Научная статья на тему 'Административно-правовое регулирование деятельности религиозных организаций в Крымской АССР в середине 1920-х гг'

Административно-правовое регулирование деятельности религиозных организаций в Крымской АССР в середине 1920-х гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
209
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЕ КОНФЕССИИ / КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Белоглазов Роман Николаевич

В статье рассматриваются пути становления, основные направления, формы и методы работы органов советской власти Крымской АССР в 1920-е гг. по контролю за деятельностью религиозных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Административно-правовое регулирование деятельности религиозных организаций в Крымской АССР в середине 1920-х гг»

Административно-правовое регулирование деятельности религиозных организаций в Крымской АССР в середине 1920-х гг.

Белоглазов Р. Н.

Белоглазов Роман Николаевич /Bieloglazov Roman Nikolaevich - кандидат исторических наук,

г. Севастополь

Аннотация: в статье рассматриваются пути становления, основные направления, формы и методы работы органов советской власти Крымской АССР в 1920-е гг. по контролю за деятельностью религиозных организаций.

Ключевые слова: религиозные конфессии, конфессиональная политика, религиозные организации.

Советская власть с момента своего установления в России приняла ряд законодательных актов об отношении к религии и религиозным организациям. В целях привлечения верующих на свою сторону, новое правительство декларировало свободу совести, равенство всех вероисповеданий. Уже первые законодательные акты ВЦИК и СНК РСФСР провозгласили отделение церкви от государства и школы от церкви, соответствовавшее правовым нормам демократических буржуазных государств. Однако практика проведения конфессиональной политики в жизнь не имела правового характера и базировалась на антирелигиозных партийных установках.

Партия большевиков руководствовалась марксистско-ленинскими оценками религии и ее роли в обществе, которые рассматривались как одно из главных препятствий на пути установления монополии коммунистической идеологи. Именно поэтому декрет СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 г., заложивший основу советской модели государственно -конфессиональных отношений, выделил религиозные организации в особую категорию частных обществ, лишенных прав юридического лица, и провозгласил конфискацию их собственности.

Осуществление законодательства о религиозных организациях в Крыму началось позднее, чем в центральной России - после эвакуации с полуострова врангелевских войск и окончательной ликвидации повстанческого антисоветского движения в 1921-1922 гг. Провозглашение Крымской АССР и формирование системы республиканских органов исполнительной власти создали необходимые организационные предпосылки для реализации соответствующих нормативно-правовых актов. Практическая сторона этого вопроса и техническое обеспечение преимущественно возлагались на аппарат республиканского НКВД и его подразделения на местах.

Период т. н. чрезвычайщины, связанный с преодолением военно-политических последствий Гражданской войны, завершился подавлением всех очагов организованного сопротивления советской власти. Переход к социальной стабилизации требовал изменения форм и методов государственного управления, что нашло выражение в провозглашении новой экономический политики (далее - НЭП). Данный курс предполагал определенную либерализацию общественной жизни, в т. ч. и по вопросу свободы совести и вероисповеданий.

В условиях НЭП большевистское руководство посчитало политически целесообразным ввести отношения государства с религиозными организациями хотя бы внешне в цивилизованное русло. При этом для правящей партии не теряла актуальности главная цель конфессиональной политики - дискредитация и дезинтеграция церковных институтов, минимизация влияния религии и духовенства на массы. Решению соответствующих задач было подчинено дальнейшее формирование структур исполнительной власти и нормативно-правовой базы, направленных на обеспечение всестороннего административно-правового регулирования деятельности религиозных конфессий и контроля за политической благонадежностью их последователей.

В Крыму в течение 1921-1922 гг. предпринимались определенные административные мероприятия по выполнению «Декрета об отделении...»: регистрация религиозных общин, закрытие и ликвидация домашних церквей и монастырей, передача верующим в пользование молитвенных зданий и конфессионального имущества. Однако из-за организационной слабости структур исполнительной власти, которые переживали становление, и сложностей, связанных с преодолением последствий войны и политики военного коммунизма, придать этому процессу системный характер не удалось.

Нормативно-правовые акты, принятые в развитие указанного декрета, первоначально допускали единственную легальную форму функционирования религиозных организаций в виде так называемых групп верующих (не менее 20 человек), которые были обязаны заключать с властями арендный договор на использование необходимого имущества (храм, молитвенный дом, вещи, необходимые в культовой практике, и т. д.).

Только в апреле 1923 г. появилась совместная инструкций НКВД и Наркомюста РСФСР «О порядке регистрации религиозных обществ и выдаче разрешений на созыв съездов таковых», которая позволила создавать еще один тип конфессиональных организаций с несколько большим объемом прав, чем имели т. н. двадцатки.

Новые общества учреждались группой верующих не менее 50 человек, могли управлять несколькими приходами, проводить съезды, выбирать постоянно действующие руководящие органы. При этом их деятельность регламентировалось унифицированным для всех конфессий уставом, заполнение которого было обязательным условием для получения правового статуса. Так, уставной документ, разработанный КрымНКВД, предполагал такие направления работы: организация молитвенных собраний, управление культовым имуществом, полученным в аренду по договору от органов власти, подбор и назначение служителей культа для отправления треб, заключение сделок частно-правового характера (наем сторожа, ремонты молитвенных зданий и т. п.), участие в съездах религиозных обществ [1, л. 24].

В 1923 г. в Крымской АССР было взято на учет 830 культовых зданий, произведена регистрация 774 групп верующих, ликвидировано 4 из 7 действовавших православных монастырей [2, л. 11]. Постепенно складывалась структура административных органов, отвечавших за реализацию конфессиональной реформы. Ее становление и развитие, прежде всего, находилось в зависимости от реорганизации республиканских органов управления.

30 июня 1923 г. пленум Крымского областного комитета РКП(б) принял постановление о передаче руководства советским строительством, выработкой административного законодательства, контролем над личным составом органов власти на местах и осуществлением декрета «Об отделении...» из КрымНКВД в КрымЦИК и КрымСНК [3, л. 5].

Перераспределение административных функций поставило вопрос о нецелесообразности существования НКВД как отдельного ведомства.12 января 1924 г. Президиум КрымЦИК принял постановление об упразднении НКВД и утвердил положение о Центральном административном управлении Крымской АССР (далее - ЦАУ Крыма). Эта структура учреждалась при КрымСНК с подчинением ее ЦАУ НКВД РСФСР. Начальник ЦАУ Крыма входил в состав республиканского Совнаркома (правительства) с правом решающего голоса [4, л. 21].

ЦАУ Крыма состояло из четырех отделов, которые подразделялись на столы в зависимости от направлений работы. Отдел общеадминистративного надзора включал в себя пять столов, один из которых был церковным. Штат последнего к моменту организации управления состоял из одного сотрудника -инструктора по церковным делам. Параллельно велась организация церковных столов при административных отделах городских и районных исполкомов.

В рассматриваемый период административно-территориальное деление Крыма состояло из десяти районов: Бахчисарайского, Джанкойского, Евпаторийского, Керченского, Карасубазарского,

Севастопольского, Симферопольского, Судакского, Ялтинского и Феодосийского.

В течение 1924 г. в районах проводились соответствующие организационные мероприятия, осуществлялся подбор и расстановка кадров. Среди последних прослеживался острый дефицит компетентных специалистов, вследствие чего работа проводилась медленно, с большим количеством нарушений [4, л. 12].

Силами сотрудников ЦАУ Крыма были разработаны документы, регламентировавшие сферу деятельности и полномочия церковных столов (с 27 мая 1925 г. они были переименованы в столы религиозных культов). В соответствии со служебным регламентом стол религиозных культов административного отдела ЦАУ Крыма осуществлял следующие функции: инструктирование подотчетных отделов в районах, рассмотрение дел по заключению и расторжению договоров с верующими, ликвидация молитвенных зданий; надзор за сохранностью переданного в аренду верующим имущества, деятельностью групп верующих, соблюдением запрета на преподавание религиозного вероучения в школах; выдача разрешений на религиозные съезды и крестные ходы республиканского масштаба; согласование с органами государственной власти вопросов по конфессиональной политике.

На соответствующие столы в аппарате райисполкомов возлагался учет всех зданий религиозного культа на территории района, непосредственная передача молитвенных зданий и имущества группам верующих, контроль за выполнением взятых ими по договору обязательств, разрешение собраний прихожан и крестных ходов местного уровня, подготовка документов на ликвидацию молитвенных зданий и ее осуществление, ограждение учебных заведений от влияния духовенства.

Вторым направлением деятельности ЦАУ Крыма по вопросу религиозных организаций стала разработка новой обобщающей инструкции, призванной заменить предыдущие многочисленные разрозненные циркуляры. Таким документом стала «Инструкция о порядке проведения в жизнь декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 20 марта 1924 г., а в дальнейшем одноименная инструкция от 28 октября 1924 г. [5, л. 9; 6, л. 93].

Согласно инструкции для оформления арендного договора с исполкомом, верующие обязаны были предъявить следующие описи: построек, денежных средств, имущества обиходного и богослужебного характера, печатей и штампов, ценностей. Все это касалось собственности храма или прихода.

Один из пунктов предписывал изучать состав религиозной общины и заключать договор только с лояльными советской власти гражданами. С этой целью проводилось анкетирование членов группы, а полученные материалы передавались в местный отдел ГПУ на заключение. Договор со стороны исполкома подписывал специальный уполномоченный, подписи верующих заверялись в городах нотариусом, а в сельской местности - сельсоветом. Группа оплачивала гербовый сбор в размере 1 рубля 65 копеек.

Для учета переданного в аренду имущества составлялись специальные описи, по которым впоследствии осуществлялись проверки. Копии этих описей передавались в ЦАУ Крыма. Лица, подписавшие договор, были обязаны содержать полученное по договору в аренду имущество за свой счет. Сбор денег допускался в виде добровольных пожертвований - складчины. Только эти финансовые средства могли быть использованы для уплаты налогов и страховых сборов, организации своевременных ремонтов, содержание сторожа и т. д.

Все обязанности группы верующих по использованию арендованного молитвенного здания подробно перечислялись в договоре. В частности, арендаторы не могли проводить политические собрания, вести проповеди антисоветского характера, продажу и распространение враждебных власти агитационных материалов, организовывать чрезвычайные сборы верующих масс с целью вызвать антиобщественные беспорядки.

Собрания верующих для решения повседневных вопросов деятельности общины могли проводиться лишь с разрешения местных исполкомов, которые обязаны были согласовывать свои решения по этим вопросам с ГПУ Крыма. Прихожане не могли изменить утвержденную властными органами повестку дня собраний и были обязаны представлять копии их протоколов в местный исполком.

Надзор за соблюдением группами верующих взятых на себя по договору обязательств осуществляли исполкомы райсоветов при содействии милиции и сельсоветов. Им также предписывалось заниматься сбором информации о влиянии духовенства на население [1, л. 99].

Представители исполкома должны были проверить сохранность находившегося в храмах имущества по соответствующим описям. Они имели право привлекать виновных к административной и судебной ответственности за нарушение законодательства о религиозных организациях. В таких случаях договор немедленно расторгался, но это решение вступало в силу только после утверждения в КрымЦИК.

В соответствии с инструкцией молитвенные здания могли быть ликвидированы, если число храмов и молитвенных помещений в данной местности превышало необходимый минимум для удовлетворения религиозных потребностей населения, или если в течение определенного срока не было организовано группы верующих, претендующих на аренду соответствующего здания.

Закрытие могло произойти и по другим причинам: в случае дефицита помещений для жилищных, санитарно-медицинских, культурно-просветительских и других целей, а также если эти действия отвечали запросам трудящихся, выраженных в форме многочисленных коллективных заявлений, резолюций, постановлений съездов и т. д. Здания религиозного культа, не взятые в аренду по причине разрушенного состояния, подлежали ликвидации. Исполкомам предписывалось обеспечить своевременное и рациональное использование помещений закрытых храмов [6, л. 101].

Милицейские структуры осуществляли регистрацию уставов и надзор за деятельностью религиозных обществ. Такой порядок объяснялся тем, что органы власти считали их потенциально более опасными для режима в силу лучшей организации в отличие от «двадцаток». Состав общины также подвергался изучению на предмет политической лояльности через специальное анкетирование. Кроме того, участковые надзиратели были обязаны присутствовать на всех собраниях обществ, составлять соответствующие письменные отчеты и направлять их в районные управления милиции и ГПУ [4, л. 11; 7, л. 82].

К концу 1925 г. на территории Крыма находилось на учете 73 религиозных общества православной конфессии, одно из которых было республиканского масштаба, мусульманской - соответственно 76 и 1 [4, л. 23].

В августе 1924 г. при председателе ВЦИК был образован Секретариат по делам культов, на который возлагалось руководство проведением в жизнь конфессиональной политики в масштабах всей России. Это было вызвано тем, что в регионах наблюдались большие различия в осуществлении одних и тех же инструкций и постановлений по вопросу о религиозных организациях. Создание центрального органа было необходимым условием для унификации соответствующей правоприменительной практики.

В Крыму аналогичная структура была сформирована несколько позже. В августе 1925 г. Президиум КрымЦИК принял постановление о создании Центральной комиссии по церковным вопросам. В ее состав вошли председатель КрымЦИК В. Ибраимов, начальник ЦАУ Лаубе, начальник ГПУ Крыма А. Торопкин [8. - 1925. - 2 сент.; 9, л. 4].

Комиссия должна была контролировать все административные структуры, занимавшиеся проведением в жизнь законодательства о религиозных организациях. В конце 1925 г. ЦАУ Крыма обратилось в КрымЦИК с ходатайством об организации при президиумах районных исполкомов аналогичных церковных комиссий. По этому вопросу было принято специальное постановление, однако исполкомы подошли к этому вопросу формально, всячески затягивая их создание.

С 1 апреля по 15 мая 1925 г. в Крыму был проведен учет всех церковно- и священнослужителей. Каждому из них выдавалась учетная карточка, которая регистрировалась в специальной книге местного райисполкома. Представители духовенства были обязаны информировать исполком обо всех поездках по территории полуострова. В случае выезда за пределы республики об этом необходимо было сообщить в ЦАУ Крыма. Всего на территории республики было зарегистрировано и взято на учет 902 служителя религиозного культа [10, л. 37].

Таким образом, в середине 1920-х гг. в Крыму окончательно сформировался аппарат органов власти, занимавшихся регулированием деятельности религиозных конфессий. Их полномочия и действовавшая

нормативно-правовая база позволили обеспечить всесторонний контроль за общинами верующих и духовенством. Данный процесс на региональном крымском уровне был составляющей общероссийской тенденции по унификации форм и методов реализации законодательства о религиозных организациях.

Полная зависимость приходов и органов конфессионального самоуправления от мелочной административно-правовой регламентации со стороны структур исполнительной власти и милиции создавала для правящего режима необходимые условия для усиления идеологической антирелигиозной работы среди населения и продолжения дискредитации религиозных институтов при помощи негласных мероприятий спецслужб.

Литература

1. Государственный архив Республики Крым (далее - ГАРК) - ф. 663, оп. 10, д. 387.

2. ГАРК, ф. Р-709, оп. 1, д. 386.

3. ГАРК, ф. Р-151, оп. 1, д. 1.

4. ГАРК, ф. 663, оп. 10, д. 1124.

5. ГАРК, ф. 663, оп. 10, д. 1116.

6. ГАРК, ф. 663, оп. 10, д. 403.

7. ГАРК, ф. Р-420, оп. 1, д. 222.

8. Красная Керчь - орган Керченского горкома РКП(б)-ВКП(б), горсовета и городского профсоюзного совета.

9. ГАРК, ф. 663, оп. 10, д. 1126.

10. ГАРК, ф. 1, оп. 1, д. 693.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.