Научная статья на тему 'Административная ответственность банков и иных кредитных организаций за неисполнение требований судебного пристава-исполнителя: анализ ошибок при применении Ч. 2 ст. 17. 14 КоАП РФ'

Административная ответственность банков и иных кредитных организаций за неисполнение требований судебного пристава-исполнителя: анализ ошибок при применении Ч. 2 ст. 17. 14 КоАП РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2248
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНЫЙ ПРИСТАВ-ИСПОЛНИТЕЛЬ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / БАНК / КРЕДИТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / BAILIFF / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / BANK / DEPOSITORY INSTITUTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Костина Галина Сергеевна

Рассмотрены ошибки при применении ч. 2 ст. 17.14 КоАП РФ, предусматривающей ответственность банков и иных кредитных организаций за неисполнение требований судебного пристава-исполнителя. Обоснована необходимость введения такого единого акта, как регламент Федеральной службы судебных приставов в сфере применения административной ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative responsibility of banks and other depository institutions for non-observance of requirements of bailiffs: analysis of mistakes at the use of Section 2 Article 17.14 of the Administrative Offences Code of the Russian Federation

Mistakes at the use of Section 1 Article 17.14 of the Administrative Offences Code of the Russian Federation covering the responsibility of banks and other depository institutions for non-observance of requirements of bailiff are considered. The necessity of introduction such uniform act as the rule of the Federal Bailiff Service in the sphere of administrative responsibility is justified.

Текст научной работы на тему «Административная ответственность банков и иных кредитных организаций за неисполнение требований судебного пристава-исполнителя: анализ ошибок при применении Ч. 2 ст. 17. 14 КоАП РФ»

УДК 342.56+336.71:342.56

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БАНКОВ И ИНЫХ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ СУДЕБНОГО ПРИСТАВА-ИСПОЛНИТЕЛЯ: АНАЛИЗ ОШИБОК ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ч. 2 ст. 17.14 КоАП РФ

Г. С. Костина, соискатель

Воронежский государственный университет

Рассмотрены ошибки при применении ч. 2 ст. 17.14 КоАП РФ, предусматривающей ответственность банков и иных кредитных организаций за неисполнение требований судебного пристава-исполнителя. Обоснована необходимость введения такого единого акта, как регламент Федеральной службы судебных приставов в сфере применения административной ответственности.

Ключевые слова: судебный пристав-исполнитель, административная ответственность, банк, кредитная организация.

Правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций является основной задачей исполнительного производства.

Принудительное исполнение вышеуказанных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов РФ (далее -ФССП) и ее территориальные органы. В 2010 году на исполнении в ФССП находилось более 50,8 млн исполнительных производств, 53 % из них было возбуждено на основании судебных актов1.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»2 (далее - Закон) требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.

Кредитной организацией согласно ст. 1 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1-ФЗ «О банках и банковской деятельности» признается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские опера-

3

ции .

Банк представляет собой кредитную организацию, которая имеет исключительное

право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Законодатель закрепляет право взыскателя направить исполнительный документ о взыскании денежных средств либо непосредственно в банк или иную кредитную организацию (ст. 8 Закона), либо в службу судебных приставов для принудительного исполнения.

В случае направления исполнительного документа в банк, порядок его принятия и оплаты устанавливается «Положением о порядке приема и исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети банка России исполнительных документов,

4

предъявляемых взыскателями» .

При получении исполнительного документа судебным приставом-исполнителем принимаются все необходимые меры для правильного и своевременного исполнения данного акта в соответствии с Законом.

За неисполнение содержащегося в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств с должника ФССП вправе привлечь банк или иную кредитную организацию к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.14 КоАП РФ.

Согласно статистическим данным в 2010 году ФССП возбуждено 327 712 дел об административных правонарушениях, из них по ч. 2 ст. 17.14 КоАП РФ составлено всего

46 протоколов, из которых рассмотрено 35 дел; по 34 судьями приняты решения об отказе в удовлетворении заявлений5.

Самыми распространенными основаниями для отказа в удовлетворении заявлений о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.14 КоАП РФ являются следующие.

1. Судебные приставы-исполнители относят к числу исполнительных документов о взыскании денежных средств постановления о наложении ареста на денежные средства и перечислении денежных средств на депозитный счет службы судебных приставов.

Статьей 12 Закона исполнительными документами признаются:

1) исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов;

2) судебные приказы;

3) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии;

4) удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам;

5) акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований;

6) судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;

7) постановления судебного пристава-исполнителя;

8) акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом;

9) исполнительная надпись нотариуса при наличии соглашения о внесудебном порядке обращения взыскания на заложенное имущество, заключенного в виде отдельного договора или включенного в договор о залоге.

В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 2 октября 2008 г. по делу № А42-1892/20086 указано, что исходя из ст. 12 и 13 Закона постановление судебного пристава-исполнителя о наложении ареста на денежные средства и перечислении денежных средств на депозитный счет службы судебных приста-

вов само по себе исполнительным документом не является. Кроме того, ответственность за неисполнение постановления судебного пристава-исполнителя ч. 2 ст. 17.14 КоАП РФ не предусмотрена. Расширение сферы действия норм об административной ответственности в правоприменительной практике недопустимо.

Данной позиции также придерживается Высший Арбитражный Суд РФ в Определении от 5 февраля 2009 г. № 7/09, ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 15 марта 2010 г. № Ф03-449/2010 по делу № А51-1928/2009, ФАС Поволжского округа в постановлении от 21 декабря 2010 г. по делу № А65-16539/2010 и др.

Порядок обращения взыскания на денежные средства предусмотрен ст. 70 Закона. Так, перечисление денежных средств со счетов должника осуществляется на основании исполнительного документа и (или) постановления судебного пристава-исполнителя без представления в банк или иную кредитную организацию взыскателем или судебным приставом-исполнителем расчетных документов.

Административная ответственность банка или иной кредитной организации по ч. 2 ст. 17.14 КоАП РФ в свою очередь наступает за неисполнение содержащегося в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств с должника.

2. Банк имеет право запросить в службе судебных приставов исполнительный документ, на основании которого возбуждено соответствующее исполнительное производство.

Постановлением ФАС Уральского округа от 3 сентября 2008 г. по делу № А07-2911/08 кассационная жалоба судебного пристава-исполнителя Кировского районного отдела судебных приставов г. Уфы Управления ФССП по Республике Башкортостан о привлечении банка к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 17.14 Ко-АП РФ, оставлена без удовлетворения. В ходе судебного заседания было установлено, что судебным приставом-исполнителем вынесены постановления об аресте и списании денежных средств. Данные постановления были направлены в банк для исполнения. Банк в свою очередь только наложил арест на денежные средства должника, а для списания денежных средств запросил исполнительный документ, на основании которого возбуждено соответствующее исполнительно производство. Судеб-

ный пристав, считая, что банк был обязан списать денежные средства, привлек его к административной ответственности по ч. 2

ст. 17.14 КоАП РФ.

ФАС Уральского округа отметил, что исполнительный документ, по которому возбуждено исполнительное производство, находится в материалах исполнительного производства, поэтому судебный пристав-исполнитель обязан направить для исполнения в банк два документа: постановление о возбуждении исполнительного производства с приложением копии указанного исполнительного документа.

3. Неправильное определение субъекта правоотношений и привлечение его к административной ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Частью 2 ст. 17.14 КоАП РФ закреплена ответственность банка или иной кредитной организации.

К примеру, судебным приставом-исполнителем УФССП России по Красноярскому краю к административной ответственности был привлечен филиал коммерческого банка по тем основаниям, что банк не исполнил требование судебно пристава-исполнителя о списании и перечислении денежных средств должника7. В итоге в привлечении филиала к административной ответственности было отказано.

4. Протокол об административном правонарушении составляется в отсутствие законного представителя юридического лица.

Протокол об административном правонарушении согласно ст. 28.2 КоАП РФ подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Законными представителями юридического лица в соответствии с ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ являются его руководитель, и также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.

В п. 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 2 июля 2004 г. опреде-

лено, что перечень законных представителей юридического лица, предусмотренный ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ, является закрытым. Так, представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.

Доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.

Так, в Постановлении ФАС Уральского округа от 3 сентября 2008 г. № Ф09-5851/08-С1 по делу №А07-2911/08 установлено, что при составлении протокола об административном правонарушении по ч. 2 ст. 17.14 КоАП РФ присутствовал заместитель управляющего филиала банка, а при рассмотрении дела - физическое лицо на основании общей доверенности, выданной в порядке передоверия управляющим филиала банка.

В связи с тем, что указанные действия произведены в отсутствие законного представителя, судом сделан вывод о существенных нарушениях порядка привлечения к административной ответственности и, как следствие, в привлечении к административной ответственности было отказано.

5. Неправильная квалификация административного правонарушения.

К примеру, судебный пристав-исполнитель Нижнетуринского районного отдела судебных приставов Управления ФССП России по Свердловской области неправильно квалифицировал обстоятельства содеянного и постановлением от 5 мая 2010 г. назначил наказание должнику Н. Р. Якимовой по ч. 2 ст. 17.14 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 1 000 руб. за неявку к судебному приставу-исполнителю. Однако действия Н. Р. Якимовой содержали признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ, к тому же судебный пристав-исполнитель не уполномочен рассматривать дела по ч. 2 ст. 17.14 КоАП РФ. По жалобе Н. Р. Якимовой суд от-

менил постановление судебного пристава-исполнителя и дело прекратил за отсутствием состава административного правонарушения8.

Согласно ст. 23.1 КоАП РФ судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2

ст. 17.14 КоАП РФ, на основании поданного в арбитражный суд заявления судебного пристава-исполнителя.

6. Судебные приставы-исполнители при возбуждении дел по ч. 2 ст. 17.14 КоАП РФ не всегда выполняют требования закона о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств каждого дела, а также при описании деяний, подпадающих под признаки состава данного правонарушения, в протоколе не указывают конкретные обстоятельства, доказательства и нормы закона, свидетельствующие о виновности банка или иной кредитной организации в неисполнении требований исполнительного документа .

Например, при привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.14 КоАП РФ в одном из дел не было учтено, что должник является банкротом, а банковский счет специальный и предназначается только для удовлетворения требований кредиторов. Правом распоряжения денежными средствами по такому счету имеет только конкурсный управляющий10.

7. Нарушение судебным приставом-исполнителем ч. 7 ст. 70 Закона.

В случае получения банком или иной кредитной организацией исполнительного документа от судебного пристава-

исполнителя исполнение содержащихся в исполнительном документе требований о взыскании денежных средств осуществляется путем их перечисления на депозитный счет подразделения судебных приставов.

Отсутствие указания на депозитный счет подразделения судебных приставов является основанием для отказа в привлечении банка к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 17.14 КоАП РФ. Данная позиция отражена в постановлении ФАС Уральского округа от 4 декабря 2008 г. № Ф09-9183/08-С1 по делу № А47-5624/08.

Законодатель не возлагает на банк обязанности получать данные реквизиты самостоятельно. В случае если исполнительный документ не соответствует требованиям, установленным законом, банк вправе возвратить исполнительный документ без исполнения, так как у него отсутствуют полномочия нала-

гать арест на имущество должника в виде денежных средств, находящихся на расчетном счете должника.

Обратим внимание на вопрос ассоциации российских банков, адресованный ФССП о взыскании денежных средств, находящихся на нескольких счетах должника.

В ч. 3 ст. 70 Закона указано, что если денежные средства имеются на нескольких счетах должника, то судебный пристав-исполнитель должен указать, с какого счета и в каком объеме должны быть списаны денежные средства. Несмотря на вышеуказанную норму, в кредитные организации часто поступают постановления судебных приставов-исполнителей без указания счетов и сумм, подлежащих списанию.

Так, банк имеет право не исполнить исполнительный документ в четко установленных законодательством случаях. К ним относятся отсутствие денежных средств на счете, наложение ареста на денежные средства и т.д. Кроме того, банк не имеет права самостоятельно решать, с какого счета списывать денежные средства, и у него отсутствуют временные возможности для уточнения постановления судебного пристава-исполнителя.

По применению вышеуказанной нормы ФССП разъяснила, что требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ. Кроме того, внимание территориальных органов ФССП обращено на недопустимость направления судебными приставами-исполнителями постановлений об обращении взыскания на денежные средства должника без указания конкретного счета и объема денежных средств для списания11.

Письмо ассоциации российских банков, несомненно, свидетельствует о неправильном применении судебными приставами-исполнителями норм действующего законодательства. Так, ФССП подтверждает, что причиной отказа арбитражными судами в удовлетворении заявлений судебных приставов-исполнителей является слабое знание судебными приставами-исполнителями административного законодательства, норм Арбитражного процессуального кодекса РФ и руководящих разъяснений Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам, возникающим в правоприменительной практике12.

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости изменения системы подготовки судебных приставов-исполнителей. Методические рекомендации и письма ФССП о совершенствовании действующего законодательства следует не только доводить до сведения личного состава, а проверять их знание и применение.

Разработка такого единого акта, как регламент ФССП в сфере применения административной ответственности, с полным и четким отражением всей процедуры ее применения, судебной практикой, комментариями, наглядными примерами, несомненно, оказало бы положительное влияние на работу всей службы приставов.

1 Доклад о результатах деятельности Федеральной службы судебных приставов за 2010 год. URL: http: //www. fssprus.ru/ otchet_doklad_9.

2 СЗ РФ. 2007. № 41. Ст. 4849.

3 СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492.

4 Положение о порядке приема и исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, предъявляемых взыскателями, утв. Банком России 10 апреля 2006 г. № 285-П // Вестник Банка России. 2006. № 30.

5 Письмо Федеральной службы судебных приставов от 18 марта 2011 г. № 12/04-5833-вВ «О практике применения судебными приставами-исполнителями части 2 и части 2.1 статьи 17.14 КоАП РФ» // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. 2011. № 5.

6 СПС «КонсультантПлюс».

7 Письмо Федеральной службы судебных приставов от 18 марта 2011 г. № 12/04-5833-ВВ «О практике применения судебными приставами-исполнителями части 2 и части 2.1 статьи 17.14 КоАП РФ» // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. 2011. № 5.

8 Там же.

9 Там же.

10 Там же.

11 Письмо ФССП России от 17 декабря 2010 г. № 12/0128860 - ТИ.

12 Письмо Федеральной службы судебных приставов от 18 марта 2011 г. № 12/04-5833-вВ «О практике применения судебными приставами-исполнителями части 2 и части 2.1 статьи 17.14 КоАП РФ» // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. 2011. № 5.

Статья поступила в редакцию 13 января 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.