Майоров В. И., Горовенко С. В.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
25. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.14)
25.1. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ1
Майоров Владимир Иванович, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры административной деятельности органов внутренних дел
Место работы: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России
Горовенко Сергей Викторович, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Место работы: «Тюменский государственный медицинский университет» Минздрава России
Аннотация: в статье анализируется зарубежная практика применения различных мер за систематическое нарушение правил дорожного движения. Важнейшим элементом в системе обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика ДТП, которую условно можно представить в виде двух групп: 1) «юрисдикцион-ные» меры, т.е. связанные с привлечением к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения; и 2) «неюрисдикционные» меры. В статье рассматривается зарубежная практика функционирования балльной системы начисления за систематическое нарушение правил дорожного движения, которая выполняет превентивную функцию снижения рисков в дорожном движении.
Ключевые слова: управление риском, безопасность дорожного движения, административная ответственность, штрафные баллы, систематические нарушения, профилактика.
ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR THE SYSTEMATIC INFRINGEMENT OF THE RULES OF ROAD TRAFFIC: FOREIGN EXPERIENCE
Mayorov Vladimir I., Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of Administrative Activity of Internal Affairs Bodies Place of employment: Tyumen Institute for Advanced Training of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Gorovenko Sergey V., Associate Professor of the Department of Public Health and Health Place of employment: «Tyumen State Medical University» of the Ministry of Health of Russia
Abstract: the article analyzes the foreign practice of applying various measures for the systematic violation of traffic rules. The most important element in the system of road safety is the prevention of accidents, which can be conditionally represented in the form of two groups: 1) «jurisdictional» measures, i.e. related to bringing to administrative responsibility for violation of traffic rules; and 2) non-jurisdictional measures. The article examines the foreign practice of the functioning of the point system for calculating a systematic violation of traffic rules, which performs a preventive function of reducing risks in the road traffic.
Keywords: risk management, traffic safety, administrative responsibility, penalty points, systematic violations, prevention.
Управление рисками безопасности дорожного движения (далее - БДД) является неотъемлемой частью деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Управление рисками в данном случае заключается в снижении вероятности возникновения дорожно-транспортных происшествий и минимизации их негативных последствий.
Одним из важнейших направлений деятельности по управлению рисками БДД служит профилактика дорожно-транспортных происшествий как средство воздействия на поведение водителей транспортных средств. Система профилактики ДТП включает боль-
1 Статья подготовлена в рамках реализации гранта фонда РФФИ № 17-03-00676.
шое количество элементов, которые условно можно подразделить на две группы: юрисдикционные, т.е. связанные с привлечением к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения, и неюрисдикционные.
Юрисдикционные формы профилактики ДТП связаны с задачами административной ответственности: предупреждение административных правонарушений, как в действиях виновного, так и в действиях третьих лиц. Профилактическое значение административной ответственности также выражается в установлении более сурового наказания за повторное совершение административного правонарушения. В действующем российском законодательстве это выражено в том, что повторное совершение административного правонарушения пред-
Социально-политические науки
5'2018
ставлено в виде обстоятельства, отягчающего ответственность, либо в качестве конструктивного элемента состава соответствующего правонарушения.
Тем не менее, недостатки существующего порядка привлечения к административной ответственности за неоднократное совершение нарушений правил дорожного движения служат основанием для разработки мер по совершенствованию правового регулирования в этой сфере. Вследствие чего целесообразным является анализ как зарубежного опыта привлечения к ответственности за неоднократные правонарушения в области дорожного движения.
Изучение опыта других стран показывает, что борьба с систематическими нарушениями ПДД идет в двух направлениях. Во-первых, установление значительных штрафных санкций. Данный путь в настоящее время реализуется и в России. Является он наиболее эффективным? Вопрос спорный по технологии его реализации.
В рамках второго направления действует механизм так называемой балльной системы учета нарушений, которая применяется наряду с «традиционной» системой наказаний. Ее суть заключается в том, что, совершая определенные нарушения, водитель либо набирает баллы, либо с него их вычитают. При наборе определенной суммы баллов или опустившись до нуля, водитель получает наказание в виде лишения права управления транспортным средством [1, с. 29].
Правовое регулирование применения балльной системы учета нарушений в сфере дорожного движения имеет свою специфику в различных странах.
Бразилия. Правовое регулирование административной ответственности в Бразилии осуществляется на основании Транспортного кодекса [2]. За правонарушения, предусмотренные данным кодексом, могут быть назначены следующие виды наказаний:
- предупреждение в письменной форме;
- штраф;
- приостановление права управления транспортным средством;
- аннулирование национального водительского удостоверения;
- аннулирование международного водительского удостоверения;
- обязательное посещение курсов повышения квалификации.
Правонарушения по степени тяжести подразделяются на четыре категории в зависимости от размера назначаемого штрафа:
- очень серьезные нарушения;
- нарушения серьезного характера;
- нарушение среднего характера;
- легкие нарушения.
Также предусматривается возможность установления повышающих коэффициентов штрафов в отдельных статьях Транспортного кодекса. Каждое нарушение оценивается в баллах, исходя из следующего соотношения:
а) очень серьезные нарушения - семь баллов;
б) нарушения серьезного характера - пять баллов;
в) нарушение среднего характера - четыре балла;
г) легкие нарушения - три балла.
Наказание в виде приостановления права управления транспортным средством назначается в случае, если водитель набрал двадцать баллов в течение двенадцати месяцев, а также по иным основаниям, указанным в ст. 261 Транспортного кодекса.
При назначении наказания в виде приостановления права управления транспортным средством или аннулирования национального водительского удостоверения возможность осуществлять управление транс-
портным средством возвращается водителю после исполнения наказания и прохождения курсов повышения квалификации.
Предусматривается, что если гражданин осуществляет трудовую деятельность в качестве водителя транспортных средств категорий «С», «D», «Е», то он вправе при достижении показателя в 14 баллов пройти курсы повышения квалификации. При успешном окончании курсов набранные баллы аннулируются. Такой выбор можно сделать только раз в год.
Великобритания. Применение системы штрафных баллов (penalty points) за нарушения в сфере дорожного движения в Великобритании осуществляется на основании Road Traffic Offenders Act, 1988 [3]. Штрафные баллы устанавливаются за отдельные нарушения согласно приложению № 2 к Акту. Водитель или мотоциклист, который накопил 12 или более штрафных баллов в течение трехлетнего периода, лишается водительских прав в обязательном порядке. Также штрафные баллы начисляются за отдельные преступления. В этом случае суд вправе лишить нарушителя права управления транспортным средством.
Португалия. В Португалии балльная система учета нарушений введена достаточно недавно - с 1 июня 2016 года. Особенностью данной системы является то, что водителям сразу начисляются 12 баллов. По факту нарушения правил дорожного движения происходит «списание» соответствующего количества баллов (от 2 до 6, в зависимости от тяжести нарушения). При достижении определенного показателя по баллам водителю вменяется обязанность прохождения учебных курсов или его право на вождение автомобиля аннулируется. Предусмотрена возможность набора баллов за отсутствие нарушений (максимум до 15 баллов) [4].
Соединенные Штаты Америки. Форма государственного устройства в США обусловливает наличие широкого разнообразия форм правового регулирования административной ответственности в сфере дорожного движения в различных штатах.
Примечательной является балльная система учета правонарушений, действующая в штате Миссури. В данном штате в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи и наложения на водителя транспортного средства административного штрафа одновременно дается оценка правонарушению в баллах. Количество баллов зависит от вида правонарушения в области дорожного движения. Например, можно получить 2 или 3 балла за превышение установленной скорости движения, а можно набрать 12 баллов за невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием и одновременно лишиться права управления транспортным средством. Предельные баллы, за которые водителей лишают права управления транспортным средством, равны от 12 до 24.
Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, составляет от одного года до трех лет со дня окончания исполнения постановления об уплате административного штрафа. Это означает, что если водитель с момента уплаты административного штрафа продолжит совершать правонарушения, оцениваемые в сумме 12 набранных баллов в течение одного года, 18 и более баллов в течение двух лет либо
Майоров В. И., Горовенко С. В.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
24 и более баллов в течение трех лет, то он будет автоматически лишен водительского удостоверения на один год. Если водитель впервые наберет 8 и более баллов в течение восемнадцати месяцев, то первичный срок лишения права на управление автомобилем составит не более тридцати дней. За повторное совершение административного правонарушения, оцениваемого в сумме 8 и более баллов в течение восемнадцати месяцев, срок лишения водительских прав увеличивается еще на тридцать дней. Третье и последующие нарушения Правил дорожного движения, совершенные в эти же сроки и оцениваемые в этих же баллах, влекут за собой лишение права управления на срок не менее девяноста суток.
По истечении срока лишения водительского удостоверения водитель восстанавливается в правах на управление транспортным средством, причем сумма набранных баллов автоматически уменьшается на 4 балла. В последующем, если водитель в течение одного года не совершает нарушений Правил дорожного движения, оцениваемых в баллах, сумма набранных баллов автоматически уменьшается на одну треть от общего количества баллов. При отсутствии подобных правонарушении в течение двух лет сумма набранных баллов автоматически уменьшается наполовину от общего количества набранных баллов, в течение трех лет - количество баллов сводится к нулю. Эти же правила предусмотрены для водителей, совершивших правонарушения, оцениваемые в баллах, но не достигших установленного предельного балла и не лишенных прав на управление транспортным средством. Если в течение года водитель совершает правонарушение, оцениваемое в 4 балла, то ему приходит предупреждение от Министерства транспорта. Причем информацию о набранных баллах можно бесплатно получить путем свободного доступа в сети Интернет на сайте Министерства транспорта штата Миссури [5, с. 1182].
Начисление штрафных баллов за нарушения правил дорожного движения также осуществляется в Австралии, Германии, Израиле, Италии, Латвии, Южной Кореи и ряде других государств. Возможность введения балльной системы рассматривают и многие страны СНГ. Так, например, в Республике Беларусь проходит обсуждение законопроекта, предусматривающий начисление штрафных баллов за «совершение лицом, управляющим транспортным средством, административных правонарушений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, административный процесс по которым ведут органы внутренних дел, по которым вступили в законную силу постановления о наложении административных взысканий» [6]. Количество баллов предложено определять в зависимости от размера штрафа. Набор пятнадцати и более штрафных баллов влечет прекращение права управления транспортными средствами сроком на шесть месяцев.
При этом учету подлежат штрафные баллы, начисленные в течение года, предшествующего дню совершения последнего административного правонарушения, влекущего начисление штрафных баллов.
Подводя итог, можно отметить следующее. Балльная система учета нарушений правил дорожного движения направлена на возможность лишения водителя права управления транспортным средством в тех случаях, когда санкция за конкретное правонарушение такого наказания не предусматривает. Кроме того, данная система дополняется понуждением водителя к прохождению платных курсов обучения правилам дорожного движения. Балльная система учета нарушений правил дорожного движения, за длительный период существования в зарубежных странах, показала свою эффективность. В этой связи для оценки возможности внедрения того или иного варианта балльной системы учета нарушений в России необходимо разрешить следующие вопросы:
- распределение нарушений по степени тяжести с присвоением им соответствующего количества «штрафных» баллов;
- научно-теоретическое обоснование сущности меры в виде лишения права управления транспортным средством как меры административного наказания и как меры административного пресечения;
- определение возможности понуждения водителя транспортного средства к прохождению курсов подготовки для восстановления права управления транспортным средством.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 74,31%.
Список литературы:
1. Головко В.В., Бекетов О.И., Майоров В.И. Лишение права управления транспортным средством в системе административных наказаний: современные тенденции и перспективы // Административное право и процесс. 2017. № 7. С. 25-29.
2. CÓDIGO DE TRÁNSITO BRASILEIRO (Транспортный кодекс Бразилии) // [Электронный ресурс]. URL: http://www.planalto.gov.br/ccivil_03/leis/L9503Compilado.htm (дата обращения: 25.06.2018)
3. Road Traffic Offenders Act // [Электронныйресурс]. URL: http://moj.gov.jm/sites/default/files/laws/Road %20Traffic%20Act_1.pdf (датаобращения: 27.06.2018)
4. Cartadecondugäoporpontos: oquesaber (Водительские права на баллы: что необходимо знать) //[Электронный ресурс]. URL: https://www.e-konomista.pt/artigo/carta-de-conducao-por-pontos/ (датаобращения: 24.07.2018)
5. Романькова С.А. Бальная система учета правонарушений как механизм сдерживания водителей, систематически и злостно нарушающих Правила дорожного движения в России // Административное и муниципальное право. 2014. № 11. C. 1181-1186. DOI: 10.7256/19992807.2014.11.13403.
6. Проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О дорожном движении» // [Электронный ресурс]. URL: http://forumpravo.by/files/projekt_zakon_ dorozhnoe_dvizhenie.pdf (дата обращения: 01.08.2018).