УДК 616.89-008.441
Р.Р.Гарифуллин
АДДИКЦИИ КАК ОСНОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ.
В статье представлена оригинальная концепция транформации современной культуры, на основании феномена аддикций. По-новому раскрыт феномен современной культуры катастрофы, который был ранее обоснован Ж.Бодрийаром.
Ключевые слова: аддикции, аддиктивная личность, смыслы, смысловые структуры.
Garifullin Ramil Ramzievich ADDICTION AS THE BASIS OF MODERN CULTURE.
The article presents the original concept of the transformation of contemporary culture, on the basis of the phenomenon of addiction. New uncovered the phenomenon of contemporary culture of the disaster, which was previously proved by Jean Baudrillard
Keywords: addiction, addictive personality, meaning, semantic patterns.
Признано [1, c.288, 2, с.256], что культура (как основание смыслов человечества) современного общества меняется, благодаря изменениям различных смысловых структур людей нашего времени (смыслов, мотивов, ценностей, установок, целей и др.). Следовательно возникает вопрос: что заставляет нас в новых условиях (глобального погружения в мир различных аддикций и зависимостей (нарко-, алко-, игро-, фанато-, бого-, клепто-, взятко-, нефте-долларо-, интернет- и др.), при которых есть место раздвоению между виртуальным и реальным, между результатом и процессом, когда разрушаются условия для существования смыслов, исходные смыслы и сущности, полагать, что смысл есть? Поэтому этот вопрос, является вопросом выживания настоящей и будущей культуры человечества! Всё это, в свою очередь, является главной причиной непонимания различных субъектов общества нашей планеты.
В условиях культуры постмодерна [3, с. 54-58], когда уменьшаются условия для развития воли (труд как источник эмоционально-волевого развития человека исчезает), усиливаются маниакальность и аддиктивность различных субъектов общества, и это значительно снижает внутренние условия для их творчества.
Выше перечисленные аддикции понижают терпимость субъектов друг к другу и этот социошизофренический монстр планеты Земля, вскормленный и подсевший на нефтедоллары (страны, которые плодят паразитирующих бездельников и взяткоманов), становится глухим к остальным субъектам. Очень важно знать, что такое «мания». Это главное зерно любой аддикции. Это психический процесс тяготения к любой ценности, которая достается без работы воли, то есть, получение радости от приобретения ценности без преодоления и называется «манией». Напротив, если, благодаря какой-то работе, человек получает радость от приобретения, то он испытывает состояние нормальной радости, заслуженной, полученной в процессе переживания.
Так, например, взяткомания как аддикция [4, с.9-13] возникает тогда, когда чиновники и руководители получают очень большие суммы, не соответствующие их энергетическим затратам. Это связано с легкими нефтедолларовыми деньгами. В России значительная часть олигархов имеют гигантские капиталы, которые пришли «влегкую», без преодоления. Все это сверху спускается вниз и становится нормой, своеобразной культурой. Огромнейшая «халява» верхушки опускается и на другие уровни. Такие механизмы носят глобальный характер во многих странах мира.
В этой глухоте, которая вызвана маниакальностями и аддикциями разного формата, одна из проблем существующих войн и напряжений планеты, ставшие основанием культуры катастрофы. Поэтому, проблема аддикций личности и различных субъектов, как никогда стала актуальной.
Необходимо признать [5, с.14-18], что в смысловых структурах современных людей, благодаря эпохе постмодерна, есть нединамичные, стабильные смысловые структуры (деструктивные ценности, смысловые диспозиции и конструкты). Они как искусственно-живые, психические «протезы» - симулякры (Ж. Бодрийар), оторванны от реальности и сформированны как извне (например, социумом), так и изнутри (например, наркотиком).
Память помогает аддиктивной личности зацикливаться на этих прошлых смысловых процессах (например, на тех же самых образах наркопотребления). Эти прошлые смысловые процессы никогда не надоедают и распространяются на настоящие процессы, которые хотят выйти за пределы этого прошлого. В конечном итоге, настоящие смыслы входят в конфликт с «законсервированными» прошлыми смыслами. Это и становится причиной опустошающего невротизма аддиктивной личности. Благодаря этим симулякрам, формирующим наркотическую смысловую реальность, личность сильно увлекается и отрывается от трезвеннической смысловой реальности, что даже не желает «прислушиваться» к ней. Эта искусственная смысловая реальность становится реальнее, актуальнее и значимее для зависимой личности.
Кроме того, есть мир внешних симулякров (идеология и др.). Из-за внутренних и внешних симулякров в личности все меньше и меньше спонтанного, и она всё больше и больше погружается в постоянно-«прокручиваемые» образы виртуального мира и иллюзий, ведущие в "ад того же самого" (Ж. Бодрийар). Виртуализирующийся социум погружается не только во внутренний "ад того же самого" - мир искусственных смыслов (симулякров), но и в мир живых внешних смыслов, которые формирует электронные СМИ и Интернет. Они становятся реальнее и актуальнее объектов исходной реальности (Бодрийар). Когда внешние и внутренние симулякры (эти «два психических протеза») станут тождественными, тогда могут окончательно исчезнут истоки природной живости психики. Подсознание личности будет создавать заблуждения и иллюзии как проекции о мире в виде «психических протезов» -внутренних и внешних симулякров. Эти симулякры будут отличаться от знаков, которые возникают в процессе деятельности и интериоризации (Л.С. Выготский), потому что являются пустыми знаками, неадекватными реальности. Это, вероятно, должно будет сказываться на социокультурной составляющей развития психики будущих поколений.
Таким образом, проблема эффективной профилактики аддикций заключается в том, чтобы уберечь (обезопасить) личность от попадания в эту ловушку «ада того же самого». Используя положения симуляционного подхода, нам удалось разработать психологические подходы, которые будут позволять уменьшать и ликвидировать влияние внутренних симулякров, как стабильных смысловых структур: деструктивных ценностей, смысловых диспозиций и конструктов (см. ниже), подменяющих реальные, позитивные смыслообразующие ценности искусственными. Доказано, что единственным выходом из мира искусственных деструктивных ценностей является взгляд на окружающий мир с позиций полярных высокозначимых ценностей - жизни и смерти, но с акцентом на первое. В результате у аддиктивной личности нужно сформировать такие смыслообразующие ценности, которые будут превосходить по значимости виртуальные ценности, и будут создавать внутренние условия для избавления человека от аддикций.
В симуляционном подходе ещё существует некоторое осознание деструктивных смыслов, а в шизоаналитическом подходе (Ж.Делёз, Ф.Гваттари) отсутствует это осознание. Денежные потоки представляют собой совершенно шизофренические смысловые реальности. Таким образом, шизоанализ трактует поведение индивида, свободное от нормативирующих смысловых структур общества, который может свободно реализовывать свои желания как «деконструированный субъект» - как «шизоидное»: но не в как поступки психически больного человека, а как поведение лица, который сознательно отвергает каноны общества ради своего естественного «производящего желания», своего бессознательного. Потребность слушаться голоса собственного «шизо» ведет к необходимости редуцировать из психической жизни нормативные смысловые конструкты, которые были навязаны культурой. Эта потребность ведет к постулированию необходимости максимального снижения роли разума, которую он играет, когда выступает арбитром во всех связях и отношениях субъекта. Сознание это первоначальный репрессивный механизм, который сдерживает свободную деятельность «желающей машины». Бессознательное, которое выступает как «желающее производство», очищено, по версии шизоанализа, от структурирующей роли разума и таким образом характеризуется как машинный процесс, который не имеет других причин своего возникновения, нежели он сам, и не имеет целей своего существования.
В настоящее время в обществе усугубляются признаки социальной шизофрении (шизофренизации общественного сознания). Её характеристики подобны
характеристикам классической шизофрении, которые описаны в патопсихологии:
1. Непоследовательность развития. Алогичность в принятии решений. Хаос в некоторых его областях. Нет чётко выполняемой программы. Нет направленности общест-венного сознания и его ориентиров. Средства массовой информации, которые являются прямой проекцией общества, также шизофренизируют. Телезрительскому или читатель-скому глазу, тем более неопытному, невозможно сориентироваться в этой вакханалии ненужной и нужной правды, идиотизма и интеллектуальности, любви и порнографии, истинного искусства и суррогатов бездарных, но богатых теледеятелей и т.д. Если долгое время отсутствует направленность сознания и установок, то это ведёт к быстрой деградации личности. Эту аналогию можно перенести и на общество.
2. Двойственность. Неумение принимать ответственные и эффективные решения, которое вызвано раздвоением между новым и старым, консервативным и прогрессивным, рыночным и коммунистическим. Общество «мучается, застряв между этими двумя мирами». До сей день наш социум не определился с выбором. В этой двойственности лежит глубинная причина беспокойств социума.
3. Аутизм. Увеличивается количество людей, которые становятся ленниками искусственных миров, созданных Интернетом и телевидением. Социальное безразличие и неспособность к субъект-субъектному чувственному диалогу, стали достигать опасной черты. Из-за чуждой и уродливой для нашего сознания рыночно-прагматичной психологии, люди стали бездушными средствами друг друга.
Таким образом, мы пришли к выводу о том, что социальная шизофренизация создала среду для формирования смысловых структур, как основания новой культуры человечества, которая приводит к погружению людей в деструктивные виртуальные миры и иллюзии и способствует психической деградации. Следовательно, настало время разрабатывать меры, способствующие уменьшению динамики погружения человечества в культуру катастрофы [1, с.288]
Литература
1. Гарифуллин Р.Р. Опасные психологические ловушки. Культура катастрофы и социальные болезни нашего времени. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. -288с.
2. Гарифуллин Р.Р. Кодирование личности от алкогольной и наркотической зависимости. Манипуляции в психотерапии. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 256 с.
3. Гарифуллин Р.Р. Культура России и поиск симулякров в идеологии // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2005. - №2.- С. 54-58.
4. Гарифуллин Р.Р. Взяткомания как одна из причин взяточничества:психологический ана-лиз (психологические и психотерапевтические подходы к проблеме взяточничества и взяткома-нии) // Актуальные проблемы экономики и права. - 2012. - № 4. -С. 9-13.
5. Симулякры и культура катастрофы в России. Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической науки и практики: Материалы межрегион. науч.-практ. конф. 24-25 нояб. / Казан. гос. унт. - Казань, 2004. - С. 14-18
1. Gariíullin R.R. Opasnye psihologicheskie lovushki. Kul'tura katastrofy i social'nye bolezni nashego vremeni. -Rostov-na-Donu: Feniks, 2004. -288s.
2. Gariíullin R.R. Kodirovanie lichnosti ot alkogol'noj i narkoticheskoj zavisimosti. Manipuljacii v psihoterapii. -Rostov-na-Donu: Feniks, 2004. - 256 s.
3. Gariíullin R.R. Kul'tura Rossii i poisk simuljakrov v ideologii // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2005. - №2.- S. 54-58.
4. Gariíullin R.R. Vzjatkomanija kak odna iz prichin vzjatochnichestva:psihologicheskij ana-liz (psihologicheskie i psihoterapevticheskie podhody k probleme vzjatochnichestva i vzjatkoma-nii) // Aktual'nye problemy jekonomiki i prava. - 2012. - № 4. -S. 9-13.
5. Simuljakry i kul'tura katastrofy v Rossii. Vyzovy jepohi v aspekte psihologicheskoj i psihoterapevticheskoj nauki i praktiki: Materialy mezhregion. nauch.-prakt. konf. 24-25 nojab. / Kazan. gos. un-t. - Kazan', 2004. - S. 14-18