Цибизов П.Н.
АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ УЧЕБНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
В ходе учебного процесса на аудиторных и внеаудиторных занятиях связанных с применением средств вычислительной техники, возникает необходимость получения или передачи информации. В настоящее время с развитием сетевых проводных и беспроводных технологий передачи данных, удовлетворить эту необходимость возможно через организацию локальной сети учебных подразделений: корпусов, лабораторий -по физическому размещению, кафедр факультетов, отделов по структурному.
Необходимо классифицировать вычислительные сети учебных подразделений по передаваемым данным:
- учебные (лабораторий, классов);
- сети отделов (деканатов, вспомогательных служб и т.д.).
Структурно эти сети являются частью корпоративной сети учебной организации.
Корпоративная сеть - это сложная система, включающая большое количество разнообразных компонентов: компьютеры, системное и прикладное программное обеспечение, сетевые адаптеры, концентраторы,
коммутаторы и маршрутизаторы, кабельную систему. Основная задача системных интеграторов и администраторов состоит в том, чтобы обеспечить управление потоков информации, циркулирующих между сотрудниками организации и позволять принимать им своевременные и рациональные решения при обеспечении нормального протекания учебного процесса и бесперебойную работу вспомогательных подразделений. В основном на кафедрах функции системных администраторов выполняют преподаватели или инженеры, ввиду отсутствия штатной должности системного администратора в ВУЗе как таковой, что приводит к увеличению нагрузки и распылению сил сотрудника.
Функции администратора кроме установки и настройки серверных и клиентских служб, заключаются в постоянном слежении за работой вычислительной системы в целом, обновлении установленного и поиска нового программного обеспечения, в постоянном улучшении и оптимизации сетевой конфигурации.
Особое внимание при рассмотрении вычислительных сетей учебного подразделения заслуживают учебные сети, так как сети отделов не представляют интереса из-за малого объема передаваемой информации к примеру, почтовые сообщения, серфинг в сети Internet, работа в составе систем клиент сервер (экономический отдел) и т.д.
В качестве учебной сети лаборатории, в зависимости от технического обеспечения подразделений, целей, которые собирается решать преподаватель, это может быть как простое физическое соединение между машинами (прямое кабельное соединение) или сеть, организованная на основании определенной топологии и нуждающаяся в администрировании.
Под администрированием сети понимают обеспечение корректного функционирования участка глобальной или локальной сети в соответствии с ее техническими характеристиками сегмента или задачами сети, для выполнения которых она предназначена.
Такое управление включает в себя не только обеспечение корректного функционирования сетевых служб и приложений ПК, которые отвечают за обмен данными на уровне клиент-сервер-клиент, но и управление типа преподаватель - сеть - студент, в результате чего необходимо разрешать следующие задачи:
- способ размещения передаваемых данных и набор программ или служб для их использования;
- какие права доступа оговорены для преподавателя и студента;
- необходимость автоматической или ручной сортировки передаваемой по сети информация;
- возможность автоматической передачи информации с клиентских машин на машину преподавателя;
- осуществление защиты сети;
- правила корректной работы с сетью и данными передаваемые по ней.
При создании и администрировании локальной сети аудитории возможны различные варианты решения этих вопросов. Необходимо отметить так же, что формулировка, количество и острота их постановки могут варьироваться в зависимости от образовательного пространства, создаваемого в различных компьютерных лабораториях. Прежде всего, необходимо четко определить цели, под которые и будет организовываться сеть и соответствующее сетевое пространство.
При выборе структуры сети исходят из следующих образовательных задач:
обеспечение различных способов обмена данными (файлов упражнений, учебных программ) между машинами, необходимыми для организации учебного процесса;
обеспечение контроля за деятельностью студентов;
осуществление диалога между преподавателем и студентом на занятии;
освоение студентами простейших навыков работы с компьютером, включенным в локальную и глобальную сеть;
освоение навыков работы с обслуживающими сеть программами;
знакомство с принципами построения сети и простейшими приемами ее администрирования;
приобретение навыка корректной работы с информацией, передаваемой по сети.
Одним из возможных путей разрешения этих задач может быть следующая организация управления работой сети в лаборатории (класса) .
1. На каждого пользователя сети заводится учетная запись - множество атрибутов пользователя.
2. Каждому пользователю назначаются права в соответствии с поставленными перед ним задачами (время входа, доступ к соответствующим информационным ресурсам, глобальной сети и т.д.) .
3. Выделяются сетевые подключаемые ресурсы, а также загружаемые после авторизации пользователя программные ресурсы;
4. Для удобства администрирования пользователям присваивается членство в локальные и глобальные группы .
5. Выделяется квота на использование объема дискового пространства. Здесь следует учитывать задачи выполняемые студентами. К примеру, дипломникам необходимо выделять больше места, так как в ходе дипломной работы они используют различное программное обеспечение, что увеличивает количество файлов и, соответственно, объем занимаемого доступного пространства, особенно при сканировании информации (дисковая квота может доходить до 50 Мб). В некоторых случаях следует подходить индивидуально, при квотировании, для каждого студента, работающего над дипломным проектом.
На младших курсах в силу специфики изучаемых общеобразовательных дисциплин, следует ограничивать квоту (к примеру, на кафедре «Приборостроение» для 1 курса не более 10 Мб, 2 - курса - 10-15 Мб и т.д.). Основной объем дискового пространства занимают файлы графических форматов BMP, TIFF, и документы с внедренными графическими объектами, используемыми студентами в качестве отчетов и сопроводительной документации. Следует обращать внимание на наличие в индивидуальных каталогах копий файлов, и по мере возможности, в целях устранения превышения лимита на использования дискового пространства, необходимо периодически удалять ненужные файлы.
Оптимальной конфигурацией для предоставления таких возможностей служит следующая программноаппаратная структура локальной сети лаборатории:
топология «звезда»;
тип сети - «клиент-сервер»;
тип подключения - Ethernet-витой пары;
протокол передачи данных - TCP/IP;
операционная система сервера - Windows'2000 Server; операционная система клиента - Windows XP; количество клиентов в сети - 14; количество управляющих машин - І; тип соединения - Switch В (З шт. );
тип выхода в глобальную сеть - через маршрутизатор;
типы доступа - администратор (преподаватель), пользователь (студент); осуществление администрирования LAN - администратор (преподаватель) .
Наличие доменной структуры.
Печатающее устройство - лазерный принтер.
Особое внимание стоит уделять операционным системам. Для изучения на занятиях возможностей различных ОС возникает необходимость устанавливать несколько систем. Что влечет за собой некоторые трудности в администрировании.
Однако даже при работе с такой сетью существует ряд трудностей связанных с человеческим фактором:
засорение сетевых папок информацией, не связанной с сетевой деятельностью учащихся, скачанной из глобальной сети или принесенной с внешних носителей;
попытки осуществления доступа в сетевую папку преподавателя или присвоение прав администратора в сессии пользователя на клиентской машине;
внедрение вирусов в сеть из различных источников;
копирование материала студентом с уже выполненного задания другого студента без самостоятельного выполнения задания через сеть, с локального файла, с внешнего носителя;
несанкционированная установка различного рода программ, не связанных с учебной деятельностью;
В связи с этим необходимо проводить следующие мероприятия по решению этих проблем:
преподаватель (администратор) должен регулярно просматривать и фильтровать содержание всех сетевых папок лаборатории;
наряду с основным серверным пакетом и стандартным набором служб установить сканеры сетевых обращений и антивирусную защиту, способную работать с сетью;
установить ограниченный доступ для сессий студентов (невозможность инсталляции программ, изменения настроек системы и т.д.);
отключить возможность физического отображения других информационных ресурсов в сети; копировать для проверки задания сразу после выполнения их студентами или с последующим удалением с клиентской машины файла работы (только когда данные сохраняются не на сервере) ;
снабжать файлы упражнений уникальными цифровыми кодами либо другими метками, сформированными случайным образом;
отслеживать деятельность студента на занятиях с помощью визуального контроля за машиной с помощью специальных программ удаленного администрирования или отключением средств сетевого обмена (наиболее простым является блокирование IP адреса машины на сервере в службе DHCP).
Необходимо довести до всех занимающихся в компьютерной лаборатории студентам правила работ:
- в сетевом пространстве класса рекомендуется использовать только те программы, которые установлены преподавателем для работы, либо санкционированы на установку и использование в классе;
- не копировать на жесткий диск компьютера файлы или программы, которые не прошли антивирусную проверку (если отсутствует антивирусный монитор) ;
- использование программ взлома паролей влечет исключение клиентской машины из сетевого пространства и наказание студента;
- не использовать программы связи во время занятий (если они не являются инструментом выполнении поставленных преподавателем задач) ;
- файлы программ, документов должны именоваться фамилией, выполнявшего их студента с указанием номера задания.
Все эти меры не будут эффективными, если преподаватель на занятиях с применением вычислительной техники не воспитывает в них чувство ответственности, не формирует культуру работы учащихся, игнорирует и не делает замечания по нарушению установленных правил.
Таким образом, такая сложная номенклатура задач требует наличие специальной должности системного администратора, либо организации курсов переподготовке сотрудников и преподавателей, фактически выполняющих данные обязанности.