УДК 343.8 a.A. KRYMOV*
ББК 67.409-4 К85
ADMINISTRATIVE SUPERVISION OVER PRISONERS RELEASED FROM CORRECTIONAL ESTABLISHMENTS AS INSTITUTE OF THE PENAL AND POLICY LAW
Аннотация: в статье рассматривается важный институт уголовно-исполнительного и полицейского права - административный надзор за лицами, освобожденными из исправительных учреждений
Ключевые слова: административный надзор, осужденные исправительные учреждения
АЛЕКСАНДР
АЛЕКСАНДРОВИЧ
КРЫМОВ*
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР ЗА ЛИЦАМИ, ОСВОБОЖДЕННЫМИ ИЗ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, КАК ИНСТИТУТ УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНОГО И ПОЛИЦЕЙСКОГО ПРАВА
Annotation: in the article the author considers such an important institute of the penal and policy law as administrative supervision over prisoners released from correctional establishments.
Key words: administrative supervision, prisoners, correctional establishments.
Административный надзор за лицами, освобожденными из исправительных учреждений (ИУ), - это реанимированный в 2011 г. правовой институт, находящийся на стыке уголовноисполнительного и полицейского права. В настоящее время практика его применения только нарабатывается, поэтому хотелось бы проанализировать его некоторые теоретические и правовые вопросы.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор может применяться в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы:
- если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего;
- отбывавшего наказание за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, если оно в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Законодатель, по-видимому, полагает, что эти категории лиц наиболее опасны и потому подлежат постпенитенциарному наблюдению, хотя исследователи1 обычно считают таковыми лиц, имеющих тяжелые психические расстройства.
Место рассматриваемого нами института в уголовно-исполнительном законодательстве определено в Уголовно-исполнительном кодексе
* Кандидат юридических наук; доцент; начальник академии (Академия ФСИН России)
E-mail: apu-fsin@mail тп
Уголовно-исполнительное право
Уголовно-исполнительное право
Российской Федерации (УИК РФ) следующим образом: ст. 173.1 «Установление административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы» расположена в гл. 21 «Освобождение от отбывания наказания» разд. VI «Освобождение от отбывания наказания. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними»; ст. 183 «Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания» - в гл. 22 «Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними».
По логике законодателя административный надзор и контроль за лицами, освобожденными из ИУ, - разные, не пересекающиеся друг с другом правовые институты (так как они находятся в разных главах УИК РФ). Однако представляется, что ситуация несколько иная: административный надзор за лицами, освобожденными из ИУ (а не за всеми лицами, освобожденными от отбывания наказания), является наиболее строгой формой контроля за их поведением. Контроль в той или иной мере может осуществляться различными государственными организациями: уголовно-исполнительными инспекциями, органами внутренних дел (ОВД) и другими, хотя в ст. 183 УИК РФ это не оговорено. Исходя из положений ст. 173.1 УИК РФ административный надзор осуществляется только ОВД, обладающими оперативно-розыскными, административными и другими полномочиями в сфере предупреждения, пресечения, выявления и расследования преступлений, а также обеспечения общественной безопасности.
Таким образом, было бы логичнее этот институт разместить в гл. 22 «Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними». Тем не менее значение административного надзора в уголовно-исполнительном праве очевидно - осуществление постпенитенци-арного наблюдения за освобожденными лицами, а его роль в отношении лиц, освобожденных из ИУ, в полицейском праве менее очевидная.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О полиции» деятельность этой силовой структуры осуществляется по целому ряду строго предусмотренных основных направлений: от защиты личности, общества, государстваот противоправных посягательств до осуществления экспертно-криминалистической деятельности.
С учетом анализа положений ст. 2 Федерального закона «О полиции» трудно уяснить, к какому из основных направлений деятельности полиции относится осуществление постпени-тенциарного надзора. В самом же Федераль-
ном законе «О полиции» этому институту уделено лишь эпизодическое внимание. Так, среди обязанностей полиции закреплено осуществление контроля (надзора) за соблюдениемлицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений (ст. 12); полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право применять в процессе контроля (надзора) предусмотренные федеральным законом меры наблюдения за ходом социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы (ст. 13).
Указанные нормы Федерального закона «О полиции» приравнивают друг к другу две формы осуществления постпенитенциарного наблюдения за освобожденными лицами - контроля и надзора, что вряд ли правильно и к тому же не соответствует положениям УИК РФ.
Эти же нормы Федерального закона «О полиции» содержат отсылочную норму к специальному Федеральному закону - «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». К сожалению, до сих пор не принят закон о постпенитенциар-ном контроле, о необходимости принятия которого говорят многие специалисты2. Разработка такого закона позволила бы провести более серьезный анализ форм наблюдения за лицами, освобожденными из ИУ.
В ст. 1 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» дается следующее определение: административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается:
- для предупреждения совершения преступлений поднадзорными лицами;
- предупреждения совершения других правонарушений поднадзорными лицами;
- оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Представляется, что в этой норме закона говорится о целях применения административного надзора.
Первая цель административного надзора аналогична цели уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации - предупреждению совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами (ст. 1 УИК РФ). Все цели административного надзора также соответствуют первым двум основным направлениям деятельности полиции: защите личности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений.
Исходя из изложенного Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» можно отнести как к уголовно-исполнительному, так и полицейскомуправу.
Однако правовое регулирование института административного надзора за лицами, освобожденными из ИУ, в УИК РФ, федеральных законах «О полиции» и «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» достаточно противоречивое. Так, в отличие от Федерального закона «О полиции» в Федеральном законе «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» не используется термин «контроль», что опять-таки ставит под сомнение его идентичность термину «надзор».
Непонятно также, о какой социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, упоминается в Федеральном законе «О полиции», так как Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» этого термина тоже не содержит. В УИК РФ гово-
рится о медико-социальной реабилитации только при отсрочке отбывания наказания осужденным, признанным в установленном порядке больным наркоманией, и контроле за соблюдением ее условий, но не в случае осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из ИУ.
Представляется также очевидной недостаточность регулирования данного института в уголовно-исполнительном праве.
Если же институт административного надзора условно разбить на этапы, то в первую очередь можно говорить о назначении (установлении) надзора (первый этап) и его исполнении (второй этап). Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», как полагается, регулирует оба этих этапа. Федеральный закон «О полиции» делает соответствующие ссылки на возможность применения в процессе надзора предусмотренных федеральным законом мер наблюдения (на втором этапе). Статья 173.1 УИК РФ называется «Установление административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы» (то есть в ней должно говориться о первом этапе), однако в ч. 4-6 фактически регламентируется исполнение этого института (то есть его второй этап).
Таким образом, очевидна необходимость дальнейшего теоретического и практического изучения административного надзора за лицами, освобожденными из исправительных учреждений, как института уголовно-исполнительного и полицейского права.
1 См.: Антонян Ю.М. Смертная казнь и ее альтернатива// Уголовное право. 2007. № 1. С. 100; Скиба А.П. Меры безопасности при досрочном освобождении от отбывания наказания лиц, имеющих заболевания: монография / под общ. ред. А.Я. Гришко, Ю.А. Кашубы Рязань, 2012; СпасенниковБ. Освобождение от наказания в связи с психическим расстройством // Рос. юстиция. 2003. № 4. С. 42 и др.
2 См.: Гришко А.Я. До- и постпенитенциарный контроль по законодательствуРоссии и других государств-участников СНГ// Уголовно-исполнительное право. 2007. №9 2. С. 6-14; Кашуба Ю.А. Новые подходык некоторым вопросам реформирования уголовно-исполнительной системы России // Уголовно-исполнительная система РоссийскойФедерации в условиях модернизации: современное состояние и перспективы развития: сб. тез. докл. участниковМеждунар науч-практ. конф. (Рязань, 22-23 нояб. 2012 г.): в 3 т. Рязань, 2012. Т. 1. С. 11-18; Селиверстов В.И. Противодействие преступности: уголовно-исполнительные аспекты // Противодействие преступности: уголовно-правовые, криминологические и уголовно-исполнительные аспекты: материалы III Рос. конгрессауголовногоправа (Москва, 29-30 мая 2008 г.). М., 2008. С. 493-494 и др.
Уголовно-исполнительное право