Право
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2018, № 3, с. 165-171
165
УДК 342.9
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА: ПРИРОДА, ПОНЯТИЕ, ВИДЫ
© 2018 г. Д.С. Фесько
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Н. Новгород
Поступбла вриКащбю 10.01.2018
Выясняются природа, содержание и виды административно-правовых гарантий как одного из важнейших юридических средств обеспечения дисциплины и законности в работе контрольно-надзорных органов государства, защиты и восстановления прав граждан и организаций при проведении мероприятий по контролю и надзору.
Ключивые слова: правовые гарантии, административно-правовые гарантии, контроль, надзор, права граждан и организаций, контрольно-надзорные органы.
1. Перед наукой административного права сегодня стоят масштабные и ответственные задачи, связанные с поиском путей и способов совершенствования административно-правового регулирования происходящих социальных процессов. Одной из тем является развитие теории административно-правовых гарантий. Это связано с той ролью и тем значением, которые данные регуляторы играют в обеспечении законности и правопорядка в стране, в гарантировании прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций. Именно административно-правовые гарантии во многом обеспечивают фактическую реализацию прав и законных интересов субъектов права в сфере публичного управления [1, с. 156]. Они пронизывают всю сеть управленческих отношений и являются, в том числе, необходимым элементом контрольно-надзорной деятельности государства, поскольку данная деятельность должна осуществляться в режиме законности, не препятствовать правам и законным интересам граждан, предпринимателей и других субъектов права, тем более - не нарушать их.
2. Административно-правовые гарантии выделяются из общей системы правовых гарантий, исходя из деления норм права по отраслям. В общем плане они представляют собой ту разновидность правовых гарантий, которая устанавливается в рамках административно-правового способа регулирования общественных отношений и реализуется посредством административно-правовых отношений.
Административно-правовые отношения -это одна из разновидностей правоотношений, посредством которых граждане и организации реализуют принадлежащие им права и осуществляют возложенные на них обязанности. Они
являются основной коммуникацией в системе взаимосвязей граждан и организаций с публичной властью, с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Для этих отношений характерны неравенство сторон, односторонность волеизъявления (возникновение без согласия другой стороны), доминирующее положение органов публичной власти и ряд других черт [2-4].
Разновидностью административных правоотношений являются контрольно-надзорные отношения, которые возникают в ходе реализации органами исполнительной власти и иными органами публичного управления своих полномочий по контролю и надзору в обществе.
Не вступая в многолетнюю научную дискуссию относительно разграничения понятий контроля и надзора, поскольку действующее законодательство не проводит окончательного разграничения контроля и надзора, мы придерживаемся позиции, что контроль и надзор - это разные функции публичного управления. Контроль в большей мере реализуется во внутриор-ганизационных управленческих отношениях, а надзор относится к внешней властной деятельности. В этой связи контроль как функцию осуществляют все органы публичной власти, а надзор - лишь специально уполномоченные органы исполнительной власти [5, 6].
Но во многом эти функции родственные. Их объединяет одна правовая природа, общность принципов, форм и методов осуществления, схожесть процедур. Одинакова и их сущность. И контроль, и надзор направлены на то, чтобы оценить полноту и точность исполнения, использования и применения государственными органами, их должностными лицами, коммерческими и некоммерческими организациями,
общественными объединениями, гражданами предоставленных им прав и возложенных на них обязанностей [7, с. 388].
При этом важно подчеркнуть, что в демократическом государстве контролю и надзору подлежит не вся жизнедеятельность граждан и их коллективов, а только та область деятельности, в отношении которой установлены обязательные требования.
3. Понятие «административно-правовые гарантии» в юриспруденции используется достаточно широко. Его применяют в отношении к административному праву в целом, при освещении механизма административно-правового регулирования и многообразных административно-правовых режимов, применительно к отдельным видам административно-правового регулирования общественных отношений, а также характеризуя административно-правовой статус личности, способы обеспечения законности в публичном управлении. Этот термин является обобщающим понятием для группы правовых явлений, обеспечивающих права граждан и организаций в процессе публичного управления и отвечающих определенным критериям.
Как элемент административно-правового регулирования контрольно-надзорных отношений, административно-правовые гарантии имеют специфические назначение, содержание, свойства, объект и субъект. Особенны и основания для их применения.
4. В механизме государственно-правовой регуляции административно-правовые гарантии выполняют охранительную и обеспечительную функции. Они призваны создавать режим дисциплины и законности в деятельности субъектов контроля и надзора, формировать необходимые организационно-правовые условия для беспрепятственной реализации гражданами и организациями принадлежащих им прав и исполнения ими обязанностей при проведении проверочных мероприятий. С помощью правовых гарантий реализуются и защищаются права участников контрольно-надзорных отношений, пресекается их несоблюдение, восстанавливаются нарушенные права.
5. Объектом административно-правового гарантирования при осуществлении контроля и надзора выступают общественные отношения, складывающиеся в ходе реализации прав граждан и прав организаций. При этом применительно к рассматриваемой сфере речь может идти о трех группах прав: общих (общеправовых), профессиональных и специальных.
Общие права - это те права, которые гарантированы всем гражданам и организациям как субъектам права. Применительно к гражданам
основные из этих прав закреплены в международных документах1 и в Конституции Российской Федерации. Они делятся на гражданские (личные), политические, экономические, социальные и культурные [8, 9].
Конституционные нормы предоставляют гражданам также такие основополагающие гарантии прав и законных интересов, как:
- право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45 Конституции РФ);
- право обжаловать решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц (ч. 2 ст. 46 Конституции РФ);
- право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ);
- право на возмещение государством ущерба, причиненного незаконными действиями (или бездействием) государственных органов и их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ);
- право в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ).
Профессиональные права граждане и организации приобретают в зависимости от вида предпринимательской и иной разрешенной законом деятельности. Набор этих прав содержится в ГК РФ, законах о видах юридических лиц, отраслевых законах о видах социально-полезной деятельности (образовании, частной детективной и охранной деятельности, о судебно-экспертной деятельности и т.д.) и в других нормативных правовых актах [10].
При проведении контрольных и надзорных мероприятий должностными лицами соответствующих уполномоченных органов должны соблюдаться все общеправовые и профессиональные права граждан и организаций. В частности, проводимые проверки не должны ограничивать свободу труда, права на образование, на получение медицинской помощи, на участие в избирательном процессе и других основных прав. В этом обязательстве контрольно-надзорных органов и заключается общая гуманистическая нагрузка административно-правовых гарантий.
Специальные права - это те права, которые предоставлены гражданам и организациям как участникам контрольно-надзорных отношений. Их перечень содержат законы и положения о соответствующем виде контроля, администра-
АКмбНбстратбвно-правовыи гарант66 прав гражКан 6 юрбКбчискбх 1,5
167
тивные регламенты контрольно-надзорной деятельности уполномоченных органов.
Основным системообразующим нормативным правовым актом, устанавливающим права граждан и организаций при проведении контроля и надзора за предпринимательской деятельностью, является Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»2 (статьи 18,21,22,23 и другие).
В этом федеральном законе содержится перечень юридических обязанностей контрольно-надзорных органов, их должностных лиц, как по обеспечению реализации, так и по созданию условий для реализации прав предпринимателей. Эти обязанности также выступают в качестве гарантий прав граждан и организаций.
6. Административно-правовые гарантии, как и правовые гарантии в целом, имеют свое содержание. Для обозначения понятий «гарантии», «административно-правовые гарантии» в юридической литературе и науке используются самые разные термины: приемы, средства, механизмы, основы, способы, условия, предпо-
3
сылки .
По нашему мнению, с позиций инструментального подхода наиболее обоснованным было бы считать правовыми гарантиями юридические средства. В рамках рассматриваемой темы их можно охарактеризовать как юридические инструменты, позволяющие гарантировать свободу предпринимательства, осуществляемого в соответствии с требованиями, предъявляемыми к хозяйственной и иной деятельности, при проведении мероприятий контроля. С их помощью обеспечивается беспрепятственная реализация, охрана и защита права граждан и организаций как участников административно-правовых отношений, пресекается несоблюдение этих прав, восстанавливаются нарушенные права.
Автор согласен с позицией, что исчерпывающий перечень правовых средств-гарантий вряд ли можно дать, в данной конкретной ситуации применительно к объекту гарантирования он будет различен [11].
Вместе с тем нынешней уровень изученности проблемы позволяет в бесспорном порядке к содержанию правовых гарантий отнести нормы права и юридические действия участников общественных отношений.
Исходя из этого, административно-правовые гарантии представляют собой корреляционную совокупность правовых предписаний и юридически значимых действий участников контрольно-надзорных отношений, с помо-
щью которых удовлетворяются интересы граждан и организаций в объективности и законности контрольной деятельности. Цель, объект и период времени являются объединяющим началом для этих правовых явлений.
7. Как юридические средства административно-правовые гарантии характеризуются рядом черт. Анализ природы данных регуляторов и научных источников по проблеме4 позволяет в качестве их свойств рассматривать следующие:
1) производны от изначального и универсального гаранта прав граждан и организаций, каким являются Конституция Российской Федерации и другие законы;
2) выступают элементом административно-правового статуса личности и правового положения юридического лица;
3) относятся к уровню реализации прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов юридических лиц;
4) носят обслуживающий, оберегающий характер по отношению к предоставленным законом правам участников административно-правовых отношений;
5) призваны охранить и защитить права граждан и организаций и в этой связи относятся к правозащитному институту;
6) потребность в обращении к ним возникает в связи с практической деятельностью органов исполнительной власти и иных органов государственного управления по реализации возложенных на них контрольно-надзорных функций;
7) имеют особую юридическую силу, направленную на преодоление препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов и реализации прав граждан и юридических лиц;
8) приводят в своем применении к юридическим последствиям и конкретным результатам;
9) обеспечиваются в своем осуществлении государством;
10) реализуются в рамках урегулированного нормами административного правопорядка, в соответствии с определенными административными процедурами.
8. Основаниями обращения к административно-правовым гарантиям служат фактические данные, позволяющие полагать, что при проведении контрольных мероприятий или надзора допускается деликты в отношении граждан и организаций. Прежде всего это грубые нарушения требований, предъявляемых к проведению проверки. Их перечень представлен в статье 20 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». К таким нарушениям, в частности, относятся: отсут-
ствие оснований проведения плановой проверки; нарушение срока уведомления о проведении проверки; привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не аттестованных в установленном порядке граждан; проведение внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя без согласования с органами прокуратуры; нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства; проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора); превышение установленных сроков проведения проверок и некоторые другие [12, с. 51-52].
Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных законом требований к организации и проведению проверок, подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица или гражданина.
9. Административно-правовые гарантии реализуются действиями соответствующих субъектов права. Как известно, для обеспечения и защиты прав граждан и прав организаций в стране существуют различные организационно-правовые институты. Это судебные органы, органы прокуратуры, полиция, судебные приставы-исполнители, вышестоящие контрольно-надзорные органы и другие. Все они правомочны в своей деятельности применять административно-правовые средства и процедуры, направленные на защиту общих, профессиональных и специальных прав граждан и организаций, защищать и восстанавливать права граждан и организаций, нарушенные при проведении контроля и надзора.
За 2017 год только органами прокуратуры выявлено около 170 тыс. нарушений закона в области контрольно-надзорной деятельности. В адрес органов и должностных лиц, нарушивших законодательство, регулирующее проведение контрольно-надзорных мероприятий, внесено 33 тыс. представлений, по инициативе прокуроров к дисциплинарной ответственности привлечено 24 тыс. должностных лиц, к административной - 4200; по материалам прокурорских проверок по фактам незаконного воспрепятствования предпринимательской деятельности возбуждено 129 уголовных дел; в суд направлено 2200 исков в защиту предпринимателей [13].
При защите прав и граждан и организаций государственные органы действуют как само-
стоятельно, по собственной инициативе, так и по инициативе самих граждан и организаций, когда они направляют в адрес государственных органов соответствующие жалобы и иные обращения.
Помимо данных инструментов граждане и организации обладают и другими правами при проведении контроля и надзора, о чем мы говорили выше. При этом во всех случаях принудительное обеспечение этих прав граждан и организаций производится не иначе как по решению соответствующего государственного органа.
В защиту прав граждан и организаций могут выступать также общественные объединения, например, саморегулируемые организации.
10. Административно-правовые гарантии прав предпринимателей в контрольно-надзорных отношениях можно систематизировать по различным основаниям.
Так, по функциональному назначению они могут быть: а) предупредительные (упреждающие нарушения прав предпринимателей); б) пресекательные (прекращающие нарушения прав предпринимателей); в) обеспечительные (содействующие реализации прав и обязанностей предпринимателей); г) восстановительные (гарантирующие возмещение ущерба, причиненного контрольными мероприятиями); д) наказательные (реализующие привлечение к ответственности контрольных органов и их должностных лиц, нарушивших права предпринимателей).
По стадии контрольно-надзорного производства все административно-правовые гарантии прав граждан и организаций можно разделить на шесть групп: а) гарантии на организационно-подготовительной стадии контроля; б) гарантии при возбуждении контрольно-надзорного производства; в) гарантии при подготовке контрольного мероприятия; г) гарантии при принятии решения (оформлении результатов); д) гарантии на обжалование результата контрольного мероприятия; е) гарантии при исполнении принятого решения по результатам контрольного мероприятия.
По элементному составу они могут быть классифицированы на: а) нормопредписания (установления); б) юридические действия (акты, технологии); в) иные административно-правовые гарантии.
В зависимости от субъекта использования в структуре административно-правовых гарантий можно выделить: а) гарантии, используемые самими предпринимателями; б) гарантии, используемые общественными объединениями предпринимателей (саморегулируемыми организациями); в) гарантии, используемые иными
участниками административно-правовых контрольно-надзорных отношений.
По способу защиты прав граждан и организаций административно-правовые гарантии могут быть внесудебные (административные) и судебные.
11. В целом современное российское законодательство содержит достаточно разветвленный перечень административно-правовых гарантий прав предпринимателей при проведении государственного контроля. Однако их правоприменение недостаточно эффективно. Бизнес по причине частых и необоснованных проверок регулярно несёт большие организационные, материальные и имиджевые издержки. По результатам социологического опроса, проведенного Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам предпринимателей, более половины респондентов (56.1%) считают, что давление на их бизнес со стороны государства за последний год увеличилось, а почти 40% предпринимателей ответили, что административная нагрузка на их бизнес составляет более 20% от выручки. Более 40% компаний за прошедший год подверглись от 1 до 3 проверок [14].
Поэтому практика применения административно-правовых средств защиты бизнеса при проведении контроля нуждается в совершенствовании, равно как требует расширения и их перечень.
Так, в интересах законности государственного контроля и надзора важно, чтобы установленные Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» гарантии прав предпринимателей распространялись на все виды контрольных мероприятий, а не только на проводимые проверки.
В новом законе «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации», проект которого находится на рассмотрении парламента, для более полного гарантирования прав предпринимателей важно предусмотреть следующие позиции:
- исчерпывающий перечень оснований для внеплановых проверок применительно ко всем разновидностям государственного контроля и надзора;
- обязательность видеонаблюдения и фотофиксации в ходе осуществления государственного контроля;
- при определении стратегии контроля и надзора в качестве приоритетных направлений признавать контрольные мероприятия, не предусматривающие прямого взаимодействия органа государственного контроля с субъектами предпринимательской деятельности.
Также в новом законодательстве о контроле необходимо максимально устранить давно существующий проблемный вопрос, связанный с широкими дискреционными полномочиями, которыми обладают контрольно-надзорные органы. Это касается, в частности, чрезмерного усмотрения при выборе оснований для проведения контрольных мероприятий, определении предмета контроля и надзора, выбора инструментария контроля и надзора, истребования документов и информации в процессе проверочных действий и в итоге вынесения решения о привлечении или не привлечении гражданина либо организации к ответственности.
Примечания
1. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН). Режим доступа: СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 26.04.2018).
2. Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (часть 1). Ст. 6249; Собрание законодательства РФ. 2017. № 31 (часть I). Ст. 4742.
3. Лукашева Е.А. Общая теория прав человека. М.: Норма, 1996. С. 14-16; Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: Учебное пособие. М.,
1997. С. 229; Лызлов Д.Н. Юридические гарантии правового статуса молодежи: Автореф. дис. ... к.ю.н. Владимир, 2005. С. 8; Пикин И.В. Юридические гарантии обеспечения правового статуса личности в сфере исполнения наказания: теоретико-правовой аспект: Автореф. дис. ... к.ю.н. Владимир, 2005. С. 6-7; Смирных С.Е. Проблемы гарантий, пределов осуществления и защиты субъективных прав налогоплательщиков: Автореф. дис. ... к.ю.н. М., 2006. С. 15; Ста-рилов Ю.Н. Реализация конституционных гарантий и модернизация административно-правового регулирования // Административное право и процесс. 2013. № 6. С. 12-13; Адмиралова И.А. Реализация полицией административно-правовых средств обеспечения прав и свобод граждан. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2016. С. 282-283.
4. Иванов В.А. Административно-правовые гарантии неприкосновенности личности. М.: Изд. ВНИИ МВД СССР, 1971. 28 с.; Гарантии прав граждан в сфере исполнительной власти // Козлов Ю.М. Административное право. М.: Юристъ, 1999 [Электронный ресурс]. ЦШ: Ы1р://уоигНЬ. net/content/category/19/100/109/ (дата обращения: 26.04.2018); Павловский А.Г. Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан в сфере охраны общественного порядка: Дис. ... к.ю.н. М.,
1998. 162 с.; Лошкарев А.В. Правовые гарантии: теоретические проблемы определения понятия и классификации: Дис. ... к.ю.н. Краснодар, 2009. 245 с.; Харыбин А.Ю. Обеспечение административно-
правовых гарантий прав и свобод граждан в сфере охраны общественного порядка. Орел, 2012. 148 с.; Хазов Е.Н. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в России. Теоретические основы и проблемы реализации: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 342 с.
Спбсок лбтиратуры
1. Волков А.М. Административное право России: Учебник. М.: Проспект, 2016. С. 156.
2. Козлов Ю.М. Административные правоотношения. М.: Юридическая литература, 1976. 184 с.
3. Лупарев Е.Б. Административное право: в 10 т. Т. 2. М.: Евразийская академия административных наук, 2013. 232 с.
4. Общее административное право: в 2 ч. / Под ред. Ю.Н. Старилова. 2-е изд., пересмотр. и дополн. Ч. 2. Воронеж: Изд. дом ВГУ, 2016. С. 80-90.
5. Мартынов А.В. Административный надзор в России: теоретические основы построения: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА. С. 5-30.
6. Аврутин Ю.Е. Актуальные проблемы контрольно-надзорной деятельности публичной администрации в условиях «ручного управления» // Актуальные вопросы контроля и надзора в социально значимых сферах деятельности общества и государства: Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции (Россия, г. Н. Новгород, 9-10 июня 2016 г.) / Отв. ред. А.В. Мартынов. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, 2016. С. 13-14.
7. Черников В.В. Судебные, правоохранительные и контрольные органы России: Учебник. Изд. второе. М.: ООО «ТК Велби», 2002. С. 388.
8. Васильева Т.А. и др. Права человека: Учебник / Ред. Е.А. Лукашева. 2-е изд., перераб. М.: Норма, Инфра, 2011. 520 с.
9. Конституционное право России: Учебник для студентов вузов / Под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 671 с.
10. Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. М.: Норма, Инфра-М, 2017. 992 с.
11. Лошкарев А.В. Правовые гарантии: теоретические проблемы определения понятия и классификации: Автореф. дис. ... к.ю.н. Самара, 2008. URL: http://www. dis sercat.com/content/pravovye-garantii-teoreticheskie-problemy-opredeleniya-ponyatiya-i-kla ssifikatsii#ixzz5CYMrl700 (дата обращения: 17.04.2018).
12. Мицкевич Л.А., Васильева А.Ф. Государственный контроль (надзор) и бизнес. Баланс прав и обязанностей: Учебное пособие. М.: Проспект, 2018. С. 51-52.
13. На форуме НРБ обсудили аспекты реформы контрольно-надзорной деятельности. URL: http://www.nrb-rspp.ru/news/item/741 -kontrol.html (дата обращения: 17.04.2018).
14. Доклад Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам предпринимателей за 2017 год. URL: http://doklad.ombudsmanbiz. ru/doklad_2017.html (дата обращения: 18.04.2018).
ADMINISTRATIVE AND LEGAL GUARANTEES OF CITIZENS' AND LEGAL ENTITIES' RIGHTS DURING THE IMPLEMENTATION OF STATE CONTROL AND SUPERVISION: NATURE, CONCEPT, TYPES
D.S. Fesko
The article aims to clarify the nature, the content and the types of administrative and legal guarantees as the most important legal means for ensuring discipline and legality in the work of the state control and supervisory bodies, for protecting and restoring the rights of citizens and organizations while carrying out control and supervision activities.
Keywords: legal guarantees, administrative and legal guarantees, control, supervision, rights of citizens and organizations, control and supervisory bodies.
References
1. Volkov A.M. Administrativnoe pravo Rossii: Uchebnik. M.: Prospekt, 2016. S. 156.
2. Kozlov Yu.M. Administrativnye pravootno-sheniya. M.: Yuridicheskaya literatura, 1976. 184 s.
3. Luparev E.B. Administrativnoe pravo: v 10 t. T. 2. M.: Evrazijskaya akademiya administrativnyh nauk, 2013. 232 s.
4. Obshchee administrativnoe pravo: v 2 ch. / Pod red. Yu.N. Starilova. 2-e izd., peresmotr. i dopoln. Ch. 2. Voronezh: Izd. dom VGU, 2016. S. 80-90.
5. Martynov A.V. Administrativnyj nadzor v Rossii: teoreticheskie osnovy postroeniya: Monografiya. M.: YuNITI-DANA. S. 5-30.
6. Avrutin Yu.E. Aktual'nye problemy kontrol'no-nadzornoj deyatel'nosti publichnoj administracii v uslo-
viyah «ruchnogo upravleniya» // Aktual'nye voprosy kontrolya i nadzora v social'no znachimyh sferah deyatel'nosti obshchestva i gosudarstva: Materialy XI Vse-rossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Rossiya, g. N. Novgorod, 9-10 iyunya 2016 g.) / Otv. red. A.V. Martynov. N. Novgorod: Izd-vo Nizhegorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo, 2016. S. 13-14.
7. Chernikov V.V. Sudebnye, pravoohranitel'nye i kontrol'nye organy Rossii: Uchebnik. Izd. vtoroe. M.: OOO «TK Velbi», 2002. S. 388.
8. Vasil'eva T.A. i dr. Prava cheloveka: Uchebnik / Red. E.A. Lukasheva. 2-e izd., pererab. M.: Norma, Infra, 2011. 520 s.
9. Konstitucionnoe pravo Rossii: Uchebnik dlya stu-dentov vuzov / Pod red. B.S. Ehbzeeva, A.S. Prudnikova. 5-e izd., pererab. i dop. M.: YuNITI-DANA, 2012. 671 s.
10. Predprinimatel'skoe ргауо Rossijskoj Federacii: Uchebnik. 3-е izd., регегаЬ. i dop. / О^. red. Е.Р. Gubin, P.G. Lahno. М.: Шта, Infra-M, 2017. 992 s.
11. Loshkarev A.V. Pravovye garantii: teoreticheskie problemy opredeleniya ponyatiya i klassifikacii: А\1х>ге-ferat dis. ... куи.^ Samara, 2008. URL: http://www.dissercat.com/content/pravovye-garantii-teoreticheskie-problemy-opredeleniya-ponyatiya-i-kla ssifikatsii#ixzz5CYMrl700 (data obrashcheniya: 17.04.2018).
12. МюкешЛ L.A., Vasil'eva A.F. Gosudarstvennyj kontrol' (nadzor) i biznes. Balans prav i obyazannostej: Uchebnoe posobie. М.: Prospekt, 2018. S. 51-52.
13. № Бэтте NRB obsudili aspekty reformy ^П-trol'no-nadzornoj deyatel'nosti. URL: http://www.nrb-rspp.ru/news/item/741-kontrol.html (data obrashcheniya: 17.04.2018).
14. Doklad Upolnomochennogo pri Prezidente Ros-sijskoj Federacii po pravam predprinimatelej za 2017 god. URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/doklad_ 2017.html (data obrashcheniya: 18.04.2018).