001: 10.17803/1994-1471.2020.116.7.188-196
Л. В. Стандзонь*
Административная ответственность в области генной инженерии в Германии1
Аннотация. На современном этапе развития генная инженерия характеризуется неоднозначностью достижений. В этой связи для дальнейшего ее развития необходимо исследование законодательства, устанавливающего административную ответственность в указанной сфере общественных отношений. Анализ законодательства Германии в области генной инженерии позволил выявить особенности административной ответственности за совершение административных правонарушений. Обозначены особенности института административной ответственности в области генной инженерии Германии с точки зрения их развития и закрепления в законодательстве об административных правонарушениях. Рассмотрены основные виды административных правонарушений в области генной инженерии в Германии. Особое внимание уделено административным наказаниям, применяемым за нарушение законодательства о генной инженерии. В результате проведенного анализа нормативного регулирования административной ответственности в области генной инженерии обозначены возможные направления дальнейшего совершенствования административной ответственности в Германии. Многообразие нарушений в области генной инженерии позволяет сделать вывод о необходимости расширения и закрепления новых видов административных правонарушений в законодательстве об административной ответственности.
Ключевые слова: генная инженерия; биотехнологии; Закон Германии «О регулировании генной инженерии»; уровни безопасности и меры безопасности для генно-инженерных работ; административная ответственность; гражданско-правовая ответственность; уголовная ответственность; административное правонарушение; административное наказание; административный штраф.
Для цитирования: Стандзонь Л. В. Административная ответственность в области генной инженерии в Германии // Актуальные проблемы российского права. — 2020. — Т. 15. — № 7. — С. 188—196. — DOI: 10.17803/1994-1471.2020.116.7.188-196.
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-29-14065.
© Стандзонь Л. В., 2020
* Стандзонь Людмила Владимировна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного права и процесса Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Садовая-Кудринская ул., д. 9, г. Москва, Россия, 125993 [email protected]
СтандзоньЛ. В.
Административная ответственность в области генной инженерии в Iермании
Administrative Responsibility in the Field of Genetic Engineering in Germany2
Lyudmila V. Standzon, Cand. Sci. (Law), Associate Professor of the Department of Administrative Law and Procedure, Kutafin Moscow State Law University (MSAL) ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9, Moscow, Russia, 125993 [email protected]
Abstract. At the present stage of development, genetic engineering is characterized by ambiguous achievements. For its further development, it seems necessary to study the legislation establishing administrative responsibility in the specified sphere of public relations. The analysis of the German legislation in the field of genetic engineering made it possible to reveal the features of administrative responsibility for committing administrative offenses. The author defines the features of the institute of administrative responsibility in the field of genetic engineering in Germany from the point of view of their development and consolidation in the legislation on administrative offenses. The main types of administrative offenses in the field of genetic engineering in Germany are considered. Particular attention is given to administrative penalties applied for violation of the legislation on genetic engineering. Based on the analysis of the regulatory regulation of administrative responsibility in the field of genetic engineering, possible areas for further improvement of administrative responsibility in Germany are identified. The variety of violations in the field of genetic engineering makes it possible to conclude that it is necessary to expand and consolidate new types of administrative offenses in the legislation on administrative responsibility. Keywords: genetic engineering; biotechnology; German Genetic Engineering Act; safety levels and safety measures for genetic engineering works; administrative responsibility; civil liability; criminal liability; administrative offense; administrative punishment; administrative penalty.
Cite as: Standzon LV. Administrativnaya otvetstvennost v oblasti gennoy inzhenerii v Germanii [Administrative Responsibility in the Field of Genetic Engineering in Germany]. Aktualnye problemy rossiyskogo prava. 2020; 15(7): 188-196. DOI: 10.17803/1994-1471.2020.116.7.188-196. (In Russ., abstract in Eng.).
Генно-инженерная деятельность в последние десятилетия является одним из приоритетных направлений в практической и научно-исследовательской деятельности3.
В связи с этим возникает необходимость изучения правового регулирования данной деятельности в сфере государственно-управленческих отношений4.
2 The reported study was funded by RFBR according to the research project № 18-29-14065.
3 См.: Кабешев P. В. Государственная политика в области биотехнологий Франции, Германии и Великобритании: сравнительный анализ // Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. 2012. № 6. С. 270 ; Романовский Г. Б. Биомедицинское право в России и за рубежом : монография / Г. Б. Романовский, Н. Н. Тарусина, А. А. Мохов [и др.] М. : Проспект. 2015. 364 с.; Петушнова Ю. А. Правовое регулирование в сфере биотехнологии в зарубежных странах // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2013. № 1; Лебедева Е. А., СтандзоньЛ. В. Правовое регулирование генной инженерии в Российской Федерации и зарубежных странах // Законы России: опыт, анализ, практика. 2019. № 7. С. 91—96 ; Шилюн Т. О. Организационно-правовые основы управления в области генной инженерии //Административное право и процесс. 2019. № 10. С. 66—69 ; Сассон А. Биотехнология: свершения и надежды. М., 1987. 245 с.; Лянишева Ю. А. Правовое регулирование генно-инженерной деятельности : автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2010. 27 с.; Global life sciences outlook. Moving forward with cautious optimism // Deloitte. 2016. URL: https://www2.deloitte.com/be/en/pages/ life-sciencesandealthca re/articles/global-life-sciences-sector-outlook, html.
4 Агапов Д. А., Ганюхига О. Ю. О некоторых аспектах современного правового регулирования генетически модифицированных организмов в России // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2016. № 5 (112). С. 197-201.
Правовые основы в области генной инженерии в Германии установлены Законом Германии «О регулировании генной инженерии»5 (Gesetz zur Regelung der Gentechnik, GenTG6), принятым в июне 1990 г., с последним изменением 26.11.20 197. В качестве основной цели GenTG провозглашено регулирование генно-инженерной деятельности, но не затрагивающей человека, а также оборот генетически модифицированных объектов (ГМО). Параграф 1 GenTG устанавливает три цели в области генной инженерии:
1) защита жизни, здоровья граждан, окружающей среды в ее естественном состоянии от вредного воздействия генно-инженерных процессов и его продуктов, принятие мер предосторожности от возможных опасностей;
2) разграничение на рынке органических продуктов, произведенных традиционным, экологически чистым способом и с использованием ГМО;
3) создание правовой основы для исследований, разработки, использования и продвижения научных, технических и экономических возможностей генной инженерии. Вместе с тем данная сфера общественных
отношений ввиду своей значимости нуждается в особой правовой защите. Такой защитой выступает институт юридической ответственности8. Что касается уголовной и административной ответственности в Германии, следует отметить дискуссионность и наличие споров об их соотношении.
Есть точка зрения, авторы которой признают, что в Германии все деяния, которые признаются противоправными, противозаконными считаются предметом уголовного права. Другие ученые, к которым присоединяется и автор, считают, что в связи с разделением германского законодательства на законодательство о мелких правонарушениях и законодательство о преступлениях имеет место как административная, так и уголовная ответственность. Первая считается специальной (Lex specialis) по отношению к общему уголовному закону9. При этом важным и значимым для немецкого законодательства является выявление критериев разграничения преступлений и правонарушений. Весьма интересно рассуждение ученых о моральной и об этической индифферентности10 правонарушений и об отсутствии уголовно значимого морального измерения у мелкого правонарушения11.
Адм инистратив н о-дел иктноезакон одател ь-ство Германии, устанавливающее ответственность за совершение административных правонарушений (мелких правонарушений), представлено в различных нормативных правовых актах, например в Законе об административных правонарушениях 1987 г., федеральных отраслевых законах, нормативных постановлениях, многочисленных правовых актах земель.
В Германии законодательство об ответственности в области генной инженерии действует несколько десятилетий12. За нарушения в области генно-инженерной деятельности ответственность также предусмотрена в отраслевом зако-
5 Бюллетень федеральных законов 1. С. 2066.
6 URL: https://www.gesetze-im-internet.de/gentg.
7 Изменениям подверглась ст. 155 Г.
8 Ирасовсний О. А. Правовые проблемы генной инженерии : автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 1997. URL: https://www.dissercat.com/content/pravovye-problemy-gennoi-inzhenerii.
9 Реформа административной ответственности в России : монография / под общ. ред. А. В. Кирина,
B. Н. Плигина. М. : ВШЭ, 2018. С. 373.
10 Wimmer А. Straftat und Ordnungswidrigkeit. Grundlage der Abgrenzung de lege ferenda // NJW. 1957. S. 1169— 1172.
11 Реформа административной ответственности в России. С. 373.
12 Богатырева Н. В. Направления совершенствования законодательства об административной ответственности в области генно-инженерной деятельности // Административное право и процесс. 2015. № 12.
C. 62—65; Российский Б. В. Административная ответственность как метод государственного управления // Законы России: опыт, анализ, практика. 2019. № 11. С. 3—12.
Стандзонь Л. В.
Административная ответственность в области генной инженерии в Iермании
не. GenTG в части пятой устанавливает правила ответственности, а в части шестой — штрафные санкции. При этом его особенностью является то, что он содержит меры как уголовной, так и а дм и н и страти вн ой ответствен н ости.
Так, § 39 уголовных положений GenTG за совершение преступлений в области генной инженерии в Германии предусматривает такие наказания, как штраф или лишение свободы с максимальным сроком до пяти лет. Лицо, эксплуатирующее объект генной инженерии, на котором выполняются генно-инженерные работы уровней безопасности 2—4, или выпускающее его, должно принимать меры предосторожности для возмещения ущерба, в противном случае оно наказывается лишением свободы на срок до одного года. Лишением свободы на срок до трех лет или штрафом наказывается в Германии лицо, эксплуатирующее объект генной инженерии без лицензии. До пяти лет лишения свободы наказывается лицо, которое посредством генно-инженерной деятельности создает угрозу для объектов, имеющих большое экологическое значение.
Германским отраслевым законом установлена также гражданско-правовая ответственность. В § 32 рассматриваемого закона определяется, что если был установлен факт смерти, утраты здоровья, повреждения в результате генно-инженерных работ, то виновные лица должны возместить причиненный ущерб. В случае причинения вреда здоровью в Германии должна быть выплачена компенсация расходов на лечение и возмещен имущественный вред. При этом согласно § 33 размер возмещения может быть до 85 млн евро.
Административные правонарушения содержатся в Законе Германии «О регулировании генной инженерии» и в указе Германии об уровнях безопасности и мерах безопасности в области генной инженерии13.
В Германии ярко выражена специфика административной ответственности в области генной инженерии. Она имеет собственные, присущие только ей черты, которые обогащаются особым объектом — генной инженерией14. GenTG в § 2 «Сфера применения» закрепляет, что закон распространяется на генно-инженерные системы, работы, выпуск генетически модифицированных организмов, размещение продуктов, животных, которые состоят из генетически модифицированных организмов. Особенностью немецкого законодательства является то, что в самом Законе части 5 и 6 посвящены вопросам ответственности в сфере генной инженерии, в том числе административной. Параграф 38 устанавливает административную ответственность за несоблюдение ряда правил и запретов в сфере генной инженерии. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, аналога КоАП РФ в немецком праве нет и законодательство об административной ответственности не систематизировано.
По общему правилу административная ответственность в указанной сфере установлена этим законом. Однако предусмотрено исключение. Им является Закон Германии о лекарственных средствах и Закон об ответственности за качество продукции. Так, если в результате использования генно-модифицированного лекарственного средства по Закону Германии о лекарственных средствах были допущены нарушения, то ответственность наступает по этому Закону, а не по GenTG. Если нарушаются правила и запреты в отношении продуктов, которые содержат генетически модифицированные организмы или состоят из них и размещаются на основании Закона Германии об ответственности за качество продукции, то применяется он. По части 2 § 37 GenTG административная ответственность в данной сфере наступает, если у производителя, получившего разрешение на
13 URL: https://www.gesetze-im-internet.de/gentsv/index.html.
14 Петушнова Ю. А. Правовое регулирование в сфере биотехнологии в зарубежных странах // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2013. № 1. URL: http://www.centerbereg.ru/ o873.html; Богатырева Н. В., России В. Е., Богатырев В. А., Шишнинсная Н. В. Комментарий к Федеральному закону от 5 июля 1996 г. № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» // СПС «Гарант», СПС «КонсультантПлюс». 2010, 2013.
продажу продукта, выявлен его дефект, основанный на генно-инженерных работах.
Отличительной особенностью административной ответственности в области генной инженерии в Германии является ее установление в подзаконных актах. Таким актом является постановление о безопасности генной инженерии в Германии.
В любом случае, так как законодательство Германии состоит из нескольких уровней, можно сделать вывод о том, что, установление административной ответственности в области генной инженерии является исключительной прерогативой федерального уровня. Этот смысл вытекает из содержания ч. 3 § 38 СепТв.
Административная ответственность в Германии наступает за нарушение или неисполнение общеобязательных правил в сфере генной инженерии, которая касается:
— организмов, т.е. любых биологических объектов, способных воспроизводить или переносить генетический материал, включая микроорганизмы, вирусы, бактерии, грибы, эукариотических одноклеточных или микроскопических многоклеточных животных, культуры клеток животных и растений;
— генно-инженерной работы, связанной с производством генетически модифицированных организмов, размножением, хранением, уничтожением или утилизацией, а также внутренней транспортировкой генетически модифицированных организмов, а также их использованием другими способами, если не было получено разрешения на выпуск или размещение на рынке;
— генетически модифицированного организма, за исключением людей, который возникает в результате скрещивания или естественной комбинации между генетически модифицированными организмами или с их участием. Методами изменения генетического материала являются: методы рекомбинации нуклеиновых кислот; процессы, в которых генетический материал вводится непосредственно в организм; слияние клеток или процессы ги-
бридизации, в которых живые клетки с новыми комбинациями генетического материала образуются путем слияния двух или более клеток с использованием методов, которые не происходят в естественных условиях.
В зависимости от степени потенциальной опасности15, возникающей при осуществлении генно-инженерной деятельности, в Германии установлено также 4 уровня безопасности, которые имеют разный риск потенциально вредного воздействия генно-инженерной деятельности и практически совпадают с нашей классификацией:
I уровень риска — работы, которые в соответствии с современным состоянием науки не представляют никакого риска для здоровья человека и окружающей среды;
II уровень риска — генно-инженерные работы, в которых, согласно современному состоянию науки, можно предположить низкий риск для здоровья человека или окружающей среды;
III уровень риска — генно-инженерные работы, в которых, согласно современному состоянию науки, предполагается умеренный риск для здоровья человека или окружающей среды;
IV уровень риска — генно-инженерные работы, в которых, согласно текущему состоянию науки, можно предположить высокий риск или разумное подозрение на такой риск для здоровья человека или окружающей среды.
Представляется разумным установление в § 7 GenTG правила о том, что если есть сомнения относительно того, какой уровень безопасности подходит для генно-инженерной работы, то она должна быть отнесена к более высокому уровню безопасности и, наоборот, к более низкому уровню безопасности, если будет доказана достаточная защита здоровья человека и окружающей среды.
Совершение административных правонарушений в области генной инженерии влечет применение только одного административного наказания — административного штрафа. Параграф 38 GenTG устанавливает административную ответственность, которая выражается в виде штрафа до 50 тыс. евро.
15 СоколовА. Ю., Богатырева Н. В. Определение уровня риска в области генно-инженерной деятельности // Административное право и процесс. 2018. № 8. С. 32—36.
Стандзонь Л. В.
Административная ответственность в области генной инженерии в Германии
Административная ответственность в Германии в области генной инженерии отличается своим субъектным составом.
Субъектами этого вида ответственности являются как физические, так и юридические лица. Параграф 3 GenTG устанавливает специальную терминологию применительно к субъектам — оператор, проектировщик, менеджер.
Под оператором понимается юридическое или физическое лицо или некорпоративная группа лиц, которые строят или эксплуатируют объект генной инженерии под своим именем, выполняют генно-инженерные работы или выпускают или размещают на рынке продукты, которые впервые содержат генетически модифицированные организмы или состоят из них; при получении разрешения в законно-определенном порядке и размещении на рынке продуктов генной инженерии. Также у него есть обязанность получить лицензию на производство данных работ.
Проектировщик — это лицо, которое непосредственно планирует, направляет или контролирует генно-инженерную работу или выпуск в рамках своих профессиональных обязательств.
Менеджер — юридическое или физическое лицо или неинкорпорированная ассоциация, которые обладают властными полномочиями и контролем за территорией для выращивания генетически модифицированных организмов.
Специфика административной ответственности заключается и в круге уполномоченных органов (должностных лиц), привлекающих к административной ответственности в области генной инженерии. Согласно ч. 3 § 38 GenTG компетентным органом по рассмотрению таких дел является административный орган в соответствии с законодательством штата.
Фактическим основанием привлечения к административной ответственности в данной области является совершение административного правонарушения. Часть 1 § 38 GenTG содержит виды административных правонарушений в области генной инженерии. Примечательно, что административные наказания не прописаны к каждому составу правонарушений, как у нас в Российской Федерации, а установлен максимальный размер административного штрафа для всех составов.
В качестве административного правонарушения в области генной инженерии в Германии
признаются:
— умышленные или неосторожные действия лица, устанавливающего, эксплуатирующего генно-инженерные растения, выполняющего генно-инженерные работы, выпускающего генетически модифицированные организмы, продающего продукты в качестве операторов и не выполняющего, не полностью выполняющего, не в срок, оценку риска для дальнейшей генно-инженерной работы уровня безопасности;
— отсутствие записей оператора по учету выполнения генно-инженерных работ и выпусков;
— выполнение генно-инженерных работ вопреки этическим ценностям, ценностям охраны жизни и здоровья людей, защиты окружающей среды, животных, растений и имущества от вредного воздействия процессов и продуктов генной инженерии;
— строительство объекта генной инженерии без разрешения;
— создание, или функционирование, или существенное изменение в расположении, характере или функционировании генно-инженерной системы или генно-инженерных работ, которые выполняются неправильно, или несвоевременно, или без регистрации;
— без одобрения строительство и эксплуатация генно-инженерных растений, а также нарушение порядка функционирования системы генной инженерии;
— проведение дальнейших генно-инженерных работ без разрешения, с нарушением требований, установленных законодательством;
— размещение продуктов, которые содержат генетически модифицированные организмы или состоят из них, на рынке без одобрения;
— непредставление, несвоевременное, неполное или неправильное представление информации, непредставление оценки риска или несвоевременное представление;
— нарушение обязательств по одобрению выпуска и размещения на рынке, мониторингу, соблюдению требований толерантности. Дополнительно административные правонарушения установлены в § 20 Указа об уров-
нях безопасности и мерах безопасности для генно-инженерных работ на генно-инженерных установках (Указ о генной инженерии) от 14.03.199516. Например, в нем обозначены такие правонарушения, как несоблюдение требований к системам или мерам безопасности, отсутствие издания инструкций по эксплуатации или их изложение на непонятном языке; отсутствие обработки сточных вод или отходов растений, на которых выполняются генно-инженерные работы уровня безопасности 2; отсутствие стерилизации жидких или твердых отходов в установленном порядке, что приводит к выбросу генно-модифицированных организмов в окружающую среду; устройства, части устройств или отходы растений, на которых выполняются генно-инженерные работы уровней безопасности 3 и 4, не переносятся в предписанных контейнерах, которые должны быть стерилизованы в безопасной, плотно закрытой, надлежащим образом маркированной и обезвреженной упаковке; отсутствие письменного заключения одного или нескольких сотрудников по биобезопасности после заслушивания производственного предложения, если это необходимо ввиду типа или объема работ по генной инженерии или выпусков для защиты легальных товаров, упомянутых в § 1 Закона о генной инженерии Германии.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что правовое регулирование административной ответственности в области генно-инженерной деятельности в Германии существенно отличает-
ся от остальных государств. Законодательство в сфере генной инженерии является важной сферой деятельности, связанной с определенными рисками как для здоровья отдельных людей, так и для человечества в целом. Поэтому для пресечения и нивелирования неблагоприятных последствий используется институт административной ответственности. Анализ германского законодательства показал, что составов административных правонарушений в сфере генной инженерии много и они разнообразны. Административный штраф, предусмотренный за административные правонарушения в области генной инженерии, достаточно большой, что объясняется их повышенной общественной опасностью. Таким образом, можно сделать вывод о большой значимости данных общественных отношений и одновременно высокой степени разработанности правовых норм в указанной области. В связи с этим считаем, что развитие законодательства об административной ответственности в области генно-инженерной деятельности в Германии должно сопровождаться дальнейшим развитием и совершенствованием самого законодательства о генно-инженерной деятельности, усилением ответственности за нарушение правил получения объектов генной инженерии, культивирования, оборота сельскохозяйственных генно-модифицированных культур и генно-модифицированной продукции. При этом административные наказания должны быть своевременными и соразмерными совершенному правонарушению17.
16 Gentechnik-Sicherheitsverordnung in der Fassung der Bekanntmachung vom 14 Marz 1995 (BGBl 1S/ 297).
17 См.: Проблемы теории и практики административной ответственности : учебное пособие для магистратуры / отв. ред. Б. В. Россинский. М.: Норма: Инфра-М, 2019. 256 с.; Административное право Российской Федерации : учебник для бакалавров / Л. Л. Попов, Ю. И. Мигачев ; отв. ред. Л. Л. Попов ; Моск. гос. юрид. ун-т имени O.E. Кутафина (МГЮА). М. : РГ-Пресс, 2017. 568 с.
Стандзонь Л. В.
Административная ответственность в области генной инженерии в Германии
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Агапов Д. А., Ганюхига О. Ю. О некоторых аспектах современного правового регулирования генетически модифицированных организмов в России // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2016. - № 5 (112). - С. 197-201.
2. Административное право Российской Федерации : учебник для бакалавров / Л. Л. Попов, Ю. И. Ми-гачев ; отв. ред. Л. Л. Попов ; Моск. гос. юрид. ун-т имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — М. : РГ-Пресс, 2017. - 568 с.
3. Богатырева Н. В., Россик В. Е., Богатырев В. А., Шишкинская Н. В. Комментарий к Федеральному закону от 5 июля 1996 г. № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» // СПС «Гарант», СПС «КонсультантПлюс». 2010, 2013.
4. Богатырева Н. В. Направления совершенствования законодательства об административной ответственности в области генно-инженерной деятельности // Административное право и процесс. -2015. - № 12. - С. 62-65.
5. Кабешев Р. В. Государственная политика в области биотехнологий Франции, Германии и Великобритании: сравнительный анализ // Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. -2012. - № 6. - С. 269-274.
6. Красовский О. А. Правовые проблемы генной инженерии : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1997.
7. Лебедева Е. А., Стандзонь Л. В. Правовое регулирование генной инженерии в Российской Федерации и зарубежных странах // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2019. - № 7. - С. 91-96.
8. Лякишева Ю. А. Правовое регулирование генно-инженерной деятельности : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2010. - 27 с.
9. Петушкова Ю. А. Правовое регулирование в сфере биотехнологии в зарубежных странах // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2013. - № 1.
10. Проблемы теории и практики административной ответственности : учебное пособие для магистратуры / отв. ред. Б. В. Россинский. - М. : Норма: Инфра-М, 2019. - 256 с.
11. Реформа административной ответственности в России : монография / под общ. ред. А. В. Кирина, В. Н. Плигина. - М. : ВШЭ, 2018.
12. Романовский Г. Б. Биомедицинское право в России и за рубежом : монография / Г. Б. Романовский, Н. Н. Тарусина, А. А. Мохов [и др.]. - М. : Проспект, 2015. - 364 с.
13. Россинский Б. В. Административная ответственность как метод государственного управления // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2019. - № 11. - С. 3-12.
14. Соколов А. Ю., Богатырева Н. В. Определение уровня риска в области генно-инженерной деятельности // Административное право и процесс. - 2018. - № 8. - С. 32-36.
15. Сассон А. Биотехнология: свершения и надежды. - М., 1987. - 245 с.
16. Шилюк Т. О. Организационно-правовые основы управления в области генной инженерии // Административное право и процесс. - 2019. - № 10. - С. 66-69.
17. Global life sciences outlook. Moving forward with cautious optimism // Deloitte. 2016. - URL: https:// www2.deloitte.com/be/en/pages/life-sciencesandealthcare/articles/global-life-sciences-sector-outlook. html.
18. Wimmer A. Straftat und Ordnungswidrigkeit. Grundlage der Abgrenzung de lege ferenda // NJW. - 1957. -S. 1169-1172.
Материал поступил в редакцию 20 декабря 2019 г.
REFERENCES (TRANSLITERATION)
1. Agapov D. A., Ganyuhiga O. Yu. O nekotoryh aspektah sovremennogo pravovogo regulirovaniya geneticheski modificirovannyh organizmov v Rossii // Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii. — 2016. — № 5 (112). — S. 197—201.
2. Administrativnoe pravo Rossijskoj Federacii : uchebnik dlya bakalavrov / L. L. Popov, Yu. I. Migachev ; otv. red. L. L. Popov ; Mosk. gos. yurid. un-t imeni O.E. KyTa^afina (MGYuA). — M. : RG-Press, 2017. — 568 s.
3. Bogatyreva N. V., Rossik V. E., Bogatyrev V. A., Shishkinskaya N. V. Kommentarij k Federal'nomu zakonu ot 5 iyulya 1996 g. № 86-FZ «O gosudarstvennom regulirovanii v oblasti genno-inzhenernoj deyatel'nosti» // SPS «Garant», SPS «Konsul'tantPlyus». 2010, 2013.
4. Bogatyreva N. V. Napravleniya sovershenstvovaniya zakonodatel'stva ob administrativnoj otvetstvennosti v oblasti genno-inzhenernoj deyatel'nosti // Administrativnoe pravo i process. — 2015. — № 12. — S. 62—65.
5. Kabeshev R. V. Gosudarstvennaya politika v oblasti biotekhnologij Francii, Germanii i Velikobritanii: sravnitel'nyj analiz // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta imeni N. I. Lobachevskogo. — 2012. — № 6. — S. 269—274.
6. Krasovskij O. A. Pravovye problemy gennoj inzhenerii : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. — M., 1997.
7. Lebedeva E. A., Standzon' L. V. Pravovoe regulirovanie gennoj inzhenerii v Rossijskoj Federacii i zarubezhnyh stranah // Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. — 2019. — № 7. — S. 91—96.
8. Lyakisheva Yu. A. Pravovoe regulirovanie genno-inzhenernoj deyatel'nosti : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. — M., 2010. — 27 s.
9. Petushkova Yu. A. Pravovoe regulirovanie v sfere biotekhnologii v zarubezhnyh stranah // Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya. — 2013. — № 1.
10. Problemy teorii i praktiki administrativnoj otvetstvennosti : uchebnoe posobie dlya magistratury / otv. red. B. V. Rossinskij. — M. : Norma: Infra-M, 2019. — 256 s.
11. Reforma administrativnoj otvetstvennosti v Rossii : monografiya / pod obshch. red. A. V. Kirina, V. N. Pligina. — M. : VShE, 2018.
12. Romanovskij G. B. Biomedicinskoe pravo v Rossii i za rubezhom : monografiya / G. B. Romanovskij, N. N. Tarusina, A. A. Mohov [i dr.]. — M. : Prospekt, 2015. — 364 s.
13. Rossinskij B. V. Administrativnaya otvetstvennost' kak metod gosudarstvennogo upravleniya // Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. — 2019. — № 11. — S. 3—12.
14. Sokolov A. Yu., Bogatyreva N. V. Opredelenie urovnya riska v oblasti genno-inzhenernoj deyatel'nosti // Administrativnoe pravo i process. — 2018. — № 8. — S. 32—36.
15. Sasson A. Biotekhnologiya: sversheniya i nadezhdy. — M., 1987. — 245 s.
16. ShilyukT. O. Organizacionno-pravovye osnovy upravleniya v oblasti gennoj inzhenerii // Administrativnoe pravo i process. — 2019. — № 10. — S. 66—69.
17. Global life sciences outlook. Moving forward with cautious optimism // Deloitte. 2016. — URL: https:// www2.deloitte.com/be/en/pages/life-sciencesandealthcare/articles/global-life-sciences-sector-outlook. html.
18. Wimmer A. Straftat und Ordnungswidrigkeit. Grundlage der Abgrenzung de lege ferenda // NJW. — 1957. — S. 1169—1172.