www.volsu.ru
УДК 342 ББК 76+67.51
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ПРОФИЛАКТИКИ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ
Евгения Васильевна Павлова
Кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры административного права и административной деятельности ОВД,
Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова pavlova. evgenia.78@yandex. ги
ул. Игнатова, 2, 302027 г. Орел, Российская Федерация
Аннотация. В статье автором проведен анализ количества совершаемых преступлений и административных правонарушений с целью выявления причин и условий, способствующих их совершению. Рассмотрена система профилактики семейно-быто-вых конфликтов. Сформулированы основные направления повышения эффективности предупреждения правонарушений и преступлений, совершаемых в семье.
Основной акцент сделан на необходимость совершенствования системы государственных органов, осуществляющих предупреждение насилия в семье, рассмотрены отдельные полномочия участковых уполномоченных полиции как одного из элементов профилактической работы. Указывается на возможность создания специализированных подразделений в системе государственных органов, основная деятельность которых будет связана с рассматриваемой проблемой.
Ключевые слова: преступление, административное правонарушение, профилактика, деятельность участкового уполномоченного полиции, семейно-бытовые конфликты.
В современный период развития государственности отмечается повышенное внимание к институту семьи и обеспечению достойного развития детей. Данный факт находит свое подтверждение и в пристальном внимании со стороны руководства государства к демографическим проблемам. Так, в 2007 г. была утверждена Концепция демографической политики РФ на период до 2025 г., в которой одной из задач определено укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных ^о отношений [7, ст. 3]. Кроме того, законода-сЗ тель указывает, что решение данной задачи И требует системного, комплексного подхода, ^ который должен включать в себя совокуп-§ ность профилактических мероприятий, выра-^ жающихся в развитии системы психологичес-© кой поддержки семьи, пропаганде ценностей
семьи и формировании позитивного образа семьи.
Статистика административных правонарушений и преступлений указывает на тот факт, что ситуация с насильственными посягательствами в семье медленно, но уверенно нормализуется, так в 2015 г. зарегистрировано 2 352,1 тыс. преступлений, или на 8,6 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост регистрируемых преступлений отмечен в 75 субъектах Российской Федерации, снижение - в 8 субъектах.
89,9 % всех зарегистрированных преступлений выявляется органами внутренних дел, причем 5,1 % из них - на стадии приготовления и покушения. Всего на этих стадиях выявлено 107 тыс. преступлений (+8,2 %).
Значительная часть (42,4 %) преступлений регистрируется в республиканских, крае-
вых и областных центрах - всего 996,64 тысяч, пятая часть (21,3 %) - в сельской местности, где зарегистрировано 501,3 тыс. преступлений, что на 9,4 % больше, чем за январь - декабрь 2014 года.
В результате преступных посягательств погибло 32,9 тыс. человек (6,0 %), здоровью 48,8 тыс. человек причинен тяжкий вред (7,2 %). На сельскую местность приходится 41,7 % погибших (13,7 тыс. человек), на города и поселки, не являющиеся центрами субъектов Федерации, - 35,2 % лиц, здоровью которых причинен тяжкий вред (17,2 тыс. человек).
Каждое второе (55,1 %) расследованное преступление содеяно лицами, ранее совершавшими преступления, почти каждое третье (32,1 %) - в состоянии алкогольного опьянения, каждое двадцатое (4,9 %) - несовершеннолетними или при их соучастии [6, с. 1].
Однако семейные конфликты и насилие в семье зачастую остаются латентными посягательствами, и причины данного обстоятельства могут быть как объективными, так и субъективными. С объективной стороны можно характеризовать несовершенство действующего законодательства как не всегда достаточный уровень финансирования профилактических мероприятий в данной сфере. Субъективными обстоятельствами выступают устоявшийся менталитет населения, недоверие к органам правопорядка и др.
Особую опасность представляет тот факт, что в результате семейно-бытовых нарушений страдают социально незащищенные слои населения: женщины, дети и старики. Так, в своем выступлении министр внутренних дел генерал-полковник полиции В.А. Колокольцев отметил, что тревожным показателем 2015 г. стал рост почти на 5 % числа преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их участии. Это фактически означает, что органы внутренних дел все недосмотрели за 36 тысячами подростков и должны срочно пересмотреть подходы к методам работы на данном направлении [1, с. 1].
Дополнительными негативными факторами, оказывающими прямое влияние на уровень подростковой преступности, конечно, являются непростая социально-экономическая ситуация в стране и нередко отсутствие дол-
жного внимания и контроля, широкое распространение демонстрации элементов реального насилия.
Бесспорно общедоказанный факт, что гораздо выгоднее с экономической точки зрения предупредить возможные негативные последствия, нежели подсчитывать убытки от уже совершенного преступления. Именно поэтому важно создать систему государственных органов и их должностных лиц, способных эффективно и слаженно осуществлять данное направление деятельности.
Значительная роль в предотвращении совершения тяжких семейно-бытовых преступлений принадлежит административно-правовым средствам профилактического воздействия на лиц, склонных к совершению преступлений и правонарушений на бытовой и семейной почве.
Следует оговориться, что одним из существенных звеньев в профилактической деятельности в рассматриваемом направлении выступает служба участковых уполномоченных полиции.
Стоит отметить, что семейно-бытовые негативные ситуации часто приводят к преступлениям, в том числе тяжким и особо тяжким, особенно в отношении детей, в частности посягательствам на их половую неприкосновенность. Поэтому участковые уполномоченные полиции должны владеть информацией о конкретных лицах, которые общаются с антисоциальными гражданами, не имеют постоянного места работы, злоупотребляют алкогольными напитками, употребляют наркотические вещества, проявляют необоснованные акты агрессии к окружающим и могут совершить правонарушения, в том числе и в сфере семейно-бытовых отношений, и проводить с ними определенную работу. Следует учитывать то обстоятельство, что рассматриваемые противоправные деяния совершаются в течение значительного временного промежутка, и для участкового уполномоченного полиции появляется возможность осуществлять профилактическую работу, в том числе в отношении конкретных лиц.
Одна из целей индивидуальной профилактической деятельности участкового уполномоченного полиции - выявление причин, способствующих противоправным действиям, а
также применение мер убеждения о недопустимости совершаемых действий. Однако осуществляя такую деятельность, должностные лица полиции обязаны помнить об этической составляющей и о психологических сложностях, возникающих в данной сфере.
В значительном арсенале мер воздействия на правонарушителя основными все же остаются убеждение и принуждение.
Деятельность участкового уполномоченного полиции по предупреждению правонарушений и преступлений рассматриваемой направленности регламентирована Приказом МВД «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» 31 декабря 2012 г. N° 1166 [5, ст. 37.7], который определяет, что участковый уполномоченный обязан выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу; участвовать в пропаганде правовых знаний.
Общая профилактика правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений осуществляется в различных формах. Это и чтение лекций на правовые темы в коллективах, институтах, других учреждениях, организациях, на собраниях жителей обслуживаемого участка, во время которых участковый уполномоченный полиции должен приводить примеры совершаемых в сфере семейно-бы-товых отношений правонарушений, сообщать о принятых мерах к правонарушителям. Нельзя оставлять без внимания и средства массовой информации: газеты, радио, телевидение, Интернет.
Вместе с тем представляется обоснованным, что данное направление деятельности не должно ограничиваться только службой участковых уполномоченных полиции. Сведения обязаны предоставлять и медицинские учреждения, и учреждения образования, социальные службы и общественные формирования. Важно пропагандировать среди населения отношение нетерпимости к совершаемым преступлениям и административным правонарушениям. Однако даже в таких ситуациях, когда факт совершения противоправных деяний очевиден, стражи правопорядка
имеют возможность его пресечь имеющимися правовыми средствами. Как нами было обозначено, указанная группа противоправных деяний имеет самый высокий процент латен-тности. Близкие люди не считают правильным выносить сор из избы даже в том случае, когда сотрудники полиции прибывают на место правонарушения по вызову соседей или иных граждан, ведь они согласно действующему законодательству без разрешения собственника жилья не могут проникнуть в квартиру. Дело в том, что в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрена санкция за указанные действия. Соответственно стражи правопорядка могут проникнуть в жилище только в том случае, если есть достоверная информация, что там совершается преступление. Вместе с тем мы ведем речь об административных правонарушениях, которые зачастую являются первым сигналом к наступлению возможно более серьезных последствий. Данная проблема на сегодняшний момент может быть решена путем введения соответствующей нормы в законы субъектов Российской Федерации об ответственности за административные правонарушения. Отдельные регионы воспользовались такой возможностью, так, в Кодексе Пензенской области об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за семейно-бытовое дебоширство, то есть за нарушение покоя семьи в месте проживания (пребывания) семьи, выраженное явным неуважением к члену семьи, сопровождающееся устраиванием беспорядка, оскорбительным обращением к члену семьи, нецензурной бранью. Санкция статьи предусматривает наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей [3, ст. 9.3]. В Кодексе Нижегородской области об административных правонарушениях содержится состав, предусматривающий ответственность за создание конфликтных ситуаций в семейно-бытовых отношениях, выраженных в совершении действий, нарушающих спокойствие граждан в месте их проживания (пребывания), а также в неуважении к окружающим, в том числе к члену (членам) семьи, в унижении их человеческого достоинства, в оскорбительном поведении,
сопровождаемом нецензурной бранью, если эти деяния не содержат признаков правонарушений, ответственность за совершение которых установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях [2, ст. 2.18].
Вместе с тем далеко не все субъекты Российской Федерации торопятся закрепить подобные нормы права, что в конечном итоге приводит к совершению противоправных деяний, с одной стороны, а с другой - подрывает уровень доверия населения к сотрудникам органов внутренних дел. По данным исследования Фонда «Общественное Мнение» (опрошено 1 000 человек в 320 городах и 160 селах), 25 % россиян оценивают работу полиции на «отлично» или «хорошо», 45 % процентов считают, что полицейские удовлетворительно исполняют свои обязанности [4, с. 1]. Только четверть опрошенных считает работу полицейских хорошей и отличной, а ведь чаще всего граждане формируют свое мнение на основе деятельности тех сотрудников полиции, которые чаще всего вовлечены в орбиту непосредственных взаимоотношений с населением (патрульно-постовая служба, участковые уполномоченные и т. д.).
Проблема профилактики семейно-быто-вых конфликтов и насилия в семье требует системного подхода к ее решению. Данное направление деятельности должно охватывать значительный круг государственных и муниципальных органов. Нам представляется обоснованным сформулировать ряд положений, которые могут повысить эффективность рассматриваемого правового института:
- следует нормативно закрепить порядок взаимодействия государственных и муниципальных органов по вопросам организации взаимодействия, направленного на профилактику семейно-бытовых конфликтов, а также юридическую ответственность конкретных должностных лиц за невыполнение либо ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей в части, касающейся рассматриваемого взаимодействия;
- развивать в субъектах Российской Федерации систему пунктов социальной реабилитации лиц, подвергшихся насилию в семье, причем как физическому, так и психологическому;
- рассмотреть вопрос о возможности включения в штатную численность органов
внутренних дел должности сотрудников полиции по предупреждению и пресечению семей-но-бытовых конфликтов;
- активизировать работу по пропаганде семейных ценностей и устоев и созданию в обществе атмосферы нетерпимости к подобным нарушениям;
- за административные правонарушения, совершаемые в семейно-бытовой сфере, закрепить санкцию в виде административного ареста либо обязательных работ.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Выступление министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковника полиции Владимира Колокольцева на заседании Общественного совета при МВД России // Официальный сайт МВД РФ. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.mvd.ru. - Загл. с экрана.
2. Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях от 20 мая 2003 г. № 34-3 : (с изм. и доп. от 2 дек. 2015 г.). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Кодекс Пензенской области об административных правонарушениях от 2 апр. 2008 г. № 1506-ЗПО : (с изм. и доп. от 5 сент. 2014 г.). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Подведены результаты опросов общественного мнения о деятельности полиции / пресс-центр МВД России // Официальный сайт МВД РФ. - Электрон. дан. - Режим доступа: http:// www.mvd.ru. - Загл. с экрана.
5. Приказ МВД России «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» от 31 дек. 2012 г. № 1166 : (с изм. и доп. от 1 июля 2014 г.). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Состояние преступности за январь - декабрь 2015 г // Официальный сайт МВД РФ. - Электрон. дан. -Режим доступа: http://www.mvd.ru. - Загл. с экрана.
7. Указ Президента РФ «Об утверждении Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года» от 9 окт. 2007 г. № 1351 : (с изм. и доп. от 1 июля 2014 г.). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
REFERENCES
1. Vystuplenie ministra vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii general-polkovnika politsii Vladimira Kolokoltseva na zasedanii Obshchestven-
nogo soveta pri MVD Rossii [The Speech of the Minister of Internal Affairs of the Russian Federation Colonel General of Police Vladimir Kolokoltsev at a Meeting of the Public Council Under the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Ofitsialnyy sayt MVD RF [Official Website of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation]. Available at: http://www.mvd.ru.
2. Kodeks Nizhegorodskoy oblasti ob admi-nistrativnykh pravonarusheniyakh ot 20.05.2003 № 34-Z: (s izm. i dop. ot 02.12.2015) [The Code of the Nizhniy Novgorod Region About Administrative Offences of May 20, 2003 no. 34-Z (with amend. and add. of December 2, 2015)]. Access from reference legal system "KonsultantPlus".
3. Kodeks Penzenskoy oblasti ob admini-strativnykh pravonarusheniyakh ot 02.04.2008 № 1506-ZP0: (s izm. i dop. ot 05.09.2014) [The Code of the Penza Region on Administrative Offences of April 2, 2008 no. 1506-ZP0 (with amend. and add. of September 5, 2014)]. Access from reference legal system "KonsultantPlus".
4. Podvedeny rezultaty oprosov obshchest-vennogo mneniya o deyatelnosti politsii [Summarized Results of Public Opinion Polls on the Activities of
the Police]. Ofitsialnyy sayt MVD RF [Official Website of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation]. Available at: http://www.mvd.ru.
5. Prikaz MVD Rossii "Voprosy organizatsii deyatelnosti uchastkovykh upolnomochennykh politsii" ot 31.12.2012 № 1166: (s izm. i dop. ot 01.07.2014) [Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia "Organization of Activity of Precinct Police Commissioners" of December 31, 2012 no. 1166 (with amend. and add. of July 1, 2014)]. Access from reference legal system "KonsultantPlus".
6. Sostoyanie prestupnosti za yanvar - dekabr 2015 g. [The Crime Status for January-December 2015]. Ofitsialnyy sayt MVD RF [Official Website of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation]. Available at: http://www.mvd.ru.
7. Ukaz Prezidenta RF "Ob utverzhdenii Kontseptsii demograficheskoy politiki RF na period do 2025 goda" ot 09.10.2007 № 1351: (s izm. i dop. ot 01.07.2014) [The Presidential Decree "On Approval of the Concept for Demographic Policy of the Russian Federation for the Period Till 2025" of October 9, 2007 no. 1351 (with amend. and add. of July 1, 2014)]. Access from reference legal system "KonsultantPlus".
ADMINISTRATIVE AND LEGAL MEANS FOR PREVENTION OF DOMESTIC VIOLENCE
Evgeniya Vasilyevna Pavlova
Candidate of Juridical Sciences,
Deputy Head of Department of Administrative Law and Administrative Activity, Department of Internal Affairs,
Orel Law Institute of the MIA of Russia named after V.V. Lukyanov
pavlova. evgenia.78@yandex. ru
Ignatova St., 2, 302027 Orel, Russian Federation
Abstract. The analysis of the number of committed crimes and administrative offences, to identify the causes and conditions conducive to their proliferation. The system of prevention of family and domestic conflicts. The basic directions of increase of efficiency of prevention of offenses and crimes committed in the family.
The main emphasis is on the necessity of improving the system of state bodies involved in the prevention of violence in the family and the individual powers of local police officers as an element of preventive work. Indicated the possibility of establishing specialised units in the public sector, the main activities will be related to the problem.
Key words: a crime, an administrative offence, prevention, the activities of the police precinct, household and family conflicts.