УДК 159.9.072.432
АДАПТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В ШКОЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ УЧАЩИХСЯ ГИМНАЗИИ, ИМЕЮЩИХ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ КОГНИТИВНОГО
ФУНКИОНИРОВАНИЯ
О. В. КОТЛОВАНОВА, Южно-Уральский государственный медицинский университет, г. Челябинск
E-mail: kovchel08@mail. ru
К.В. ВЕРЕИН, Южно-Уральский государственный медицинский университет, г. Челябинск E-mail: vereinkonstantin@yandex. ru
Аннотация
В статье отражены результаты исследовательской работы, посвященной особенностям социализации в обществе детей с высоким уровнем когнитивного функционирования.
Проведён анализ социальной адаптации применительно к особенностям этого процесса у школьников с высоким уровень когнитивного функционирования. Выявлены типичные трудности социальной адаптации в условия школы гимназистов с высоким интеллектом. Проведён сравнительный анализ адаптивных способностей одаренных учащихся и их сверстников.
Ключевые слова: социальная адаптация, адаптация в условиях школы, школьники с высоким уровнем когнитивного функционирования, коммуникативная компетентность интеллектуально одарённых школьников.
Актуальность. На современном этапе в медицинской, психологической и педагогической литературе можно встретить достаточно разнообразные и нередко противоречивые определения таких понятий как "одарённость", "талантливость", "гениальность", что связано с многообразием подходов к их изучению, разрабатываемых в рамках различных научных школ. Все эти термины отражают и включают в себя главный критерий - высокий уровень когнитивного функционирования.
Уровень когнитивного функционирования, или уровень когнитивности, это способность к умственному восприятию и переработке внешней информации [2].
Анализ литературных данных по проблеме социальной адаптации детей и подростков с высоким уровнем когнитивного функционирования показал, что на сегодняшний день малоизученными остаются вопросы связи уровня интеллектуального развития и характерологических особенностей индивидуума [3, 4]; гендерного и возрастного аспекта данной проблемы; исследования одаренных учащихся средних и старших классов; адаптации одарённой личности, при этом исследования их психологических особенностей носят скорее описательный теоретический характер [5].
Целью исследования является изучение особенностей социально-психологической приспособленности школьников с высоким уровнем когнитивного функционирования.
Задачи работы: выявить типичные трудности социальной адаптации в условия школы гимназистов с высоким интеллектом; провести сравнительный анализ адаптивных способностей одаренных учащихся и их сверстников.
Научная новизна исследования заключается в анализе социальной адаптации применительно к особенностям этого процесса у школьников, имеющих высокий уровень когнитивного функционирования.
Исследование проводится на базе ГБОУ Гимназии г. Челябинск. Объект исследования - адаптивные способности детей средних и старших классов, имеющих высокий уровень когнитивного функционирования.
Критерии включения: учащиеся 5-10 классов гимназии с высоким (120 и более баллов) уровнем интеллекта (уровнем когнитивного функционирования) по результатам тестов: "Универсальный интеллектуальный тест Санкт-Петербург-Челябинск (УИТ СПЧ)" и "Подростковый интеллектуальный тест Санкт-Петербург-Челябинск (ПИТ СПЧ)".
Критерии исключения: учащиеся 5-10 классов, с уровнем интеллекта менее 120 баллов по результатам ПИТ СПЧ и УИТ СПЧ [1].
Методы и материалы исследования: Клинический (изучение поведенческих реакций, типов реагирования, характерологических особенностей, когнитивных функций); психологические: социометрия по Морено, тест Л. Михельсона, статистический.
Основная группа исследуемых составила 24 человека. 5 классы- 3 мальчика и 4 девочки, 6 классы- 2 мальчика и 4 девочки, 7 классы- 1 мальчик и 3 девочки, 8 классы- 3 мальчика и 1 девочка, 9 классы- 1 мальчик, 10 классы- 2 девочки. Контрольная группа также составила 24 человека и полностью соответствовала группе исследуемых по полу и возрасту.
Результаты. Тест Михельсона, использовавшийся в научной работе, позволяет исследовать уровень коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений. Это важный аспект адаптации в школе, отражающий то, насколько комфортно испытуемые чувствуют себя в обществе других гимназистов и преподавателей.
По результатам тестирования установлено, что из 27 предусмотренных тестом ситуаций в 73% случаев учащиеся с очень высоким уровнем интеллекта поведут себя компетентно, при этом зависимое поведение (т.е. чрезмерная привязанность к чему-либо) демонстрируется в 21% случаев, а агрессивное реагирование - в 6% ситуаций.
В аналогичных условиях группа контроля показала следующие результаты: компетентное реагирование - в 52% случаев, зависимое - 30%, агрессивное - в 18% ситуаций.
Таким образом, учащиеся с очень высоким уровнем интеллекта значительно чаще социально компетентны (на 21% случаев) и менее агрессивны (на 12%) по сравнению с контрольной группой. Выявлена умеренная прямая корреляция (коэффициент г = +0,477) между компетентностью реагирования и уровнем интеллекта, и обратная умеренная зависимость (г = -0,447) между агрессивностью и уровнем когнитивных способностей.
Социометрические исследования по Морено позволило выявить "социометрические позиции", т. е. соотносительный авторитет члена группы по признакам симпатии-антипатии по различным направлениям деятельности. Данное исследование отражает отношение одноклассников к испытуемому.
Первая ситуация, предложенная для исследования - отдых на природе с классом. Необходимо было указать 3-5 одноклассников, которых бы каждый анкетируемый хотел бы взять с собой и, наоборот, не взял бы на природу. По количеству выборов определялась социометрическая позиция. Испытуемый мог попасть в группу "звёзды", "предпочитаемые", "принимаемые" или в "отвергаемые".
Распределение гимназистов с очень высоким уровнем интеллекта по данным группам выглядит следующим образом: 8%, 33%, 21% и 38% соответственно. Группа испытуемых показала следующие результаты распределения по тем же группам в аналогичном порядке: 10%, 24%, 33%, 33%.
Результаты говорят о том, что одноклассниками предпочитаются или отвергаются равно как дети с очень высоким интеллектом, так и школьники имеющие интеллект "норма".
Следующая ситуация предполагала возможность списать контрольную работу у любого из одноклассников. 38% школьников с высоким уровнем интеллекта попали в категорию "звёзды", т.е. многие одноклассники списали бы у них. Среди школьников с интеллектом "норма" в категорию "звёзды" никто не попал, при этом в группу "отвергаемые" вошли 68% детей. Выявлена заметная прямая корреляция (г = +0,511) между уровнем интеллекта и распределением по более высоким социометрическим позициям.
Полученные данные демонстрируют условия формирования повышенной самооценки, у детей с высоким интеллектом. Следует отметить, что все дети основной группы имели достаточный уровень мотивации, направленный на достижение успеха и эффективной учебной деятельности (при клиническом обследовании).
Последняя предложенная ситуация - творческая (оформление школьной сцены для праздника).
Распределение испытуемых по статусным позициям "звёзды", "предпочитаемые", "принимаемые" и "отвергаемые" выглядит следующим образом: 13%, 25%, 29%, 33%. Группа сравнения: 14%, 27%, 27% и 32%.
Можно отметить, что школьники из обеих групп с приблизительно одинаковой частотой распределились по статусным позициям.
Выводы. По результатам клинико-психологического исследования выявлен достаточный уровень социальной приспособленности детей с высоким уровнем когнитивного функционирования, что можно объяснить следующими факторами: когнитивным, когнитивные способности и особенности когнитивных процессов школьников с высоким уровнем интеллекта (биологический фактор); психологическими (уровень самооценки и мотивации); средовыми (обучение в гимназии, где уровень образования соответствует их высокому интеллекту и созданы комфортные условия для реализации потенциала таких детей). Из выявленных психологических особенностей детей с высоким интеллектом, можно отметить низкий уровень агрессивности и зависимого поведения, что демонстрирует хорошую адаптивность и отсутствие поведенческих девиаций. При этом испытуемые оказались более компетентны в коммуникативных навыках. При субъективной оценке уровня знаний испытуемых одноклассниками, выявлена заметная прямая корреляция (г = +0,511) между уровнем интеллекта и распределением по более высоким социометрическим позициям. Признание испытуемых детей со стороны одноклассников, повышает их самооценку, тем самым помогает таким детям адаптироваться в условиях школы.
Таким образом, предварительные результаты проведенного исследования позволяют выделить факторы адаптивных способностей школьников с высоким уровнем когнитивного функционирования: когнитивные, психологические (самооценка, мотивация) и социальные. Полученные данные можно использовать не только в коррекционной работе психологов, психотерапевтов, для повышения уровня адаптивности детей с особенностями интеллекта, но и при выборе учебного заведения таким детям, что определяет профилактический уровень исследования, т.к. адекватные и комфортные условия обучения сами по себе являются фактором, способствующим социальной адаптации.
Список литературы
1. Батурин, Н.А., Дашков, И.М., Курганский, Н.А., Федорова, Л.К. Универсальный интеллектуальный тест УИТ СПЧ - М. Руководство. Челябинск-С-Петербург / Н.А. Батурин, Н.А. Курганский, 2003. - 56 с.
2. Клещенко, Е. Проблемы и методы науки. Библиотека мозга // Химия и жизнь -2012 - № 12 - с. 14-20.
3. Майерс, Д. Социальная психология / Перев. с англ. - СПб.: Питер, 1997. - 688
с.
4. Парфёнова, Г.Л. Психологические особенности социальной компетентности личности с общей умственной одарённостью / Автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.01. - Б.: Барнаул. гос. пед. ун.-т, 2008. - 255 с.
5. Хазова, С.А. Совладающее поведение одаренных старшеклассников / Автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.01. - К.: Костром. гос. ун.-т им. Н.А. Некрасова, 2002. -246 с.