9. Simatova, O.B. and Kosmakova, I.E. (2014), "The relationship of productive coping strategies and exam results in high school", Theory and practice of social development, No. 3, pp. 96-98.
10. Fedorenko, A.V. (2015), "Socio-psychological adaptation of students to professional activity", In the world of scientific discoveries, No. 1 (61), pp. 428-440.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.01.2016
УДК 796.07
АДАПТИВНЫЙ СПОРТ ЛИЦ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, ПРИНЦИПЫ, ПОДХОДЫ И ПУТИ РАЗРАБОТКИ НОРМ И ТРЕБОВАНИЙ ЕДИНОЙ ВСЕРОССИЙСКОЙ СПОРТИВНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ
Сергей Петрович Евсеев, доктор педагогических наук, профессор, Юлия Юрьевна Вишнякова, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
На основе анализа рекордов мира, действующей единой всероссийской спортивной классификации для здоровых спортсменов, лиц с поражениями сенсорных систем и опорно-двигательного аппарата предложены разрядные нормы и требования по легкой атлетике для лиц с интеллектуальными нарушениями.
Ключевые слова: классификация, рекорды мира, разрядные нормы и требования, лица с интеллектуальными нарушениями.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.01.131.p74-77
SCIENTIFIC JUSTIFICATION OF APPROACHES TO DEVELOPMENT OF STANDARDS OF UNIFORM ALL-RUSSIAN SPORTS CLASSIFICATION FOR PEOPLE WITH INTELLECTUAL DISABILITIES ON THE EXAMPLE OF TRACK AND FIELD ATHLETICS DISCIPLINE
Sergey Petrovich Evseev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Yuliya Yurievna Vishnyakova, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
Based on the analysis of the world records, the existing Russian unified sports Classification for healthy athletes, and those with disorders of the sensory system and the musculoskeletal system there were proposed the grade standards and requirements in athletics for people with intellectual disabilities.
Keywords: classification, world records, grades standards and requirements, people with intellectual disabilities.
На современном этапе Россия входит в число ведущих стран, развивающих Пара-лимпийские виды спорта, сборная команда нашей страны на Паралимпийских играх в Лондоне заняла второе место в неофициальном зачете. Вот почему включение лиц интеллектуальными нарушениями в программу летних паралимпийских игр в Лондоне в 2012 году, по существу, означало признание возможности и целесообразности занятий спортом высших достижений лицами с интеллектуальными нарушениями.
Обоснование норм и требований ЕВСК для лиц с интеллектуальными нарушениями построено на следующем алгоритме действий:
- сравнение наивысших спортивных достижений (рекордов) у лиц не имеющих поражений опорно-двигательного аппарата (здоровые, лица с нарушениями зрения, лица с нарушениями слуха, лиц с интеллектуальными нарушениями);
- сравнение норм, требований и условий их выполнения по виду спорта Легкая атлетика действующей Единой Всероссийской спортивной классификации для здоровых спортсменов, лиц с нарушением зрения и слуха.
Подход, основанный на анализе мировых, европейских, национальных рекордов здоровых спортсменов, лиц с отклонениями в состоянии здоровья различных нозологических групп и представленный в принципах можно условно сравнить с подходом, используемым в филогенетике, изучающей закономерности исторического развития разных групп организмов, их филогенез (историческое развитие организмов, или эволюция органического мира, различных типов, классов, отрядов и т.п.).
Безусловно, высшие спортивные достижения во многом задают параметры «классификационных лестниц», норм и требований ЕВСК.
Таким образом, анализ действующих рекордов мира для здоровых спортсменов, паралимпийцев и сурдлимпийцев является важным ориентиром для построения спортивных классификаций лиц с поражениями слуха, зрения, интеллекта.
В филогенетическом подходе используются данные о мировых рекордах здоровых спортсменов, спортсменов с отклонениями в состоянии здоровья, а также разделы ЕВСК для перечисленных категорий спортсменов, как прошлых лет, так и действующие в настоящее время.
Именно эти данные были взяты нами для последующих расчетов разрядных норм для лиц с интеллектуальными нарушениями.
На рисунке 1 приведены рекорды мира для здоровых спортсменов (ЗД), спортсменов с поражением слуха (Гл), зрения (В3, В2, В1 - три степени тяжести поражения) и интеллекта (ЛИН) в прыжках в длину с разбега (рисунок 1).
Мужчины Женщины
Рис. 1 Мировые рекорды в прыжках в длину с разбега здоровых спортсменов (ЗД), лиц с поражением слуха (Гл), зрения (В3, В 2, В1) и интеллекта (ЛИН)
Анализ данных, представленных на рисунке 1, показывает, что по степени приближения к рекордам мира здоровых спортсменов, как у мужчин, так и у женщин представители различных нозологических групп занимают различные места.
При рассмотрении показателей в прыжках в длину с разбега у мужчин можно определить, что лучшие результаты приближения к здоровым спортсменам (8.95 м) показывают глухие спортсмены (7.94 м) и с поражением зрения В3 (7.64 м), далее следуют лица с интеллектуальными нарушениями (7.48 м) и В2 (7.47 м) и В1 (6.73 м). У женщин в данной дисциплине последовательность иная: лидерами после здоровых (7.52 м) являются спортсмены группы В2 (6.28 м) затем идут глухие (6.13 м) и далее В3 (5.88 м), ЛИН (5.72 м), В1 (5.21 м). В данной дисциплине следует обратить внимание на то, что спортсмены с интеллектуальными нарушениями среди мужчин занимают третье место среди лиц с нарушениями в состоянии здоровья, а женщин - 4 место, опережая у мужчин спортсменов с поражением зрения (В2 и В1), а у женщин - В1.
Данные, приведенные в рисунке 1, позволяют обозначить три возможных пути построения девятиступенчатой «классификационной лестницы» спортивных званий
(МСМК, МС) и разрядов (КМС, I, II, III, I юношеский, II юношеский, III юношеский) для каждой спортивной дисциплины адаптивной легкой атлетики.
Первый путь предполагает понижение результата каждого спортивного звания и разряда на величину процента «отставания» мировых рекордов лиц с интеллектуальными нарушениями от рекордов здоровых спортсменов.
Второй путь допускает возможность понижения результатов каждого спортивного звания и разряда на среднюю величину процента «отставания» мировых рекордов всех категорий спортсменов с отклонениями в состоянии здоровья (Гл, В3, В2, В1, ЛИН) или каких-либо их колебаний от рекордов здоровых спортсменов.
Третий путь ориентирует на выбор действующей спортивной классификации спортсменов (для Гл, В3, В2, В1) в соответствии с приближением показателей рекордов мира лиц с интеллектуальными нарушениями к той или иной нозологической группе па-ралимпийцев и сурдлимпийцев. Как показал анализ данных о наивысших спортивных достижениях, а также разрядных норм ЕВСК за почти тридцатилетний период (с 1985 г. по настоящее время), наиболее приемлемым на сегодняшний день является первый путь.
Это объясняется следующими факторами:
1. Отсутствием закономерностей соответствия уровня рекорда мира в конкретных спортивных дисциплинах и функциональных классов спортсменов, отображающих тяжесть (степень выраженности) того или иного отклонения в состоянии здоровья.
2. Недостаточным временем действия разделов ЕВСК для лиц с поражениями зрения и слуха, что затрудняет выявление устойчивых закономерностей для данной категории лиц. До действующей в настоящее время ЕВСК (2010-2013гг.) эти разделы появились только в 1997 году, то есть за три периода до последней спортивной классификации (1997-2000 гг.; 2001-2005 гг.; 2006-2009 гг.). Причем для слепых спортсменов для звания МСМК, II и III юношеских разрядов нормы ЕВСК 1997-2000 гг. и 2001-2005 гг. отсутствовали - они появились только в 2006 году. Для глухих спортсменов разрядные нормы для II и III юношеских разрядов отсутствуют во всех ЕВСК, включая действующую классификацию. Все сказанное относится ко всем трем спортивным дисциплинам адаптивной легкой атлетики (толкание ядра, прыжки в длину с разбега, бег на 1500 метров), причем как для мужчин, так и для женщин.
3. Наличием очевидных, труднообъяснимых противоречий в ЕВСК для слепых и глухих спортсменов, наблюдающихся как при сопоставлении разрядных норм между спортсменами различных нозологических групп и с различной выраженностью патологии, так и между здоровыми спортсменами и спортсменами с ограниченными возможностями здоровья. Приведем некоторые из этих противоречий.
Завершая рассмотрение аргументов в пользу выбора первого пути построения ЕВСК для лиц с интеллектуальными нарушениями, отметим, что второй и третий пути также могут использоваться как дополнительные, конкретизирующие те или иные нормы и требования, особенно для спортивных званий и разрядов, в которых отсутствуют рассмотренные здесь противоречия. В таблице 1 приведены значения результатов для каждого спортивного звания и разряда для спортивной дисциплины адаптивной легкой атлетики, определенные для лиц с интеллектуальными нарушениями по описанному алгоритму первого пути.
Таблица 1
Действующие разрядные нормы для здоровых спортсменов (ЗД) и предлагаемые для лиц с интеллектуальными нарушениями (ЛИН) в прыжках в длину с разбега
(м)
МСМК МС КМС I II III !ю Ню Шю
М ЗД 8,00 7,60 7,10 6,75 6,25 5,60 5,00 4,50 4,00
ЛИН 6,69 6,35 5,93 5,64 5,22 4,68 4,18 3,76 3,34
Ж ЗД 6,70 6,30 6,00 5,60 5,20 4,70 4,30 4,00 3,60
ЛИН 5,10 4,80 4,60 4,30 3,90 3,60 3,30 3,00 2,70
В связи с тем, что во Всероссийский реестр видов спорта включен «спорт лиц с интеллектуальными нарушениями» (номер - код вида спорта - 1490008711 Л) в документах, подтверждающих присвоение того или иного спортивного звания или спортивного разряда, будет вписано наименование именно этого вида спорта. Например, в удостоверениях «Мастер спорта России международного класса» или «Мастера спорта России» будет записан о присвоении тому или иному спортсмену «Мастера спорта России международного класса по спорту лиц с интеллектуальными нарушениями» или «Мастера спорта России по спорту лиц с интеллектуальными нарушениями».
На основании проведенного исследования впервые утвержден Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 10.04.2014 г. № 227 «О внесении изменений в Единую всероссийскую спортивную классификацию, утвержденную приказом Министерства спорта Российской Федерации от 06.09.2013 № 715»
ЛИТЕРАТУРА
1. Евсеев, С.П. Классификация спортсменов в адаптивном спорте / С.П. Евсеев, Ю.Ю. Вишнякова, О.Э. Евсеева // Адаптивная физическая культура. - 2011. - № 4 (48). - С. 4-7.
2. Евсеев, С.П. Спортивная классификация по легкой атлетике для лиц с интеллектуальными нарушениями: проблемы и пути решения / С.П. Евсеев, Ю.Ю. Вишнякова // Адаптивная физическая культура. - 2012. - № 1 (49). - С. 5-9.
3. Евсеев, С.П. Спорт и лиц с интеллектуальными нарушениями. Состояние и перспективы развития (нормативные, правовые, программно-методические материалы) : справочное издание / С.П. Евсеев, Т.И. Ольховская, О.Э. Евсеева. - СПб. : Галея принт, 2014. - 160 с.
REFERENCES
1. Evseev, S.P., Vishnyakova, Yu.Yu. and Evseeva, O.E. (2011), "Classification of athletes in adaptive sport", Adaptive physical culture, No. 4 (48), pp. 4-7.
2. Evseev, S.P. and Vishnyakova Yu.Yu. (2012), "Sports classification by track and field athletics for persons with intellectual violations: problems and solutions", Adaptive physical culture, No. 1 (49), pp. 5-9.
3. Evseev, S.P., Olkhovsky T.I. and Evseeva, O.E. (2014), Sport and persons with intellectual violations. State and prospects of development (standard, legal, program and methodical materials): reference media, Galey print, St, Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.01.2016
УДК 378
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ
Светлана Васильевна Ефимова, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Ивановна Таран, кандидат психологических наук, доцент,
Светлана Вячеславовна Богданова, кандидат педагогических наук, доцент, Великолукская государственная академия физической культуры и спорта («ВЛГАФК»),
Великие Луки
Аннотация
В статье раскрывается проблема формирования информационного потенциала студентов путем применения активного обучения в лекционном курсе, на семинарских занятиях и в условиях последовательно усложняющейся самостоятельной работы.
Ключевые слова: информация, информационные потребности, активное обучение, самостоятельная работа.