Научная статья на тему 'Административная ответственность за умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму'

Административная ответственность за умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
420
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Административная ответственность за умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму»

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

1. Федеральный закон Российской Федерации от 4 июля 2003 г. № 94-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

2. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 29. Ст. 2950.

3. Елисеева Т. Н. Уголовно-правовая охрана избирательных прав граждан Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 190.

КОММЕНТАРИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УМЫШЛЕННОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ ИЛИ ПОВРЕЖДЕНИЕ ПЕЧАТНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К ВЫБОРАМ, РЕФЕРЕНДУМУ

В.В. Игнатенко, доктор юридических наук, профессор

Административная ответственность за умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам и референдуму, предусмотрена ст. 5.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются урегулированные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации общественные отношения, связанные с предвыборной агитацией, агитацией по вопросам референдума, а также информированием избирателей и участников референдума.

Общественная вредность этого административного правонарушения выражается в том, что таким противоправным поведением сознательно осложняется проведение агитации в пользу того или иного кандидата, а также нарушаются информационные права избирателей, участников референдума.

Предметом административного правонарушения выступают печатные материалы, относящиеся к выборам и референдуму (информационные и агитационные печатные материалы). Под печатными материалами, относящимися к выборам и референдуму, понимаются растиражированные типографским способом (печатанием или тиснением) в каком-либо количестве идентичных экземпляров произведения письменности и (или) изоискусства, направленные на информирование участников выборов (референдума) либо содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, и предназначенные для массового

распространения и обнародования в ходе избирательной кампании, при проведении референдума. К таким печатным материалам относятся, в частности: портреты кандидатов в депутаты или на выборные должности; плакаты с биографиями кандидатов; агитационные листовки. Печатные материалы могут быть изготовлены на типографских печатных станках, принтерах, ризографах, ксероксах, а также с использованием другого оборудования. При этом может применяться любой технологический вид печати — офсетная, высокая, трафаретная и др.

Информационные и агитационные печатные материалы признаются предметом административного правонарушения при условии их вывешивания на зданиях, сооружениях или иных объектах.

Порядок вывешивания печатных материалов, относящихся к выборам или референдуму, определен федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Так, в соответствии с п. 8 ст. 54 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» агитационные печатные материалы могут вывешиваться (расклеиваться, размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия собственников или владельцев указанных объектов.

Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, имеющей государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, пре-

№4/2006

КОММЕНТАРИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

вышающую 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении выборов, о регистрации инициативной группы по проведению референдума, производится на равных условиях для всех кандидатов и избирательных объединений, для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается.

Запрещается вывешивание агитационных печатных материалов на памятниках, обелисках и зданиях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях и помещениях избирательных комиссий и комиссий референдума, в помещениях для голосования и на расстоянии менее 50 метров от входа в них. Органы местного самоуправления по предложению избирательных комиссий, комиссий референдума обязаны предусмотреть на территории каждого избирательного участка специальные места для вывешивания агитационных печатных материалов.

Зарегистрированным кандидатам и избирательным объединениям должны быть обеспечены равные условия для вывешивания таких материалов. Сроки и порядок организации указанных мест устанавливаются федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

При квалификации анализируемого административного правонарушения следует учитывать, что вывешивание информационных и агитационных печатных материалов на зданиях, сооружениях и иных объектах допускается только с согласия собственника или иного владельца этих объектов. Не могут расцениваться в качестве противоправных действия собственника здания, который сорвал со своего здания агитационные и иные материалы, размещенные без его согласия.

С объективной стороны административное правонарушение может совершаться в форме уничтожения и (или) повреждения вы-

вешенных информационных или агитационных печатных материалов, а также их порчи путем нанесения на них надписей или изображений.

Уничтожение означает такое внешнее воздействие на печатные материалы, в результате которого они прекращают свое физическое существование либо приводятся в полную непригодность для использования по целевому назначению. Например, срыв и разрывание плаката, сожжение вывешенного плаката, обезображивание плаката кислотой, заливание плаката краской и др. При уничтожении печатные материалы не могут быть восстановлены путем реставрации.

Повреждение выражается в таком внешнем воздействии на печатные материалы, при котором они качественно ухудшаются, но могут быть восстановлены (отреставрированы). Например, отрыв небольшой части плаката, когда возможно склеивание частей плаката.

Порча совершается без физического повреждения печатного материала путем нанесения на него надписей или изображений.

Как прямо указано в тексте ст. 5.14 КоАП РФ, административное правонарушение может быть совершено только умышленно. Неосторожное уничтожение или повреждение информационных и агитационных печатных материалов не может влечь административную ответственность по данной статье.

Субъектами рассматриваемого административного правонарушения могут быть как граждане, так и должностные лица.

Протоколы о правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (милиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Дела о правонарушениях рассматриваются мировыми судьями, а если по ним проводилось административное расследование, — судьями районных судов (ст. 23.1 КоАП РФ).

Умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам и референдуму, влечет наложение на виновных лиц административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

14

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРКТИКИ

В данном разделе журнала публикуется обзор судебных дел о подкупе избирателей. Как известно, подкуп избирателей находится в ряду самых серьезных электоральных деликтов. Это неправомерное деяние посягает на свободу волеизъявления избирателей и нарушает фундаментальные принципы избирательного права. В этой связи юридически грамотная квалификация подкупа избирателей является непременным условием наказания виновных лиц и эффективной борьбы с этим общественно опасным правонарушением.

Предлагаемый вниманию читателей обзор подготовлен профессором В.В. Игнатенко на основе анализа практики рассмотрения соответствующей категории избирательных споров областными (краевыми) судами и Верховным Судом Российской Федерации в 2005-2006 годах.

ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О ПОДКУПЕ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

1. Действия кандидатов как подкуп избирателей или незаконная благотворительная деятельность могут быть квалифицированы лишь при наличии доказательств, свидетельствующих о том, что эти действия осуществлялись по отношению к избирателям под условием голосования «за» или «против» конкретного депутата либо ставились в зависимость от результатов выборов. (См.: определение Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2005 г. по делу № 48-Г05-27).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела в судебном заседании от 24 декабря 2005 г. гражданское дело по кассационной жалобе И. на решение Челябинского областного суда от 13 декабря 2005 г., которым И. отказано в удовлетворении заявления об отмене регистрации В.

По данному делу Судебная коллегия установила следующее.

Кандидат в депутаты Законодательного собрания Челябинской области И. обратился в Челябинский областной суд с заявлением о злоупотреблении правом на проведение предвыборной агитации кандидатом в депутаты Законодательного собрания Челябинской области, и просил отменить регистрацию кандидата в депутаты Законодательного собрания Челябинской области В.

В обоснование своих требований И. указал на нарушение со стороны кандидата в депутаты В. п. 2 ст. 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав) и подп. 4 п. 5 ст. 60 Закона Челябинской

области «О выборах депутатов Законодательного собрания Челябинской области» от 25 сентября 2005 г. № 398-30.

В судебном заседании представитель кандидата в депутаты И. - Грубенко Ю.В., действующая по доверенности, поддержала заявленные им требования, уточнила их и указала в качестве основания для отмены регистрации кандидата в депутаты В. нарушение им требований пп. 2 и 5 ст. 48, п. 2 ст. 56 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и подп. 3, 4, 5 ст. 60 Закона Челябинской области «О выборах депутатов Законодательного собрания Челябинской области», выразившееся в организации и проведении бесплатных культурно-массовых мероприятий, на которых он призывал зрителей проголосовать на выборах за его кандидатуру, пообещав, что будет защищать интересы простых людей.

Решением Челябинского областного суда от 13 декабря 2005 г. И. в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе И. поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным, воздействие на избирателей с целью принуждения к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление не допускается.

В соответствии с подп. «г» п. 5 ст. 76 Федерального закона об основных гарантиях

№4/2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.