Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДАГЕСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД'

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДАГЕСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
50
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
Россия / Дагестанская область / округ / начальник области / наиб / Russia / Dagestan oblast / district / head of the region / nawab

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Каралова Э. М.

Статья посвящена анализу предпосылок и значения образования Дагестанской области, и процесса складывания его административно-территориальных границ в 60-80-е гг. XIX века. Дается оценка сущности «военно-народного управления», его особенностям в горном крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE-TERRITORIAL STRUCTURE OF THE DAGESTAN REGION IN THE POST-REFORM PERIOD

The Article is devoted to the analysis of the prerequisites and importance of the formation of the Dagestan region, and the process of folding its administrative and territorial boundaries in the 60-80s of the XIX century. Assesses the nature of "military-people's administration" and its peculiarities in the mountain region.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДАГЕСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД»

• Коммуникация: после создания туристического предложения, функциональные и эмоциональные преимущества могут быть переданы рынкам и целевой аудитории посредством создания имиджа, и правильного позиционирования. Значения, предоставляемые продуктом.

• Результат: потребление туристической продукции в туристических достопримечательностей.

Использованные источники:

1. Hall, M (2000) "Tourism planning: policies, processes and relationships" Prentice Hall. United Kingdom

2. Walder, B et al. (2006) "Innovation and Product Development in Tourism, creating sustainable competitive advantage" Erich Shmidt Verlag. Berlin. Germany

3. Goelder, C & Ritchie, B (2006) "Tourism, principles, practices, philosophies" 10a edition. John Willey & Sons. USA

4. Малахова Н. Н., Ушаков Д. С. Инновации в туризме и сервисе / Н. Н. Малахова, Д. С. Ушаков. - Ростов н /Д: ИКЦ «МарТ», 2008. - 224 с.

УДК: 94(470.67)

Каралова Э.М. студент магистратуры 2 курс исторический факультет, Дагестанский государственный университет

Россия, г. Махачкала.

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО

ДАГЕСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД

Аннотация: Статья посвящена анализу предпосылок и значения образования Дагестанской области, и процесса складывания его административно-территориальных границ в 60-80-е гг. XIX века. Дается оценка сущности «военно-народного управления», его особенностям в горном крае.

Ключевые слова: Россия, Дагестанская область, округ, начальник области, наиб.

Karalova E.M. master's student 2 course faculty of history, Dagestan state University Russia, Makhachkala.

ADMINISTRATIVE-TERRITORIAL STRUCTURE OF THE DAGESTAN REGION IN THE POST-REFORM PERIOD

Abstract: the Article is devoted to the analysis of the prerequisites and importance of the formation of the Dagestan region, and the process of folding its

administrative and territorial boundaries in the 60-80s of the XIX century. Assesses the nature of "military-people's administration" and itspeculiarities in the mountain region.

Keywords: Russia, Dagestan oblast, district, head of the region, nawab.

Успешный исход Кавказской войны дал возможность Петербургу ускорить процесс завершения полного включения Дагестанского края в состав Российской империи. В условиях прекращения активной фазы военных действий на Кавказе российские власти приступили к созданию новых политических институтов, призванных обеспечить более тесные связи Дагестана с метрополией и прекратить мятежи горцев. Основная цель формирования новых управленческих структур в Дагестане была, по мнению наместника Кавказа А.И. Барятинского, «не столько в водворении гражданственности и преследовании культурных задач, сколько в умении держать народ в повиновении и в случае надобности быстро и решительно ... военными силами подавить восстание. При таких условиях пригодной администрацией могла быть только военная

30

администрация»30.

Александр II принимает проект управления Северным Кавказом, предложенный А.И. Барятинским. Основные пункты этого проекта были раскрыты в «Записке о внутреннем состоянии Кавказа», а также отчете за 1857 -1859 гг. Наместник Кавказа считал, что для окончательного утверждения в регионе необходимо, «чтобы вместе с успехом оружия принимались теперь же меры для уничтожения в покоряемых народах и коренного нравственного начала, нам враждебного, то есть мюридизма». Добиться этого можно было как «естественным путем» - восстанавливая привилегии высшего сословия, или утвердив адат, закреплявший классовые различия, раздробив общины, лишив их единства.

Стоит указать, что в качестве примера для утверждения подобной системы использовался «классический опыт» управления колониями в Азии, накопленный европейскими державами. К примеру, в сопроводительной записке к проекту положения об управлении Кавказской армией было отмечено, что А.И. Барятинский ознакомился с системой колониального управления в Алжире31.

В административном плане Дагестанская область оказалась отнесенной к Закавказью. К Северному Кавказу были отнесены вновь созданная Терская и Кубанская области, Ставропольская губерния и область войска Донского. В

30 Мирзабеков М.Я. Административно-территориальное устройство Дагестана во второй половине XIX - начале XX в. // Вестник института ИАЭ. - Махачкала, 2014. № 2. С. 79.

31 Геворкьян Д.П. Историко-правовые особенности устройства Российского имперского управления в Дагестане // Дагестан в составе Российского государства: от Дагестанской области до Республики Дагестан. Материалы республиканской научной конференции, посвященной 150-летию образования Дагестанской области и 90-летию образования Дагестанской АССР. - Махачкала, 2011. С. 62.

состав Терской области вошел Кумыкский или Хасавюртовский округ. В состав Дагестанской области вошла территория Прикаспийского края за исключением Кубинского уезда, который присоединили к Бакинской губернии. С северо-запада и с севера граница Дагестанской области проходила по рекам Андийского Койсу и Сулак, которые отделяли Дагестанскую область от Терской области и Тионетского уезда в Грузии. На западе она граничила с Телавским уездом, с юго -востока - с Кубинским и Нухинским уездами Бакинской губернии.

Дагестанская область была разделена на четыре военных отдела: Северный, Средний, Южный и Верхний Дагестан, которые, в свою очередь, подразделенные на округа. Эта военная система управления, предложенная в свое время начальником штаба Кавказской армии, в последующем военным министр Д.А. Милютиным, оказалась перенесенной и на устройство гражданского населения32. В последующем к Дагестанской области присоединили пять сельских обществ Терской области, но вывели из его состава Закатальский округ, вошедший в состав Бакинской губернии.

Суть проведенных в Дагестанской области административных реформ заключалась в установлении здесь военно-народного управления. Смысл его заключался в передачи всей полноты власти в руки представителей военного командования и участие в управление представителей горских народов. Согласно «Положению об управлении Дагестанской областью» функции начальника области были возложены на генерала, одновременно совмещавшего и гражданские функции. Начальниками военных отделов и округов стали офицеры русской армии, которые должны были осуществлять негласный надзор над жителями вверенного им округа, контроль за работой судов, распределением натуральных повинностей, строительством и содержанием дорог, разрешением гражданских исков, рассмотрением спорных дел по земельным вопросам, правонарушений и т.д.

После ликвидации ханств в апреле 1868 г. было утверждено «Положение о сельском управлении в Дагестане», в соответствии с которым вопросы сельского общества решались на сельском сходе (джамаате). В сельских обществах были учреждены штаты старшин и их помощников, кадиев и сельских судей. Сельские сходы рассматривали вопросы о выборах сельских должностных лиц, распределении общественных и казенных податей и повинностей, проведении сельскохозяйственных работ, строительства и ремонт дорог. Сельских старшин и их помощников назначали начальники округов, жалованье им выделяли царские власти. В то же время, С другой стороны, жалованье сельского кадия,

32 История многовековых взаимоотношений и единения народов Дагестана с Россией. К 150-летию окончательного вхождения Дагестана в состав России. Коллективная монография. - Махачкала, 2009. С. 172-173.

избираемого на сходе сельского общества и утверждаемого властями, выплачивалось из кассы общества33.

Система «военно-народного» управления была вынужденной мерой со стороны российских властей. «Необходимость применения совершенно новых институтов управления в горских обществах, - отмечает российский исследователь, - стала очевидной еще в ходе Кавказской войны. В горской среде не представлялось возможным использование чисто российской системы управления. В самой Российской империи весь административно-судебный строй в государстве был построен на крепостном праве, совершенно чуждом горскому населению. Прививать же этому населению несвойственные ему понятия и условия жизни являлось опасным в политическом отношении. Поэтому кавказской администрации пришлось сохранить, хотя бы на время, традиционные институты управления и судопроизводства, основанные на религии, обычаях и традициях»34.

В Северный Дагестан вошли Даргинский округ, Присулакское наибство, Мехтулинское ханство и шамхальство Тарковское. В Южный Дагестан были включены Кайтаго-Табасаранский, Самурский округа и Кюринское ханство. Средний Дагестан состоял из Гунибского, Казикумухского округов и Аварского ханства. В состав Верхнего Дагестана вошли Бежтинский округ и все остальные селения, не вошедшие в Аварское ханство и Гунибский округ. Ханства

35

подчинялись начальникам отделов только по военным вопросам .

К 1867 г. царская администрация под различными предлогами ликвидировала все дагестанские ханства и владения. Вместо них были утверждены девять округов с однотипной системой управления [6, с. 34]. В свою очередь, округа были разделены на наибства, число которых составляло 42. Однако в 1899 году они были ликвидированы, и взамен наибств образованы участки по аналогии с общероссийскими.

Таким образом, в Дагестанской области в 60-х годы XIX в. была организована система управления, представлявшая собой военно-народное управление. В соответствии с Положением управление Дагестаном подразделялось на военное и гражданское. К военному относилось управление войсками и местным населением, к гражданскому - управление ханствами. Военные и гражданские властные структуры находились в подчинении начальника Дагестанской области, назначаемого из российских генералов. На

33 Алиева А. Б. Административно-территориальные реформы в Дагестане во второй половине XIX - начале XX века // Вестник Дагестанского научного центра. - Махачкала, 2008. № 30. С. 55.

34 Глашева З.Ж. Административно-территориальные преобразования на Северном Кавказе в период наместничества А.И. Барятинского (1856-1862 гг.) // Историческая и социально-образовательная мысль. -Краснодар, 2017. Т. 9. №4. Часть 1. С. 48.

35 Административно-территориальное деление Дагестанской области (1860-1921 гг.) // Сборник документов и материалов / Составители: Джамбулатов Р.Т., Гайдарбекова Б.К. - Махачкала, 2011. С. 7.

начальника области были возложены функции командующего войсками, а по гражданской части он оказался приравнен к губернатору центральных российских губерний.

Использованные источники:

1. Административно-территориальное деление Дагестанской области (18601921 гг.) // Сборник документов и материалов / Составители: Джамбулатов Р.Т., Гайдарбекова Б.К. - Махачкала, 2011. - 380 с.

2. Алиева А. Б. Административно-территориальные реформы в Дагестане во второй половине XIX - начале ХХ века // Вестник Дагестанского научного центра. - Махачкала, 2008. № 30. - С. 54-60.

3. Геворкьян Д.П. Историко-правовые особенности устройства Российского имперского управления в Дагестане // Дагестан в составе Российского государства: от Дагестанской области до Республики Дагестан. Материалы республиканской научной конференции, посвященной 150-летию образования Дагестанской области и 90-летию образования Дагестанской АССР. -Махачкала, 2011. - С. 62-63.

4. Глашева З.Ж. Административно-территориальные преобразования на Северном Кавказе в период наместничества А.И. Барятинского (1856-1862 гг.) // Историческая и социально-образовательная мысль. - Краснодар, 2017. Т. 9. №4. Часть 1. - С. 45-49.

5. История многовековых взаимоотношений и единения народов Дагестана с Россией. К 150-летию окончательного вхождения Дагестана в состав России. Коллективная монография. - Махачкала, 2009. - 752 с.

6. Кузьминов П.А., Урусова А.М. Попытки создания новой системы управления Кавказом в 50-70-Х гг. XIX века // Вестник Владикавказского научного центра. - Владикавказ, 2016. Т. 16. №1. - С. 33-37.

7. Мирзабеков М.Я. Административно-территориальное устройство Дагестана во второй половине Х1Х - начале ХХ в. // Вестник института ИАЭ. - Махачкала, 2014. № 2. - С. 79-92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.