Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИ ОКАЗАНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ'

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИ ОКАЗАНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электронное взаимодействие / информационная деятельность / административный регламент / органы внутренних дел / государственная услуга / electronic interaction / information activity / administrative regulations / law enforcement agencies / public service

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — М В. Богачева

статья посвящена вопросам взаимодействия МВД России и населения в рамках оказания государственных услуг и выполнения государственных функций. В исследовании определяется место административных регламентов в системе правового регулирования информационной деятельности органов внутренних дел. Указывается, что причиной выбора регламентов для правового регулирования оказания государственных услуг является возможность подробного описания порядка выполнения всех процедур. Отмечается обусловленность разработки административных регламентов требованиями Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и закрепление определения регламента в ст. 2 данного закона. В настоящий момент действует 40 административных регламентов, утвержденных приказами МВД России. Однако после периода активного использования в деятельности органов внутренних дел такого вида административных правовых актов, как административные регламенты, в последние пять лет с 2010 по 2020 годы наметилась тенденция к снижению их количества. Исследование показывает, что в деятельности МВД России гораздо активнее используется такой тип нормативных правовых актов, как порядок, а сфера применения административных регламентов ограничена в настоящий момент исключительно областью оказания государственных услуг. Рассматриваются свойства административных регламентов, основными из которых являются большая структурированность, пошаговое описание процесса, нацеленность на результат, возможность контроля над деятельностью чиновников и граждан, использование стандартизированного подхода. Отмечается, что использование регламентов как вида нормативных правовых актов позволяет снизить коррупционные риски, подробно регламентировать деятельность сотрудников органов внутренних дел и населения. Делается вывод, что административные регламенты являются особым видом административных правовых актов. В заключение отмечается, что использование административных регламентов и перевод существенной части действий по оказанию государственных услуг в электронный вид позволил значительно улучшить взаимодействие МВД России и населения и снять большую часть проблемных вопросов. Указывается, что с точки зрения информационного взаимодействия возможно существенное расширение количества государственных услуг, оказываемых по мере внедрения биометрической идентификации на портале «Госуслуги» полностью в электронном виде

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — М В. Богачева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION OF INFORMATION ACTIVITIES OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES IN THE PROVISION OF PUBLIC SERVICES TO THE POPULATION

the article is devoted to the consideration of such a separate type of information activity as the interaction of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the population in the provision of public services and the performance of public functions. The study defines the place of administrative regulations in the system of legal regulation of information activities of internal affairs bodies. It is indicated that the reason for choosing regulations for the legal regulation of the provision of public services is the possibility of a detailed description of the procedure for performing all procedures. It is noted that the development of administrative regulations was conditioned by the requirements of the Federal Law “On the Organization of the provision of State and Municipal services”, and the definition of the regulations is fixed in article 2 of the Law. The study notes that the requirements for administrative regulations and their content are established by the Government of the Russian Federation, and in 2021 new Rules for the development and approval of administrati ve regulations were adopted. The analysis revealed that at the moment there are 40 administrative regulations approved by the orders of the Ministry of Internal Affairs of Russia. However, after a period of active use in the activities of internal affairs bodies of such type of administrative legal acts as administrative regulations in the period from 2010 to 2020, in the last five years there has been a tendency to decrease their number. The study shows that in the activities of the Ministry of Internal Affairs of Russia, such a type of regulatory legal acts as procedure is much more actively used, and the scope of application of administrative regulations is currently limited exclusively to the field of pu blic services. The properties of administrative regulations are considered, the main of which are greater structuring, step-by-step description of the process, focus on results, the ability to control the activities of officials and citizens, and the use of a standardized approach. It is noted that the use of regulations, as a type of regulatory legal acts, reduces corruption risks, regulates in detail the activities of police officers and the public. It is concluded that administrative regulations are a special type of administrative legal acts. The conclusions note that the use of administrative regulations and the transfer of a significant part of the actions for the provision of public services to electronic form has significantly improved the interaction of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the population and removed most of the problematic issues. It is indicated that from the point of view of information interaction, it is possible to significantly expand the number of public services provided entirely in electronic form, as biometric identification is introduced on the Public Services portal

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИ ОКАЗАНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ»

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИ ОКАЗАНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ

ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION OF INFORMATION ACTIVITIES OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES IN THE PROVISION OF PUBLIC SERVICES TO THE POPULATION

Аннотация: статья посвящена вопросам взаимодействия МВД России и населения в рамках оказания государственных услуг и выполнения государственных функций. В исследовании определяется место административных регламентов в системе правового регулирования информационной деятельности органов внутренних дел. Указывается, что причиной выбора регламентов для правового регулирования оказания государственных услуг является возможность подробного описания порядка выполнения всех процедур. Отмечается обусловленность разработки административных регламентов требованиями Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и закрепление определения регламента в ст. 2 данного закона.

В настоящий момент действует 40 административных регламентов, утвержденных приказами МВД России. Однако после периода активного использования в деятельности органов внутренних дел такого вида административных правовых актов, как административные регламенты, в последние пять лет с 2010 по 2020 годы наметилась тенденция к снижению их количества. Исследование показывает, что в деятельности МВД России гораздо активнее используется такой тип нормативных правовых актов, как порядок, а сфера применения административных регламентов ограничена в настоящий момент исключительно областью оказания государственных услуг.

Рассматриваются свойства административных регламентов, основными из которых являются большая структурированность, пошаговое описание процесса, нацеленность на результат, возможность контроля над деятельностью чиновников и граждан, использование стандартизированного подхода. Отмечается, что использование регламентов как вида нормативных правовых актов позволяет снизить коррупционные риски, подробно регламентировать деятельность сотрудников органов внутренних дел и населения. Делается вывод, что административные регламенты являются особым видом административных правовых актов.

В заключение отмечается, что использование административных регламентов и перевод существенной части действий по оказанию государственных услуг в электронный вид позволил значительно улучшить взаимодействие МВД России и населения и снять большую часть проблемных вопросов. Указывается, что с точки зрения информационного взаимодействия возможно существенное расширение количества государственных услуг, оказываемых по мере внедрения биометрической идентификации на портале «Госуслуги» полностью в электронном виде.

Ключевые слова: электронное взаимодействие, информационная деятельность, административный регламент, органы внутренних дел, государственная услуга.

Для цитирования: Богачева М.В. Административно-правовое регулирование информационной деятельности органов внутренних дел при оказании государственных услуг населению // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2024. - № 2. - С. 33-37.

Abstract: the article is devoted to the consideration of such a separate type of information activity as the interaction of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the population in the provision of public services and the performance of public functions. The study defines the place of administrative regulations in the system of legal regulation of information activities of internal affairs bodies. It is indicated that the reason for choosing regulations for the legal regulation of the provision of public

УДК 342

М.В. БОГАЧЕВА

(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]

MARIA V. BOGACHEVA

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

services is the possibility of a detailed description of the procedure for performing all procedures. It is noted that the development of administrative regulations was conditioned by the requirements of the Federal Law "On the Organization of the provision of State and Municipal services", and the definition of the regulations is fixed in article 2 of the Law. The study notes that the requirements for administrative regulations and their content are established by the Government of the Russian Federation, and in 2021 new Rules for the development and approval of administrative regulations were adopted.

The analysis revealed that at the moment there are 40 administrative regulations approved by the orders of the Ministry of Internal Affairs of Russia. However, after a period of active use in the activities of internal affairs bodies of such type of administrative legal acts as administrative regulations in the period from 2010 to 2020, in the last five years there has been a tendency to decrease their number. The study shows that in the activities of the Ministry of Internal Affairs of Russia, such a type of regulatory legal acts as procedure is much more actively used, and the scope of application of administrative regulations is currently limited exclusively to the field of public services.

The properties of administrative regulations are considered, the main of which are greater structuring, step-by-step description of the process, focus on results, the ability to control the activities of officials and citizens, and the use of a standardized approach. It is noted that the use of regulations, as a type of regulatory legal acts, reduces corruption risks, regulates in detail the activities of police officers and the public. It is concluded that administrative regulations are a special type of administrative legal acts.

The conclusions note that the use of administrative regulations and the transfer of a significant part of the actions for the provision of public services to electronic form has significantly improved the interaction of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the population and removed most of the problematic issues. It is indicated that from the point of view of information interaction, it is possible to significantly expand the number of public services provided entirely in electronic form, as biometric identification is introduced on the Public Services portal.

Keywords: electronic interaction, information activity, administrative regulations, law enforcement agencies, public service.

For citation: Bogacheva M.V. Administrative and legal regulation of information activities of law enforcement agencies in the provision of public services to the population // Problems of Law Enforcement Activity. - 2024. - № 2. - P. 33-37.

Одним из основных направлений информационной деятельности МВД России является взаимодействие с гражданами и организациями в процессе оказания государственных услуг и выполнения государственных функций. Поскольку существенная часть данного взаимодействия осуществляется в электронной форме, то эта деятельность относится к информационной. При этом правовое регулирование взаимодействия с населением в связи с оказанием государственных услуг реализуется правовыми нормами, которые относятся к административному праву. Причем в конце 2000-х годов было принято решение о том, что данные правовые акты должны иметь вид и форму административных регламентов.

Административные регламенты были выбраны как вид нормативного правового акта, который регулирует порядок предоставления государственных услуг и оказания государственных функций. Выбор регламентов был обусловлен тем, что они позволяют подробно, пошагово описать порядок и сроки выполнения всех необходимых процедур. Это удобно как для сотрудников государственного органа, в том числе сотрудников органов внутренних дел

(далее - ОВД), так и для граждан и представителей бизнеса. В результате в дальнейшем административные регламенты, как вид нормативных правовых актов, стали использоваться для правового регулирования и других случаев взаимодействия с гражданами государственных органов в целом и органов внутренних дел в частности.

Определение административного регламента закреплено ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон № 210-ФЗ, Закон)1. В соответствии с Законом административный регламент устанавливает порядок и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. Ст. 14 Закона установила требования к стандарту государственной услуги, которые закрепляются в тексте регламента.

Для урегулирования порядка разработки административных регламентов было принято постановление Правительства Российской Фе-

1 Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об ор-

ганизации предоставления государственных и муниципаль-

ных услуг» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://pravo.gov.ru

дерации от 16.05.2011 № 3732, которое закрепило не только понятие административного регламента, но и его типовое содержание. Регламент должен устанавливать сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых по запросу физического или юридического лица. Утверждаются регламенты, как правило, в виде приказов министерств или ведомств для каждой государственной функции или услуги отдельно.

В настоящий момент порядок разработки и утверждения административных регламентов для предоставления государственных услуг устанавливается постановлением Правительства Российский Федерации от 20.07.2021 № 12283. Правила определили, что каждый административный регламент должен включать в свой состав пять разделов: общие положения; стандарт предоставления государственной услуги; состав; последовательность и сроки выполнения административных процедур; формы контроля за исполнением административного регламента - а также досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) организаций и должностных лиц. Указанные разделы должны, в свою очередь, включать более 50 пунктов и подразделов, в том числе результат предоставления услуги, сроки и качество услуги, правовые основания ее представления и т.д. Новые Правила существенно более подробно, чем предыдущие, описали содержание административных регламентов. Кроме того, Правила утвердили новый порядок согласования и утверждения административных регламентов, а также порядок проведения экспертизы административного регламента.

2 Постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг (вместе с «Правилами разработки и утверждения административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора)», «Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг», «Правилами проведения экспертизы проектов административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг»)» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 30.05.2011. - № 22. - Ст. 3169.

3 Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июля 2021 г. № 1228 «Об утверждении Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://pravo.gov.ru

В настоящий момент действует 40 административных регламентов, утвержденных приказами МВД России. Из них 38 административных регламентов регулируют оказание государственных услуг, один регламент регулирует порядок осуществления государственной функции4 и один - порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции5. В период с 2010 по 2020 годы количество административных регламентов, утвержденных приказами МВД России, существенно увеличилось. Кроме того, были утверждены административные регламенты по тем направлениям деятельности, которые ранее исполнялись в соответствии с административными регламентами ФМС России и ФСКН России. Мониторинг качества и доступности предоставления государственных услуг в МВД России осуществляется на основании приказа МВД России от 28.12.2020 № 9106.

Однако в последние годы количество административных регламентов, утвержденных приказами МВД России, снизилось. При этом министерство отошло от формата административных регламентов и сделало упор на такой тип нормативных правовых актов, как порядок. Например, в настоящий момент только в справочной правовой системе «КонсультантПлюс» поиск выдает 242 порядка, утвержденных приказами МВД России. Административные регламенты в деятельности министерства продолжают использоваться только в сфере оказания государственных услуг, где их применение предусмотрено Законом.

Подобный подход связан с тем, что существенная структурированность административного регламента и увеличившиеся требования к его содержанию приводят к тому, что в нем должны быть отражены те моменты, которые во многих случаях не требуются.

4 Приказ МВД России от 26 июня 2017 г. № 411» «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru

5 Приказ МВД России от 28 июня 2022 г. № 468 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru

6 Приказ МВД России от 28 декабря 2020 г. № 910 «Об организации и проведении мониторинга качества и доступности предоставления государственных услуг в системе МВД России» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

Свойство административного регламента, как наиболее структурированного нормативного правового акта, отмечается практически всеми исследователями. Например, Ф.П. Васильев указывает на то, что административный регламент является именно пошаговым описанием оптимизированного процесса оказания госуслуги [1]. Аналогичные особенности административных регламентов отмечает и М.Г. Захарова [2].

Второе свойство административного регламента - это нацеленность на результат, то есть в регламенте обязательно должно быть указано, что именно государственный орган обязан предоставить получателю услуги. Кроме того, регламент не создает никаких прав и обязанностей, а только подробно расшифровывает их. Причем поскольку разрабатывает регламент министерство, которое оказывает государственную услугу, то оно только конкретизирует установленные другими нормативными правовыми актами полномочия, на что указывали, в частности, А.Н. Борисов [3] и А.К. Дубровин [4].

Сочетание первого и второго свойства позволяет осуществлять полноценный контроль за работой государственных чиновников, участвующих в оказании государственных услуг. О данной особенности регламентов говорят, например, Н.В. Муленко [5], П.Н. Жукова [6] и О.А. Баршо-ва [7], отмечая, что за счет использования регламентов можно четко определить деятельность не только сотрудника ОВД, но и заявителя.

Третьим свойством административных регламентов является применение стандартизированного подхода к их содержанию. Для контроля соответствия регламентов установленным стандартам осуществляется экспертиза в Минэкономразвития России, которая помимо этого направлена на оптимизацию содержания регламента с целью повышения качества предоставления услуги. Указанная экспертиза предусмотрена положениями ст. 13 Закона № 210-ФЗ, причем стандартизируются не только взаимоотношения между гражданином и сотрудником, но и оформление документов, оборудование помещения, время обслуживания и другие составляющие.

В последние годы значительная часть государственных услуг полностью или частично переносится в электронную форму и предоставляется через портал «Госуслуги». В этой связи можно отметить положительную роль регламентов в установлении порядка электронного взаимодействия. Передача документов в электронном виде и заполнение форм на портале позволяет существенно ускорить процесс оказания услуг, уменьшить потребность в непосредственном общении между сотрудником ОВД и гражданином, а также ликвидировать очереди в органе внутренних дел.

Четвертым свойством административных регламентов можно считать их антикоррупционную направленность. Подробная структурированность действий всех участников процесса предоставления услуги исключает возможность неформального решения вопросов как самими участниками, так и руководством организаций. Однако практика последних лет, особенно в миграционной сфере, показала, что правильное исполнение регламентов сотрудниками ОВД не исключает злоупотреблений других участников процесса оказания услуги. Это происходит в том числе и потому, что административные регламенты не дают возможности перепроверки предоставленных документов. Например, если заявитель, практически не говорящий по-русски, предоставляет документ о сдаче экзамена на знание русского языка и, соответственно, формально им выполнены все требования, то сотрудник ОВД не имеет законного права ему отказать в получении услуги.

Анализируя место регламентов в правовой системе Российской Федерации, необходимо согласиться с мнением большей части исследователей, которые относят их к отдельному особому виду административных правовых актов. В частности, такой точки зрения придерживаются А.Ф. Ноздра-чев [8], П.Н. Жукова [6], С.С. Зенин [9], С.Н. Медведев и В.П. Филиппова [10]. Они указывают, что административные регламенты отличаются от других актов большей стандартизированностью и структурированностью содержания, наличием большого количества обязательных элементов.

Резюмируя вышесказанное, можно констатировать, что административные регламенты являются одним из основных видов нормативных правовых актов, используемых в информационной деятельности министерства.

Внедрение административных регламентов для правового регулирования государственных услуг значительно улучшило взаимодействие между государством и населением. Были установлены стандарты взаимодействия, что особенно важно при их осуществлении в электронном виде. Кроме того, применение регламентов и перевод взаимодействия в электронную форму существенно снизили коррупционные риски и повысили качество предоставляемых услуг.

Поскольку при осуществлении взаимодействия в электронном виде коррупционные риски фактически отсутствуют, то количество таких оказываемых услуг должно увеличиваться. В этой связи внедрение двухфакторной проверки на портале «Госуслуги», а также применение Единой биометрической системы для идентификации граждан может привести к расширению перечня тех государственных услуг, которые оказываются органами внутренних дел исключительно в электронном

виде. Целый ряд государственных услуг, при которых физические лица должны в настоящий момент присутствовать в органе внутренних дел, могут быть модернизированы и оказываться или дистанционно, или посредством видео-конференц-связи.

В настоящий момент электронное взаимодействие МВД России и населения при оказании услуг осуществляется преимущественно в два этапа. На первом этапе оно является именно электронным, при котором физические лица и представи-

тели организаций запрашивают услугу и предоставляют документы через портал «Госуслуги». На втором этапе происходит непосредственное оказание услуги с визитом заявителя в орган внутренних дел. При этом второй этап при совершенствовании идентификации личности может быть также переведен в электронную форму. Частично данный вопрос решен для юридических лиц, поскольку их представители используют для идентификации личности электронную подпись.

Литература

1. Васильев Ф.П. Место и роль административного регламента в деятельности государственных органов // Право и государство: теория и практика. - 2008. - № 9 (45). - С. 56-58.

2. Захарова М.Г. Государственные услуги, предоставляемые органами внутренних дел России: особенности правового регулирования, проблемы, тенденции развития // Столыпинский вестник. - 2022. - Т. 4. - № 10. - С. 6021-6029.

3. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (постатейный). Серия «Библиотека журнала «Право и экономика». Комментарий специалиста». - Москва: Юстицинформ, 2010. - 192 с.

4. Дубровин А.К. Правовой статус сотрудника полиции: теоретико-правовой аспект // Российская юстиция. - 2011. -№ 12. - С. 61-62.

5. Муленко Н.В., Катаева О.В. Административные регламенты в системе государственного управления // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2016. - № 3. - С. 52-55.

6. Прокопенко А.Н., Жукова П.Н., Насонова В.А. Правовое регулирование организации предоставления государственных услуг органами внутренних дел административными регламентами // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. - 2021. - № 3. - С. 255-265.

7. Баршова О.А., Сальникова С.Н., Пиняйкина Д.В. Административные регламенты и проблемы их реализации в системе МВД России / Актуальные вопросы применения российского права: материалы III научно-практической конференции. - Саранск: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, 2023. С. 22-26.

8. Ноздрачев А.Ф. Системная регламентация административной деятельности: отечественная доктрина и практика // Законодательство и экономика. - 2011. - № 8. - С. 5-41.

9. Зенин С.С. Теоретические вопросы использования административных регламентов в механизме нормативного правового регулирования государственных и муниципальных услуг // Актуальные проблемы российского права. - 2015. - № 3. - С. 66-73.

10. Медведев С.Н., Филиппова В.П. Особенности применения административных регламентов в деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации / Государственная и муниципальная власть в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития: сборник материалов V Всероссийской научно-практической конференции. - Чебоксары, 2023. С. 194-199.

References =

1. Vasil'ev F.P. Mesto i rol' administrativnogo reglamenta v deyatel'nosti gosudarstvennykh organov // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. - 2008. - № 9 (45). - S. 56-58.

2. Zakharova M.G. Gosudarstvennye uslugi, predostavlyaemye organami vnutrennikh del Rossii: osobennosti pravovogo regulirovaniya, problemy, tendentsii razvitiya // Stolypinskii vestnik. - 2022. - T. 4. - № 10. - S. 6021-6029.

3. Borisov A.N. Kommentarii k Federal'nomu zakonu ot 27 iyulya 2010 goda № 210-FZ «Ob organizatsii predostavleniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh uslug» (postateinyi). Seriya «Biblioteka zhurnala «Pravo i ekonomika». Kommentarii spetsialista». - Moskva: Yustitsinform, 2010. - 192 s.

4. Dubrovin A.K. Pravovoi status sotrudnika politsii: teoretiko-pravovoi aspekt // Rossiiskaya yustitsiya. - 2011. - № 12. - S. 61-62.

5. Mulenko N.V., Kataeva O.V. Administrativnye reglamenty v sisteme gosudarstvennogo upravleniya // Vestnik Kaliningradskogo filíala Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. - 2016. - № 3. - S. 52-55.

6. Prokopenko A.N., Zhukova P.N., Nasonova V.A. Pravovoe regulirovanie organizatsii predostavleniya gosudarstvennykh uslug organami vnutrennikh del administrativnymi reglamentami // Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii. - 2021. - № 3. - S. 255-265.

7. Barshova O.A., Sal'nikova S.N., Pinyaikina D.V. Administrativnye reglamenty i problemy ikh realizatsii v sisteme MVD Rossii / Aktual'nye voprosy primeneniya rossiiskogo prava: materialy III nauchno-prakticheskoi konferentsii. - Saransk: Natsional'nyi issledovatel'skii Mordovskii gosudarstvennyi universitet im. N.P. Ogareva, 2023. S. 22-26.

8. Nozdrachev A.F. Sistemnaya reglamentatsiya administrativnoi deyatel'nosti: otechestvennaya doktrina i praktika // Zakonodatel'stvo i ekonomika. - 2011. - № 8. - S. 5-41.

9. Zenin S.S. Teoreticheskie voprosy ispol'zovaniya administrativnykh reglamentov v mekhanizme normativnogo pravovogo regulirovaniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh uslug // Aktual'nye problemy rossiiskogo prava. - 2015. - № 3. - S. 66-73.

10. Medvedev S.N., Filippova V.P. Osobennosti primeneniya administrativnykh reglamentov v deyatel'nosti Ministerstva vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii / Gosudarstvennaya i munitsipal'naya vlast' v Rossiiskoi Federatsii: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya: sbornik materialov V Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. - Cheboksary, 2023. S. 194-199.

(статья сдана в редакцию 31.05.2024)

Проблемы правоохранительной деятельности 2'24 -

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.