УДК 351. 338.49.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ГОРОДАХ РОССИИ
Кузнецова А.И., д.э.н., профессор, профессор кафедры Экономика городского хозяйства и сферы обслуживания, МУ им С.Ю. Витте,
тел.: +7 (916)318-19-48, e-mail: [email protected] Кузнецова Э.Г., студентка 3 го курса Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, тел.: +7 (495)523-29-78, e-mail:
В статье отмечается, что устойчивые темпы экономического роста поддерживаются преимущественно на основе улучшения качественных характеристик и модернизации инфраструктурных условий. Несовершенство современной городской инфраструктуры входит в противоречие с разнообразием задач по переходу на инновационную экономику и предоставлению качественных инфраструктурных услуг населению. При этом определяющее значение имеет регулирование соотношения потребных объёмов создания инфраструктуры и необходимых объемов инвестирования и инвестиционных возможностей государства, региона, города. Эти вопросы - в центре внимания исполнительной и законодательной власти РФ как требующие обязательного регулирования.
Ключевые слова: городская инфраструктура, администрация, административное регулирование, государственное регулирование, средства, методы, инструменты
ADMINISTRATIVE REGULATION OF DEVELOPMENT OF INNOVATIVE INFRASTRUCTURE IN THE CITIES OF RUSSIA
Kuznetsova A., Doctor of Economics, Professor, Professor of Urban Economics and Service Sector, Moscow University of S. Y Witte Kuznetsova E., third-year student of Plekhanov Russian University of Economics
The article notes that sustainable economic growth is maintained mainly by the basis of quality improvement and modernization of infrastructure conditions. The imperfection of modern urban infrastructure is in contradiction with the variety of tasks to transition to an innovation economy and the provision of high quality infrastructure services to the population. At this critical regulation of the ratio of the required amounts of infrastructure and the necessary investment and investment opportunities in the state, region, city. These questions are in the focus of attention of the Executive and legislative authorities of the Russian Federation as requiring compulsory regulation.
Keywords: urban infrastructure, administration, administrative regulation, state regulation, means, techniques, tools
Экономическая среда как совокупность экономических условий, определяется уровнем экономического развития, устойчивыми показателями экономического роста, состоянием инфраструктуры, рынком ресурсов, повышением качества жизни.
В изменившихся условиях становится актуальным поиск модели инфраструктурного обустройства городов России в соответствии с масштабами и значимостью перестройки экономики на инновационное развитие, новых подходов к управлению ею и снижением затрат на производство услуг.
С одной стороны инфраструктура является весьма затратной сферой, с другой - является фактором повышения конкурентоспособности продукции и фактором привлечения инвестиций в экономики городов. Развитая инфраструктура, в свою очередь, укрепляет экономику города, способствует укреплению власти. Исследования показали, что конкурентные преимущества городов создаются и удерживаются в тесной взаимосвязи с местными условиями, т.е. соответствующим инфраструктурным обустройством. Несовершенство современной городской инфраструктуры входит в противоречие с разнообразием задач по предоставлению инфраструктурных услуг населению.
Современные экономические, социальные, технические, технологические, инновационные преобразования формируют новую парадигму эры инфраструктурного обустройства России. Трансформации меняют характер создания технологий инфраструктуры: распространение инновационных новшеств, ее структуру, старение и выбывание основных фондов, увеличивают объёмы создания новой инфраструктуры. Речь идет о грандиозной программе инфраструктурных преобразований в России, её территориях и городах Они должны соответствовать современным структурно- формирующим тенденциям, в основе которых лежит сетевой подход к организации проектирования, строительства, инвестирования и управления хозяйствующими структурами, где эффекты развития предопределяются регулированием.
Мы располагаем гигантской территорией, колоссальными природными богатствами, яркими достижениями в области науки, техники, образования, но самой не презентабельной инфраструктурой в городах. Перестроечная эпоха игнорирует потребности человека, устремлённого в новый XXI век. Наши люди вырвались в мировую цивилизацию, где инфраструктурное обустройство создано исходя из красоты, удобства, элегантности, потребностей социума. Наша инфраструктура неконкурентоспособна.
При этом определяющее значение имеет регулирование соблюдения соотношения потребных объёмов создания инфраструктуры и необходимых объемов инвестирования и инвестиционных возможностей государства, региона, города. Эти вопросы - в центре внимания исполнительной и законодательной власти РФ как требующие обязательного регулирования. В настоящем периоде регулирование осуществляется государственной политической и административной (исполнительной) властью. Во всех экономических системах, без исключения, государство регулирует экономику. В современной рыночной экономике такое регулирование осуществляется в меньших масштабах, чем, к примеру, в административно-командной системе, но экономическая роль государства все-таки велика. Государственное регулирование экономики (ГРЭ) — это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых соответствующими правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Государственное регулирование дает возможность сбалансировать составные элементы системы и поставить конкретные цели, разработать масштабные проекты и государственные программы.
Экономические средства государственного регулирования разнообразнее, чем административные.
Одним из важнейших экономических средств является прогнозирование и планирование.
Рыночная экономика в отличие от экономики административно-командного типа является системой саморегулируемой, не требующей постоянного и всеобъемлющего внешнего вмешательства. Однако и эта система требует внешнего регулирующего воздействия с целью достижения пропорциональности в рамках инфраструктурного обустройства городов. Периодические кризисы, потрясавшие в XX и начале XXI века экономику, привели к выводу о необходимости использования государственного регулирования в целях достижения стабильного и эффективного развития экономики. Прогнозирование и планирование и есть те инструменты, которые позволяют недостатки рыночной экономики, преодолеть ограниченность ее возможностей. И прогнозирование, и планирование — имманентно присущие любой экономике регулирующие инструменты, способы достижения сбалансированности развития. Регулирование распространяется на объекты инфраструктуры, создаваемые за частные и государственные средства.
Для России, в условиях радикальной трансформации и новых реалий общественной жизни страны и её территорий, поиск новой управленческой парадигмы регулирования развитием инновационной инфраструктуры в городах России, связан с практической реализацией задачи поддержания инфраструктурной системы в динамическом равновесии с потребностями населения. Государство и общество в состоянии решить эти задачи лишь при условии целенаправленной высокопрофессиональной деятельности системы публичного администрирования. Оно является тем властным механизмом, который обеспечивает функционирование общественной системы, её безопасность, процветание и удовлетворение потребностей в инфраструктурных объектах.
Содержание процессов, происходящих в сфере публичного администрирования, раскрывается посредством осмысления и выявления значений ключевых понятий, проблемных комплексов.
Термин «администрация», определяющий назначение данной деятельности, происходит от латинского «administrare», что означает «служить для». Администрация - это органы исполнительной власти на какой-либо территории. Она призвана исполнять законы, постановления и распоряжения, которые играют организационную роль и определяют отношения между членами общества.
Администрирование - специфический вид управленческой деятельности, связанный с ответом на вопрос: как можно или следует делать? По определению классика французской административи-стики Анри Файоля, «администрировать — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, руководить и контролировать»1. Административные управленческие структуры выполняют решения политиков; образуются, формируются или назначаются политическими структурами, ответственны и/или подконтрольны им. Органы публичной администрации подчинены главе государства, главе правительства.
Администрирование (управление) или административная деятельность, связана с организацией и функционированием исполнительной власти и предполагает выполнение специальных функций: Административная власть как функция исполнительных органов. Административная власть, которая прямо и непосредственно занимается управлением. В основе управления лежит власть - способность и возможность оказывать решающее воздействие на поведение людей с помощью различных средств: принуждения, авторитета, права, морали, богатства, знания и т.д. Обладание властью позволяет конкретному лицу, группе или органу выступать объектом управления, реализовывать управляющие воздействия. Власть и управление являются взаимосвязанные термины. «Управление» имеет неоднозначные интерпретации. Любая социальная общность нуждается в управлении. Управление-это совокупность организующих и регулирующих воздействий людей и их общественных институтов, в т.ч. государственных на сознание, поведение, и деятельность других людей для достижения определённой цели. Чтобы цель была достигнута, нужно организовывать действия людей, включать организационный механизм в управляющее воздействие.
Современным управленцам, отвечающим за создание инновационной инфраструктуры городов должны быть свойственны новые качества и навыки: профессионализм, компетенции, фундаментальные знания в области политики, управления, конфликтологии, политического анализа, теории принятия решений, социального прогнозирования, они должны:
• в совершенстве владеть современными методами и средствами государственного администрирования, обладать креативным мышлением и способностями к инновациям;
• иметь глубокие теоретические знания в области инфраструктуры, знать специфику её предназначения и функций, особенности инвестирования и финансирования, затратность и «скрытую» доходность в производимой структурой продукции;
• иметь в виду, что инфраструктура, производящая услуги, является фундаментом любой структуры. Инфраструктура должна создаваться прежде структуры.
Здесь следует отметить, что теория и наука по инфраструктуре недостаточно развиты. На сегодня по инфраструктуре нет даже образовательного стандарта.
Функции регулирования:
(1) программирование, прогнозирование-выработки конкретных программ действий;
(2) организация-определение структур и кадров для выполнения поставленных задач;
(3) распорядительство-выдачи конкретных властных пред-
писаний;
(4) координация — гармонизации всех действий и усилий;
(5) контроль — проверки соответствия результатов поставленным целям и задачам.
Инструментарий регулирования определяется на основе разработанной государственной стратегии и путей развития экономики. Выбор средств регулирования инновационной инфраструктурой в городах России зависит от сложившихся политических, экономических, социальных и международных условий страны. Административными средствами регулирования являются методы и средства.
Административными органами применяются средства регулирования системы мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленные на достижение определенных социально-экономических целей.Они непосредственно связаны с экономической политикой и направлены на ее реализацию. Администрации городов для реализации целей развития города, своей инновационной экономической политики использует различные формы и методы, которые и образуют инструментарий административного регулирования.
Свои регулирующие функции администрация выполняет посредством административных и экономических методов. Экономические методы регулирования воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее, косвенно, на производителей и потребителей товаров и услуг.
Административные методы предполагают прямое воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов в условиях, когда максимальная свобода одних субъектов оборачивается тяжелыми потерями для других субъектов и рыночного хозяйства города в целом. Сфера действия администрации города в рыночной экономике ограничена. Они должны быть увязаны с частным сектором по управлению инфраструктурными объектами общественного пользования и созданными на государственные средства и средства частного сектора экономики города и осуществляться средствами регулирования.
Административное регулирование экономики города выражает прямое управление со стороны государства и предусматривает использование системы государственных заказов и контрактов, применение государством санкций и штрафов, лицензий, разрешений, квот, внедрение норм и стандартов, которые регламентируют требования к качеству работ, услуг, продукции, к организации производственных процессов, операций на внутреннем и внешнем рынке и т.п.
Во время повторяющихся кризисов в нашей экономике решение инфраструктурных проблем откладывается. Все социальные системы функционируют, регулируются администрациями, но все они воспроизводят текущую модель и не развивают её.
Интеллект городских сообществ, самооценка, чувство собственного достоинства, предприимчивость, чрезвычайное желание и дисциплина, инициативность должны определить будущее инфраструктурное обустройство Российских территорий, городов, включая сельские поселения.
Многие предприниматели и разбогатевшие в перестроечное время граждане страны не озабочены обустройством своей страны, а пользуются инфраструктурными благами других стран, продолжая вывозить из страны инвестиции для совершенствования инфраструктуры других стран.
Переход нашей страны на следующую, более высокую ступень цивилизации возможен и он будет осуществлен убеждением, раскрытием творческого потенциала населения городов, заинтересованностью каждого человека и, прежде всего, администраций городов и сёл.
Административное регулирование целесообразное в случае прямого государственного контроля над монопольными рынками путем государственного регулирования цен.
С помощью административных методов регулирования, решаются вопросы о выполнении перспективных задач развития страны и ее отдельных регионов, в том числе формирование целесообразных производственных комплексов по охране и рациональное использование естественных ресурсов, организация рационального использования трудовых ресурсов.
Административное регулирование - это:
• управление объектом на стадии его движения к цели и заданному результату;
• деятельность правительства относительно выполнения законов и формирования общественной деятельности, оказывает содействие
эффективному функционированию рыночной экономики, а также созданию условий конкуренции, перераспределению валового национального продукта (ВНП) и национального богатства;
• корректирование распределения ресурсов с целью усовершенствования общественного производства;
• стабилизация экономики через широкий контроль за финансовой, кредитно-денежной деятельностью физических и юридических лиц; анализ экономической конъюнктуры; стимулирование производственной активности.
Особенности административных методов:
- не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов для их реализации;
- базируются на силе и авторитете государственной власти;
- предусматривают организацию управления предприятиями государственного сектора экономики, государственной собственностью;
- включают в себя меры запрещения, разрешения и принуждения.
Они, как правило, носят обязательный характер и оформляются в виде законодательных актов, распоряжений, постановлений и т. д. К ним можно отнести:
- распределение централизованных инвестиций или иных контролируемых государством ресурсов;
- лицензирование отдельных видов деятельности;
-квотирование экспорта, импорта.
К мерам принуждения относятся правила, условия, соблюдение которых обязательно для хозяйствующих субъектов (строительство очистных сооружений, газопонижающих станций, насосных и т. д.).
К административным регуляторам непосредственно примыкают и такие неэкономические средства административного регулирования, как убеждение. Например, снос ветхих строений, прокладка магистральных трубопроводов, и др. Административные методы регулирования при создании инфраструктурных объектов в рыночной экономике являются обязательными в случаях, когда нужно:
■ гарантировать сохранение качества;
■ определения и поддержания минимально допустимых параметров среды.
Основными инструментами административного регулирования являются: лицензии, квоты, санкции, нормы, стандарты, цены, государственные заказы и т.д.
Лицензии - это специальные разрешения, которые выдаются субъектам предпринимательской деятельности, имеющей разрешительный (лицензионный) статус, в инфраструктурной сфере на осуществление отдельных ее видов, включая: управляющие компании ЖКХ, дирекции и компании водопроводного, канализационного, газового, энергетического хозяйства.
Лицензирование направлено на защиту экономических интересов страны, общества и его членов как потребителей услуг инфраструктурного сектора.
Квоты - определяют долю субъектов рынка в производстве, потреблении, экспорте, импорте товаров и услуг. Квотирование осуществляется с целью развития индустриального производства конструктивных типовых элементов всех видов инфраструктур, особенно для ЖКХ, создания конкурентной среды, защиты отечественного рынка, стабилизации цен на внутреннем рынке.
Санкции - это мероприятия государства, направленные на наказание субъектов рынка, которые не выполняют установленных правил деятельности В порядке экономических санкций государство может требовать уплаты неустойки, штрафов, пени за не выполнения субъектами рынка определенных обязательств, а также изымать в пользу государственного или местных бюджетов выручки от незаконной деятельности.
Норма - это, во-первых, научно обоснованная мера общественно необходимых затрат ресурсов на изготовление единицы продукции заданного качества. Во-вторых, это правила поведения людей и осуществления определенных видов экономической деятельности.
Норматив - поэлементная составляющая нормы, характеризующая количество произведенных или использованных в потреблении товаров (работ, услуг, ресурсов) на любую единицу, например, на душу населения, на одного занятого, на единицу времени (площади, объема), на одну гривну ВВП и т. п.
С помощью норм и нормативов осуществляются планово-экономические расчеты, регулирования в сфере развития инновационной инфраструктуры в городах России, в производстве сборных
индустриальных элементов для инфраструктурных объектов, для охраны окружающей природной среды.
Стандарты - это единые нормы по типам, маркам, параметрам, размерам и качеству изделий, а также величинами измерений, методами испытания и контроля, правилам упаковки, маркировки и хранения продукции , технологии производства Объектами стандартизации являются конкретная продукция, нормы и нормативы, требования, методы, термины, обозначения и др., имеющих перспективу многократного использования и применения в различных отраслях хозяйства, а также в сфере развития инновационной инфраструктуры в городах России.
Соблюдение государственных стандартов является обязательным для всех субъектов экономической деятельности.
Государственный заказ является инструментом как административного, так и экономического регулирования. Когда речь идет об административном регулировании, подразумевается, что для предприятий и организаций, создающих объекты инновационной инфраструктуры в городах России, которые полностью или частично находятся в государственной собственности, а также для предприятий-монополистов, государственные заказы на выполнение работ, оказание услуг являются обязательными.
Цены тоже могут использоваться, как инструменты административного регулирования. Целью такого регулирования является предотвращение разрушительного воздействия свободного ценообразования на экономику. Государство осуществляет административное влияние через: установление фиксированных цен на важнейшие товары и услуги, создание объектов инновационной инфраструктуры в городах России через применение предельных цен или предельных коэффициентов их повышения, замораживание цен на определенный период, введение механизмов декларирования изменений цен и т.д.
Антимонопольные меры являются реакцией на активизацию процесса развития инновационной инфраструктуры в городах России.
Подытоживая, можно сделать вывод, что предложенный подход классификации административных методов исходит из сущности государственного управления, особенностей и присущих ему взаимоотношений.
Эффективность административного регулирования развитием инновационной инфраструктуры в городах России не соответствует поставленным целям. Административное регулирование, столь необходимое в создании, например, транспортной инфраструктуры отсутствует или принимаются анти социальные решения несмотря на то, что устаревающая, изношенная и локально обновляемая транспортная инфраструктура не соответствует новым экономическим и социальным задачам развития страны и её городов, потребителям транспортных услуг, и то, что планировки старых городов и других населенных пунктов ограничивают возможности расширения полотна дорог, прокладку новых трасс, обустройство придорожными объектами обслуживания, увеличились продажи автотранспорта, увеличились неконтролируемые объемы перевозок автотранспортом. Продолжается неконтролируемая застройка городов, строятся новые микрорайоны без дорог, парковок, гаражей и т.д. Необходим контроль и новая экономическая и государственная политика в области регулирования транспортной инфраструктуры.
Новое административное регулирование должно особое внимание уделить регулированию интеллектуальными ресурсами постиндустриального общества, ориентированного на социальную жизнь, сбалансированную с развитием ресурсо- добывающих производств и промышленной сферы, информатизацией, космической инфраструктурой для передачи всех видов информации.
Уровень самоорганизации и самоуправления гражданского общества в современных условиях невысокий и слабо влияет на регулирование инновационной инфраструктуры в городах России.
Поэтому, чтобы преодолеть социальную и организационную инертность городских сообществ и создать благоустроенные города административное регулирование терпеливо, прагматично, последовательно, взвешенно должно оказывать воздействие на чиновников, на ничего не предпринимающих предпринимателей, выжимающих доходы из остатков советской промышленности и вывозящих из страны капиталы!
Заключение
Административные методы предполагают прямое воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов, которое ограничивает свободу их выбора. Сфера применения администра-
тивных методов регулирования достаточно широкая. Они являются неотъемлемой частью хозяйственного механизма, потому что направлены на повышение эффективности общественного производства и благосостояния населения.
Административное регулирование имеет четко ограниченные функции и пределы и требует осторожного применения.
С помощью административных методов регулирования, решаются вопросы о выполнении перспективных задач развития страны и ее отдельных регионов, в том числе формирование целесообразных производственных комплексов по охране и рациональное использование естественных ресурсов, организация рационального использования трудовых ресурсов. Так как административное регулирование - это управление объектом на стадии его движения к заданному результату, деятельность правительства относительно выполнения законов и формирования общественной деятельности, которая оказывает содействие эффективному функционированию рыночной экономики, а также созданию условий конкуренции, перераспределению валового национального продукта (ВНП) и национального богатства; распределению ресурсов с целью усовершенствования общественного производства; стабилизации экономики через широкий контроль за финансовой, кредитно-денежной деятельностью физических и юридических лиц; анализу экономической конъюнктуры; стимулированию производственной активности. Применение прямых методов опирается, прежде всего, на силу государственной власти.
Литература:
1. Кузнецова А. И. Переосмысление традиционных подходов к организации государственного администрирования в современном городе // ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО Университета им. С.Ю. Витте. серия 1: Экономика и управление. Издательство: Московский университет им. С.Ю. Витте (Москва)К8№ 2307-6135. - 2013. - №2 (4). - С. 59-66
2. .Кузнецова А.И. Инфраструктура: Вопросы теории, методологии и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства. Геоэкономический подход. - М.: Изд-во Ком- КНИГА, 2013. (Лауреат конкурса на лучшую книгу среди преподавателей. Конкурс «Развитие отечественного образования», г. Сочи)
3. Кузнецова А. И. Инфраструктура как необходимое условие устойчивого развития инновационной экономики города / Вестник Московского университета им. С. Ю. Витте. Серия 1. Экономика и управление^2012, №1
4. Кузнецова А. И., Сапожникова Т.А. Управление развитием социальной инфраструктуры города. Теоретические аспекты / Вестник Московского университета им. С. Ю. Витте. Серия 1. Экономика и управление №2(8)'2014
5. Золин И. Социально-экономическое развитие: стратегия государственного регулирования // Пробл. теории и практики управл. - 2010. - N 1. - С.25-31.
6. Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления: Учебник для студ. вузов.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Юнити-дана, 2010.-687с.
7.Интернет-ресурсы: http://sva0104.narod.ru/62.html
УДК 336
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Трунова Е.Ю., к.э.н., Военный университет Голубев К.С., аспирант Государственного Научно Исследовательского института Системного анализа Счетной Палаты Российской
Федерации
Финансовый контроль в ВС РФ - это регулируемая правовыми нормами деятельность органов государственной власти, осуществляющих управление ВС РФ, специально созданного органа государственного финансового контроля, органов военного управления по проверке финансовой, хозяйственной, а в ряде случаев и производственной деятельности в целях укрепления финансовой дисциплины, выявления, предотвращения и предупреждения различных злоупотреблений в процессе образования, распределения и использования денежных средств ВС РФ, а также создания условий для привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности. Финансовый контроль является составной частью финансовых правоотношений, возникающих в ВС РФ. Определяются цели, направленность и условия осуществления финансового контроля в ВС РФ.
Ключевые слова: бюджетная заявка, федеральный бюджет, финансовый контроль.
THEORETICAL ASPECTS OF FINANCIAL CONTROL
Trunova E., candidate of economic sciences, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation Golubev K., the post-graduate student, State Scientific Research Institute of system analysis of the Accounting Chamber of Russian Federation
Financial control in the armed forces of the Russian Federation is regulated by law the activities of public authorities involved in the management of the armed forces of the Russian Federation , specially created by the authority of State financial control, of the military command to verify the financial, economic and, in some cases, in order to strengthen financial discipline, detection, prevention and prevention of abuse in the education process, distribution and use offunds by the armed forces of the Russian Federation , as well as create the conditions for bringing perpetrators to statutory liability. Financial control is an integral part of the financial legal relationships arising in the armed forces of the Russian Federation. Defines the objectives, focus and the financial control in the armed forces of the Russian Federation.
Keywords: budget proposal, federal budget, financial control.
В широком смысле под финансовым контролем понимается наблюдение, определение или выявление фактически полученных финансовых показателей деятельности. Финансовый контроль можно сравнить с лакмусовой бумагой, на которой реально проявляется весь процесс движения финансовых ресурсов, необходимых для начала осуществления деятельности в любой сфере, заканчивая получением финансовых результатов этой деятельности.
Как отмечают некоторые авторы, финансовый контроль имеет ту особенность, что его объектом всегда являются отношения, связанные с мобилизацией или расходованием денежных средств, то есть с использованием финансовых ресурсов. Для осуществления своих целей любому обществу необходима действенная система управления. Профессор Г.И. Атаманчук определяет управление как целеполагающее, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную, коллективную и групповую
жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные структуры. Профессор В.Е. Чиркин пишет, что будучи неотъемлемой частью общества государство выполняет всеобъемлющие регулятивные (а именно - управленческие) функции по отношению к нему. Сферу деятельности государственного управления, являющегося разновидностью социального управления составляют: финансы, оборона, внешняя политика и др.
Оно, преломляясь, разделяется на конкретно определенные виды: финансовое, военное и др.
В связи с этим различают конкретные органы государства, его осуществляющие: Министерство финансов РФ, Министерство обороны РФ и др.. Но в то же время нужно подчеркнуть различие между видами государственной деятельности. Например, одни виды деятельности осуществляют только конкретно определенные органы