УДК 330.3
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Б. А. ВОРОНИН,
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой, Уральский государственный аграрный университет
(620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42; тел.: 8 (343) 371-33-63),
И. А. ТУХБАТОВ,
кандидат сельскохозяйственных наук, исполняющий обязанности руководителя, Управление Россельхознадзора по Свердловской области
(620027, г. Екатеринбург, ул. Грузчиков, д. 4)
Ключевые слова: административные правонарушения, административная ответственность, сельское хозяйство, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, наряду с другими сферами государства, регулирует отношения в части административной ответственности за правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и сельскохозяйственного землепользования. Кодекс устанавливает нормы административно-правового воздействия на нарушителей законодательства. Законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. В настоящей статье рассматриваются изменения, внесенные в Кодекс за последние годы, в которых ужесточается административная ответственность за правонарушения в сельском хозяйстве, а также практические результаты деятельности Управления Россельхознадзора по Свердловской области по взысканию административных штрафов за 2012-2013 гг.
ADMINISTRATIVE VIOLATIONS AND ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY IN AGRICULTURE
B. A. VORONIN,
doctor of law, professor, head of department, Ural State Agricultural University
(42 K. Libknehta Str., 620075, Ekaterinburg; tel: +7 (343) 371-33-63),
I. A. TUHBATOV,
candidate of agricultural sciences, acting chief,
Office of Russian Agricultural Supervision for the Sverdlovsk Region
(4 Gruzchikov Str., 620027, Ekaterinburg)
Keywords: administrative offenses, administrative responsibility, agriculture, Code of the Russian Federation on administrative offenses.
Code of the Russian Federation on Administrative Offences, along with other areas of the state, regulates relations in the part of the administrative responsibility for offenses in agriculture, veterinary and agricultural land use. The Code sets standards of administrative and legal impact on the legislation offenders. Administrative Offences consists of the Russian Federation Code of Administrative Offences, adopted in accordance with the draft law of the Russian Federation on Administrative Offences. The objectives of the legislation on administrative offenses are the protection of the individual and protection of the rights and freedoms of man and citizen, public health protection, sanitary and epidemiological welfare of the population, social protection of morality, the environment, the established order of the government, public order and public safety, property protection of the legitimate economic interests of individuals and legal entities, society and the state of administrative offenses, as well as prevention of administrative offenses. Administrative offense recognized wrongful guilty action (inaction) of a person or entity for which the Code of Administrative Offences of the Russian Federation or the laws of the Russian Federation on Administrative Violations administrative responsibility. This article discusses the changes made to the Code in recent years, in which the evolving administrative responsibility for offenses in agriculture, as well as the practical results of the Office of Federal Service for Veterinary and Phytosanitary Surveillance Sverdlovsk region of collecting administrative fines for 2012-2013.
Положительная рецензия представлена А. Н. Митиным, доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой теории и практики управления Уральской государственной юридической академии.
Законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [1] и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
В статье 2.1 КОАП РФ дано понятие административного правонарушения:
1. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
2. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
щает об этом несвоевременно (то есть с пропуском установленного срока). Сам факт пропуска срока уже образует состав данного правонарушения.
Если виновный несвоевременно принимает меры по локализации падежа и заболеваний животных (например, медлит с объявлением карантина, выбраковкой больных животных, проведением массовой вакцинации), то и в этом случае он нарушает нормы ст. 10.7. С другой стороны, за рамками объективной стороны данного правонарушения остаются такие последствия, как эпизоотия, распространение болезней среди других животных и т. п. В последнем случае возможна и уголовная ответственность по ст. 249 УК.
Оконченным данное правонарушение считается с момента сокрытия информации или пропуска упомянутых выше сроков. Оно совершается в основном в форме бездействия. Если указанные выше деяния допущены в период действия на соответствующей территории карантина, то ответственность наступает в соответствии с ч. 2 ст. 10.7 (она введена Федеральным законом от 03.12.08 № 247-ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ» и вступила в силу с 20.12.08).
3. Субъектами анализируемого правонарушения, предусмотренного в ст. 10.7, являются:
1) граждане (например, если сельский житель не сообщил, что все 15 голов скота, которыми он владеет, внезапно заболели), см. коммент. к ст. 2.3, 2.8;
2) должностные лица (см. коммент. к ст. 2.4, 2.5), в том числе и индивидуальный предприниматель, и глава крестьянского (фермерского) хозяйства;
3) юридические лица (см. коммент. к ст. 2.1, 2.10).
4. Субъективная сторона данного деяния характеризуется умышленной виной в форме прямого или косвенного умысла (см. коммент. к ст. 2.2).
Рисунок 1
94 www.m-avu.narod.ru
3. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Признаки административного правонарушения:
— деяние (действие или бездействие);
— общественная опасность;
— противоправность;
— виновность;
— наказуемо сть.
За последние годы произошли изменения в ряде статей Кодекса РФ об административных правонарушениях. Эти изменения направлены на ужесточение санкций за совершение административных правонарушений в области ветеринарии и земельных отношений.
Приведем их содержание.
Статья 10.7. Сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 199-ФЗ в часть 1 статьи 10.7 КОАП РФ внесены изменения:
1. Сокрытие от органов государственного ветеринарного надзора сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных либо несвоевременное извещение указанных органов о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных, а также несвоевременное принятие либо непринятие мер по локализации этих падежа и заболеваний — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.
2. Те же действия, совершенные в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина) — влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Комментарии.
Статья 10.7. Сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных.
1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 10.7, является ветеринарная безопасность животных.
2. Объективная сторона анализируемого правонарушения состоит в том, что виновный скрывает (то есть не только не ставит в известность органы госветнадзора, но и принимает меры к тому, чтобы последние не узнали об этом) сведения:
1) о внезапном падеже животных;
2) об одновременных массовых заболеваниях животных. Объективная сторона данного правонарушения налицо и в случаях, когда виновный сооб-
5. Статья 10.7 предусматривает лишь один вид наказания — административный штраф. Он назначается органами, осуществляющими государственный ветеринарный надзор (см. коммент. к ст. 3.5, 23.14) [3]. Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 199-ФЗ статья 10.8 настоящего Кодекса изложена в новой редакции.
Статья 10.8. Нарушение ветеринарно-санитар-ных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства.
1. Нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
2. Перевозка сельскохозяйственных животных и (или) продуктов животноводства без ветеринарных сопроводительных документов, за исключением перевозки сельскохозяйственных животных и (или) продуктов животноводства для личного пользования, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
3. Нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечание. Под продуктами животноводства в частях 1 и 2 настоящей статьи следует понимать товары, включенные в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза.
Комментарии.
Статья 10.8. Нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных, правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства.
1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 10.8, является ветеринарная и санитарная безопасность при совершении операций с продукцией животноводства.
2. Объективная сторона данного нарушения состоит в том, что виновный нарушает (то есть не соблюдает их, частично соблюдает либо действует вопреки им) ветеринарно-санитарные правила:
333^»— Аграрный вестник Урала № 6 (124), 2014 г. - <^^
Экономика
щ
1) перевозки животных. При этом нарушаются, в частности:
а) нормы ст. 13 Закона о ветеринарии о том, что помещения, предназначенные для временного или постоянного содержания животных, по своей площади и оборудованию должны обеспечивать благоприятные условия для их здоровья.
Предприятия, учреждения, организации и граждане — владельцы животных обязаны обеспечивать их кормами и водой, безопасными для здоровья животных и окружающей природной среды, соответствующими ветеринарно-санитарным требованиям и нормам.
Корма, кормовые добавки, в том числе нетрадиционные, допускаются к производству и применению только при наличии сертификата, выданного специально уполномоченным органом. Требования, предъявляемые к ним, должны быть не ниже соответствующих требований международных стандартов.
Корма, кормовые добавки, в том числе нетрадиционные, не соответствующие установленным ветери-нарно-санитарным требованиям и нормам, снимаются с производства или изымаются из реализации по решению главного государственного ветеринарного инспектора или его заместителя.
Перевозка или перегон животных должны осуществляться по согласованным с органами государственного ветеринарного надзора маршрутам и с соблюдением требований по предупреждению возникновения и распространения болезней животных;
б) положения иных актов, регулирующих процесс перевозки животных (примером могут служить действующие Правила перевозок животных на железнодорожном транспорте);
2) убоя животных (речь идет как о заготовке для массовых продаж, так и об убое хотя бы одной головы скота для личных, семейных, домашних нужд);
3) переработки (например, если из мяса животных изготавливаются полуфабрикаты, мясо перерабатывается в колбасы, фарш), хранения (в том числе и при перевозке к месту реализации) продуктов животноводства;
4) реализации продуктов животноводства (оптом или в розницу). Речь идет не только о мясе животных, но также и о молоке, шкурах забитых животных и т. п.
Оконченным деяние считается с момента, когда было допущено любое из упомянутых нарушений. Обычно оно совершается в форме действий, реже — бездействия (например, если виновный не соблюдает установленные правила хранения этих продуктов).
3. Субъектами анализируемого правонарушения могут быть:
1) граждане (см. об этом коммент. к ст. 2.3, 2.8);
2) должностные лица (в том числе индивидуальный предприниматель и глава крестьянского (фермерского) хозяйства), см. коммент. к ст. 2.4, 2.5;
3) юридические лица (см. коммент. к ст. 2.1, 2.10).
4. Субъективная сторона данного деяния практически характеризуется умышленной виной в форме прямого или косвенного умысла (см. коммент. к ст. 2.2).
5. Статья 10.8 предусматривает только один вид наказания — административный штраф. Он назнача-
ется органами, осуществляющими государственный ветеринарный надзор (см. коммент. к ст. 3.5, 23.14) [4].
Статья 8.6. Порча земель.
Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. N° 61-ФЗ в часть 1 статьи 8.6 КОАП РФ внесены изменения:
1. Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. № 61-ФЗ в часть 2 статьи 8.6 КОАП РФ внесены изменения:
2. Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Комментарии.
Статья 8.6. Порча земель.
Объектом административных правонарушений, предусмотренных в ст. 8.6, являются отношения по охране окружающей среды и природопользованию. Виновный посягает на важнейший объект природы — землю.
2. Объективная сторона административных правонарушений, предусмотренных в:
1) ч. 1 ст. 8.6 состоит в том, что виновный самовольно (то есть без разрешения собственника, иного законного владельца земли, не получив заключение и иные документы, выдаваемые природоохранными, земельными органами, органами местного самоуправления):
а) снимает плодородный слой почвы (именно этот слой питает растения);
б) перемещает (то есть удаляет с естественного места, например, в свой сад, в угольный карьер для его заполнения) плодородный слой почвы;
2) в ч. 2 ст. 8.6 состоит в том, что виновный:
а) уничтожает (например, делает из земли саманные кирпичи) плодородный слой почвы, запускает этот слой, в результате чего он теряет свои плодоносные свойства, и т. п.;
б) портит землю, нарушая правила обращения с пестицидами и агрохимикатами (например, путем их чрезмерного применения, нарушения технологии их применения) либо иными опасными для окружающей среды и здоровья людей отходами производства и потребления (например, отработанными моторными маслами, соляркой).
Оконченными эти правонарушения признаются с момента совершения любого из упомянутых действий (например, снятия плодородного слоя,
Экономика ^Ш]
уничтожения его). Вредные результаты остаются за рамками данного состава, чем он отличается от состава уголовного преступления, предусмотренного в ст. 254 УК (последняя устанавливает уголовную ответственность за аналогичные действия, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде).
3. Субъектами административных правонарушений, предусмотренных в ст. 8.6, являются:
1) граждане (см. коммент. к ст. 2.3, 2.8);
2) должностные лица (см. коммент. к ст. 2.4, 2.5);
3) юридические лица (см. коммент. к ст. 2.1, 2.10);
4. Субъективная сторона анализируемых правонарушений характеризуется только умышленной формой вины (см. коммент. к ст. 2.2).
5. По ст. 8.6 ранее мог быть назначен только один вид наказания — административный штраф. Он назначается органом государственного экологического контроля, органом контроля за использованием и охраной земель (см. коммент. к ст. 3.5, 23,21, 23,29). Однако с 13.08.05 (то есть после вступления в силу Закона № 45) в отношении ИП или ЮЛ судья может назначить и такое административное наказание, как административное приостановление деятельности сроком до 90 суток [5].
Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 435-ФЗ в часть 1 статьи 8.8 КОАП РФ внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2011 г.:
1. Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. № 6-ФЗ в часть 1.1 статьи 8.8 КОАП РФ внесены изменения:
1.1. Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом административного правонарушения, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц — от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом административного правонарушения, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на
юридических лиц — от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом административного правонарушения, но не менее двухсот тысяч рублей.
2. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Комментарии.
Статья 8.8. Использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв:
1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 8.8, являются отношения по охране окружающей среды и порядок природопользования. При этом виновный посягает на порядок использования земли. Изменения, внесенные в ст. 8.8 Законом № 380 от 28.12.09 — вступили в силу с 28.03.10.
2. Объективная сторона административного правонарушения предусмотренного в ч. 1 ст. 8.8 (с 21.03.05, то есть после вступления в силу Федерального закона от 07.03.2005 № 14 «О внесении изменений в ст. 8.8 КоАП РФ» и до 28.03.09) состоит в том, что виновный:
1) использует земли не по их целевому назначению (например, землю сельскохозяйственного назначения — под размещение бейсбольного клуба). При этом нарушаются нормы ст. 83-100 ЗК (о целевом назначении различных категорий земель);
2) не использует земельный участок, предназначенный для сельскохозяйственного производства (например, для выращивания пшеницы) либо для жилищного или иного (например, строительства магазина) строительства в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом (см. например, ст. 294 ГК, ст. 45, 46 Земельного кодекса). Не играет роли, по какой причине земельный участок не используется: важен сам факт нарушения указанного срока;
3) не выполняет установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению земель (например, повышению их плодородия), охране почв от ветровой эрозии (то есть от выдувания плодородного слоя почвы ветром), от водной эрозии (то есть от вымывания плодородного слоя почвы водами) либо предотвращению других процессов (засорение сорняками, закустаривание и т. п.), ухудшающих качество земель.
После 28.03.10 объективная сторона АЛ предусмотренного в ч. 1 ст. 8.8 не охватывает более игнорирование виновным своих обязанностей по приведению земель в состояние пригодное для использования их по целевому назначению (см. об этом ниже). С другой стороны данное АП теперь налицо и в случаях, когда виновный нарушает принадлежность земельного участка к определенной категории и игнорирует виды разрешенного использования
участка (они указываются в правоустанавливающих документах на земельный участок).
Оконченным правонарушение считается с момента, когда совершены действия (например, по нецелевому использованию земельных участков) или бездействие (например, при пропуске сроков начала использования земельного участка).
3. Ч. 2 введена в ст. 8.8 Законом № 380 от 28.12.09. Объективная сторона предусмотренного в ней АП состоит в том, что виновный не выполняет совсем (или делает это несвоевременно) свои обязанности по приведению земельного участка в состояние пригодное для использования его по целевому назначению. Данное АП совершается путем бездействия и считается оконченным с момента пропуска срока исполнения указанных обязанностей.
4. Субъектами анализируемых правонарушений являются:
1) граждане (см. коммент. к ст. 2.3, 2.8);
2) должностные лица (см. коммент. к ст. 2.4, 2.5);
3) юридические лица (см. коммент к ст. 2.1, 2.10).
Субъективная сторона данных правонарушений
характеризуется как умышленной формой вины, так и неосторожностью (например, при пропуске срока по небрежности) (см. коммент. к ст. 2.2).
6. По ст. 8.8 применяется лишь один вид наказания — административный штраф, который назначается, например, органами, осуществляющими госконтроль за использованием и охраной земель (см. коммент. к ст. 3.5, 23.21). Установленные Законом № 380 от 28.12.09 более высокие размеры штрафа подлежат применению, если административное правонарушение совершено после 28.03.10 [6].
Статья 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Информация об изменениях: Федеральным законом от 22 июня 2007 г. № 116-ФЗ в часть 1 статьи 19.5 КОАП РФ внесены изменения:
1. Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Таблица 1
Сравнительная характеристика деятельности отделов Управления Россельхознадзора по Свердловской области
по взысканию административных штрафов за 2012-2013 гг.
2012 г. 2013 г.
Количество административных штрафов Количество административных штрафов
Соотноше- Соотноше-
Сфера деятельности № статьи КоАП РФ Сумма наложенных штрафов (тыс. руб.) Сумма взысканных штрафов (тыс. руб.) ния сумм взысканных штрафов к сумме наложенных штрафов, % Сумма наложенных штрафов (тыс. руб.) Сумма взысканных штрафов (тыс. руб.) ния сумм взысканных штрафов к сумме наложенных штрафов, %
Отдел земельного надзора 8.6, 8.7, 19.4, 19.5, 19.7, 20.25 821,7 363,9 44,00 % 1836,9 1305,6 71,00 %
Отдел Государственного ветеринарного надзора за обеспечением здоровья животных, безопасности продукции животного происхождения и лабораторного контроля 10.6, 10.7, 10.8, 14.1, 14.43, 19.4, 19.5, 19.7, 19.20, 20.25 723 557 77,00 % 1496,4 470 (3 квартал) +1026,1 (4 квартал) 426,6 73,00 %
Отдел Государственного ветеринарного надзора на государственной границе и транспорте 10.6, 10.7, 10.8, 14.1, 19.4, 19.5, 19.6, 19.7, 20.25 115 57,5 50,00 % 279,3 214,8 76,00 %
Отдел карантинного фитосанитарного контроля (надзора) 10.1, 10.2, 10.3, 19.4, 19.5, 20.25 156,9 142,3 90,00 % 231,4 209,4 90,00 %
Отдел надзора за качеством зерна и семенной контроль 7.18, 10.12, 10.13, 10.14, 1, 19.4, 19.5, 19.720.25 139,5 126,8 91,00 % 178,6 153,6 86,00 %
Итого 1956,1 1247,5 60,00 % 4022,3 2310 60,00 %
Экономика ^Ш]
8. Невыполнение в установленный срок законных требований лиц, уполномоченных на осуществление государственного ветеринарного контроля (надзора), об устранении нарушений ветеринар-но-санитарных требований и правил — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей. Информация об изменениях: Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 199-ФЗ статья 19.5 КОАП РФ дополнена частью 8.1:
8.1. Действия (бездействие), предусмотренные частью 8 настоящей статьи, совершенные в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), — влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток [7].
По сравнению с 2012 г. наблюдается увеличение суммы наложенных штрафов и увеличение суммы наложенных штрафов в 2,5 раза, суммы взысканных штрафов — в 2 раза.
По сравнению с 2012 г. наблюдается незначительное уменьшение соотношения сумм взысканных к сумме наложенных штрафов с 72 до 65 % в связи с увеличением срока для добровольного исполнения постановлений о наложении административных штрафа с 30 до 60 дней (согласно ст. 32.2 КоАП РФ), а также увеличением общей суммы наложенных штрафов.
Направлено 34 исполнительных документа на общую сумму 229 тыс. руб. в службу судебных приставов для возбуждения исполнительного производства.
По направлениям деятельности контрольно-надзорных отделов за 2013 г. Управлением проведено 1244 проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, из них 735 плановых, 509 — внеплановых, в том числе: 360 — по исполнению предписаний, 14 проверок — по фактам обнаружений, обращений граждан и организаций. Количество проведенных в 2013 г. проверок осталось на уровне 2012 г. В отношении физических лиц проведено 189 плановых проверок и 55 внеплановых, в том числе по выполнению предписания — 52 проверки.
За период 2013 г. выявлено 1996 нарушений обязательных требований законодательства, что на 13 % меньше по сравнению с предыдущим годом (в 2012 г. — 2304).
Управлением возбуждено 1201 дело по административным правонарушениям, это в 1,5 раза выше показателей 2012 г. (в 2012 г. — 768). Соответственно выше количество привлеченных к административной ответственности нарушителей — 1186 (в 2012 г. — 662). Вынесено постановлений о наложении административных штрафов на сумму 3986,5 тыс. руб. — это в 2 раза больше суммы 2012 г. (в 2012 г. — 1969,7 тыс. руб.).
По результатам проведенных проверок выдано 613 предписаний. Направлено 37 материалов проверок в прокуратуру Свердловской области, 138 материалов дел — в суды, 275 материалов — в таможню. В прокуратуру направлено 5 заявлений на согласование (из внутреннего ветнадзора), из них согласовано — 3.
Вышеизложенная информация свидетельствует о том, что нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях активно используются в сфере контрольно-надзорной деятельности Россельхознадзора.
Литература
1. Собрание законодательства Российской Федерации. М., 2002.
2. Деменкова Н. Г., Игнатова М. С., Стариков И. Ю. Административное право в схемах и таблицах : учеб. пособие. М. : Проспект, 2014.
3. СПС «Гарант». [Электронный ресурс]. URL : http://base.garant.ru/12125267/10#block_100#ixzz2znRek1MO.
4. СПС «Гарант». [Электронный ресурс]. URL : http://base.garant.ru/12125267/10#block_100#ixzz2znPMgy7V.
5. СПС «Гарант». [Электронный ресурс]. URL : http://base.garant.rU/12125267/8#block_80#ixzz2znVcTIxJ.
6. СПС «Гарант». [Электронный ресурс]. URL : http://base.garant.ru/5872064/8#block_88#ixzz2znVCr1IP.
7. СПС «Гарант». [Электронный ресурс]. URL : http://base.garant.rU/12125267/19#block_190#ixzz2znhdCKfE.
8. Воронин Б. А. Административно-правовые основы деятельности органов исполнительной власти по руководству сельским хозяйством. Административное право. Особенная часть. Гл. 36 : учебник. М., 1997.
9. Воронин Б. А. Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель. Комментарий к КоАП. М., 2002.
References
1. Collection of Laws of the Russian Federation. M., 2002.
2. Demenkova N. G., Ignatova M. S., Starikov I. Y. Administrative Law in diagrams and tables : studies allowance. M. : Prospect, 2014.
3. RLS "Garant". [Electronic resource]. URL : http://base.garant.ru/12125267/10#block_100#ixzz2znRek1M0.
4. RLS "Garant". [Electronic resource]. URL : http://base.garant.ru/12125267/10#block_100#ixzz2znPMgy7V
5. RLS "Garant". [Electronic resource]. URL : http://base.garant.ru/12125267/8#block_80#ixzz2znVcTIxJ.
6. RLS "Garant". [Electronic resource]. URL : http://base.garant.ru/5872064/8#block_88#ixzz2znVCr1IP.
7. RLS "Garant". [Electronic resource]. URL : http://base.garant.ru/12125267/19#block_190#ixzz2znhdCKfE.
8. Voronin B. A. Administrative and legal bases of the bodies of executive power to direct agriculture. Administrative Law. The special part. Ch. 36 : textbook. M., 1997.
9. Voronin B. A. Administrative violations in agriculture, veterinary and land reclamation. Commentary to CAO. M., 2002.