Научная статья на тему 'Административная реформа государственной гражданской службы'

Административная реформа государственной гражданской службы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1556
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
административная реформа / государственная гражданская служба / administrative reform / state civil service

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — С А. Кужугет

В данной статье была рассмотрена административная реформа государственной гражданской службы в России. Актуальность данного исследования заключается в том, что в настоящее время система государственного управления в России нуждается в серьезном реформировании. В ходе исследования были определены основные причины проведения административной реформы государственной гражданской службы, а также были рассмотрены основные этапы осуществления данной реформы и её результаты. К результатам проведения административной реформы относится появление новой трехзвенной системы органов исполнительной власти, повышение качества предоставляемых населению государственных услуг и т. п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE REFORM OF THE STATE CIVIL SERVICE

This article discusses the administrative reform of the civil service in Russia. The relevance of this study is that at present the system of public administration in Russia needs serious reform. The study identified the main reasons for the administrative reform of the civil service, as well as the main stages of implementation of this reform and its results. The results of the administrative reform include the emergence of a new three-tier system of executive authorities, improving the quality of public services provided to the population, etc.

Текст научной работы на тему «Административная реформа государственной гражданской службы»

АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ

СЛУЖБЫ

С.А. Кужугет, студент

Тувинский государственный университет

(Россия, г. Кызыл)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11249

Аннотация. В данной статье была рассмотрена административная реформа государственной гражданской службы в России. Актуальность данного исследования заключается в том, что в настоящее время система государственного управления в России нуждается в серьезном реформировании. В ходе исследования были определены основные причины проведения административной реформы государственной гражданской службы, а также были рассмотрены основные этапы осуществления данной реформы и её результаты. К результатам проведения административной реформы относится появление новой трехзвенной системы органов исполнительной власти, повышение качества предоставляемых населению государственных услуг и т. п.

Ключевые слова: административная реформа, государственная гражданская служба.

Значение государственной гражданской службы в России сложно переоценить, поскольку она является ключевым элементом системы государственного управления. Институт государственной гражданской службы в России имеет достаточно длительную историю и уходит своими корнями в царский период России. В рамках данной работы для нас особенный интерес представляет государственная гражданская служба на современном этапе своего развития. Во многом это обусловлено тем, что в настоящее время назрела серьёзная необходимость в преобразовании данного важного элемента российской системы государственного управления. Проблема реформирования государственной гражданской службы в России стала весьма актуальной на рубеже ХХ-ХХ1 столетий, когда в России стали набирать силу процессы, демократизации и политической модернизации, которые во многом были связаны с перестройкой в СССР и последующим распадом СССР. Россия имеет длительный опыт государственного строительства [1]. Уже во второй половине 1990-х годов политическое руководство России пришло к осознанию необходимости внесения серьёзных изменений в механизм государственного управления в России. Это нашло свое отражение в том, что уже в послание Президента РФ Федеральному Собранию в

1997 году был включен вопрос о необходимости осуществления административной реформы государственной гражданской службы. Первый проект Концепции административной реформы в России был рассмотрен Правительством РФ уже в следующем 1998 году. Исходя из вышенапи-санного, можно прийти к выводу, что проблема, связанная с административным реформированием государственной гражданской службы в России сохраняет свою актуальность на протяжении более двух десятков лет.

На рубеже двадцатого и двадцать первого веков были необходимы серьезные организационно-правовые меры для формирования оптимальной системы государственного управления [3]. Необходимо отметить тот факт, что административное реформирование государственной гражданской службы в России преследует достижение целый ряд определенных целей. В качестве первой важной цели необходимо отметить решение проблемы коррупции. В настоящее время данная проблема является наиболее острой в рамках всей системы государственного управления в России. Она находит свое выражение в том, что некоторые госслужащие используют занимаемое ими положение в своих корыстных целях. Другой не менее важной целью является решение проблемы бюрократиза-

ции, которая связана со значительным ростом числа госслужащих и уровней иерархии системы государственного управления, узкой специализацией и т.п. Наконец, в качестве третьей цели следует отметить повышение эффективности выполнения госслужащими своих профессиональных обязанностей. Суть данной проблемы во многом связана с малоэффективной системой оплаты труда госслужащих. Другими словами заработная плата госслужащих является относительно невысокой, а также в ней слабо выраженная мотиваци-онная часть оплаты труда.

Осуществление административной реформы государственной гражданской службы в России делится на ряд определенных этапов, каждый из которых характеризуется своей спецификой.

В качестве первого этапа осуществления административной реформы государственной гражданской службы в России необходимо отметить период с 1997 по 2000 гг. Данный этап многими исследователями рассматривается в качестве подготовительного этапа реализации административной реформы государственной гражданской службы в России. В данный временный период был создана Комиссия по разработке проекта Программы государственного строительства. Во главе данной Комиссии находился руководитель Администрации Президента В.Б. Юмашев. В этот период было подготовлено 12 вариантов концепции административной реформы [2].

Второй этап осуществления административной реформы государственной гражданской службы охватывает временный период с 2000 по 2003 гг. Данный этап, в первую очередь связан с разработкой и утверждением основных документов, касавшихся осуществления данной реформы. В.В. Путин с первых дней пребывания на своем посту Президента Российской Федерации заявил о необходимости проведения, причем в одной связке, административной реформы, а также реформы государственной службы [5]. Кроме того, необходимо отметить, что в рамках данного этапа был осуществлён большой объем аналитических исследований, а также бы-

ли приняты определённые нормативные акты. Одним из таких нормативных актов, которые были приняты в рамках данного этапа, является Указ Президента от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах». Именно в данном Указе нашла свое отражение основная цель административной реформы государственной гражданской службы, которая заключалась в повышении эффективности деятельности системы федеральных органов исполнительной власти и создании благоприятных условий для осуществления субъектами предпринимательства своих прав и интересов.

Третий этап осуществления административной реформы государственной гражданской службы охватывает период с 2004 по 2006 гг. Именно на данном этапе было положено начало осуществлению институциональных реформ. Основой проведения данных преобразований стал Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». В соответствии с данным указом произошло создание новой трехзвенной структуры органов исполнительной власти:

- федеральные министерства имеют стратегические функции (разработка государственной политики);

- федеральные службы, подведомственные министерства выполняют контрольно-надзорные функции;

- федеральные агентства осуществляют функции, связанные с управлением имущества и оказанием государственных услуг.

На четвертом этапе административного реформирования государственной гражданской службы, который охватывает период с 2006 по 2008 гг. наблюдалась ориентация на сервисное администрирование. Это нашло свое отражение в реформировании на основе распоряжения Правительства РФ «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 20062008 годах». Постановлениями Правительства Российской Федерации были закреплены принципы административной реформы, которые должны были применять-

ся для осуществления взаимодействия и организации деятельности федеральных органов исполнительной власти. Были утверждены типовые регламенты внутренней организации федеральных органов исполнительной власти и взаимодействия федеральных органов исполнительной власти.

Было введено регламентирование исполнения государством оказания услуг гражданам. В частности это нашло отражение в том, что теперь регламент услуг каждого ведомства можно было увидеть на официальных сайтах государственных институтов. Кроме того, было рекомендовано использовать тендеры в ходе осуществления бюджетных закупок.

Что касается целей административной реформы государственной гражданской службы в период с 2006 по 2010 гг., то согласно Концепции в качестве них выступало следующее:

- повысить качество и доступность услуг, оказываемых государством населению;

- ограничить вмешательство государства в сферу экономической деятельности субъектов предпринимательства, в том числе путем прекращения избыточного государственного регулирования;

- повысить эффективность деятельности органов государственной власти.

Для того чтобы достичь обозначенных целей было предусмотрено решение целого ряда следующих задач:

- внедрить в органах исполнительной власти принципы и процедуры управления исходя из результатов;

- разработать и внедрить стандарты государственных услуг, которые предоставляются органами исполнительной власти, а также административные регламенты в органах исполнительной власти;

- реализовать единую вертикально интегрированную автоматизированную систему мониторинга результативности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в целях достижения наиболее важных показателей социально-экономического развития РФ и исполнения ими своих полномочий;

- создать многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг;

- организовать предоставление государственных услуг в электронной форме;

- оптимизировать функционирование органов исполнительной власти и ввести механизмы противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти;

- повысить эффективность взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повысить прозрачность деятельности органов исполнительной власти;

- провести модернизацию системы информационного обеспечения органов исполнительной власти;

Пятый этап проведения административной реформы государственной гражданской службы проходил в период с 2009 по 2013 гг. На данном этапе была принята федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (20092013 гг.)».

В качестве основных направлений реформирования и развития системы государственной службы было выделены следующие направления:

- сформировать систему государственной службы РФ как целостный государственно-правовой институт, создать систему управления государственной службой;

- внедрить на государственной службе эффективные технологии и современные методы кадровой работы;

- повысить эффективность государственной службы РФ и результативность профессиональной служебной деятельности государственных служащих.

Шестым этапом в проведении административной реформы государственной гражданской службы стал период с 2015 по 2018 гг. В 2014 году был разработан проект федеральной программы «Развитие государственной службы Российской Федерации (2015-2018 годы). В качестве основного элемента данной программы необходимо отметить изменения, касающиеся кадровой политики. Государственные гражданские служащие - фундамент госу-

дарственного аппарата [4]. Было предложено классифицировать должности государственной службы по профессионально-квалификационным группам, разработать модели должностей и в последующем отбирать кадры для государственной службы на открытом рынке труда, принимая во внимание профессиональные и личные качества кандидатов. Также в рамках данной программы было предложено ввести общественную оценку деятельности госслужащих, а что касается размера оплаты их труда, то его предполагалось поставить в зависимость от выполненных показателей, для того чтобы мотивировать госслужащих профессионально и ответственно подходить к исполнению своих обязанностей.

Таким образом, подводя итог необходимо отметить, что осуществление административной реформы государственной

гражданской службы в настоящее время остается одной из наиболее актуальных проблем, которые стоят перед российским государством. В настоящее время осуществлено шесть основных этапов административной реформы государственной гражданской службы в РФ. В ходе каждого этапа были решены те или иные проблемы государственной гражданской службы. Тем не менее, необходимо также отметить, административная реформа государственной гражданской службы еще далека от своего завершения, так как не решены многие важные проблемы, в частности проблема коррупции и бюрократизации. Среди положительных сторон проведения административной реформы государственной гражданской службы необходимо отметить в частности предоставление государственных услуг в электронной форме.

Библиографический список

1. Борщевский Г.А. Реформа бюрократии: сравнение опыта Великобритании и России // Россия и современный мир. - 2017. - № 3 (96). - С. 260-279.

2. Валеев Х.А. Трансформация государственной гражданской службы в условиях административной реформы в постсоветской федеративной России // Правовое государство: теория и практика. - 2011. - № 3 (25). - С. 51-57.

3. Кононова Д.С. Понятие и сущность процесса реформирования государственной гражданской службы в Российской Федерации / Д.С. Кононова, Т.М. Резер // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий материалы III Международной научно-практической конференции: в 2-х томах, 2017. - С. 81-85.

4. Лобачёва Ю.Н. Анализ системы мотивации государственных гражданских служащих Российской Федерации // Вестник науки и образования. - 2019. - № 11-4 (65). - С. 43-46.

5. Павловский В.Г. Вопросы становления государственной гражданской службы в современной России // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки - 2015. - №3. - С. 236-242.

6. Соян Ш.Ч., Кужугет С.А. Проблемы информационного обеспечения в системе государственного управления / Современная мировая экономика: проблемы и перспективы в эпоху развития цифровых технологий и биотехнологии: Сборник научных статей по итогам работы второго международного круглого стола. Москва, 2019 - С. 36-38.

7. Соян Ш.Ч., Уганза Д.А. Кадровая политика и кадровая работа в системе государственной и гражданской службы // Вектор экономики. 2019 - № 5 - (35). - С. 197

ADMINISTRATIVE REFORM OF THE STATE CIVIL SERVICE

S.A. Kuzhuget, Student Tuva State University (Russia, Kyzyl)

Abstract. This article discusses the administrative reform of the civil service in Russia. The relevance of this study is that at present the system of public administration in Russia needs serious reform. The study identified the main reasons for the administrative reform of the civil service, as well as the main stages of implementation of this reform and its results. The results of the administrative reform include the emergence of a new three-tier system of executive authorities, improving the quality of public services provided to the population, etc.

Keywords: administrative reform, state civil service.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.