Научная статья на тему 'Административная ответственность за нарушение законодательства о свободе собраний в странах постсоветского пространства: сравнительно-правовое исследование'

Административная ответственность за нарушение законодательства о свободе собраний в странах постсоветского пространства: сравнительно-правовое исследование Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
362
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДА СОБРАНИЙ / ПРАВО НА ПУБЛИЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПОСТСОВЕТСКИЙ РЕГИОН / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / РАЗМЕРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колмаков С. Ю.

На сегодняшний день актуальным вопросом является сравнительно-правовое исследование административной ответственности за нарушение законодательства о свободе собраний в странах постсоветского пространства, поскольку отсутствуют такого рода работы. Целью настоящего исследования является поиск общих и особенных черт в составах административной ответственности за нарушение законодательства о свободе собраний, сравнение размеров такой ответственности в странах бывшего СССР. Основным методом, обусловленным целью исследования, является сравнительно-правовой. Кроме того, в ходе исследования нами были использованы общенаучные и частнонаучные методы, такие как диалектический, формально-логический, системный, аналогии, обобщения и др. Данное исследование является ценным с практической точки зрения, поскольку представляет новые способы регулирования отношений, связанных с нарушением свободы собраний, позволяет определить степень административного наказания в России в сравнении с другими странами постсоветского пространства, вносит новые вопросы в отечественную научную дискуссию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Колмаков С. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR VIOLATION OF LEGISLATION ON FREEDOM OF ASSEMBLY IN THE COUNTRIES OF THE POST-SOVIET SPACE: A COMPARATIVE LEGAL RESEARCH

Comparative legal studies of administrative responsibility for violating the law on freedom of assembly in the countries of the post-Soviet space are of current importance. The purpose of this study is to find common and specific features in the administrative liability for violating the law on freedom of assembly by comparing the degree of such responsibility in the countries of the former USSR. In this research, in addition to the comparative-legal method, we also used dialectical, formal logic methods, systems analysis, analogies, generalizations, etc. This study is of practical importance, since it shows some new ways to regulate relations connected with violation of freedom of meetings and allows one to determine the degree of administrative punishment in Russia in comparison with other countries of the post-Soviet space. It also offers some new issues to be discussed in the framework of domestic scholarly debate.

Текст научной работы на тему «Административная ответственность за нарушение законодательства о свободе собраний в странах постсоветского пространства: сравнительно-правовое исследование»

Право

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 220183, № 3, с. 109-117

109

УДК 342.729(34.05)

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СВОБОДЕ СОБРАНИЙ В СТРАНАХ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

© 2018 г. С.Ю. Колмаков

Бурятский государственный университет, Улан-Удэ

kolmakov_stanislav@bk.ru

Погнупила в р90акцию 27.10.2017

На сегодняшний день актуальным вопросом является сравнительно-правовое исследование административной ответственности за нарушение законодательства о свободе собраний в странах постсоветского пространства, поскольку отсутствуют такого рода работы. Целью настоящего исследования является поиск общих и особенных черт в составах административной ответственности за нарушение законодательства о свободе собраний, сравнение размеров такой ответственности в странах бывшего СССР. Основным методом, обусловленным целью исследования, является сравнительно-правовой. Кроме того, в ходе исследования нами были использованы общенаучные и частнонаучные методы, такие как диалектический, формально-логический, системный, аналогии, обобщения и др. Данное исследование является ценным с практической точки зрения, поскольку представляет новые способы регулирования отношений, связанных с нарушением свободы собраний, позволяет определить степень административного наказания в России в сравнении с другими странами постсоветского пространства, вносит новые вопросы в отечественную научную дискуссию.

Ключ9вък глова: свобода собраний, право на публичные мероприятия, постсоветское пространство, постсоветский регион, административная ответственность, размеры ответственности.

Эффективная реализация свободы собраний требует наличия ответственности у всех субъектов, связанных с этим правом. В противном случае организатор публичного мероприятия будет пренебрегать своими обязанностями, которые на него возложены в силу особой роли руководителя и вдохновителя собрания, участник публичного мероприятия будет нарушать права и интересы других граждан, игнорировать безопасность и общественные нормы, органы государственной власти не будут эффективно обеспечивать безопасность и комфортность проведения собрания, будут нарушать права манифестантов. Это может привести к различным последствиям, начиная от нигилистского отношения к законодательству о публичных мероприятиях, заканчивая параличом общественной жизни.

Административная ответственность - наиболее эффективная мера, позволяющая предотвратить нарушения законодательства о собраниях [1]. Ей могут быть подвергнуты как организаторы и участники, так и должностные лица государственных органов. Существуют различные составы правонарушений и ответственность за них. Рассмотрим общие и особенные черты.

В первую очередь, законодательство постсоветских стран для организатора публичного мероприятия предусматривает административную ответственность за нарушение порядка органи-

зации и проведения публичных мероприятий. Такая ответственность наступает, если организатор не исполнил требований законодательства, например когда он не подал уведомление о проведении собрания, умышленно предоставил неверные данные, провёл запрещенное собрание или собрание в запрещённом месте, не исполнял обязанностей руководителя на собрании, что привело к нарушению правопорядка, безопасности и т.п.

Данный состав правонарушения предусматривается во всех странах постсоветского пространства, кроме Литвы. Вид и размер ответственности за совершённое правонарушение разный, может зависеть от субъекта (физическое или юридическое лицо) и рецидива правонарушения. Кроме того, предусматриваются отдельные размеры ответственности в зависимости от нарушения организатором конкретного требования, предъявляемого к порядку организации и проведения собрания, или когда такие действия приводят к нарушению прав других лиц, причинению вреда.

В Украине для организаторов, нарушивших порядок организации и проведения публичных мероприятий, предусматривается предупреждение или наложение штрафа от 368 до 920 рублей (от 10 до 25 необлагаемых минимумов доходов граждан1) [2, ч. 1 ст. 185-1].

Во многих странах постсоветского пространства предусматривается ответственность за повторное нарушение порядка организации и проведения публичных мероприятий. Так, в Украине, в случае повторного, в течение года, совершения данного правонарушения предусматривается штраф от 736 до 3 680 рублей (от 20 до 100 необлагаемых минимумов доходов

граждан ) или административный арест на срок до 20 суток [2, ч. 1 ст. 185-1].

В Беларуси для организаторов, нарушивших порядок организации и проведения публичных мероприятий, предусмотрен штраф в размере от 13 522 до 27 045 рублей (от 20 до 40 базовых величин2) или административный арест. В случае повторного, в течение года, совершения данного правонарушения штраф составит от 13 522 до 33 806 рублей (от 20 до 50 базовых величин2) или административный арест [3, ч. 2, ст. 23.32].

В Молдове для организаторов, нарушивших порядок организации и проведения публичных мероприятий, предусматривается ответственность в виде штрафа от 1989 до 2983 рублей (от 12 до 18 условных единиц) [4, ч. 3 ст. 67]. В случае если организатор проводит публичное мероприятие без подачи предварительного уведомления размер штрафа увеличивается и составляет от 2983 до 3977 рублей (от 18 до 24 условных единиц3) [4, ч. 1, 2 ст. 67].

В России для граждан, являющихся организаторами и нарушивших порядок организации и проведения публичных мероприятий, предусматривается ответственность в виде штрафа в размере от 10 000 до 20 000 рублей или обязательные работы на срок до 40 часов.

В некоторых странах постсоветского пространства предусматриваются отдельные составы для таких субъектов, как должностные и юридические лица, являющиеся организаторами собраний и нарушившие порядок организации и проведения публичного мероприятия. Так, в России, если организатором является должностное лицо, то штраф составляет от 15 000 до 30 000 рублей, если юридическое лицо -от 50 000 до 100 000 рублей [5, ч. 1 ст. 20.2].

В отечественном законодательстве, в сравнении с другими государствами, существует множество отдельных административных составов за нарушение организации и проведения публичных мероприятий, при этом размеры ответственности существенно различаются в сторону увеличения.

В случае если организатор провёл публичное мероприятие без подачи уведомления, размер ответственности увеличивается: для граждан предусмотрен штраф в размере от 20 000 до

30 000 рублей, или обязательные работы на срок до 50 часов, или административный арест на срок до 10 суток; для должностных лиц штраф составляет от 20 000 до 40 000 рублей, для юридических лиц штраф от 70 000 до 200 000 рублей [5, ч. 2 ст. 20.2].

Размер ответственности также увеличивается в том случае, если вследствие нарушения порядка организации и проведения собрания это повлекло создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств, либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, либо превышение норм предельной заполняемости территории (помещения). Так, для граждан предусмотрен штраф в размере от 30 000 до 50 000 рублей, или обязательные работы на срок до 100 часов, или административный арест на срок до 50 суток; для должностных лиц - штраф от 50 000 до 100 000 рублей, для юридических лиц -штраф от 250 000 до 500 000 рублей [5, ч. 3 ст. 20.2].

Более строгой ответственности подлежат действия, нарушившие порядок организации и проведения публичного мероприятия и повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу. Так, для граждан предусмотрен штраф в размере от 100 000 до 300 000 рублей, или обязательные работы на срок до 200 часов, или административный арест на срок до 20 суток; для должностных лиц - штраф от 200 000 до 600 000 рублей, для юридических лиц - штраф от 400 000 до 1 000 000 рублей [5, ч. 4 ст. 20.2].

Отдельно предусматривается ответственность за проведение запрещённых мероприятий на территориях, прилегающих к ядерным установкам радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ. На физических лиц предусмотрен административного штраф в размере от 150 000 до 300 000 рублей или административный арест на срок до 15 суток; на должностных лиц - штраф от 200 000 до 600 000 рублей; на юридических лиц - штраф от 500 000 до 1 000 000 рублей [5, ч. 7 ст. 20.2].

В случае повторного совершения вышеуказанных составов правонарушений в Российской Федерации размер ответственности увеличивается: для граждан предусмотрен штраф в размере от 150 000 до 300 000 рублей, или обязательные работы на срок от 40 до 200 часов, или административный арест на срок до 30 суток; для должностных лиц - штраф от 200 000 до 600 000 рублей; для юридических лиц - штраф от 500 000 до 1 000 000 рублей [5, ч. 8 ст. 20.2].

АОмивирнраниввая 0Нв9НРНв9вв0РН2 за варуш9ви9 заково0ан9Л2гнва о гвобо09 гобравий

111

В Азербайджане за нарушение организатором собрания порядка организации и проведения публичного мероприятия предусматриваются следующие виды ответственности: для физических лиц - штраф от 50 883 до 101 765 рублей (от 1500 до 3 000 манатов), или общественные работы от 200 до 240 часов, или административный арест сроком до 2 месяцев; для должностных лиц - штраф в размере от 101 765 до 203 530 рублей (от 3 000 до 6 000 манатов); для юридических лиц - штраф в размере от 508 825 до 1 017 650 рублей (от 15 000 до 30 000 манатов) [6, ст. 513.1].

В Армении в случае неисполнения руководителем собрания установленных законом обязанностей [7, ч. 12 ст. 180.1] или проведения собрания без уведомления [7, ч. 1 ст. 180.1] предусмотрено наложение штрафа на организатора от 655 787 до 1 967 361 рубля (от стократной до трехсоткратной установленной минимальной заработной платы4).

Кроме того, в Армении, как и в России, предусматриваются многочисленные составы за нарушение порядка организации и проведения публичных мероприятий, нетипичные для других стран постсоветского пространства. Так, ответственности подлежат: неуведомление руководителя общины в установленном законом сроке об изменениях данных, указанных в уведомлении; неподчинение требованиям руководителя общины или представителя милиции по непроведению собрания на расстоянии, угрожающем естественной деятельности резиденций Президента, Национального Собрания и Правительства, судов или уголовно-исполнительных учреждений; неподчинение требованиям руководителя общины или представителя милиции по непроведению собрания на расстоянии, угрожающем безопасности ЗАО «Атомная электростанция Армении», или подземных хранилищ газа, или их обслуживающих сооружений, или наземной спутниковой станции «Орбита 2»; неисполнение решения руководителя общины о запрете собрания; неисполнение установленных законом требований милиции по обеспечению мирного и естественного хода собрания. За данные нарушения предусматривается штраф от 655 787 до 1 311 574 рублей (от стократной до двухсоткратной установленной минимальной заработной платы4) [7, ст. 180.1].

В Грузии нарушение правил организации и проведения собраний влечёт наложение штрафа в размере 115 590 рублей (5000 лари) [8, ч. 1 ст. 174.1].

В Киргизии нарушение установленного законом порядка проведения мирных собраний

карается штрафом и составляет: для граждан -от 839 до 1678 рублей (от 10 до 20 расчетных показателей5); для должностных лиц - от 1678 до 4196 рублей (от 20 до 50 показателей) [9, ч. 1 ст. 392].

В Таджикистане нарушение порядка организации и (или) проведения публичного мероприятия влечёт наложение штрафа в размере от 2295 до 3278 рублей (от 7 до 10 показателей для расчетов6) [10, ч. 1 ст. 480].

В Туркменистане нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов и демонстраций влечёт предупреждение или наложение штрафа в размере до 6569 рублей (до 4 размеров базовой величины7) или административный арест на срок до 10 суток [11, ч. 1 ст. 63]. В случае повторного, в течение одного года после применения мер административного взыскания, совершения правонарушения или если эти правонарушения повлекли причинение материального ущерба, предусмотрен штраф в размере до 13 138 рублей (до 8 размеров базовой величины ) или административный арест на срок до 15 суток [11, ч. 2 ст. 63].

В Узбекистане нарушение порядка организации, проведения собраний, митингов, уличных шествий или демонстраций влечёт наложение штрафа от 64 087 рублей до 85 449 рублей (от 60 до 80 минимальных размеров заработной платы8) или административный арест до 15 суток [12, ст. 201].

В Казахстане нарушение законодательства о порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций влечёт предупреждение или наложение штрафа в размере 7759 рублей (20 месячных расчетных показателей9) [13, ч. 1 ст. 488]. В случае повторного совершения указанных действий, в течение года после применения мер административного взыскания, предусмотрен штраф в размере 19 397 рублей (50 месячных расчетных показателей9) либо административный арест на срок до 15 суток [13, ч. 3 ст. 488].

В Латвии нарушение процедуры организации и проведения собраний, шествий и пикетов влечёт для физических лиц предупреждение, наложение штрафа в размере до 23 690 рублей (до 350 евро); для юридических лиц - штраф в размере до 196 288 рублей (до 2900 евро) [14, ч. 1 ст. 174.3]. В случае повторного совершения, в течение года, указанного правонарушения в для физических лиц предусмотрен штраф в размере до 47 380 рублей (до 700 евро) или административный арест на срок до 15 суток, а для юридических лиц - штраф в размере до 473 799 рублей (до 7000 евро) [14, ч. 2 ст. 174.3].

В Эстонии за нарушение порядка организации и проведения публичного мероприятия предусматривается штраф в размере до 81 223 рублей (до 150 штрафных единиц10) или административный арест до 10 суток [15, ст. 155].

В некоторых странах предусматриваются особые ограничения для организаторов собраний с целью предотвращения рецидива правонарушений и преступлений. Например, это запрет в течение года выступать организаторами лицам, имеющим административное наказание за нарушение порядка организации и проведения публичных мероприятий [16, пп. 1 п. 2 ст. 5; 17, п. 5 ст. 4], а также лицам, не погасившим судимость за преступления против основ конституционного строя, общественного порядка, безопасности [18, абз. 2 п. 4 ст. 10; 19, пп. 2 п. 2 ст. 5].

Национальное законодательство также предусматривает и специфические виды ответственности организаторов публичных мероприятий. Так, в Беларуси получение иностранной безвозмездной помощи для проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования карается штрафом в размере от 33 873 до 135 494 рублей (от 50 до 200 базовых величин2) с конфискацией этой помощи. Для юридического лица штраф составляет до ста процентов стоимости иностранной безвозмездной помощи с конфискацией этой помощи [3, ч. 2 ст. 23.24]. Общественно опасными являются и деяния, когда организатор подкупает участников для участия в незаконном собрании [3, ч. 5 ст. 23.24].

Кроме того, в Республике Беларусь предусматривается специфическая ответственность юридических лиц, являющихся организаторами публичного мероприятия. Так, в соответствии с частью 2 статьи 15 Закона Республики Беларусь от 30.12.1997 г. № 114-З «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» установлено, что «политические партии, профессиональные союзы и иные организации, ответственные лица которых не обеспечили надлежащего порядка организации и (или) проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации и пикетирования, что повлекло причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан, организаций, либо государственным или общественным интересам, могут быть ликвидированы в установленном порядке за однократное нарушение законодательства Республики Беларусь о массовых мероприятиях».

В Туркменистане [11, ст. 64] и Казахстане [13, ст. 476] карается проведение публичного мероприятия на территории, где объявлено чрезвычайное положение. В Латвии существует ответственность за вовлечение несовершеннолетних (до

16 лет) в участие в несанкционированном публичном мероприятии [14, ст. 174.3].

Административной ответственности подвергаются и участники публичного мероприятия. Она наступает тогда, когда участники не исполняют возложенные на них обязанности, например не исполняют требования руководителя собрания, правоохранительных органов, находятся на собрании в состоянии алкогольного опьянения, имеют при себе оружие, нарушают общественный порядок и т.п. Из всех стран постсоветского пространства только в Украине и Литве отсутствует ответственность для участников публичного мероприятия.

В Украине нарушение участником публичного мероприятия порядка проведения собрания, митингов, уличных шествий и демонстраций влечёт предупреждение или наложение штрафа от 368 до 920 рублей (от 10 до 25 необлагаемых минимумов доходов граждан1) [2, ч. 1 ст. 185-1]. В случае повторного, в течение года, совершения данного правонарушения штраф увеличивается и составляет от 736 до 3 680 рублей (от 20 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан ) или административный арест на срок до 20 суток [2, ч. 1 ст. 185-1].

В Беларуси нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования влечёт предупреждение, или наложение штрафа в размере до 20 324 рублей (до 30 базовых величин2), или административный арест [3, ч. 1 ст. 23.34]. В случае повторного, в течение года, совершения данного правонарушения предусмотрен штраф от 13 549 до 33 874 рублей (от 20 до 50 базовых величин) или административный арест [3, ч. 2 ст. 23.32].

В Молдове не все действия участников собрания, нарушающие законодательство о публичных мероприятиях, подвергаются административной ответственности, а только три состава. Так, за присутствие участника на собрании с оружием предусмотрен штраф в размере от 9980 до 14 970 рублей (от 60 до 90 условных единиц3) [4, ч. 4 ст. 67], а если он имеет при себе взрывчатые вещества, то помимо указанного штрафа он может быть подвергнут аресту на срок от 5 до 15 дней [4, ч. 4.1 ст. 67]. Воспрепятствование в любой форме доступу в здания, находящиеся непосредственно вблизи места проведения собрания, влечет для участника наложение штрафа в размере от 3992 до 4990 рублей (от 24 до 30 условных единиц3) [4, ч. 5 ст. 67].

В России нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шест-

АОмивигнраниввая 0Нв9НРНв9вв0РН2 за варуш9ви9 заково0ан9Л2гнва о гвобо09 гобравий

113

вия или пикетирования предусмотрен административный штраф в размере от 10 000 до 20 000 рублей или обязательные работы на срок до 40 часов [5, ст. 20.2].

В России, в сравнении с другими государствами, существует множество отдельных административных составов за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, при этом размеры ответственности существенно различаются. Так, если нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания повлекло причинение вреда здоровью человека или имуществу, то это влечёт наложение административного штрафа в размере от 150 000 до 300 000 рублей, или обязательные работы на срок до 200 часов, или административный арест на срок до 15 суток [5, ч. 6, ст. 20.2].

Размер ответственности участника также увеличивается, если он принял участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры. В этом случае для граждан предусмотрен штраф в размере от 10 000 до 20 000 рублей, или обязательные работы на срок до 100 часов, или административный арест на срок до 15 суток; для должностных лиц - штраф от 50 000 до 100 000 рублей; для юридических лиц -штраф от 200 000 до 300 000 рублей [5, ч. 6.1 ст. 20.2].

В случае повторного совершения вышеуказанных составов правонарушений в Российской Федерации размер ответственности увеличивается и составляет для граждан штраф в размере от 150 000 до 300 000 рублей, или обязательные работы на срок от 40 до 200 часов, или административный арест на срок до 30 суток; для должностных лиц - штраф от 200 000 до 600 000 рублей, для юридических лиц - штраф от 500 000 до 1 000 000 рублей [5, ч. 8 ст. 20.2].

В Азербайджане за участие в собрании, митинге, демонстрации, уличном шествии или пикете, не организованном в порядке, установленном законодательством о собраниях, предусматривается штраф в размере от 10 171 до 20 342 рублей (от 300 до 600 манатов), либо общественные работы от 160 до 200 часов, или административный арест сроком до 2 месяцев [6, ч. 2 ст. 513].

В Армении за неисполнение участниками собрания своих установленных законом обяза-

тельств предусмотрен штраф в размере от 328 929 до 1 315 717 рублей (от пятидесятикратной до двухсоткратной установленной минимальной заработной платы4) [7, ч. 11 ст. 180.1].

В Грузии участнику, нарушившему правила организации и проведения собрания, грозит штраф в размере 11 528 рублей (500 лари) [8, ч. 1 ст. 174.1].

В Киргизии нарушение участником установленного законом порядка проведения мирных собраний карается штрафом для граждан от 1188 до 2376 рублей (от 10 до 20 расчетных показателей5), для должностных лиц - от 2376 до 5939 рублей (от 20 до 50 показателей5) [9, ч. 1 ст. 392].

В Таджикистане принятие участия в мероприятии, у которого был нарушен порядок организации и проведения, влечет наложение штрафа на физических лиц в размере от 981 до 2289 рублей (от 3 до 7 показателей для расче-тов6), на должностных лиц - от 2289 до 4578 рублей (от 7 до 10 показателей для расчетов6) [10, ч. 2 ст. 480]. При повторном, в течение года, совершении правонарушения, это влечёт наложение штрафа на физических лиц в размере от 4611 до 6540 рублей (от 15 до 20 показателей для расчетов) и на должностных лиц -от 13 080 до 16 350 рублей (от 40 до 50 показателей для расчетов6) [10, ч. 3 ст. 480].

В Туркменистане нарушение участником порядка организации и проведения собраний, митингов и демонстраций влечёт предупреждение или наложение штрафа в размере до 6582 рублей (до 4 размеров базовой величины7) или административный арест на срок до 10 суток [11, ч. 1 ст. 63]. В случае повторного, в течение одного года после применения мер административного взыскания, совершения правонарушения или если эти правонарушения повлекли причинение материального ущерба, предусмотрен штраф в размере до 13 164 рублей (до 8 размеров базовой величины7) или административный арест на срок до 15 суток [11, ч. 2 ст. 63].

В Узбекистане участнику, нарушившему порядок проведения публичного мероприятия, грозит штраф в размере от 5345 до 10 689 рублей (от 5 до 10 минимальных размеров заработной платы8) [12, ст. 200-1].

В Казахстане участие в незаконных собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях для физических лиц влечёт предупреждение или штраф в размере 7809 рублей (20 месячных расчетных показателей9) [13, ч. 1 ст. 488]. В случае повторного совершения указанных действий в течение года после применения мер административного взыскания, предусмотрен штраф в размере 19 552 рублей (50 месячных расчетных

показателей9) либо административный арест на срок до 15 суток [13, ч. 3 ст. 488].

В Латвии нарушение участником порядка организации и проведения публичного мероприятия влечёт наложение штрафа до 23 690 рублей (до 350 евро); для юридических лиц - штраф в размере до 196 288 рублей (до 2900 евро) [14, ч. 1 ст. 174.3]. В случае повторного совершения, в течение года, указанного правонарушения предусмотрен для физических лиц штраф в размере до 47 380 рублей (до 700 евро) или административный арест на срок до 15 суток, а для юридических лиц - штраф в размере до 473 799 рублей (до 7000 евро) [14, ч. 2 ст. 174.3].

В Эстонии за участие в запрещённом собрании предусматривается ответственность в виде штрафа в размере до 27 074 рублей (до 50 штрафных 10

единиц ) или административный арест до 10 суток [15, ст. 155.1].

В странах постсоветского пространства предусматривается административная ответственность должностных лиц государственных органов. Как правило, ответственности подлежат действия по воспрепятствованию проведению публичного мероприятия или принуждение принятия участия в нём. Такая ответственность является благоприятным моментом для свободы собраний, поскольку гарантирует эффективное и комфортное проведение собраний, предупреждает совершение нарушений прав участников и организаторов собраний со стороны государства. Вместе с тем в Украине, Киргизии, Узбекистане, Латвии, Эстонии и Литве отсутствует административная ответственность должностных лиц государственных органов.

В Беларуси незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них либо принуждение к участию в них влечёт предупреждение или наложение штрафа в размере до 13 549 рублей (до 20 базовых величин2) [3, ст. 9.7].

В Молдове воспрепятствование организации или проведению собраний, а также воспрепятствование участию или принуждение к участию в них влечёт наложение штрафа в размере от 3992 до 4990 рублей (от 24 до 30 условных еди-ниц3) [4, ч. 2 ст .67].

В России воспрепятствование организации или проведению законных публичных мероприятий либо участию в них, а равно принуждение к участию в них карается штрафом для должностных лиц от 30 000 до 50 000 рублей [5, ст. 5.28].

В Азербайджане воспрепятствование проведению собраний, митингов, демонстраций, уличных шествий и пикетов, организованных в порядке, установленном законодательством Азербайджанской Республики, влечёт наложе-

ние штрафа на должностных лиц от 101 711 до 203 422 рублей (от 3 000 до 6 000 манатов) [6, ст. 180].

В Армении воспрепятствование участию в законном собрании без применения насилия или угрозы его применения влечет наложение штрафа в размере от 1 314 181 до 3 285 452 рублей (от двухсоткратной до пятисоткратной установленной минимальной заработной платы4) [7, ч. 17 ст. 180.1].

В Грузии создание препятствий для собраний или демонстраций с использованием должностного положения, а равно вмешательство в право принять участие в них влечет наложение штрафа в размере от 132 567 до 265 134 рублей (от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда11) [8, ст. 174.2].

В Таджикистане воспрепятствование организации или проведению собраний, митингов, демонстраций и мирных шествий, проводимых в соответствии с законодательством Республики Таджикистан, влечет наложение штрафа на должностных лиц от 6540 до 9810 рублей (от 20 до 30 показателей для расчетов6) [10, ст. 106].

В Туркменистане воспрепятствование проведению собраний, митингов, демонстраций и других массовых мероприятий, организованных в порядке, установленном законодательством Туркменистана, влечёт наложение штрафа на должностных лиц до 16 455 рублей (до 10 размеров базовой величины7) [11, ч. 4 ст. 63].

В Казахстане воспрепятствование организации или проведению мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций влечёт для должностных лиц наложение штрафа в размере 19 522 рублей (50 месячных расчетных показа-телей9) либо арест на срок до 10 суток [13, ч. 1 ст. 488]. В случае повторного совершения указанных действий, в течение года после применения мер административного взыскания, влечёт наложение того же штрафа либо административный арест на срок до 15 суток [13, ч. 3 ст. 488].

Подводя итог исследования, мы пришли к следующим выводам. Административная ответственность организаторов публичных мероприятий наступает, как правило, за нарушение порядка организации и проведения собраний. Вместе с тем в Литве отсутствует какая-либо административная ответственность организаторов.

В Украине, Беларуси, России, Туркменистане, Казахстане и Латвии предусмотрена ответственность за повторное нарушение порядка организации или проведения собрания. В России и Армении существуют множество отдельных административных составов за нарушение организации и проведения публичных мероприятий, при этом размеры ответственности

Административная ответственность за нарушение законодательства о свободе собраний

115

существенно различаются в сторону увеличения. Например, предусмотрена ответственность за проведение публичных мероприятий возле резиденций главы государства или возле атомных станций. В России, Азербайджане, Киргизии и Латвии предусмотрены повышенные меры ответственности для должностных и юридических лиц, являющихся организаторами публичных мероприятий.

Национальное законодательство предусматривает специфические виды ответственности организаторов публичных мероприятий, например такие, как: штрафы за получение иностранной безвозмездной помощи для проведения собраний; ликвидация организатора (юридического лица) за существенное нарушение порядка организации и проведения публичного мероприятия; штрафы за проведение мероприятий в местах, где объявлено чрезвычайное положение.

Размер административной ответственности организаторов во всех странах разный. Мы высчитали средний размер административной ответственности в виде максимального штрафа организатору собрания, являющемуся физическим лицом, за нарушение порядка организации и проведения публичного мероприятия, в том числе за повторное нарушение. Определяется он следующим образом: складывается размер ответственности всех стран и делится на пятнадцать (количество исследуемых стран). Средний размер максимального штрафа в странах постсоветского пространства составляет 179 767 рублей. В России и Армении штраф выше среднего размера.

Административная ответственность участников публичного мероприятия наступает тогда, когда они не исполняют возложенные на них обязанности в ходе проведения публичного мероприятия. Из всех стран постсоветского пространства только в Украине и Литве отсутствует ответственность участников публичного мероприятия.

В России, Таджикистане, Туркменистане, Казахстане и Латвии предусмотрена ответственность за повторное нарушение участником требований законодательства о публичных мероприятиях. В России и Молдове существует множество отдельных административных составов за нарушение участником порядка проведения публичных мероприятий, при этом размеры ответственности существенно различаются в сторону увеличения. Например, предусмотрена ответственность за участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры,

связи, движению пешеходов. В России, Киргизии и Таджикистане предусмотрены повышенные меры ответственности для должностных и юридических лиц, являющихся участниками публичных мероприятий.

Средний размер максимального штрафа участника публичного мероприятия за нарушение порядка проведения собраний, в том числе за повторное нарушение, составляет 121 547 рублей. В России и Армении он выше среднего размера.

Административная ответственность должностных лиц государственных органов, как правило, наступает за действия по воспрепятствованию проведению публичного мероприятия или принуждению принятия участия в нём. Вместе с тем в Киргизии, Узбекистане, Латвии, Эстонии и Литве отсутствует административная ответственность должностных лиц государственных органов. Средний размер административной ответственности в виде максимального штрафа должностных лиц государственных органов за воспрепятствование проведению публичного мероприятия составляет 258 134 рубля. Соответствует среднему размеру штраф в Грузии и Армении.

Примечания

1. Необлагаемый минимум доходов граждан в Украине на ноябрь 2017 г. составляет 17 гривен.

2. Базовая величина в Беларуси на ноябрь 2017 г. составляет 23 белорусских рубля.

3. Условная единица в Молдове на ноябрь 2017 г. составляет 50 лей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Установленная минимальная заработная плата в Армении на ноябрь 2017 г. составляет 55 000 драмов.

5. Расчётный показатель в Киргизии на ноябрь 2017 г. составляет 100 сом.

6. Показатель для расчётов в Таджикистане на ноябрь 2017 г. составляет 50 сомони.

7. Базовая величина в Туркменистане на ноябрь 2017 г. составляет 100 туркменских манатов.

8. Минимальный размер заработной платы в Узбекистане на ноябрь 2017 г. составляет 149 775 сумов.

9. Месячный расчётный показатель в Казахстане на ноябрь 2017 г. составляет 2269 тенге.

10. Штрафная единица в Эстонии на ноябрь 2017 г. составляет 8 евро.

11. Минимальный размер заработной платы в Грузии на ноябрь 2017 г. составляет 115 лари.

Список литературы

1. Калинин Н.С., Куракин А.В. Административная ответственность и ее реализация в сфере обеспечения правопорядка при проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования // Административное и муниципальное право. М.: Nota Bene, 2013. № 3 (60). С. 270-279.

2. Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12. 1984 г. № 8073-X. Доступ из

информац. системы «Континент». http://continent-online.com.

3. Кодекс Республики Беларусь от 21.04.2003 г. № 194-З Об административных правонарушениях. Доступ из информац. системы «Континент». http://continent-online.com.

4. Кодекс Республики Молдова от 24.10.2008 г. № 218-XVI О правонарушениях. Доступ из информац. системы «Континент». http://continent-online.com.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

6. Кодекс Азербайджанской Республики об административных проступках от 29.12.2015 г. № 96-VQ. Доступ из информац. системы «Континент». http://continent-online.com.

7. Кодекс об административных правонарушениях Республики Армения от 06.12.1985 г. Доступ из базы данных «Законодательство стран СНГ». http://base.spinform.ru/index. fwx.

8. Кодекс об административных правонарушениях Грузии от 15.12.1984 г. [Электронный ресурс]. URL: https ://matsne .gov.ge/en/document/download/ 28216/339/en/pdf

9. Кодекс Кыргызской Республики об административных правонарушениях от 19.06.1998 г. Доступ из информац. системы «Континент». http://continent-online.com.

10. Кодекс Республики Таджикистан об административных правонарушениях от 31.12.2008 г. № 455. Доступ из информац. системы «Континент». http://continent-online.com.

11. Кодекс Туркменистана «Об административных правонарушениях». Доступ из информац. системы «Континент». http://continent-online.com.

12. Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности от 22.09.1994 г. № 2015-XII. Доступ из информац. системы «Континент». http://continent-online.com.

13. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 05.07.2014 г. № 235-V. Доступ из информац. системы «Континент». http://continent-online.com.

14. Кодекс об административных правонарушениях Республики Латвия от 29.08.1995 г. [Электронный документ]. URL: https ://likumi. lv/doc.php?id =89648.

15. Кодекс об административных правонарушениях Республики Эстония от 08.07.1992 г. № RT I, 2001, 74, 453 [Электронный документ]. URL: http://www.wipo.int/wipolex/en/text.jsp?file_id=432950.

16. Федеральный Закон Российской Федерации от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // СПС «КонсультантПлюс».

17. Закон Латвийской Республики «О проведении собраний, митингов и пикетированиях» / Официальный сайт законодательных актов Литовской Республики [Электронный ресурс]. URL: https://likumi.lv/ doc.php?id=42090

18. Закон Республики Таджикистан от 31.12.2014 г. № 1169 «О собраниях, митингах, демонстрациях и уличных шествиях». Доступ из базы данных «Законодательство стран СНГ». http://base.spinform.ru/ index.fwx.

19. Закон Республики Туркменистан «Об организации и проведении собраний, митингов, демонстраций и других массовых мероприятий» от 28 февраля 2015 года №185-V. Доступ из базы данных «Законодательство стран СНГ». http://base.spinform.ru/ index.fwx.

ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR VIOLATION OF LEGISLATION ON FREEDOM OF ASSEMBLY IN THE COUNTRIES OF THE POST-SOVIET SPACE: A COMPARATIVE LEGAL RESEARCH

S.Yu Kolmakov

Comparative legal studies of administrative responsibility for violating the law on freedom of assembly in the countries of the post-Soviet space are of current importance. The purpose of this study is to find common and specific features in the administrative liability for violating the law on freedom of assembly by comparing the degree of such responsibility in the countries of the former USSR. In this research, in addition to the comparative-legal method, we also used dialectical, formal logic methods, systems analysis, analogies, generalizations, etc. This study is of practical importance, since it shows some new ways to regulate relations connected with violation of freedom of meetings and allows one to determine the degree of administrative punishment in Russia in comparison with other countries of the postSoviet space. It also offers some new issues to be discussed in the framework of domestic scholarly debate.

Keywords: freedom of assembly, right to public events, post-Soviet space, post-Soviet area, administrative responsibility, level of responsibility.

References

1. Kalinin N.S., Kurakin A.V. Administrativnaya ot-vetstvennost' i ee realizaciya v sfere obespecheniya pravo-poryadka pri provedenii sobranij, mitingov, demonstracij, shestvij i piketirovaniya // Administrativnoe i municipal'noe pravo. M.: Nota Bene, 2013. № 3 (60). S. 270-279.

2. Kodeks Ukrainy ob administrativnyh pravonaru-sheniyah ot 07.12. 1984 g. № 8073-X. Dostup iz infor-mac. sistemy «Kontinent». http://continent-online.com.

3. Kodeks Respubliki Belarus' ot 21.04.2003 g. № 194-Z Ob administrativnyh pravonarusheniyah. Dos-tup iz informac. sistemy «Kontinent». http://continent-online.com.

ÄÖMUHucmpamuBHan omBememBeHHoemb 3a HapyrneHue 3arnHoöamenbcmBa o CBoöode coßpaHuü

117

4. Kodeks Respubliki Moldova ot 24.10.2008 g. № 218-XVI O pravonarusheniyah. Dostup iz informac. sistemy «Kontinent». http://continent-online.com.

5. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah ot 30.12.2001 g. № 195-FZ // SPS «Konsul'tantPlyus».

6. Kodeks Azerbajdzhanskoj Respubliki ob administrativnyh prostupkah ot 29.12.2015 g. № 96-VQ. Dostup iz informac. sistemy «Kontinent». http://continent-online.com.

7. Kodeks ob administrativnyh pravonarusheniyah Respubliki Armeniya ot 06.12.1985 g. Dostup iz bazy dannyh «Zakonodatel'stvo stran SNG». http://base.spin form.ru/index. fwx.

8. Kodeks ob administrativnyh pravonarusheniyah Gruzii ot 15.12.1984 g. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://matsne.gov.ge/en/document/download/28216/3 39/en/pdf

9. Kodeks Kyrgyzskoj Respubliki ob administrativ-nyh pravonarusheniyah ot 19.06.1998 g. Dostup iz in-formac. sistemy «Kontinent». http://continent-online.com.

10. Kodeks Respubliki Tadzhikistan ob administrativnyh pravonarusheniyah ot 31.12.2008 g. № 455. Dostup iz informac. sistemy «Kontinent». http://conti nent-online.com.

11. Kodeks Turkmenistana «Ob administrativnyh pravonarusheniyah». Dostup iz informac. sistemy «Kontinent». http://continent-online.com.

12. Kodeks Respubliki Uzbekistan ob administrativ-noj otvetstvennosti ot 22.09.1994 g. № 2015-XII. Dostup

iz informac. sistemy «Kontinent». http://continent-online.com.

13. Kodeks Respubliki Kazahstan ob administrativnyh pravonarusheniyah ot 05.07.2014 g. № 235-V. Dostup iz informac. sistemy «Kontinent». http://conti nent-online.com.

14. Kodeks ob administrativnyh pravonarusheniyah Respubliki Latviya ot 29.08.1995 g. [Ehlektronnyj dokument]. URL: https://likumi.lv/doc.php?id =89648.

15. Kodeks ob administrativnyh pravonarusheniyah Respubliki Ehstoniya ot 08.07.1992 g. № RT I, 2001, 74, 453 [Ehlektronnyj dokument]. URL: http://www.wipo. int/wipolex/ en/text.j sp?file_id=432950.

16. Federal'nyj Zakon Rossijskoj Federacii ot 19.06.2004 g. № 54-FZ «O sobraniyah, mitingah, de-monstraciyah, shestviyah i piketirovaniyah» // SPS «Konsul'tantPlyus».

17. Zakon Latvijskoj Respubliki «O provedenii so-branij, mitingov i piketirovaniyah» / Oficial'nyj sajt za-konodatel'nyh aktov Litovskoj Respubliki [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://likumi.lv/ doc.php?id=42090

18. Zakon Respubliki Tadzhikistan ot 31.12.2014 g. № 1169 «O sobraniyah, mitingah, demonstraciyah i ulichnyh shestviyah». Dostup iz bazy dannyh «Zakonodatel'stvo stran SNG». http://base.spinform.ru/ in-dex.fwx.

19. Zakon Respubliki Turkmenistan «Ob organizacii i provedenii sobranij, mitingov, demonstracij i drugih massovyh meropriyatij» ot 28 fevralya 2015 goda №185-V // Dostup iz bazy dannyh «Zakonodatel'stvo stran SNG» http://base.spinform.ru/ index.fwx.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.