АДМИНИСТРАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Г.Г. Лянной,
доцент кафедры АП и АД ОВД ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России кандидат юридических наук, доцент
Методы правового регулирования - важная характеристика механизма административно-правового регулирования обеспечения безопасности предпринимательской деятельности.
Methods of legal regulation - the important characteristic of the mechanism of administrative and legal regulation ofsafety of business activity1.
Административно правовые способы регулирования безопасности предпринимательской деятельности - это совокупность правовых средств, при помощи которых осуществляется воздействие на отношения в области обеспечения безопасности предпринимательской деятельности.
Стадиями механизма административно-правового регулирования обеспечения безопасности предпринимательской деятельности являются:
- издание правовой нормы в законодательстве в области обеспечения безопасности предпринимательской деятельности и ее регламентирующее воздействие на общественные отношения в данной сфере;
- возникновение прав и обязанностей у субъектов предпринимательской деятельности (по сути, это переход от абстрактных формулировок правовых норм к конкретным рекомендациям, благодаря которым и происходит упорядочение общественных отношений за счет наделения каждой из сторон определенно обозначенными правами и обязанностями);
- реализация прав и обязанностей за счет фактического, реального поведения субъектов предпринимательской деятельности (если учитывать все возможные варианты реализации прав и обязанностей любого из субъектов предпринимательской деятельности: соблюдение, исполнение и использование; то можно предположить и различные варианты реализации правовых норм. Но, в любом случае, главным является упорядочение общественных отношений, поскольку именно на этой стадии правовое регулирование фактически достигает своей цели);
- применение права (факультативная стадия). На данной стадии применительно к обеспечению безопасности предпринимательской деятельности, важнейшее значение приобретает деятельность органов
1 Luannoy C. Administrative regulation of safety of business activity.
государственной власти и местного самоуправления, которые выполняют регистрационные, разрешительные, контрольно-надзорные и правоохранительные функции в отношении субъектов предпринимательства. Это обусловлено тем, что от качества и законности их деятельности зависит безопасность предпринимательской деятельности. Например, незаконная блокировка счетов коммерческой организации налоговым органом приводит к тому, что организация фактически перестает работать.
В соответствии с вышеуказанными стадиями выделяются четыре основных элемента его механизма;
а) норма права; б) правоотношение;
в) акты реализации прав и обязанностей; г) акты применения права.
Норма права - это исходная юридическая база для правового регулирования, так как в ней заложена модель нужного поведения, сформулированная в ее диспозиции. От вида нормы права (запрещающая, управомочивающая, обязывающая, рекомендательная) зависит характер поведения субъектов права.
Можно отметить императивный характер административно-правовых норм, которые отличаются, например, от гражданско-правовых норм, отражающих и закрепляющих равенство и автономию воли участников регулируемых отношений.
Императивный характер административно-правовых норм отнюдь не всегда связан с реализацией государственно-властных полномочий субъектом исполнительной власти. Императивный характер административно-правовых норм нередко заключается в предоставлении права требовать от властных государственных структур должного образа действия и поведения.
Административно-правовые нормы могут быть обязывающими, запрещающими, уполномочивающими и поощрительными. Большинство административно-правовых норм являются, прямо предписывающими обязанным субъектам постоянно и регулярно совершать определенные позитивные организационные действия (нормы о компетенции государственных органов и их служащих, нормы о порядке формирования органов, о порядке работы с обращениями граждан и др.).
Правоотношение является главным средством, которое позволяет определить, кто и как будет выполнять требования нормы права. В нем общая модель поведения конкретизируется применительно к субъектам права, фиксируются их субъективные права и субъективные юридические обязанности.
Акты реализации прав и обязанностей - это фактическое поведение субъектов права. Здесь действие механизма правового регулирования заканчивается, так как обеспечивается то фактическое, реальное поведение субъектов, тот результат, на который была направлена воля законодателя.
Акты применения права представляют собой властные веления компетентных органов, которые обеспечивают возникновение
правоотношений, проводят требования норм права в жизнь, гарантируют осуществление прав и обязанностей и т.д.
Рассматривая методы правового регулирования, как важную характеристику механизма административно-правового регулирования обеспечения безопасности предпринимательской деятельности, следует отметить традиционно известные теории права методы: императивный и диспозитивный, называемые еще методами субординации и координации, или централизации и децентрализации, которые имеют собственную практику применения в сфере обеспечения безопасности предпринимательской деятельности.
Так, законодатель в соответствии с нормами Конституции РФ и Закона РФ «О безопасности» четко определяет основные объекты безопасности, в частности, это: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Опасная предпринимательская деятельность для охраняемых законом объектов может являться самостоятельным источником опасности, в связи с чем, государством установлены административно-правовые режимы -режимы, связанные с обеспечением безопасности («административно-функцио-нальные режимы»).
К указанным режимам обеспечения безопасности предпринимательской деятельности относятся:
1. Режим лицензирования и выдачи разрешений на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности;
2. Режим обеспечения конкуренции и создания препятствий монополистической деятельности;
3. Режим обеспечения охраны труда и здоровья граждан (в том числе, санитарно-эпидемиологи-ческого благополучия);
4. Режим обеспечения экологической безопасности;
5. Режим обеспечения безопасности опасных производственных объектов;
6. Режим обеспечения пожарной безопасности;
7. Режим обеспечения радиационной безопасности:
8. Режим обеспечения энергетической безопасности;
9. Режим обеспечения безопасности гидротехнических сооружений.
Устанавливая указанные режимы, государство, вместе с тем,
стимулирует и участников предпринимательской деятельности к личному участию предпринимателей в обеспечении безопасности предпринимательской деятельности посредством предоставления прав и свобод в области предпринимательской деятельности и создания необходимых условий ее осуществления.
Так, например, для создания службы безопасности субъекта предпринимательской деятельности Законом РФ от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» предусматривается что предприятия, расположенные на территории
Российской Федерации, независимо от их организационно - правовых форм, вправе учреждать обособленные подразделения - службы безопасности, для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности учредителя (ст. 14).
Служба безопасности предпринимательской фирмы может осуществлять следующую деятельность:
• сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;
• изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;
• установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;
• выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;
• поиск без вести пропавших граждан;
• поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;
• сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса;
• защита жизни и здоровья граждан;
• охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке;
• проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно - пожарной сигнализации;
• консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
• вооруженная охрана имущества собственников,
• использование технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средств оперативной радио-и телефонной связи.
Совместные действия и государства, и субъектов предпринимательской деятельности, позволяют максимально предусмотреть угрозы предпринимательской деятельности и обеспечить безопасность предпринимательства.
Вместе с тем, следует отметить отсутствие системообразующего нормативного правового акта в сфере государственного регулирования безопасности предпринимательства, которое свидетельствует о том, что у государства в данной сфере регулирования нет единой стратегии. Указанным правовым актом мог бы стать, по мнению автора, федеральный закон «О безопасности предпринимательской деятельности».
В настоящее время отсутствие такого нормативного акта восполняется отдельными нормами актов гражданского, административного и уголовного законодательства, регулирующими вертикальные отношения в сфере обеспечения безопасности предпринимательства, однако фрагментарность и бессистемность этих норм не позволяют добиться последовательности в решении правовых проблем государственного регулирования безопасности предпринимательской деятельности.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Конституция РФ 1993 г.
2. Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 03.12.2011) "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"
3. Федеральный закон РФ от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности"
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 30.11.2011);
5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 06.02.2012);
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 06.01.2012).