Научная статья на тему 'Административный капитал в системе хозяйственной деятельности'

Административный капитал в системе хозяйственной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
484
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ КАПИТАЛА / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ КАПИТАЛ / ПОКАЗАТЕЛИ АДМИНИСТРАТИВНОГО КАПИТАЛА / THE THEORY OF THE CAPITAL / HUMAN CAPITAL / THE ADMINISTRATIVE CAPITAL / INDICES OF ADMINISTRATIVE CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прохорова Марина Вячеславовна

В статье определяется понимание человеческого капитала. Выявляется место и роль административного капитала в системе человеческого капитала. Для измерения социальных позиций индивидов, обладающих различным объемом административного капитала, выделяется совокупность показателей, которые влияют на его формирование. На примере социологического исследования проводится анализ административного капитала, выявляются закономерности и особенности его накопления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative capital in the system of human capital

In the article the understanding of human capital is determined. The place and role of administrative capital in the system of human capital are revealed. An aggregate of factors which influence forming administrative capital are marked for measuring the social positions of individuals having different amounts of administrative capital. The analysis of administrative capital is carried out on the basis of sociological research, regularities and features of its accumulation are revealed.

Текст научной работы на тему «Административный капитал в системе хозяйственной деятельности»

офиц. текст по состоянию на 1 января 2006 г. / Законодательство Российской Федерации об образовании: справочник. 5-е изд., испр. и доп. М.: ИФ «Образование в документах», 2005. С. 4-60.

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: ^рр^/'л^^ЛЬир:// www.dvgu.ru/umu/MO КР/сошер^соп 1_02.htm.

6. Национальная Доктрина образования в Российской Федерации: http://npagov.garweb.ru:8080/pablic/ defoult.asp?no=6094474.

7. Петровичев В. М. Региональное образование: организация, управление развитием. Тула, 1994. 286 с.

8. Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г. В. Осипова. М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА М, 1998. 672 с.

9. Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг.: утверждена постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. № 803 //Бюллетень Министерства образования и науки Российской Федерации. Высшее и среднее профессиональное образование. 2006. № 3. С. 2-36.

10. Якобсон А. Я. Территориальная организация региональной политики. Новосибирск, 1994. С. 29.

УДК 330.14.01

М. В. Прохорова

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ КАПИТАЛ В СИСТЕМЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье определяется понимание человеческого капитала. Выявляется место и роль административного капитала в системе человеческого капитала. Для измерения социальных позиций индивидов, обладающих различным объемом административного капитала, выделяется совокупность показателей, которые влияют на его формирование. На примере социологического исследования проводится анализ административного капитала, выявляются закономерности и особенности его накопления.

In the article the understanding of human capital is determined. The place and role of administrative capital in the system of human capital are revealed. An aggregate of factors which influence forming administrative capital are marked for measuring the social positions of individuals having different amounts of administrative capital. The analysis of administrative capital is carried out on the basis of sociological research, regularities and features of its accumulation are revealed.

Ключевые слова: теория капитала, человеческий капитал, административный капитал, показатели административного капитала.

Keywords, the theory of the capital, human capital, the administrative capital, indices of administrative capital.

Современное состояние социально-экономической сферы характеризуется изменением ценностных основ жизнедеятельности общества, переоцен-

© Прохорова М. В., 2009 122

кой значения роли человека в динамике общественного развития. В этих условиях человек представляет собой важнейший компонент общественного богатства, определенного рода ресурс, капитал, способный приносить прибыль в процессе общественного воспроизводства. Поэтому основой управления любой социально-экономической системой становится управление человеческими ресурсами. Особую актуальность это приобретает в условиях глобального экономического кризиса, когда правильное использование человеческого потенциала должно стать необходимым условием функционирования любой социально-экономической системы.

С ликвидацией государственной монополии на рабочую силу государство не является больше единственным гарантом занятости населения. Возможность осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности, выбора места работы, источника дохода позволило обрести человеку экономическую независимость. Сегодня человека не рассматривают, как это было ранее, только как средство и ресурс труда, а определяют его как носителя полезных качеств, способных приносить прибыль.

Человек как определенного рода ресурс рассматривался многими исследователями. Изначально в научной литературе сформировалось два направления исследования данной проблемы.

С одной стороны, исходили из того, что человеческий капитал строго детерминирован производственными процессами. Эта идея находит отражение еще в трудах К. Маркса, который рассматривал человека как второй элемент общественного производства [1]. В процессе производства рабочая сила не только воспроизводится, но и совершенствуется, развивается, происходит накопление производительной силы труда, созидательных способностей человека.

С другой стороны, определяли человеческий капитал как нечто выходящее за рамки сугубо экономической сферы деятельности человека и определяющееся другими ресурсами. Так, например, А. Смит полагал, что основной капитал состоит не только из машин и иных орудий труда, из построек и земли, которыми владеет человек, но и из всех приобретенных и полезных способностей [2]. Хотя первые теоретические исследования не предлагают достаточно четкого изложения понимания человеческого капитала, они закладывают прочный фундамент в направлениях исследования.

Собственно, целенаправленная и систематическая попытка изучения человеческого капитала принадлежит обладателям Нобелевских премий по экономике Т. Шульцу и Г. Беккеру [3]. Т. Шульц под человеческим капиталом понимает запас знаний, навыков, мотиваций человека, способных приносить доход. Г. Беккер особое внимание уделил формам инвестиций в человека. Ими являются об-

Прохорова М. В. Административный капитал 6 системе хозяйственной деятельности

разование, подготовка на производстве, медицинское обслуживание, миграция, рождение детей и уход за ними. Таким образом, накопление капитала - инвестиционный процесс, имеющий свои издержки и ожидаемые выгоды.

Большое значение на развитие теории капиталов оказал П. Бурдье, выделивший и описавший несколько видов капитала [4]. В его понимании «капитал» связывается не только с ресурсом, приносящим прибыль, но и с притязаниями индивида на определенную позицию в поле, в котором этот вид капитала имеет значительную роль и признается другими субъектами. В целом П. Бурдье выделяет три основные формы капитала: экономический капитал, обладающий денежной ликвидностью и институциализирующийся в форме права собственности; культурный капитал, представляющий собой совокупность культурных практик и институализирующийся в форме образования; и социальный капитал, состоящий из социальных обязательств (связей) и институциализирующийся в форме определенного социального статуса. Отмечая, однако, что форм капитала существует гораздо больше (например, символический капитал, властный капитал).

Таким образом, анализ теорий человеческого капитала позволяет вывести интегративное понимание капитала. Под капиталом будем понимать любые ресурсы (экономические, социальные, культурные, символические), характеризующиеся ограниченностью, способностью к накоплению и конвертации, приносящие определенные дивиденды на протяжении всей жизни. Однако открытым остается вопрос, что позволяет человеку занимать высокие позиции в социально-профессиональной сфере. В научной литературе с позиций теории капитала административный ресурс человека исследован в меньшей степени. У отечественных представителей социально-экономической мысли административно-трудовой капитал рассматривается лишь как более широкое, содержательное наполнение понятия «человеческий капитал» [5].

Между тем, очевидно, что обладание административным капиталом является сильным мобили-зирующим фактором для интеграции других видов капитала, в том числе и материальных. Он связан со способностью одних хозяйственных агентов регулировать доступ к ресурсам и видам деятельности других агентов, используя особые позиции власти и авторитета. Данный вид капитала воплощается в вертикальных организационных иерархических структурах, в которых четко закрепляются формальные позиции управляющих и управляемых, имеющих или не имеющих право на принятие определенных решений. Относительно конкретного человека он проявляется в структуре должностных позиций, каждой из которых вменен определенный круг прав и обязанностей.

П. Сорокин описывает, например, классификацию профессора Ф. Тоуссига, которая, по его словам, «признается почти всеми исследователями» и представляет собой профессиональную пирамиду, на вершине которой размещается группа профессий, включающая высокопоставленных официальных лиц и крупных бизнесменов; далее следует класс «полупрофессионалов», мелких бизнесменов и служащих; затем идет класс работников квалифицированного труда (по всей вероятности - ручного); еще ниже расположены профессиональные группы «полуквалифицированного и неквалифицированного труда» [6]. Эта классификация, отмечает Сорокин, основана «на принципе уменьшения интеллекта и контролирующей силы профессии, одновременно совпадающей с уменьшением оплаты труда и с понижением социального статуса профессии в иерархии» [7]. Соответственно можно говорить о том, что по мере возрастания профиля пирамиды, увеличивается накопленный административный капитал.

В любом обществе воспроизводятся неравные стартовые условия для хозяйственной деятельности, сохраняется неравномерное распределение хозяйственных ресурсов и вознаграждений. В борьбе за административные ресурсы одни группы пытаются подчинить себе другие и добиться господства над ними. В этом аспекте можно говорить об отношениях административно-хозяйственной власти, которая включает следующие элементы: право на истолкование событий; особые позиции в распределении ресурсов, доходов; контроль за доступом к информации как особому ресурсу; возможность диктовать правила деятельности; способность оказывать личное влияние на людей. Власть как социальное отношение трудно поддается формализации и проявляет себя скорее опосредованно, через косвенные признаки, к которым относятся место субъектов в общественных иерархиях и право на доступ к ограниченным ресурсам и вознаграждениям.

Таким образом, административный капитал связан с корпоративной стратификационной системой, где дифференциация между группами строится по их формальным позициям в организационных иерархиях. Эти позиции предоставляют различные возможности мобилизации и распределения ресурсов, а также регулирования доступа к ресурсам других агентов. Они также обеспечивают привилегии или вознаграждения, привязанные к должностной позиции. Административный капитал можно охарактеризовать через совокупность приобретенных социально-профессиональных статусов (уровень образования и квалификации, должностное положение и позиции на рынке труда); трудовых статусов (условия и содержание труда); властных статусов (влияние, господство, авторитет). Кроме того, административный капитал детерминирован соци-

нальных обязанностей; связь с функциями социальной организации и контроля [10].

2. Квалификация. Эта переменная измеряется шкалой рангов, занимаемых человеком в профессионально-должностной системе. Для работников физического (ручного) труда она может измеряться в разрядности или классности; для работников управленческого труда это может быть воинское (или приравненное к нему) звание либо разряд (наподобие принятых в России для государственных служащих разрядов Единой тарифной сетки); для интеллектуальных работников - это ученая степень и/или ученое звание. Эта переменная в определенной степени коррелирует со значениями переменной «образование», но не совпадает с ними: так, одному потребуется десять лет на завершение и защиту кандидатской диссертации (из которых лишь три года аспирантуры пойдут в зачет формального образования), а другой потратит на это всего два года, причем вообще минуя официальное положение аспиранта [11].

3. Возраст. Эта переменная определяет возрастные интервалы, наиболее благоприятные для продвижения по карьерной лестнице. Кроме того, некоторые исследователи указывают на то, что с возрастом осложняется переход к новой деятельности, снижается возможность формирования и освоения новых знаний и навыков [12].

Практически любая хозяйственная организация производит ранжирование своих членов. Внутри нее можно обнаружить как минимум три социальных слоя, обладающих различным объемом административного капитала: управляющие, имеющие власть и все доступные для организации привилегии; полноправные исполнители (основная масса работающих), не располагающие формальной властью, но имеющие доступ к какому-то ограниченному кругу привилегий; депривилегированные исполнители, не обладающие ни властью, ни привилегиями.

Таблица 1

Индексы интеллекта различных профессий (по Ф. Барру)

Индексы интеллекта Профессия

от 0 до 4,29 Случайная работа, странствующие рабочие, собирание отбросов, ремонтники, подневные занятия, простой крестьянский труд, работа в прачечной и т. п.

от 5,41 до 6,93 Водитель, разносчик, сапожник, парикмахер и т. п.

от 7,05 до 10,83 Ремонтник широкого профиля, повар, фермер, полицейский, строитель, почтальон, каменщик, водопроводчик, ковровых дел мастер, гончар, портной, телеграфист, молочник, линотипист и т. п.

от 10,86 до 16,28 Детектив, клерк, служащий транспортной компании, прораб, стенографистка, библиотекарь, медсестра, редактор, учитель в средней школе, фармацевт, преподаватель вуза, проповедник, инженер, артист, архитектор и т. п.

от 16,58 до 17,50 Оптовый торговец, инженер-консультант, администратор системы образования, врач, журналист, издатель и т. п.

от 17,81 до 20,71 Профессор университета, крупный делец, великий музыкант, общенациональные официальные лица, выдающийся писатель, видный исследователь, талантливый инноватор и т. п.

альным престижем, выражающим степень уважения и почета, субъективную оценку привлекательности занимаемых социальных позиций.

Для измерения социальных позиций индивидов, обладающих различным объемом административного капитала, выделим совокупность показателей, которые могут его характеризовать (осознавая, что он может быть дополнен и другими показателями).

1. Образование. Этот показатель измеряется числом лет, затраченных индивидом на получение формального общего и профессионального образования.

На тесную взаимосвязь административного капитала и уровня образования указывают многие исследователи. Так, различные эмпирические исследования, проводившиеся под руководством П. Бурдье с середины 60-х гг. прошлого века в студенческой и академической среде, подтвердили наличие определенного соотношения между социально-профессиональной принадлежностью агента и уровнем образования, что привело к пониманию особой роли образовательных институтов в распределении и присвоении различными социальными слоями социально-профессионального опыта [8].

Теоретические положения П. Сорокина опосредованно также подтверждают наличие определенного рода корреляции между образованием и объем накопленного административного капитала. В произведении «Социальная и культурная мобильность» он описывает шкалу профессионального статуса Ф. Барра, которая базируется на выявлении уровня интеллекта, требуемого для выполнения тех или иных профессиональных обязанностей (см. табл. 1) [9].

Анализируя данную таблицу, П. Сорокин приходит к выводу о трех координатах профессионального подпространства: характер труда (ручной или интеллектуальный); уровень интеллекта, необходимый для выполнения данных профессио-

Прохорова М. В. Административный капитал в системе хозяйственной деятельности

Таблица 2

Социально-профессиональный статус в зависимости от образования, %

Социально-профессиональный статус Образование Всего

Начальное, неполное среднее, среднее ПТУ, среднее специальное, незаконченное высшее Высшее, степень магистра, ученая степень

Топ-менеджер высшего звена управления 8,5 25,7 65,8 100

Менеджер среднего звена управления 7,3 40,9 51,8 100

Менеджер низшего звена управления 13,8 55,3 30,9 100

Таблица 3

Оценка перспектив служебного роста в зависимости от образования, %

Уровень образования Оценка перспектив служебного роста

Я достиг высокого служебного уровня Я рассчитываю на дальнейший рост служебной карьеры Я считаю, что у меня нет перспектив служебного роста

Начальное 1 - 0,6

Неполное среднее 0,3 1,5 3,4

Среднее 12,5 12,3 26,7

ПТУ 6,8 7,7 17,2

Среднее специальное 33,3 33,7 34,8

Незаконченное высшее 4,4 7,4 2,4

Высшее 40,1 36,4 14,9

Степень магистра - од

Ученая степень 1,3 0,6 0.1

Не дали ответа 0,3 0,1 -

Всего 100 100 100

Рассмотрим, как влияют выделенные нами показатели на формирование административного капитала. Для социологической наглядности воспользуемся результатами исследования, проведенного Институтом общественного проектирования (г. Москва) в рамках проекта «Социальная стратификация России» в ноябре 2004 г. По репрезентативной выборке было опрошено 15200 человек. Опрос проводился в 54 областях РФ, представляющих семь федеральных округов, а также в Москве и Санкт-Петербурге. Респонденты представляли жителей семи различных типов населенных пунктов - от деревень до крупных городов с населением свыше 1 миллиона человек.

Исследование показало, что высшие административные позиции в социально-должностной иерархии занимают люди с высшим образованием, а иногда даже обладающие степенью магистра, научной степенью (табл. 2), причем показательно то, что в когорте менеджеров низшего звена управления преобладают работники со среднимспециальным образованием. Соответственно это подтверждает тезис о том, что накоплению административного капитала способствует получение образования.

Высокую оценку своего профессионально-должностного статуса дают люди с высшим образованием. Они же в большей степени ориентированы на дальнейшее продвижение по служебной лестнице. На отсутствие восходящей мобильности в

служебной карьере указывают работники, имеющие образование ниже среднимспециального (см. табл. 3).

Исследование показало, что на дальнейшее продвижение по служебной лестнице рассчитывают в большей степени руководители, топ-менеджеры высшего звена управления (41,9%); руководители, менеджеры среднего звена управления (43,7%); руководители, менеджеры низшего звена управления (31%), работники интеллектуального труда высшей категории (37,5%); квалифицированные работники интеллектуального труда (27,7%), т. е. те категории людей, которые обладают большим объемом накопленного капитала. Вместе с тем очевидно, что некоторые социально-профессиональные статусы обладают низкими способностями накопления административного капитала. Малоквалифицированные работники интеллектуального труда (24,3%); высококвалифицированные работники физического и умственного труда (22,6%); работники квалифицированного физического труда (35,5%); высококвалифицированные работники сельского труда (32,3%); квалифицированные работники сельского труда (38,3%); неквалифицированные работник сельского труда (52,4%) указывают на то, что по характеру работы нет возможностей служебного роста.

Самым продуктивным для накопления административного капитала является возрастной интер-

вал от 35 до 45 лет, где значительной оказывается группа людей, занимающая высокие социальные позиции в профессиональной иерархии (35,3% -топ-менеджеров высшего звена управления), тогда как в интервале до 35 лет их оказывается лишь 10,2%, а старше 46 лет - 18,5%.

Кроме того, можно говорить о следующей зависимости: с увеличением возраста повышается оценка своего служебного статуса. Так, в возрастном интервале от 45 и более лет большинство респондентов считают, что достигли высокого служебного уровня (65,4%), а на дальнейший рост служебной карьеры рассчитывают лишь 13,7% представителей этого возрастного интервала. Таким образом, административный капитал имеет возрастные границы своего развития и накопления. Возраст в настоящее время является важнейшим критерием при приеме на работу, увольнении, решении других кадровых вопросов. Полагаем, что этот феномен обусловливает выдвигаемые современными работодателями требования относительно работников и широкое распространение в профессионально-деловой сфере нашего общества эй-джизма. Эйджизм (ageism) означает отрицательное, предвзятое отношение к людям на основе их хронологического возраста [13]. В большей степени на дальнейший карьерный рост рассчитывают респонденты в возрасте от 25 до 34 лет (38%).

Резюмируя сказанное, необходимо отметить, что административный капитал в системе человеческого капитала занимает существенную позицию. Индивиды, обладающие достаточным объемом административного капитала, в большей степени, чем другие хозяйственные агенты, имеют доступ к материальным и социально значимым ресурсам, имеют право на самостоятельное принятие управленческих решений.

Примечания

1. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956. С. 517-642.

2. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1993.

3. Shultz T. W. Investment in Human Capital // http:// web.ebscohost.com/ehost/pdf.

4. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. № 5. С. 60-74.

5. Смирнов В. Т. Классификация и виды человеческого капитала в инновационной // http:// creativeconomy.ru/library/prd165.php; Радаев В. В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация // Общественные науки и современность. 2003. № 2. С. 5-16.

6. Сорокин П. Социальная и культурная мобильность. М., 1992. С. 355.

7. Там же.

8. Bourdieu P. Distinction. A Social Critique of the Judgement of Taste. London, 1996.

9. Сорокин П. Социальная и культурная мобильность. М., 1992. С. 356.

10. Там же.

11. Анурин В. Проблема эмпирического измерения социальной стратификации и социальной мобильности // Социологические исследования. 1993. № 4. С. 95.

12. Заяц О. В. Занятость населения и ее регулирование. Владивосток, 2003. С. 43.

13. Социально-психологическая работа с пожилыми людьми: опыт Кузбасса: сборник учебно-методических статей / под ред. О. В. Красновой. М., 2002. С. 67; Социальная работа и здравоохранение: 200 основных терминов по-английски и по-русски / под общ. ред. Н. С. Григорьевой. М., 1996. С. 245.

УДК 316.7

И. В. Тесленко

БИЗНЕС-КУЛЬТУРА В РОССИИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД

В статье рассматриваются категории «организационная культура», «бизнес-культура»; выделяются национальные особенности российской бизнес-культуры. Автор выявил специфику формирования бизнес-культуры в современных российских условиях и формулирует наиболее важные аспекты ее изучения, оказывающие влияние на конкурентоспособность фирмы в целом и на работу с персоналом в том числе.

In this article the categories "organizational culture" and "business culture" are considered; some national features of Russian business culture are singled out. The author reveals specificity of forming business culture in modern Russian conditions and formulates the most important aspects of its studies influencing competitiveness of a firm as a whole including work with the personnel.

Ключевые слова: бизнес-культура, организационная культура, национальная культура, конкурентоспособность, политика предприятия в области подбора персонала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: business culture, organizational culture, national culture, competitiveness, politics of an enterprise in the field of selection of the personnel.

Формирование бизнес-культуры современной России идет в условиях перехода к рыночной экономике, с одной стороны, а с другой - в русле глобальных тенденций, характерных для всех современных стран. Россия за последние сто лет несколько раз пережила качественное изменение подходов к общей организации жизни, что, безусловно, влияет и на профессиональную деятельность, на ежедневное выполнение должностных обязанностей при постоянном не обязательно осознанном ощущении особенностей внутренней среды предприятия. В связи с этим становится актуальным анализ специфики бизнес-культуры современной России, процессов, происходящих внутри на-

© Тесленко И. В., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.