контролирующих органов и организаций, которые в зависимости от их компетенции определяются как органы валютного контроля и агенты валютного контроля. Органы валютного контроля, в отличие от агентов валютного контроля, могут не только осуществлять проверочные мероприятия, но также применять установленные законодательством меры административной ответственности и выносить в адрес нарушителей предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства и представления об устранении причин и условий, повлекших за собой административные правонарушения.
Сложившаяся в России двухуровневая модель валютного контроля способствует результативному исполнению комплекса мер, направленных на обеспечение порядка совершения валютных операций, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений [3].
Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 г. № 278 (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.12.2012 г. № 1395) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) является органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций органа валютного контроля.
В рамках осуществления полномочий, делегированных Правительством Российской Федерации, именно Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и ее территориальные органы имеют право применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушения валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования и валютного контроля.
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) в соответствие со ст. 54 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» яв-
Администрирование валютного регулирования и валютного контроля. ЭКОНОМИКА И ПРАВО
ляется органом валютного контроля. К ведению Банка России относятся такие участники валютных отношений, как кредитные организации и валютные биржи.
К агентам валютного контроля относятся:
- Федеральная таможенная служба и ее территориальные органы;
- Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы;
-государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк);
-уполномоченные банки;
-не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц установлены ст. 23 Федерального закона №173-ФЗ.
В соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 № 198 «Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора» (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.12.2012 №1395) Росфиннадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора как орган валютного контроля, уполномоченный Правительством Российской Федерации, осуществляет контроль за соблюдением участниками внешнеэкономической деятельности - резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) - актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Являясь уполномоченным Правительством Российской Федерации органом валютного контроля, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора наделена правом применять меры административной ответственности за нарушения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Исполнение Росфиннадзором государственной функции органа валютного контроля осуществляется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), Уголовным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 № 198 «Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора», Положением о Федеральной службе финансовобюджетного надзора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 №278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора», Положением о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденным приказом Минфина России от 11.07.2005 №89н «Об утверждении Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора», Административным регламентом Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по исполнению государственной функции органа валютного контроля, утвержденным приказом Минфина России от 06.11.2007 № 98н, и иными актами.
В рамках исполнения государственной функции по валютному контролю перед Росфиннадзо-ром и его территориальными органами стоят две основные стратегические задачи:
1) выявление и пресечение нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
2) повышение эффективности методов контроля за соблюдением актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Формы и методы осуществления Росфиннадзором валютного контроля обеспечивают соблюдение интересов государства без излишнего вмешательства в оперативную деятельность хозяйствующих субъектов и не препятствуют развитию экономики.
Одной из наиболее острых проблем российской экономики настоящего времени является вывод капитала за рубеж. Зачастую это осуществляется с помощью создания так называемых фирм-
З.Ф. Хусаинов, А.М. Шамеева
ЭКОИОМИКА И ПРАВО
«однодневок», которые заключают внешнеэкономические сделки и не обеспечивают возврат валютных ценностей в Российскую Федерацию.
Привлеченные к ответственности по рассматриваемой категории дел фирмы-«однодневки» не только не обеспечивают возврат иностранной валюты и валюты Российской Федерации по предписаниям Росфиннадзора и его территориальных органов, но и не исполняют постановления о назначении административного наказания и не возмещают суммы наложенных административных штрафов в федеральный бюджет.
Следовательно, цель административного наказания, применяемого для предупреждения совершения новых правонарушений самим правонарушителем и другими лицами, не достигается.
При этом следует отметить, что осуществление в подобных случаях контрольно-надзорной функции органом валютного контроля - Росфиннадзором, равно как и агентами валютного контроля
- таможенными и налоговыми органами, не дают желаемого результата, поскольку названными органами проводится лишь последующий контроль.
Аналогично не дают результатов исполнительные производства, возбужденные судебными приставами-исполнителями по постановлениям о назначении административного наказания.
В настоящее время отсутствуют эффективные меры по предотвращению незаконного оттока капитала и по борьбе с фирмами-«однодневками».
В сложившейся ситуации необходимо принятие мер по усилению работы по предотвращению обслуживания кредитными организациями сомнительных операций по внешнеэкономическим сделкам и совершенствованию механизмов, обеспечивающих надлежащий текущий контроль за обоснованностью осуществления трансграничных переводов клиентами банков - участниками внешнеэкономической деятельности.
Для этого необходимо обеспечить соблюдение уполномоченными банками требований Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», Положения Центрального банка Российской Федерации от 19.08.2004 №262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» и других рекомендаций (указаний) Банка России по усилению работы по предотвращению сомнительных операций клиентов кредитных организаций.
* * *
1. Грачева Е.Ю., Толстопятенко Г.П., Рыжкова Е.А. Финансовый контроль. М.: Камерон, 2004.
2. ВВП (Валовый внутренний продукт) // Рос. эконом. изд. ООО «Медиа-актив». 2009. №10.
3. Плотникова Н.В., Бешенцев Ю.Е., Раевская Л.С. Основы валютного регулирования и контроля. Тюмень: ТюменГНГУ, 2010. 308 с.
Поступила в редакцию 02.12.12
Z.F. Khusainov, A.M. Shameeva
Administration of foreign exchange regulation and control:efficiency of application of law
Russian currency control model meets modem requirements but there are problems in the coordination between organs of currency regulation and control at tracing various gray schemes to ensure the collection.
Keywords: exchange control, exchange control, Rosfinnadzor, the central bank.
Хусаинов Зуфар Фаатович, доктор юридических наук, профессор
Алсу Марсовна Шамеева, заместитель руководителя
Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Татарстан 420015, Россия, г. Казань, ул. Карла Маркса, 61
Khusainov Z.F., doctor of law, professor Shameeva A.M., deputy head
Territorial Directorate of the Federal Service for Financial and Budgetary Surveillance in the Republic of Tatarstan 420015, Russia, Kazan, Karla Marksa st., 61