УДК 342.95 © А. Г. Репьев, Е. В. Красилова, 2018
Административно-правовые меры охраны здоровья граждан (на примере пресечения реализации крепких спиртных напитков непромышленного производства)
А. Г. Репьев, Барнаульский юридический институт МВД России. E-mail: repev-artem@yandex.ru Е. В. Красилова, Управление МВД России по г. Барнаулу. E-mail: p-o-l-y-a94@yandex.ru
Из всей совокупности деяний, оказывающих негативное влияние на здоровье людей, наибольшие опасения в настоящее время вызывает реализация крепких спиртных напитков непромышленного производства. Меры, предпринятые государством по законодательному ограничению их распространения и установлению за это административной ответственности, к сожалению, оказались не до конца проработанными. Неоднозначно сконструированная норма ст. 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающая ответственность за реализацию алкогольной продукции физическими лицами, вывела из-под действия закона ряд распространенных крепких спиртных напитков (самогон, брага и пр.). Как следствие, у правоохранительных органов возникли сложности по пресечению данного общественно вредного деяния. Рассмотрение дел об административных правонарушениях этой категории свидетельствует о неоднозначной практике применения нормы закона и существенных различиях при назначении наказания. Предложения, высказанные авторами, могут способствовать устранению образовавшегося правового пробела и повысить эффективность правоприменительной деятельности органов правопорядка, упрочить законность юрисдикционной деятельности судей.
Ключевые слова: охрана здоровья; алкоголизм; спиртной напиток; административная ответственность.
Measures of Administrative Law to Protect Citizen Health (exemplified by suppressing sale of strong alcohol drinks of non-profit manufacturing)
A. G. Repyev, the Barnaul Law Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs. E-mail: repev-artem@yandex.ru Ye. V. Krasilova, the Directorate of the Russian Ministry of Internal Affairs in Barnaul. E-mail: p-o-l-y-a94@yandex.ru
Among all the acts negatively influencing people's health the most dangerous one is selling strong alcohol drinks of non-profit manufacturing. Unfortunately, measures taken by the state to legislatively limit their spread and establish administrative responsibility for it have not been thoroughly developed. The ambiguous norm of Article 14.17.1 of the Russian Code of Administrative Offences providing responsibility for selling alcohol production to individuals has excluded some common strong alcohol drinks (e.g. homebrewed alcohol beverages). Consequently, it is difficult for law enforcement agencies to suppress this socially dangerous act. Considering administrative offences of this category reveals the ambiguous practice of using legal norms and significant distinctions in imposing punishment. The authors suggest some recommendations which can eliminate the gap in law, increase effectiveness of law enforcement agencies and strengthen legality of jurisdictional activity of the courts.
Keywords: protection of health; alcoholism; alcohol drink; administrative responsibility.
Действующее российское законодательство достаточно подробно регламентирует обеспечение прав человека на здоровье. К сожалению, с каждым годом появляются новые средства негативного воздействия на здоровье людей. Законодатель не всегда в полной мере и оперативно может реагировать на потребности общества, в частности в сфере охраны здоровья. В данной работе мы рассматриваем сферу
административно-правового обеспечения прав человека на здоровье в связи с реализацией крепких спиртных напитков домашней выработки, на основе анализа деятельности органов внутренних дел Алтайского края и г. Барнаула.
Происходящая в последние годы тотальная алкоголизация населения России заставляет серьезно задуматься. Все чаще одной из причин совершения
правонарушений и преступлений становится алкогольное опьянение. По итогам 11 мес. 2017 г. на территории г. Барнаула 312 преступлений совершены хроническими алкоголиками, что на 61,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Количество указанных лиц, совершивших общественно опасные деяния на территории Алтайского края, крайне велико — 806 человек 1.
Рост преступлений, совершенных в состоянии опьянения, в 2016 г. составил 9,8%. Удельный вес так называемой пьяной преступности в общей структуре всех общественно опасных деяний, совершенных за 11 мес. 2017 г., составляет 33,8% 2.
Ввиду ряда объективных причин в настоящее время наибольшую угрозу для общества представляют крепкие спиртные напитки домашней выработки. Это обусловлено следующими факторами:
— во-первых, относительная простота изготовления данных напитков в бытовых условиях (не требуется сложное технологическое оборудование, затраты рабочей силы и пр.);
— во-вторых, отсутствие необходимости получения специального разрешения (лицензии) для производства в целях личного потребления;
— в-третьих, процесс не предполагает гарантий качества продукта, а значит, не обеспечивает безопасности потребления и не исключает рисков, связанных с причинением вреда здоровью;
— в-четвертых, наличие спроса на данные продукты в силу невысокой стоимости, особенно в сельской местности;
— в-пятых, документирование факта продажи таких продуктов вызывает объективные сложности у правоохранительных органов; получение информации о местах реализации этих напитков, сбора доказательств совершенного правонарушения и привлечение лица к ответственности является весьма трудоемким и проблематичным.
Рассматривая вопрос правового регулирования сферы распространения крепких спиртных напитков домашнего производства в России, нельзя не затронуть социально-исторический аспект. К сожалению, отсутствие культуры потребления алкоголя некоторой частью населения, сложившийся годами менталитет часто приводят к заболеванию алкоголизмом. По последним данным Роспотребнадзора,
количество алкоголиков в нашей стране превысило отметку в 5 млн человек или 3,4% всего населения. Социальные последствия злоупотребления алкоголем печальны: 62,1% самоубийств, 72,2% убийств, 60,1% смертей от панкреатита, 67,7% — от цирроза и 23,3% — от сердечно-сосудистых заболеваний приходится на людей, злоупотребляющих алкоголем 3. Для многих сограждан выпивать в большом количестве, стремясь к сильному опьянению, стало привычкой. К сожалению, без алкоголя для многих наших соотечественников не проходит ни одно событие.
В свете сказанного очевидно, что назрела необходимость повышения эффективности административно-правового обеспечения прав человека на здоровье в сфере алкогольного регулирования.
Стоит отметить достаточно важные нормативные правовые акты, принятые государством для снижения реальной опасности алкоголизации 4. Их цель состоит в ограничении уровня потребления алкогольной продукции, повышении эффективности системы профилактики злоупотребления спиртным и регулирования рынка этих услуг.
Среди мер по сокращению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации наиболее распространены:
— пропаганда здорового образа жизни среди детей и молодежи;
— разработка и реализация мер антиалкогольной политики в местах работы граждан, основанной на просвещении, профилактике, раннем выявлении и лечении алкогольной зависимости;
— усиление мер административно-правового регулирования в области производства и оборота алкогольной продукции, в том числе изготавливаемой с нарушением требований к данному процессу на несертифицированном оборудовании, в домашних условиях и пр.
На последнем из представленных аспектов хотелось бы остановиться более детально. На сегодняшний день сфера производства и оборота алкогольной продукции в России регулируется Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей про-
1 Статистические данные Информационного центра ГУ МВД России по Алтайскому краю.
2 Статистические данные ГИАЦ МВД России. URL: http://10.5.0.16/csi/ (дата обращения: 08.12.2017).
3 Статистика алкоголизма в России. URL: http://bikersky.ru/vrednye-privychki/statistika-alkogolizma-v-rossii.html (дата обращения: 28.11.2017).
4 Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией
и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 2128-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 2, ст. 264 ;
Об утверждении Концепции по информированию населения Российской Федерации о вреде злоупотребления алкоголем : приказ Минздрава России от 30 июня 2016 г. № 448. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
дукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» 5 (далее — Федеральный закон № 171-ФЗ). Нормативный акт устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ограничения и запреты по ее потреблению (распитию) в Российской Федерации. Иначе говоря, данная деятельность является строго регламентированной, ею разрешено заниматься сельскохозяйственным товаропроизводителям или индивидуальным предпринимателям на сертифицированном оборудовании.
Если порядок распространения алкогольной продукции, имеющей сертификаты соответствия и предусмотренные маркировки, определен указанным нормативным правовым актом, то оборот алкогольной продукции, произведенной в домашних условиях, в достаточной мере не урегулирован. Данная сфера общественных отношений законом не охраняется, на что ранее обращалось внимание учеными [1, с. 101].
До недавнего времени Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) не содержал норм, предусматривающих ответственность за распространение крепких спиртных напитков домашней выработки. Как правило, за реализацию такой продукции правонарушители привлекались по статьям 14.1 «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)» и 14.2 «Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена» КоАП РФ. Однако хранение и сбыт крепких спиртных напитков домашней выработки вышеуказанными составами не охватывается. В связи с этим деятельность полиции в основном сосредоточена на выявлении нарушений правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции промышленного производства (ст. 14.16 КоАП РФ), и данных фактов задокументировано немало. Так, за 11 мес. текущего года органами внутренних дел Алтайского края выявлено 543 общественно вредных деликта по вышеуказанной статье, изъято 104 035 литров алкогольной продукции, 11 815 литров этилового спирта, оборот которого нарушен 6.
Летом 2017 г. КоАП РФ пополнился еще одной статьей. Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 265-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за незаконную продажу алкогольной продукции» 7 была внесена статья 14.17.1 «Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическими лицами», которая содержит перечень продукции, при продаже физическим лицом которой наступает административная ответственность. К такой продукции, исходя из текста, относятся: пиво, пивные напитки, сидр, пуаре, медовуха. Однако перечисленные спиртные напитки, во-первых, достаточно редко изготавливаются в домашних условиях и, соответственно, маловероятно, что будут реализовывать-ся в отдаленной сельской местности и пр. Во-вторых, данная продукция не является разновидностью крепких спиртных напитков. К последним относятся: самогон, чача, арака, тутовая водка, брага и др.
Видимо, недостаточная с точки зрения юридической техники проработка данного нормативного правового акта отчасти послужила причиной неоднозначной правоприменительной практики. Суды за одно и то же правонарушение привлекают к ответственности по разным статьям КоАП РФ. Например, «Гражданка К., в нарушение требований Федерального закона РФ от 29 июля 2017 г. ФЗ-265 «О внесении в изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части усиления ответственности за незаконную продажу алкогольной продукции», реализовала спиртосодержащую жидкость „самогон" в количестве 0,5 литра без соответствующей лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. Согласно заключению эксперта представленная на исследование жидкость является спиртосодержащей жидкостью домашнего изготовления типа „самогон" крепостью 51,5%. В ходе рассмотрения дела К. вину в совершении данного административного правонарушения признала». Суд постановил признать К. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.17.1 КоАП РФ, и подвергнуть наказанию с применением п. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей в доход государства 8.
5 О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции : федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ (в ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 48, ст. 4553; 2017. № 31 (ч. I), ст. 4827.
6 Статистические данные Информационного центра ГУМВД России по Алтайскому краю.
7 О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за незаконную продажу алкогольной продукции : федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 265-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 31 (ч. I), ст. 4814.
8 Постановление Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 14 сентября 2017 г. по делу № 5-1030/2017. URL: https://rospravosudie.com/court-almetevskij-gorodskoj-sud-respublika-tatarstan-s/act-559468649/ (дата обращения: 28.09.2017).
Другой пример: «В нарушение требований ст. 18 Федерального закона от 22 ноября 1999 г. № 171-ФЗ, не имея разрешения (лицензии) на реализацию алкогольной продукции, гр. К. из своей квартиры реализовала 0,5 литра спиртосодержащей жидкости за 100 руб. гр. Д., тем самым совершила административное правонарушение, предусмотренное ст. 14.2 КоАП РФ. Заключением эксперта представленный на исследование образец жидкости признан спиртосодержащим, а именно крепким спиртным напитком домашней выработки — самогоном. Объемная доля этилового спирта в представленных образцах жидкости составила 41%. Суд постановил признать Д. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.2 КоАП РФ, и назначить ей наказание в виде штрафа в размере 1500 (одной тысячи пятисот) рублей с конфискацией предметов административного правонарушения» 9.
Анализируя два постановления по делу об административном правонарушении, необходимо заметить, что деяния идентичные, и выразились в незаконной реализации крепкого спиртного напитка домашней выработки (в данных случаях — самогона). Вместе с тем правоприменитель неодинаково истолковал эти события, применив разные нормы административного законодательства, и, что логично, существенно отличающиеся друг от друга санкции. За привлечение к ответственности по ст. 14.2 КоАП РФ может быть наложен административный штраф в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей. Статья 14.17.1 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в размере от 30 до 50 тыс. рублей. Кроме того, в диспозициях статей прямо не детализировано, реализация какого вида крепкого спиртного напитка домашней выработки запрещена. Вызывает недоумение тот факт, что судьи пришли к разным выводам при рассмотрении аналогичных деяний. С точки зрения законности и справедливости вряд ли можно назвать такое положение дел верным.
Как известно, административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Этот аспект в данном случае крайне важен, поскольку в некоторых регионах этот вопрос охватывается местными нормативными правовыми актами. Например, в Кодексе Пензенской области об административных правонарушениях 1 0 существует отдельная глава, посвященная указанным общественным отношениям.
Однако в большинстве регионов отсутствуют как статьи, регулирующие рассматриваемые сферы, так и соглашения между Российской Федерацией и субъектом о полномочиях должностных лиц органов внутренних дел (полиции) по составлению соответствующих протоколов административных правонарушений за реализацию спиртосодержащих и крепких спиртных напитков домашней выработки [2, с. 141-146].
Действительно, использование возможностей регионального законодательства — это действенный способ урегулировать те или иные общественные отношения, с поправкой на специфику города или субъекта Российской Федерации. Однако проблема реализации крепких спиртных напитков домашней выработки уже давно вышла из группы отношений, характерных для отдельно взятых регионов. Для ее решения на федеральном уровне, в первую очередь, следует уточнить понятийный аппарат, поскольку даже дефиниция «крепкий спиртной напиток домашней выработки» отсутствует. Отчасти ввиду этого на территории Российской Федерации отсутствует единый подход к ответственности за реализацию крепких спиртных напитков домашней выработки.
Резюмируя сказанное, полагаем необходимым предложить меры, направленные на урегулирование данной проблемы. Выход из сложившейся ситуации видится во внесении изменений в ст. 14.17.1 КоАП РФ.
В части первой указанной нормы после слов «...без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), осуществляющим розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи» следует добавить «либо иного крепкого спиртного напитка, в том числе, непромышленного производства».
Кроме того, необходимо дополнить ст. 2 Федерального закона № 171-ФЗ «Основные понятия, используемые в настоящем федеральном законе» нормами, которые регулировали бы понятийный аппарат в данной сфере. К таким понятиям относятся следующие:
1) крепкие спиртные напитки непромышленного производства — жидкости любого цвета с содержанием спирта более 18% объема готовой продукции, полученные путем перегонки спиртосодержащих жидкостей или любым другим способом отделения алкогольной массы от продуктов брожения зерна, картофеля, винограда, сахара и других продуктов;
2) производство крепких спиртных напитков непромышленного производства — получение кустар-
9 Постановление Мирового судьи судебного участка № 3 Аскизского района Республики Хакасия от 14 сентября 2017 г. по делу № 5-209/2017. URL: https://rospravosudie.com/court-sudebnyj-uchastok-mirovogo-sudi-3-askizskogo-rajona-s/act-239239703/ (дата обращения: 28.09.2017).
10 Кодекс Пензенской области об административных правонарушениях : закон Пензенской области от 02 апреля 2008 г. № 1506-ЗП0 // Пензенские губернские ведомости. 2008. № 17.
ным способом крепких спиртных напитков путем брожения углеводосодержащего сырья, а также путем отделения алкогольной массы от продуктов брожения углеводосодержащего сырья в домашних условиях;
3) розничная продажа крепких спиртных напитков непромышленного производства — умышленные действия лица, направленные на возмездную или безвозмездную передачу другим лицам крепких спиртных напитков непромышленного производства (продажа, дарение, уплата долга, дача взаймы и иные формы распространения).
Использование опыта регионов на уровне федерального законодательства — это хорошая возможность урегулировать те или иные общественные отношения, закрепить единый подход к предупреждению и документированию общественно опасного деяния. К сожалению, не в каждом субъекте федерации сфера реализации крепких спиртных напитков домашней выработки в полной мере регулируется законом. Поэтому правоприменительные органы ждут от законотворческих институтов своевременных мер реагирования, сообразных назревшей проблеме.
Список литературы
1. Бадулин А. Д. Административная ответственность за нарушения порядка производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013.
2. Ефанов С. И. Незаконный оборот алкогольной продукции в жилом секторе: проблемы применения законодательства // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. 2016. № 1-1.