Административно-правовая реформа о военных судах РФ
Р.В. Бабенко
В статье излагаются аспекты организации и деятельности военных судов. Автором рассмотрены общие положения системы военных судов, их место в судебной системе Российской Федерации, а также основные задачи и подсудность дел военных судов.
The article deals with the organization and activity of military courts. The author brings to light general provisions of the system of military courts, their place in the judiciary system of the Russian Federation as well as the main tasks and jurisdiction of military courts.
а судебной системе РФ имеется ветвь, которую образуют военные суды, устройство, принципы организации и деятельности которых регулирует Федеральный конституционный закон «О военных судах РФ», принятый Государственной думой 20 мая 1999 г. и введённый в действие 29 июня 1999 г. (приложение А)1.
Военные суды осуществляют судебную власть в Вооружённых силах, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Судебная власть - это предоставленные судам как органам госу-
дарства полномочия по разрешению отнесённых к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путём конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантии законности и справедливости принимаемых судами решений2.
Военные суды выполняют свои функции в условиях, в которых действуют Вооружённые силы и другие войска, с учётом особенностей законодательного регулирования существующих в них правоотношений и необходимости сохранения государственной тайны, а также поддержания высокой мобилизационной готовности'5.
Военные суды - федеральные суды общей юрисдикции - регулирование их устройства в соответствии со ст.ст. 76 и 118 Конституции РФ производится Федеральным конституционным законом. В ст. 17 Закона о судебной системе определено, что федеральные суды общей юрисдикции создаются и упраздняются только федеральным законом. Поэтому создание и упразднение военных судов в каждом конкретном случае происходят на основании федерального закона.
Количество военных судов и численность их судей устанавливаются Верховным судом РФ. В соответствии с этим положением закона приказом Председателя Верховного суда РФ было сохранено количество
Бабенко Руслан Владимирович - майор юстиции, начальник группы (по ведению судебной работы) юридической службы Дальневосточного военного округа
Приложение А
Судебная система РФ
военных судов, существовавшее на день вступления в силу Закона о военных судах: окружных (флотских) военных судов
- 13 и гарнизонных - 1384. Численность судей военных судов также устанавливается приказом Председателя Верховного суда РФ в пределах лимитов на прикомандирование военнослужащих к военным судам.
Основные принципы и общие положения, определяющие деятельность судов, в том числе и военных, установлены гл. 7 «Судебная власть» Конституции РФ5.
Законом о военных судах установлено,
что военные суды осуществляют правосудие от имени РФ, рассматривая подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Правосудие представляет собой вид государственной деятельности. Сущность его можно определить следующим образом: правосудие - это осуществляемая в процессуальном порядке деятельность судов по рассмотрению гражданских, уголовных и арбитражных дел в судебных заседаниях, их законному, обоснованному и справедливому разрешению при неукоснительном
соблюдении Конституции и законов РФ.
Из анализа Закона о военных судах можно заключить, что правосудию присущ ряд свойств. Согласно ст. 118 Конституции РФ, правосудие осуществляется только судом. Следовательно, правосудие представляет собой вид государственной деятельности, в которой реализуется судебная власть. Из этого принципиального положения следует, что только военным судам принадлежит право осуществления правосудия в Вооружённых силах и других воинских формированиях по делам, отнесённым законом к их ведению.
Другое свойство правосудия - процессуальный порядок его осуществления, который подробно регламентирован соответствующими процессуальными кодексами. Он создаёт гарантии всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств судебных дел и принятия по ним законных, обоснованных и справедливых решений. Нарушения процессуального порядка судом, если они были существенными, влекут за собой отмену принятых судом решений. Процессуальное право представляет собой важную социальную ценность. Оно защищает права, свободы и законные интересы личности и юридических лиц. Процессуальное право в демократическом государстве гуманно по своей сущности.
Каких-либо иных форм деятельности военных судов Законом о военных судах не предусмотрено. Ранее действовавшее законодательство, в частности, Положение о военных трибуналах, утверждённое Законом СССР от 25 июня 1980 г., помимо осуществления правосудия путём рассмотрения подсудных дел возлагало на военные суды проведение различных «предупредительных мероприятий», таких как: выездные судебные процессы в расположениях воинских частей; объявление приговоров военных судов в приказах командования; правовая пропаганда в воинских частях (лекции, тематические и кинолек-ционные вечера и т.п.); занятия с товарищескими судами чести.
В Положении о военных трибуналах имелась специальная глава «Организационное руководство военными трибуналами, организация работы в военном трибунале», где было закреплено, что Управление во-
енных судов Министерства юстиции СССР осуществляет организационно-методическое руководство работой военных трибуналов по пропаганде правовых знаний и разъяснению законодательства, оказанию правовой помощи товарищеским судам, а председатели военных судов руководят такой работой, координируя эту деятельность с командованием, политическими органами и военной прокуратурой. Именно с учётом этих положений на военные суды возлагалось проведение подобной работы, она входила в статистическую отчётность и качество этой работы, учитывалось при оценке работы судей.
В соответствии со ст. 3 Закона о военных судах, на военные суды как и на иные суды общей юрисдикции возложено только осуществление правосудия путём рассмотрения подсудных им дел в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Поэтому после признания недействующим Положения о военных трибуналах, каких-либо правовых оснований для возложения на военные суды обязанности ведения пропаганды правовых знаний, разъяснения законодательства и оказания юридической помощи товарищеским судам не имеется.
Закон о военных судах, формулируя основные задачи военных судов, возлагает на все военные суды, независимо от их места в иерархии судебной системы, равные, по сути, задачи по охране прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, защите законности, воинской дисциплины в войсках и других воинских формированиях путём применения норм права.
Задачи военных судов в России на протяжении истории государства неоднократно изменялись в соответствии с условиями, в которых действовали военные суды, и функциями, которые на эти суды возлагались.
Прежде, в начале своего существования, военные трибуналы осуществляли судопроизводство только по уголовным делам. Лишь после неоднократных изменений и дополнений Положения о военных трибуналах компетенция военных трибуналов расширилась. Положением о военных трибуналах СССР по состоянию на 25 июня 1980 г. определялось, что военные трибу-
налы, осуществляя задачи социалистического правосудия, призваны вести борьбу с посягательствами на безопасность СССР, боеспособность и боеготовность его Вооружённых сил, воинскую дисциплину и порядок несения военной службы. Задача защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих и других граждан в законе прямо не формулировалась.
Военные суды и в настоящее время должны своей деятельностью по осуществлению правосудия способствовать укреплению законности и дисциплины в армии и на флоте, в других структурах военной организации государства. Но на первый план Закон о военных судах поставил выполнение ими другой основной задачи -защиту и восстановление нарушенных прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений, других объектов.
При выполнении своих функций судьи военных судов независимы и никому не подчиняются, кроме права и закона. Они ведут производство по судебным делам и принимают решения, руководствуясь только законом и своим внутренним убеждением при оценке доказательств и определении допустимости способов установления истины при исследовании обстоятельств того или иного дела.
Вмешательство в деятельность судей военных судов по осуществлению правосудия с чьей бы то ни было стороны недопустимо, потому что такое вмешательство не только прямо нарушает запрет, установленный законом конституционного уровня, но и потому что оно не позволяет суду разрешить дело в строгом соответствии с законом, справедливо и снимает с судей моральную и юридическую ответственность за незаконное, несправедливое решение.
Статья 294 УК РФ устанавливает, что вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия наказывается как преступление, причём, если такое вмешательство совершено лицом, использующим своё служебное положение, оно может при определённых обстоятельствах повлечь за собой лишение свободы на срок до четырёх лет с лишени-
ем права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет6.
Статья 120 Конституции РФ устанавливает, что судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Независимость судей и подчинение их только закону - важнейшее условие справедливого правосудия7. Суд в своей деятельности затрагивает важнейшие права, свободы и интересы людей, от его решений зависят важнейшие блага человека, а по приговору суда гражданин может лишиться имущества, свободы. Поэтому крайне важно оградить судей различными способами от возможного на них воздействия в интересах тех или иных лиц или организаций. Для военных судов проблема обеспечения реальной независимости судей особо актуальна хотя бы потому, что военные суды действуют в сфере, где в отношении военнослужащих действует командная власть, одним из свойств которой является право требовать безусловного повиновения и беспрекословного исполнения приказов и распоряжений по службе.
Статья 5 Закона о военных судах в строгом соответствии с российской Конституцией формулирует положение о независимости судей военных судов. Кроме того, в ней формулируется и положение о непо-дотчётности судей этих судов. Правило о том, что судьи и народные заседатели ответственны только перед избирателями или избравшими их органами, содержится и в Законе о судоустройстве РСФСР. В соответствии с Законом о статусе судей в РФ (ст. 10), судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в рассмотрении дел иначе, как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.
Объём гарантий независимости судей военных судов не может быть сокращён, так же как и объём гарантий независимости судей иных судов, о чём говорится в ст. 9 Закона о статусе судей. Следует полагать, что гарантии независимости любого судьи, включая меры его правовой защиты, не могут быть отменены или снижены иными (кроме Закона о статусе судей) нормативными актами. Что же касается судей военных судов, то Закон о военных судах содержит вполне определён-
ное решение вопроса о гарантиях их независимости.
Статья 26 Конституции РФ (ч. 2) устанавливает, что каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Статья 68 Конституции РФ (ч. 1) гласит: «Государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык». В условиях многонационального государства с его многонациональными Вооружёнными силами, что имеет место в РФ, крайне важно рациональное решение вопроса о языке судопроизводства в военных судах. Закон о военных судах в соответствии с конституционными нормами установил, что судопроизводство и делопроизводство в военных судах ведутся на государственном языке. Из этого следует, что все судьи военных судов и все работники аппарата этих судов должны весьма хорошо владеть русским языком, грамотно формулировать процессуальные и прочие судебные документы, а также вести допросы и производить иные судебные действия в строгом соответствии с правилами русского языка. Установив единый государственный язык, Конституция РФ, в то же время, гарантирует каждому право пользоваться родным языком. Это право должно быть обеспечено как при производстве в военном суде, так и на досудебных стадиях процесса.
В качестве основного критерия для определения подсудности дел военным судам Закон предусматривает субъективный признак: по уголовным (административным) делам - наличие статуса военнослужащего у лица, совершившего преступление (административное правонарушение), а по гражданским делам - это правовое положение сторон (военнослужащий и орган военного управления, воинское должностное лицо Вооружённых сил РФ, других войск, воинских формирований и органов). Военным судам подсудны гражданские дела по искам и жалобам о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооружённых сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных
лиц и принятых ими решений (приложение Б).
Военным судам на территории РФ не подсудны гражданские дела по искам и жалобам на действия (бездействие) иных государственных или муниципальных органов, юридических или физических лиц, а также гражданские дела по искам и жалобам граждан, не имеющих статуса военнослужащих, за исключением граждан, уволенных с военной службы (прошедших военные сборы), если они обжалуют или оспаривают действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие их права, свободы и охраняемые законом интересы в период прохождения ими военной службы, военных сборов8.
Военные суды рассматривают уголовные дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов.
Таким образом, Законом о военных судах изменена существовавшая ранее подсудность военным судам уголовных дел. В целях реализации конституционного принципа равенства граждан перед законом и судом исключена ранее существовавшая подсудность дел в зависимости от воинского звания и должностного положения виновных.
Военным судам не подсудны дела в отношении лиц, не имеющих статуса военнослужащих. По ранее действовавшему законодательству (Положение о военных трибуналах) военным судам были подсудны дела о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершённых лицами начальствующего состава исправительно-трудовых учреждений (ныне - уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ), все дела о шпионаже, а также дела о преступлениях, совершённых лицами, в отношении которых имелось специальное указание в законодательстве.
В отношении граждан, не имеющих статуса военнослужащих, военные суды рассматривают дела в тех случаях, когда пре-
Приложение Б
Подсудность дел военным судам РФ
ступления были совершены ими в период прохождения военной службы, а также когда указанные граждане совершили преступление в соучастии с военнослужащими (гражданами, проходящими военные сборы).
Военным судам стали подсудны дела об административных правонарушениях, совершённых военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.
При решении вопроса о том, обладают ли соответствующие лица статусом военнослужащих, следует руководствоваться следующим разъяснением, содержащимся в п. 1 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 14 февраля 2000 г. №9.
К подсудности военных судов Законом о военных судах отнесены также дела по жалобам граждан, уволенных с военной службы (прошедших военные сборы), т.е. не имеющих статуса военнослужащих, при условии, что ими обжалуются те действия (бездействие) органов военного управления или воинских должностных лиц, которые нарушили законные права и интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов, например, дела по искам и жалобам граждан, уволенных с военной службы, о восстановлении на военной службе, о взыскании не выданного денежного и иных видов довольствия, поскольку их права нарушены в период прохождения ими военной службы.
Граждане, уволенные с военной службы в соответствии с Законом, вправе подать жалобу в военный суд, если их законные права и интересы были нарушены в период прохождения ими военной службы, военных сборов.
Рассмотрение военными судами таких жалоб является исключением из общего правила о подсудности дел военным судам и обусловлено стремлением обеспечить наиболее полную защиту прав граждан по делам, связанным со специфическими воинскими правоотношениями и применением норм военного законодательства.
Необходимо иметь в виду, что в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы военнослужащие сохраняют свой статус до момента исключения из списков личного состава части9. Поэтому жалобы и иски граждан, не ис-
ключенных из списков личного состава части, подсудны военным, а не районным судам, так как указанные граждане являются военнослужащими, несмотря на то, что в отношении них были изданы приказы правомочных воинских должностных лиц об увольнении с военной службы.
Подсудность военным судам уголовных дел о преступлениях, совершённых гражданскими лицами в соучастии с военнослужащими, определена ч. 3 ст. 7 Закона о военных судах10. В соответствии с указанной нормой подсудность дел о преступлениях, в совместном совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы (прошедшие военные сборы), совершившие преступления в период военной службы (т.е. лица, дела в отношении которых подсудны военным судам), и гражданские лица, устанавливается соответствующими федеральными процессуальными законами.
В настоящее время суды исходят из того, что рассмотрение военными судами уголовных дел в отношении граждан, не являющихся военнослужащими, не допускается, за исключением случаев, когда они признаны соучастниками преступлений, совершённых военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, и выделение уголовных дел в отношении граждан, не являющихся военнослужащими, в отдельное производство в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ, невозможно.
Поэтому, если уголовное дело по обвинению одного лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений подсудно военному суду в отношении хотя бы одного лица или одного преступления, дело о всех лицах и преступлениях рассматривается военным судом.
Согласно ч. 4 ст. 7 Закона о военных судах право рассматривать все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, сохранено лишь за военными судами, дислоцирующимися за пределами территории РФ, если иное не установлено международным договором РФ. Существовавшее ранее положение о рассмотрении военными судами
всех дел в местностях, где не действуют иные суды общей юрисдикции, утратило силу.
К подсудности военных судов относится также рассмотрение жалоб на применение лицом, производящим дознание, следователем или прокурором заключения под стражу в качестве меры пресечения, а равно на продление указанными лицами сроков содержания под стражей в отношении военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, а также жалоб на действия (бездействие) военных прокуроров и принятые ими решения по делам, расследуемым в отношении военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы.
Военные суды рассматривают дела и материалы, связанные с ограничениями конституционных свобод и прав на тайну переписки, телефонные и иные переговоры, почтовые, телеграфные и иные сообщения, на неприкосновенность жилища в отношении военнослужащих (граждан, проходящих военные сборы), а также дела, которые подсудны военным судам, т.е. в пределах своих полномочий и порядке, установленном Законом о военных судах.
Литература и источники:
1. Собрание законодательства РФ. - 1999. -№26. - Ст. 3170.
2. Волосов, МЛ Краткий юридический словарь / М.Е. Волосов, ВЛ. Додонов, ВЕ. Крутс-ких, ВII. Панов. - М.: Инфра-М, 2000. - С. 261.
3. Петухов, НА. Федеральный конституционный закон «О военных судах РФ» / НА. Петухов // Российская юстиция. - 1999. - №9.-С. 8.
4. Приказ Председателя Верховного суда РФ от 9 декабря 1999 г. - №435кд «О переименовании военных судов, установлении их количества и численности военных судов» // CD, Гарант, 2006.
5. Топорин, ВН. Научно-практический комментарий Конституции РФ / Б.Н. Топорин. -М.: Юристъ, 1997. - С. 597 - 638.
6. Скуратов, ЮМ. Комментарий к Уголовному кодексу РФ / ЮМ. Скуратов, ВМ. Лебедев. - М.: Норма - Инфра, 1999. - С. 683 - 684.
7. Вожьев, ВЛ. Правоохранительные органы РФ / ВЛ. Вожьев. - М.: Спарк, 1999. - С. 137.
8. Постановления Пленума Верховного суда РФ от 14 февраля 2000 г. - №9. п. 3. // CD, Военное право, 2006. - №5.
9. Приказ Министра обороны РФ от 15 ноября 2000 г. №500 // CD, Военное право, 2006.
- №5.
10. Петухов, НА* Федеральный конституционный закон «О военных судах РФ»/ НА. Петухов // Российская юстиция, 1999. - №° 10.
- С. 8.