Таранов И.Е. |
Административно-правовое регулирование ^
рынка ценных бумаг
Таранов Игорь Евгеньевич
Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Аспирант кафедры «Административное право и административный процесс» [email protected]
РЕФЕРАТ
В статье на основе анализа финансового, административного, гражданского законодательства, а также теоретических административно-правовых положений рассмотрены и исследованы понятия «финансовый рынок» и «финансовая услуга», определены основные функции финансового рынка, представлена классификация финансовых рынков по определенным признакам, исследованы субъекты и объекты финансового рынка, содержание административных правоотношений, возникающих между участниками рынка ценных бумаг, а также контроль и надзор в сфере финансовых рынков.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
финансовый рынок, финансовая услуга, рынок ценных бумаг, административно-правовое регулирование рынка ценных бумаг, финансовые активы, финансовые инструменты
Taranov I. E.
Administrative-Legal Regulation of Securities Market Taranov Igor Evgenievich
north-West institute of Management — branch of the russian Presidential academy of national Economy and Public administration (Saint-Petersburg, russian federation)
Graduate Student of the Chair «administrative law and administrative process» [email protected]
ABSTRACT
In the article on the basis of the analysis of financial, administrative, civil law and theory of administrative-legal provisions considered and investigated the concept of «financial market» and «financial services» identifies the main functions of financial market classification of financial markets according to certain criteria, researched the subjects and objects of the financial market, the content of administrative legal relations arising between the participants of the securities market, as well as control and supervision in the financial markets.
KEYWORDS
financial market; financial services, securities market, administrative-legal regulation of securities market in financial assets, financial instruments.
По мнению автора, понятия «финансовый рынок» и «рынок финансовых услуг» (с юридических позиций) являются тождественными, если в нормативно-правовых актах нет специального указания на другое толкование этих категорий. Законодательное закрепление понятия «финансовый рынок» отсутствует, но, вместе с тем, Федеральный закон «О защите конкуренции»1 дает определение финансовой услуги, которой в соответствии с абзацем третьим ст. 4 названного закона признается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлече-
1 О защите конкуренции: Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЭ (ред. от 28.12.2013) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3434.
нием и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц. Отсюда финансовый рынок — это совокупность отношений, связанных с предложением и оказанием субъектами предпринимательской деятельности финансовых услуг определенного вида или нескольких видов, объединяемых по признакам единства правового регулирования указанных отношений.
Михайленко М. М. полагает, что с экономической точки зрения «финансовый рынок — это совокупность экономических отношений между участниками сделок (продавцами, покупателями, посредником) по поводу купли-продажи финансовых активов и услуг» [6, а 19]. В качестве финансового актива выступает высоколиквидный рыночный товар, т. е. товар, который можно легко реализовать, превратить в деньги. В перечень финансовых активов входят: валюта Российской Федерации и иностранная валюта; внутренние и внешние ценные бумаги; документы, представляющие безусловное долговое обязательство страховых компаний и социальных страховых фондов (страховое свидетельство, медицинский полис, страховой полис); драгоценные металлы и драгоценные камни (за исключением ювелирных изделий и бытовых изделий из них); объекты недвижимого имущества.
Для достижения цели динамичного развития экономики требуется мобилизация временно свободных денежных средств физических и юридических лиц и их перераспределение на коммерческой основе между секторами экономики. Эта цель реализуется посредством эффективного функционирования финансового рынка. Финансовый рынок — это специфическая сфера совершения денежных операций, где объектом сделок служат свободные денежные средства субъектов хозяйствования, государственных структур, населения, предоставляемые пользователям в обмен на финансовые активы. Работать финансовый рынок может только при условии наличия в экономике страны реальных собственников.
В современной России становление финансового рынка связано с массовыми приватизационными процессами, проходившими в начале 1990-х гг. двадцатого века. Необходимость его формирования была обусловлена целью обеспечить приток капитальных вложений на предприятия реального сектора экономики. Финансовому рынку присущи следующие пять основных функций:
1) привлечение временно свободных денежных средств и их эффективное распределение между субъектами инвестиционного процесса;
2) установление рыночных цен на финансовые инструменты и услуги;
3) осуществление качественного посредничества между продавцами и покупателями финансовых активов и услуг;
4) создание условий для минимизации рисков продавцов и покупателей финансовых активов, связанных с резким изменением цен на них;
5) содействие активизации экономических процессов в стране.
Финансовый рынок — это сложная организационно-экономическая система, имеющая в своем составе отдельные, тесно взаимосвязанные между собой звенья, которые участвуют в едином технологическом цикле, а именно: эмитентов, инвесторов и посредников, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг [10, а 181]. В структуру общественного воспроизводства встроен финансовый рынок, где ему принадлежит центральное место, обеспечивающее движение денежных средств в форме сбережений от домашних хозяйств к предприятиям. Выступая связующим звеном между рынком факторов производства и рынком товаров и услуг, финансовый рынок также выполняет и регулирующую функцию, показатели которой определяются государством в форме нормативов обращения финансовых инструментов.
Таким образом, главная экономическая функция финансовых рынков состоит в осуществлении преобразования временно свободных денежных средств, в инвестиции посредством финансовых инструментов. Чалдаева Л. А. полагает, что «за
потенциальным инвестором остается свобода принятия решений, учитывающая не только предполагаемую доходность, но и другие критерии выбора, важнейшие из которых — надежность и ликвидность вложений в финансовые инструменты» [10, а 187].
Финансовые рынки могут быть классифицированы по определенным признакам, основным из которых выступает вид финансового инструмента как объекта отношений. По данному критерию выделяют: кредитный рынок, валютный рынок, рынок ценных бумаг, рынок драгоценных металлов.
По мнению Михайленко М. М., «рынок ценных бумаг (или фондовый) составляет наиболее значительную часть финансового рынка по объему совершаемых сделок» [6, с. 21]. Объектом купли-продажи здесь служат ценные бумаги, эмитированные финансовыми институтами, предприятиями и государством. На этом рынке с учетом специфики функционирования его механизма операции купли-продажи совершаются более оперативно и по более справедливым ценам, чем на других видах финансовых рынков.
Объектом экономических отношений кредитного рынка выступают кредитные ресурсы, обращение которых предполагает условия возвратности, срочности и платности. Этот рынок представлен банковским сектором, традиционно привлекающим свободные денежные средства и осуществляющим иные кредитные операции.
Операции с валютой или же с финансовыми инструментами совершаются на валютном рынке. В России объектами данного рынка являются национальная денежная единица Российской Федерации (монеты и банкноты Банка России, средства на банковских счетах и в банковских вкладах) и иностранная валюта (денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), средства в банковских вкладах и на банковских счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах). Валютный рынок призван удовлетворять потребности хозяйствующих субъектов в валюте для осуществления внешнеэкономических операций, обеспечить минимизацию связанных с этими операциями валютных рисков, установить реальный валютный курс.
В соответствии с положениями Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»1, рынок драгоценных металлов и драгоценных камней представляет собой экономические отношения по поводу операций с золотом, серебром, платиной и металлами платиновой группы (палладием, иридием, родием, рутением и осмием), а также с природными алмазами, изумрудами, рубинами, сапфирами, александритами, природным жемчугом в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням также приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации2.
В современных условиях расширяется процесс постоянного перехода финансовых ресурсов из одних сегментов рынка в другие, например, перемещение кредитных операций с кредитного рынка на рынок ценных бумаг, что обеспечивает уменьшение расходов по привлечению кредитных ресурсов [9, с. 294]. Объектами финансового рынка являются различные финансовые инструменты, в качестве которых выступают денежные средства, драгоценные металлы и ценные бумаги.
1 Федеральный закон от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» // Собрание законодательства РФ, 30.03.1998, № 13, ст. 1463.
2 См.: Постановление Правительства РФ от 05.01.1999 № 8 (ред. от 16.12.2014) «Об утверждении Порядка отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням» // Собрание законодательства РФ, № 2, 11.01.1999. Ст. 310.
Участники финансового рынка — это лица, выполняющие на нем определенные операции, осуществляющие различные функции и вступающие при этом в экономические отношения друг с другом, а именно: продавцы и покупатели финансовых инструментов; финансовые брокеры и дилеры; фондовые и валютные биржи; расчетные центры; депозитарии; финансовые консультанты; органы государственного регулирования и контроля финансового рынка.
Центральный банк Российской Федерации является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности. Согласно положениям ст. 76.1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»1 некредитными финансовыми организациями являются следующие лица: профессиональные участники рынка ценных бумаг; специализированные депозитарии инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда; управляющие компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда; акционерные инвестиционные фонды; клиринговые организации; осуществляющие функции центрального контрагента; организаторы торговли; центральный депозитарий; субъекты страхового дела; негосударственные пенсионные фонды; кредитные потребительские кооперативы; микрофинансовые организации; бюро кредитных историй; жилищные накопительные кооперативы; актуарии; рейтинговые агентства; ломбарды; сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы.
Основной функцией финансового рынка, который представляет собой симбиоз национальных и международных рынков, является накопление и перераспределение денежных капиталов при помощи таких структур, как пенсионные, страховые, валютные фонды, банки. Административно-правовое регулирование финансового рынка за последнее время претерпело существенные изменения. В соответствии с Указом Президента РФ № 645 с 01.09.2013 г. полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам РФ по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков переданы Центральному банку РФ2. Банк России юридически и фактически приобрел статус мегарегулятора финансовых рынков страны. В нормативно-правовых актах нет определения понятия «мегарегулятор финансового рынка», хотя именно так называют Банк России специалисты в области финансов в своих публикациях [1]. Мегарегулятор финансового рынка — это специализированный независимый государственный орган, действующий как юридическое лицо публичного права, осуществляющий функции регулирования и надзора во всех секторах финансового рынка.
Порядок передачи полномочий Федеральной службы по финансовым рынкам РФ по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков Центральному банку РФ установлен Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 251-ФЗ3, согласно положениям которого: лицензии, разрешения, аттестаты, аккредитации,
1 О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 28. Ст. 2790.
2 Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 25 июля 2013 г. № 645 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 30 (ч. II). Ст. 4086.
3 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков: Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 251-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 30 (Ч. I). Ст. 4084.
статус, выданные Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России), ФСФР России, Инспекцией негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития РФ, Комиссией по товарной бирже, Федеральной службой страхового надзора (Росстрахнадзором), действительны до окончания срока их действия; Центральный банк РФ выполняет начатые ФСФР России процедуры, связанные с предоставлением государственных услуг и выполнением государственных функций, а также принимает решения по результатам выполнения таких процедур; Центральный банк РФ является правопреемником ФСФР России в отношениях, связанных с учреждением юридических лиц или участием в организациях, в том числе в иностранных и международных организациях; Центральный банк РФ является процессуальным правопреемником ФСФР России в арбитражных судах и судах общей юрисдикции, Банк России является правопреемником ФСФР России по гражданским обязанностям и правам ФСФР России; Центральный банк РФ не вправе участвовать в капитале ЗАО «Санкт-Петербургская Валютная Биржа» и ОАО «Московская Биржа ММВБ-РТС» с 01.01.2016 г., за исключением случаев, предусмотренных ст. 39 Закона о Банке России.
К Центральному банку РФ как к мегарегулятору перешли не только полномочия ФСФР России, но и некоторые новые полномочия. К этим новым полномочиям относятся: осуществление официального статистического учета прямых инвестиций в РФ и прямых инвестиций из РФ за рубеж в соответствии с российским законодательством; утверждение планов-счетов бухгалтерского учета и отраслевых стандартов для некредитных финансовых организаций; проведение анализа и прогнозирование состояния российской экономики, публикация статистических данных и соответствующих материалов1.
В составе центрального аппарата Банка России с 03.03.2014 г. в соответствии с решением2 Совета директоров Центрального банка РФ начали работу 9 новых структурных подразделений, отвечающих за функционирование и развитие финансовых рынков: Департамент допуска на финансовые рынки, Департамент развития финансовых рынков, Департамент страхового рынка, Департамент сбора и обработки отчетности НФО, Департамент коллективных инвестиций и доверительного управления, Департамент рынка ценных бумаг и товарного рынка, Служба Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров, Главное управление противодействия недобросовестным практикам поведения на финансовых рынках, Главное управление рынка микрофинансирования.
Одной из важных задач государства является административно-правовое регулирование финансового рынка. Контроль за законностью и целесообразностью деятельности финансовых рынков обеспечивает успешное функционирование и развитие экономики страны. В мировой практике регулирования финансовых рынков можно встретить два подхода к упорядочиванию деятельности на них. В рамках первого способа наблюдается преимущественно административно-правовое регулирование с участием государственных органов, а саморегулируемые организации профессиональных участников рынка имеют в данной сфере незначительный объем компетенции. При втором способе основные функции на рынке осуществляются саморегулируемыми организациями, а за государственными органами сохраняются исключительно контрольно-надзорные полномочия.
Регулирование финансового рынка и рынка финансовых услуг в России главным образом осуществляется государственными органами. Упразднение ФСФР России и передача полномочий этой Службы Банку России является логичным шагом
1 См.: ст. 4ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России).
2 Информация Банка России от 29.11.2013 «О реорганизации Службы Банка России по финансовым рынкам» // Вестник Банка России, № 70, 04.12.2013.
в рамках стратегии развития российского финансового рынка и создания в Москве мирового финансового центра (МФЦ) по аналогии с Лондоном, Нью-Йорком, Токио, Франкфуртом-на-Майне, Парижем, Гонконгом1. Следовательно, можно сделать вывод, что административно-правовое регулирование финансового рынка на данном этапе развития российской государственности является одной из важных задач государства, решение которой призвано обеспечить успешное функционирование и развитие экономики страны.
Уяснению внутреннего содержания административно-правового регулирования на рынке ценных бумаг способствует характеристика правоотношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в этой сфере. Важным является определение роли и места этих правоотношений в административно-правовом регулировании рынка ценных бумаг, основной целью которого является выстраивание стройной системы правоотношений, обеспечивающей действенность государственного управления. При этом следует обратить внимание на верное указание ряда ученых-административистов [3, с. 57; 8, с. 21], что сущность государственного управления обнаруживается, прежде всего через управляющее воздействие субъекта управления на управляемый объект в соответствии с поставленными целями и задачами.
Трудность управления рынком ценных бумаг в частности и экономикой вообще заключается в необходимости достижения единства между такими внутренне противоречивыми целями, как поддержание макроэкономического равновесия и стимулирование экономической активности. Развитие экономики невозможно при неизменности условий ее функционирования, что приводит к нарушению баланса. Поэтому в экономике, и на рынке ценных бумаг в особенности, проблему поддержания динамического равновесия между обозначенными целями нельзя решить только с помощью классических методов государственного управления, так как в рыночной экономике главную роль играют сами участники хозяйственных отношений [4, с. 324]. В сфере экономики действие административно-правовых норм должно в общем и целом способствовать совершенствованию качества государственного управления и, в частности, улучшению функционирования механизма рынка ценных бумаг.
Правовая природа общественных отношений, регулируемых нормами административного права, может быть определена, в частности, посредством такого метода научного познания, как классификация. При этом, как справедливо отмечают некоторые ученые [2, с. 35; 7, с. 95], необходимо верно определиться с критериями классификации норм права: по способам защиты, предмету и методу регулирования, юридической силе, характеру диспозиции.
Административно-правовое регулирование предполагает наличие таких общественных отношений, в которых, как правило, отсутствует юридическое равенство их участников. Это субординационные отношения власти и подчинения. Специфика имущественных отношений административно-правового характера на рынке ценных бумаг основывается на положениях, закрепленных в п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ2 и устанавливающих, что к имущественным отношениям, основанным на властном подчинении одной стороны другой, в том числе к административным и финансовым отношениям, гражданское законодательство не применяется.
Таким образом, административно-правовое регулирование имущественных отношений на рынке ценных бумаг осуществляется как законодательными, так и подзаконными актами уполномоченных государственных органов. В частности, в ч. 1 ст. 39
1 Центральный Банк РФ (Банк России) — мегарегулятор финансовых рынков [Электронный ресурс]. иЯ1_: www.idekart.ru/articles/75312 (дата обращения: 17.06.2014).
2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32. Ст. 3301.
Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»1 закреплено, что практически все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг осуществляются на основании лицензии, выдаваемой Центральным банком РФ.
Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», устанавливая основы регулирования рынка ценных бумаг, в ст. 38 делает специальный акцент на преимущественном государственном регулировании отношений, возникающих на этом рынке. Регулирующая роль уполномоченных государственных органов обеспечивается силой государственно-правового принуждения, что свидетельствует о публичном характере правоотношений на рынке ценных бумаг. Когда административно-правовые отношения складываются в сфере государственного управления, то в них реализуются интересы государства, выразителем которых является действующий от имени государства орган государственного управления.
Административно-правовые отношения, по общему правилу, возникают при непосредственном участии в них субъекта административной власти (органа государственного управления либо его должностного лица), наделенного государственно-властными полномочиями. При этом административная правосубъектность государственного органа на рынке ценных бумаг выражается в его компетенции (например, в предоставлении ему законом права единолично квалифицировать ценные бумаги и производные финансовые инструменты, устанавливать обязательные для профессиональных участников рынка ценных бумаг нормативы достаточности собственных средств, в случае неоднократного нарушения в течение одного года профессиональными участниками рынка ценных бумаг законодательства Российской Федерации о ценных бумагах принимать решение о применении таких административно-пресекательных мер, как приостановление действия или аннулирование лицензии).
Взаимодействуя между собой по поводу заключения гражданско-правовых сделок на рынке ценных бумаг, профессиональные участники данного рынка являются участниками гражданско-правовых отношений, а взаимодействуя с органом государственного управления выступают преимущественно обязанной стороной административно-правовых отношений. Вместе с тем, в ряде случаев государственные органы могут передавать принадлежащие им отдельные функции негосударственным организациям2. При наличии таких обстоятельств правоотношения возникают без участия органа государственного управления [5] и становятся административно-правовыми. Таковыми являются отношения между саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее членами.
Следует также отличать объект административно-правового регулирования на рынке ценных бумаг от объекта гражданско-правового регулирования на данном рынке. В первом случае в качестве объекта выступает деятельность по совершению операций с ценными бумагами, а во втором — сделки, заключаемые на рынке ценных бумаг.
Литература
1. Адамбекова А. А. Центральный банк страны как мегарегулятор финансового рынка // Деньги и кредит. 2012. № 10. С. 12-15.
2. Бахрах Д. Н. Предмет административного права РФ // Административное право РФ: вопросы предмета и системы административного права. Административный процесс и ад-
1 Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» // Собрание законодательства РФ, № 17, 22.04.1996. Ст. 1918.
2 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 19 декабря 2005 г. № 12-П «По делу о проверке конституционности абзаца восьмого пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой гражданина А. Г. Меженцева» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2006. № 1.
министративная юрисдикция. Вопросы государственного регулирования в сфере экономики (по материалам конференции) / под общ. ред. Н. Г. Салищевой. Великий Новгород, 1999.
3. Бельский К. С. Феноменология административного права. Смоленск, 1995.
4. Буренин А. И. Рынки производных финансовых инструментов. М., 1996.
5. Козлов Ю. М. Предмет советского административного права. М., 1967. С. 104-107.
6. Михайленко М. М. Финансовые рынки и институты / под ред. А. Н. Жилкиной. М. : Юрайт, 2014.
7. Петров Г. И. Сущность советского административного права. Л., 1959.
8. Советское административное право. Методы и формы государственного управления / ред. Ю. М. Козлов, Б. М. Лазарев, А. Е. Лунев и др. М,: 1977.
9. Финансы / под ред. А. П. Балакиной, И. И. Бабленковой. М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012.
10. Чалдаева Л. А., Блохина Т. К., Шемякин А. Б. Биржевое дело / под ред. Л. А. Чалдаевой. М. : Юрайт, 2013.
References
1. Adambekova A. A. Central Bank as the megaregulator of the financial market [Tsentral'nyi bank strany kak megaregulyator finansovogo rynka] // Money and credit [Den'gi i kredit]. 2012. N 10. P. 12-15. (rus)
2. Bakhrakh D. N. The subject of administrative law of Russian Federation [Predmet administra-tivnogo prava RF] // Administrative law of the Russian Federation: questions of the subject and administrative law system. Administrative process and administrative jurisdiction. The issues of state regulation in the sphere of economy (conference proceedings) [Administrativnoe pravo RF: voprosy predmeta i sistemy administrativnogo prava. Administrativnyi protsess i adminis-trativnaya yurisdiktsiya. Voprosy gosudarstvennogo regulirovaniya v sfere ekonomiki (po mate-rialam konferentsii)] / ed. by N. G. Slideway. Veliky Novgorod : 1999. (rus)
3. Belsky K. S. Phenomenology of administrative law [Fenomenologiya administrativnogo prava]. Smolensk, 1995. (rus)
4. Burenin A. I. The derivative Markets [Rynki proizvodnykh finansovykh instrumentov]. M., 1996. (rus)
5. Kozlov Yu.M. The Subject of Soviet administrative law [Predmet sovetskogo administrativnogo prava]. M., 1967. P. 104-107. (rus)
6. Mikhailenko M. M. Financial markets and institutions [Finansovye rynki i instituty] / ed. by A. N. Zhilkin. M. : Yurait, 2014. (rus)
7. Petrov G. I. The Essence of the Soviet administrative law [Sushchnost' sovetskogo administra-tivnogo prava]. L. : 1959. (rus)
8. Soviet administrative law. Methods and forms of public governance [Sovetskoe administrativnoe pravo. Metody i formy gosudarstvennogo upravleniya] / Ed. Yu.M. Kozlov, B. M. Lazarev, A. E. Lu-nev etc. M., 1977. (rus)
9. Finance [Finansy] / ed. by A. P. Balakina, I. I. Babenkova. M. : Publishing and trading Corporation «Dashkov and Ko», 2012. (rus)
10. Chaldaeva L. A., Blokhina T. K., Shemyakin A. B. Exchange business [Birzhevoe delo] / ed. by L. A. Coldeway. M. : Yurait, 2013. (rus)