специальный выпуск
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ВНУТРЕННИМИ ВОЙСКАМИ МВД РОССИИ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Э.Т. Сидоров,
кандидат юридических наук, доцент профессор кафедры административного права и оперативно-разыскной деятельности ОВД Московского областного филиала Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.14 - административное право;
административный процесс
Аннотация. В статье изложен новый подход к исследованию проблемы противодействия терроризму. Проводится анализ административно-правовых методов борьбы с терроризмом. Особое внимание в работе уделяется комплексному анализу действующей в настоящее время концепции административного принуждения в вопросах применения мер административного пресечения специального назначения. Автором исследуются силы и средства, применяемые органами исполнительной власти в этих условиях. Автором обосновываются конкретные предложения по совершенствованию правовой основы и тактических аспектов применения специальных мер административного пресечения.
Ключевые слова: полиция, боевая и специальная техника, антитеррористическая деятельность, административно-правовое принуждение.
ADMINISTRATIVE AND LEGAL METHODS OF IMPLEMENTATION BY LAW-ENFORCEMENT BODIES AND INTERNAL TROOPS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA OF ANTI-TERRORIST
ACTIVITY
E.T. Sidorov,
candidate of jurisprudence, associate professor of chair of administrative law and operative detective activity of the Moscow regional branch of the Moscow university
of the Ministry of Internal Affrairs of Russia Annotation. In the article new approach to research of a problem of counteraction to terrorism is stated. The analysis of administrative and legal methods of fight against terrorism is carried out. The special attention in work is paid to the complex analysis of the concept of administrative coercion existing now in questions of application of measures of administrative suppression of a special purpose. The author investigates forces and the means applied by executive authorities in these conditions. The author grounda specific proposals on improvement of a legal basis and tactical aspects of application of special measures of administrative suppression locate.
Keywords: police, military and special equipment, anti-terrorist activity, administrative and legal coercion
Терроризм представляет собой серьезную проблему мирового уровня, затрагивающую территории практически всех государств. Угроза терроризма не теряет своей актуальности и в ХХ! столетии, при этом террористические акты становятся все более изощренными по тактике и стратегии своего осуществления.
Международными террористическими организациями в настоящее время как применяются современные достижения научно-технического прогресса, так и прогнозируется дальнейший рост профессиональной подготовки террористов и оснащение террористических организаций более совершенной техникой и вооружением.
специальный выпуск
Проблема терроризма в современной России не только существует, но и превратилась в общегосударственную, от решения которой зависит уровень обеспечения национальной безопасности самого государства. При этом, по мнению специалистов, наиболее неблагоприятными в этом плане останутся Северный Кавказ и Москва \
Проблема совершения террористических актов в настоящее время является в России реальной, нарастающей и требующей принятия оперативных мер комплексного характера: экономических, политических, военных, правовых.
С одной стороны, органы государственной власти принимают серьезные меры, направленные на противодействие терроризму, среди которых, следует особо выделить создание Национального антитеррористического комитета, принятие ряда законов - «О чрезвычайном положении», «О военном положении», «О противодействии терроризму» и других. С другой стороны, специалисты признают, что «мировое сообщество пока не выработало надежные механизмы совместного противодействия этому явлению», а также что работа по созданию действенного механизма противодействия терроризму в России только ведется 2.
На наш взгляд, первая проблема заключается в некоторой однобокости исследования государственных мер, направленных на противодействие терроризму, которые рассматриваются либо с точки зрения уголовной политики в этой сфере (юридическая квалификация и уголовная ответственность за преступления террористического характера), либо в области пресечения финансирования террористических организаций (выявление и пресечение каналов финансирования и поставок оружия террористическим организациям).
Вот почему Президентом России в Концепции национальной безопасности Российской Федерации поставлена задача по поиску новых и совершенствованию имеющихся административно-правовых средств, применяемых субъектами исполнительной власти для осуществления противодействия терроризму.
В настоящее время можно выделить четыре группы административно-правовых средств противодействия терроризму, совершенствование которых может позволить органам государственной власти существенно повысить эффективность антитеррористической деятельности:
1. Установление специальных административно-правовых режимов - контртеррористической операции, чрезвычайного и военного положений.
2. Размещение государственного заказа на раз-
работку и создание новой боевой и специальной техники как одного из видов антитеррористических средств для их использования в условиях специальных административно-правовых режимов.
3. Применение органами исполнительной власти административно-правового принуждения и особенно мер административного пресечения как средств обеспечения специальных административно-правовых режимов.
4. Проведение специальных операций 3.
Следует отметить, что ряд указанных проблем
стал предметом серьезных научных исследований. Так, проблемы применения специальных административно-правовых режимов изложены в работах: С.А. Аникиенко, Д.Н. Бахраха, В.В. Гущина, И.В. Гончарова, В.И. Жалинского, В.В. Ласточкина, А.В. Мелехина, Н.Ф. Поповой, И.С. Розанова, В.Б. Рушайло, М.А. Рыльской и др.
Административно-правовое принуждение рассматривалось учеными-административистами: И.И. Веремеенко, М.И. Еропкиным, Ю.М. Козловым, А.П. Кореневым, Л.Л. Поповым, Ю.Н. Стари-ловым, М.С. Студеникиной и др.
Вопросы деятельности подразделений органов внутренних дел и частей внутренних войск при возникновении чрезвычайных ситуаций исследовались в работах: М.Д. Давитадзе, Н.В. Краханова, И.В. Ложкина, В.В. Овчинникова, С.А. Старостина и др.
Вопросам внутренних вооруженных конфликтов посвящали свои работы и зарубежные авторы: Ф. Кальсховен, Р. Аби-Сааб, Э.Девид, Р. Ринальдо, П. Реган и др.
Однако не все вопросы данной проблемы были исследованы специалистами. В то же время актуальность данной проблемы не только не снижается, но, учитывая возрастающие угрозы терроризма, наоборот, возрастает. Кроме того, принятие Россией ряда международных обязательств, регулирующих применение силы и огнестрельного оружия, и вступление в Совет Европы налагают на нее ряд дополнительных обязательств при применении мер принуждения.
В условиях, когда терроризм рассматривается, и небезосновательно, как «вооруженный конфликт низкой интенсивности», задача по созданию обстановки поддержки правоохранительных органов общественностью в целом, и местным населением в частности, не простая. Объясняется это тем, что территория, на которой проводятся специальные операции правоохранительных органов - это дома и земельные участки самого местного населения. А сами граждане становятся в лучшем случае свидетелями, которым приходится приспосабливаться в
№ 9 / 2013
Вестник Московского университета МВД России
133
специальный выпуск
этих условиях, в худшем - участниками. Поэтому, если органы правопорядка чрезмерно применяют силу, это населением не только не поддерживается, но и вызывает протест.
Такие меры осуществления противодействия терроризму не только не эффективны, но и опасны. Так, согласно выводам сотрудников отдела контрразведки Управления специальных расследований ВВС США, одной из основных целей террористических движений в федеративных государствах, выступающих под сепаратистскими лозунгами, является провоцирование сверхреакции со стороны федерального центра. Они хотят вынудить федеральные власти допустить чрезмерное или не вполне адресное применение силы и тем самым вызвать отчуждение населения и дискредитировать государство в глазах граждан определенной его территории. Большинство населения начинает отказываться от сотрудничества с силами правопорядка, а затем переходит на сторону сепаратистов4.
В ряде ведущих капиталистических стран имелся опыт, когда во имя борьбы с терроризмом принимались такие меры, в том числе и правового характера, что под угрозой оказывались устои самого правового государства5.
Все это приводит к тому, что, как отмечает профессор А.И. Долгова, «террористический характер антитеррористической деятельности ликвидирует в глазах населения различие между действиями разных сторон»6.
Чтобы меры административно-правового принуждения применялись адресно и были адекватны по своей силе, правоохранительные органы должны иметь на вооружении как соответствующие специальные средства, созданные для выполнения данных задач (например, для проведения специальных операций), так и четкое правовое регулирование их применения. Слабая правовая защищенность сотрудников правоохранительных органов при применении спецсредств является одним из факторов, снижающих эффективность их использования. Как правильно отмечается Я.А. Мироновым, слабая правовая база, регулирующая применение спецтехники, вынуждает или уклоняться от ее активного использования, или находиться под постоянной угрозой быть обвиненными в применении недозволенных средств 7.
Следует отметить, что Федеральный закон «О полиции», сменивший Закон РФ «О милиции», учел ситуации, когда применение оружия выходило за рамки правового поля. В качестве примера можно привести п. 3 ч. 3 ст. 23. Так, допускается применение оружия для разрушения запирающих устройств,
элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 Федерального закона «О полиции».
Однако, к сожалению, ряд противоречий так и не был устранен. Так, в настоящее время применение боевой и специальной техники в МВД России регламентируется двумя основными нормативными актами: Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. «О полиции» и Федеральным законом от 6 февраля 1997 г. «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации». В соответствии с Законом «О полиции» сотрудники полиции могут применять бронемашины в четырех случаях, а водометы - в трех. Военнослужащие внутренних войск МВД России вправе применять боевую и специальную технику в девяти случаях. Даже использование в законодательных актах различной терминологии при регулировании применения данных спецсредств (зачастую одного вида, например - бронетранспортеров) свидетельствует об имеющихся различиях. А при более глубоком анализе противоречий выявляется еще больше. Так, значительно отличаются нормы законодательных актов, предусматривающих применение оружия, а значит и вооружения, находящегося на боевой технике, для остановки транспортных средств.
Например, сотрудники полиции могут применять бронемашины для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан (п. 1 ч. 3 ст. 23 ФЗ «О полиции»).
В то же время, военнослужащие внутренних войск могут применить боевую и специальную технику для остановки транспортного средства только в условиях правового режима чрезвычайного положения, при этом Закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» не требует ни создания водителем реальной опасности для жизни и здоровья людей, ни неоднократности требований об остановке транспорта (п. «в» ст. 29). В то же время ФКЗ «О чрезвычайном положении» (ст. 30) четко определяет, что «установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники изменению в условиях чрезвычайного положения не подлежат»8.
Таким образом, в настоящее время вопросы применения бронетанкового вооружения и специ-
специальный выпуск
альной техники подразделениями МВД России, являющиеся важнейшими условиями для успешного противодействия терроризму, не урегулированы в должной мере. По нашему мнению, требуется провести унификацию законодательства («О милиции», «О внутренних войсках») в этих вопросах.
Таким образом, в настоящее время действующая в Российской Федерации концепция административно-правового принуждения не в полной мере отвечает современным условиям в вопросах применения мер административного пресечения для эффективного противодействия террористическим угрозам.
Сделаем ряд следующих выводов:
1. Осуществление государством задач по противодействию терроризму для обеспечения интересов личности, общества и государства заставляет органы внутренних дел и внутренние войска МВД России все чаще применять вооруженное принуждение (физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие) как вид административного пресечения.
2. Действующая в настоящее время Концепция административного принуждения не в полной мере отвечает современным требованиям. Это выражается в отсутствии единой терминологии в действующем законодательстве, в отсутствии четкого правового регулирования видов специальных средств (боевой и специальной техники) и порядка их применения.
3. Действующее административное законодательство, регулирующее вооруженное принуждение, не в полной мере отвечает потребностям практики.
4. Применяемые в настоящее время специальные средства не всегда позволяют органам внутренних дел и внутренним войскам МВД России соблюдать принципы, закрепленные в международном и национальном законодательствах, что выводит вооруженное принуждение за рамки правового поля.
1 Гирько С.И. Современные проблемы борьбы с терроризмом. В сборнике: Проблемы борьбы с терроризмом / по материалам совместного заседания ученых советов Научно-исследовательского института проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации и Всероссийского научно-исследовательского института МВД России, июнь 2002 г. Москва, 2002. С. 3.
2 Борьба с терроризмом: теория и практика. М.: ЦОКР МВД России, 2005. С. 116.
3 Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении»; Указ Президента Российской Федерации от 23 сентября 1999 г. № 1255с «О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 30 июня 2003 г. № 715 «О дополнительных мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации»; Приказ МВД РФ от 29 октября 2001 г. № 951 «О неотложных мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел и внутренних войск по борьбе с терроризмом, отнесенным к компетенции МВД России».
4 Terrorism: Theory & Practice/Ed. by Y. Alexander, D. Carlton, P. Wilkinson. Published in cooperation with the Institute for Studies in International Terrorism. Boulder, CO: Westview Press. 1979. P. 15.
5 См.: Soulier G. Lutte contre le terrorisme et droits l' home // Revue de science criminelle et de droit penal compare. Paris, 1987. №3. P. 663-665.
6ДолговаА.И. Теоретические проблемы терроризма и борьба с ним // Проблемы борьбы с терроризмом. М., 2002. С. 11-12.
7 Миронов А.Я. Техническое обеспечение органов внутренних дел: проблемы управления. М.: Академия управления МВД России, 1998. 28 с.
8 Статья 30 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 июня 2001 г., № 23, ст. 2277.
№ 9 I 2013
Вестник Московского университета МВД России
135