ПРАВ0 ^¡fi^ АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ ИЛИ ПРОВЕДЕНИЯ СОБРАНИЙ, МИТИНГОВ, ДЕМОНСТРАЦИЙ, ШЕСТВИЙ И ПИКЕТИРОВАНИЙ
Н.С. КАЛИНИНА, соискатель Московского гуманитарного института
kalina77@mail.ru
12.00.14 - Административное право, административный процесс
Аннотация. В статье рассматриваются правовые и организационные проблемы реализации мер административной ответственности за нарушение организации и порядка проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, раскрываются особенности административной ответственности в рассматриваемой сфере, на основании чего делается вывод, что данный вид ответственности является самым эффективным в рассматриваемой сфере.
Ключевые слова: митинг, шествие, демонстрация, нарушение, пикет, наказание, порядок, организация, средство, контроль, проведение, организация
THE ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR VIOLATION OF THE ORDER OF ORGANIZATION OR HOLDING MEETINGS, RALLIES, DEMONSTRATIONS, MARCHES AND PICKETS
N.S. KALININA,
рh. D. candidate at Moscow University for Humanities
Annotation. The article shows legal and organizational issues in realization of the means of administrative responsibility for violation of the law about gatherings, rallies, meetings, marches and picketing. The article describes peculiarities of administrative responsibility in the sphere in question. Based on these peculiarities it is concluded that this type of responsibility is most effective in the sphere in question.
Keywords: rally, march, violation, picket, punishment, order, organization, means, control, conduction
Конституция Российской Федерации определяла, что граждане Российской Федерации вправе собираться мирно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование при условии предварительного уведомления властей (ст. 49). Для того что публичное мероприятие было легитимным, необходимо, чтобы оно было надлежащем образом организовано.
Проблемы, касающиеся организации и проведения публичных мероприятий, нашли свое отражение в трудах ученых конца XIX — начала XX в. В частности, к данной проблематике обращались такие ученые, как В.Ф. Дерюжинский, И.Т. Тарасов, В.В. Ивановский и др.1 Они исследовали специфику публичных мероприятий, при этом нередко обращались к опыту Западной Европы, поскольку законодательство Российской империи в этом вопросе существенно отставало. Целью публичных мероприятий является доведение до сведения органов государственной власти и всего общества в целом коллективного согласия или несогласия с внутренней и внешней политикой
государства, с действиями его отдельных органов и должностных лиц, а также с позицией или действиями каких-либо общественно-политических сил. Проведение гражданами собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований является важным демократическим завоеванием2.
В настоящее время ч. 3 ст. 20.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за организацию либо проведение несанкционированных собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ, а равно активное участие в таких акциях, если это осложнило выполнение персоналом указанных объектов служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды.
К организации публичного мероприятия относятся: оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий
орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления; проведение предварительной агитации; изготовление и распространение средств наглядной агитации; другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
Не могут быть организаторами публичного мероприятия: лицо, признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным, а также лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда; лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления против основ конституционного строя и безопасности государства или преступления против общественной безопасности и общественного порядка либо два и более раза привлекавшееся к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 5.38, 19.3, 20.1—20,3, 20.18, 20.29 КоАП РФ, в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию, а также политическая партия, другое общественное объединение и религиозное объединение, их региональные отделения и иные структурные подразделения, деятельность которых приостановлена или запрещена либо которые ликвидированы в установленном законом порядке.
К субъектам, которые реализуют меры административной ответственности в сфере организации и проведении публичных мероприятий, относятся судьи (ст. 23.1 КоАП РФ). Должностные лица органов внутренних дел по данной категории дел уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях (ст. 28.3 КоАП РФ).
В отличие от уголовной ответственности административная ответственность не влечет судимости, отличается меньшей тяжестью наказания и более коротким сроком давности. Следует сказать, что УК РФ предусматривает ответственность за правонарушения, представляющие повышенную общественную опасность.
В частности, ст. 149 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них либо принуждение к участию в них, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием
ПРАВО
своего служебного положения либо с применением насилия или с угрозой его применения.
От дисциплинарной ответственности административная ответственность отличается тем, что она не связана с подчиненностью, служебными отношениями субъекта, применяющего меры административной ответственности и правонарушителя, и наступает не за совершение дисциплинарного проступка, а за административное правонарушение.
Отличие административной ответственности от гражданско-правовой ответственности состоит в том, что она, как правило, связана с причинением имущественного ущерба или морального вреда.
Административная ответственность в сфере организации и проведения публичных мероприятий может наступать и без причинения имущественного ущерба. Административная ответственность в рассматриваемой сфере базируется на принципах законности; отсутствия ответственности без вины; целесообразности ответственности; неотвратимости ответственности; индивидуализации мер административной ответственности.
Основание освобождения от административной ответственности в сфере организации и проведения публичных мероприятий следует отличать от обстоятельств, исключающих неправомерность действия или бездействия, а также нахождение лица, которое во время совершения правонарушения находится в состоянии невменяемости3.
Совершенствование правоприменительной деятельности в сфере организации и проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования будет способствовать укреплению законности и правопорядка в механизме охраны общественного порядка. Без этого эффективная реализация правовых средств охраны общественного порядка была бы невозможна.
1 См.: Дерюжинский В.Ф. Полицейское право. СПб., 1908. С. 64-115; ТарасовИ.Т. Полицейское право. М., 1891. С. 133; Ивановский В.В. Учебник административного права. Полицейское право. Право внутреннего управления. Казань, 1911. С. 186.
2 См.: Звягин М.М., Костенников М.В., Куракин А.В. Административно-правовая охрана общественного порядка при проведении публичных мероприятий в Российской Федерации. Домодедово, 2008. С. 14.
3 См.: Костенников М.В., Куракин А.В. Административная юрисдикция. М., 2004. С. 34.