УДК 342.922:347.635
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ
ИЛИ ИНЫХ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО СОДЕРЖАНИЮ И ВОСПИТАНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ
В.П. Филиппова
Статья посвящена исследованию роли института административной ответственности в реализации прав и законных интересов несовершеннолетних. Автор подчеркивает, что родители и иные законные представители несут ответственнность не за противоправные действия детей, а за отсутствие надлежащего контроля за поведением несовершеннолетних, и предлагает различные способы профилактической работы в отношении неблагополучных семей.
Ключевые слова: административная ответственность; несовершеннолетний; права и обязанности родителей; административные наказания.
V.P. Filippova. ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY PARENTS OR OTHER LEGAL REPRESENTATIVES FORANY FAILURE TO PERFORM THE MAINTENANCEAND EDUCATION OF MINORS
Article is devoted to a research of a role of institute of administrative responsibility in realization of the rights and legitimate interests of minors. The author emphasizes that parents and other lawful representatives bear responsibility not for illegal actions of children, and for lack of appropriate control of behavior of minors, and offers various ways of scheduled maintenance concerning dysfunctional families.
Keywords: administrative responsibility; a minor; the rights and duties of parents; administrative penalties.
Обеспечение благополучного и защищенного детства является одним из основных национальных приоритетов России. В посланиях Президента РФ Федеральному Собранию ставятся задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года. В них пристальное внимание уделяется проблеме родительских прав, предоставляемых родителям государством ради достижения главной цели - надлежащего воспитания подрастающего поколения.
Материальные условия жизни, уровень экономического развития общества, производственные отношения, бытовые условия, общественно-трудовая деятельность - все это объективная основа формирования и развития нравственного сознания, моральных чувств и поведения человека. Давно установлено, что на нравственное развитие личности серьезное влияние оказывает окружающая среда - естественная и общественная. При этом главные пружины развития личности лежат в общественной, социальной среде, представляющей собой совокупность общественных
условий, определяющих процесс жизни, а значит, и процесс формирования личности в конкретных исторических условиях. Важно учитывать влияние среды не только в широком смысле этого слова - социального строя, экономического уклада жизни, но и микросреды -ближайшего окружения несовершеннолетних в их повседневной жизни [4].
Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Указ Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» возлагают на родителей, образовательные учреждения, правоохранительные органы обязанности по предупреждению и преодолению отклонений в поведении учащихся, воспитанию у них нравственной устойчивости. К сожалению, в силу различных причин, учащиеся часто нарушают правила поведения, проявляют недисциплинированность, непослушание, оказывают, по словам А.С. Макаренко, «сопротивление воспитанию».
Как показали исследования ученых (М.А. Алемаскина, А.И. Кочетова, И.А. Невского, И.В. Павлова, Л.Ю. Сироткина), трудновос-питуемость учащихся проявляется уже в самом начале образовательной деятельности. Если своевременно не вести профилактическую
144
вестник Российского университета кооперации. 2017. № 1(27)
работу, учащиеся становятся на путь нарушения нравственных норм. Не случайно 92 % взрослых правонарушителей были трудными детьми, проявляли в прошлом недисциплинированность еще в начальной школе. Постепенно ярлык девианта (наркоман, преступник, аморальный тип и т.п.) формирует девиант-ную идентичность. Таким образом, «дурная» репутация усиливает опасную изоляцию, препятствует позитивным переменам и вызывает рецидивы девиантного поведения.
За последние годы прослеживаются увеличивающиеся тенденции к злоупотреблению родительскими правами, неисполнению родительских обязанностей, увеличению числа детей, лишенных родительского попечения. Несовершеннолетние оказываются в социально опасном положении, которое представляет непосредственную угрозу для жизни, в том числе суицидальное поведение, насильственные преступления, употребление наркотических средств или психотропных веществ. Налицо семейное неблагополучие, которое является основной причиной, определяющей состояние и динамику противоправного поведения несовершеннолетних.
Большинство субъектов данного правонарушения - представители семей с низким социальным статусом, не справляющиеся с возложенными на них функциями воспитания и образования детей. Система ценностей ребенка не сформирована или деформирована, представления о добре, зле, терпимости и любви к близким отсутствуют. Несовершеннолетний не только лишается детства, но и рано взрослеет. При этом в характере проявляются агрессивность, жестокость, изворотливость, ненависть, неприятие существующих положительных стереотипов поведения в обществе [4].
Институт административной ответственности - один из важных правовых институтов российской науки в реализации прав и законных интересов несовершеннолетних. Административная ответственность родителей или иных законных представителей несовершеннолетних за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей понимается как вид юридической ответственности, который состоит в применении уполномоченными органами или судьей, в соответствии с КоАП РФ, административного наказания за виновное деяние, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями обязанностей по содержанию, воспитанию детей. Родители и лица, их заменяющие, несут ответственность не за про-
тивоправные действия детей, а за отсутствие надлежащего контроля за их поведением, значит, нет ответственности за чужую вину, а только за свою, родительскую.
Данное административное правонарушение родителями или иными законными представителями, например усыновителями и попечителями, совершается как умышленно, так и по неосторожности. Часто они и не понимают, что своим поведением совершают незаконные действия, посягающие на установленные законодательными актами права их несовершеннолетних детей. Это административное правонарушение, связанное с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и законных интересов несовершеннолетних, которые совершаются в форме бездействия. Указанное бездействие не наносит физического вреда несовершеннолетнему, отсутствовать могут и признаки жестокого обращения с несовершеннолетним, но субъектами административного правонарушения являются только родители или лица, их заменяющие.
В данной связи сформировалась устоявшаяся практика за впервые совершенное правонарушение при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью ребенку ограничиваться предупреждением. Как вид административного наказания в большинстве случаев оно не оказывает своего должного действия на недобросовестных родителей, не выполняющих своих воспитательных функций, что прямо или косвенно способствует формированию у детей аморальных, а подчас и противоправных ориентаций.
В соответствии с ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ нарушение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних прав и интересов несовершеннолетних, выразившееся в лишении их права на общение с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам детей, в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли, в неисполнении судебного решения об определении места жительства детей, в том числе судебного решения об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства, в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения либо в ином
воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов, влечет наложение административного штрафа в размере от
2 до 3 тыс. руб.
При выборе способов обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних мы в первую очередь предполагаем оказание помощи семье и ребенку, которая должна охватывать комплекс мер, в том числе и социально-реабилитационных, лечебных и иных [2]. Так, анализ законодательства свидетельствует о том, что социальная политика нашего государства ориентирована на создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного ребенку правосудия [3]. Создание и развитие социальных служб имеет важное значение для проведения профилактической работы не только в отношении самих несовершеннолетних, но и в отношении семей, на которые возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетних, совершающих правонарушения.
Однако в случаях, когда весь комплекс индивидуально-профилактических мероприятий не смог привести к желаемому результату, государственным органам приходится рассматривать возможность применения альтернативных наказаний, в частности привлечение к административной ответственности, например: административный штраф в размере от 100 до 500 руб., а по ч. 2 ст. 5.35 - от 2 до
3 тыс. руб., за повторное совершение - административный штраф в размере от 4 до 5 тыс. руб. или административный арест на срок до пяти суток, лишение или ограничение в родительских правах как мера семейно-право-вой ответственности.
Применение юридической ответственности к нерадивым родителям является превентивной мерой, направленной на предостережение родителей от лишения или ограничения родительских прав. Профилактическая работа с неблагополучными семьями свидетельствует об имеющемся потенциале, однако ее проведение в разных субъектах нашей страны заслуживает пристального внимания и изу-
чения применительно к их особенностям и возможностям. Необходимо использовать се-мейно-ориентированную модель социальной работы, главной целью которой должна стать защита детей от негативного воздействия со стороны самого близкого окружения, мобилизация внутреннего потенциала родителей для содержания и воспитания детей, а также сохранение ребенку кровной семьи [4].
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка подтверждает, что объединение усилий родительской общественности, профессионального сообщества, представителей духовенства в защиту семьи, отцовства, материнства и детства -необходимое условие сохранения и упрочения традиционных семейных норм и ценностей, которые подвергаются серьезной ревизии в современном мире. Государство не должно подрывать основополагающие человеческие отношения между родителями и ребенком. Такие административные инструменты, как лишение родительских прав, изъятие ребенка из семьи, должны стать самой крайней мерой, приниматься только на основании судебного решения и только в исключительных случаях, когда установлена реальная угроза жизни и здоровью ребенка: родители подвергают его опасности или совершают в отношении него преступление [1].
Список литературы
1. Вестник Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. 2016. Выпуск № 9 (9). С. 12.
2. Долгова С.И. Административная ответственность родителей и лиц, их заменяющих, за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних в Российской Федерации: дис... канд. юрид. наук. М., 2014. 188 с.
3. Национальные стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 23, ст. 2994.
4. Филиппова В.П. Педагогические условия предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения младших школьников: дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2010. 230 с.
ФИЛИППОВА Вера Петровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры административного и финансового права. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
FILIPPOVA, Vera Petrovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Administrative and Financial Law. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].