Научная статья на тему 'Адаптивные особенности вшкольной социальной среде учащихся гимназии, имеющих высокий уровень когнитивного функионирования'

Адаптивные особенности вшкольной социальной среде учащихся гимназии, имеющих высокий уровень когнитивного функионирования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
243
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ / ШКОЛЬНИКИ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ КОГНИТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЁННЫХ ШКОЛЬНИКОВ / SOCIAL ADAPTATION / ADAPTATION IN THE SCHOOL / STUDENTS WITH HIGH LEVELS OF COGNITIVE / COMMUNICATIVE COMPETENCE INTELLECTUALLY GIFTED STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Котлованова О. В., Вереин К. В.

В статье отражены результаты исследовательской работы, посвященной особенностям социализации в обществе детей с высоким уровнем когнитивного функционирования. Проведён анализ социальной адаптации применительно к особенностям этого процесса у школьников с высоким уровень когнитивного функционирования. Выявлены типичные трудности социальной адаптации в условия школы гимназистов с высоким интеллектом. Проведён сравнительный анализ адаптивных способностей одаренных учащихся и их сверстников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Котлованова О. В., Вереин К. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTIVE FEATURES IN THE SCHOOL SOCIAL ENVIRONMENT GYMNASIUM STUDENTS WITH A HIGH LEVEL OF COGNITIVE FUNCTIONING

The results of research work devoted to features the socialization of children with high levels of cognitive functioning were reflected in this article. The analysis of social adaptation were conducted with reference to features of the process of schoolchildren with high intelligence. A typical difficulties of social adaptation in conditions of the school with high intelligence were revealed. A comparative analysis of the adaptive abilities of gifted students and their peers were made.

Текст научной работы на тему «Адаптивные особенности вшкольной социальной среде учащихся гимназии, имеющих высокий уровень когнитивного функионирования»

УДК 159.9.072.432

АДАПТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В ШКОЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ УЧАЩИХСЯ ГИМНАЗИИ, ИМЕЮЩИХ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ КОГНИТИВНОГО

ФУНКИОНИРОВАНИЯ

О. В. КОТЛОВАНОВА, Южно-Уральский государственный медицинский университет, г. Челябинск

E-mail: kovchel08@mail. ru

К.В. ВЕРЕИН, Южно-Уральский государственный медицинский университет, г. Челябинск E-mail: vereinkonstantin@yandex. ru

Аннотация

В статье отражены результаты исследовательской работы, посвященной особенностям социализации в обществе детей с высоким уровнем когнитивного функционирования.

Проведён анализ социальной адаптации применительно к особенностям этого процесса у школьников с высоким уровень когнитивного функционирования. Выявлены типичные трудности социальной адаптации в условия школы гимназистов с высоким интеллектом. Проведён сравнительный анализ адаптивных способностей одаренных учащихся и их сверстников.

Ключевые слова: социальная адаптация, адаптация в условиях школы, школьники с высоким уровнем когнитивного функционирования, коммуникативная компетентность интеллектуально одарённых школьников.

Актуальность. На современном этапе в медицинской, психологической и педагогической литературе можно встретить достаточно разнообразные и нередко противоречивые определения таких понятий как "одарённость", "талантливость", "гениальность", что связано с многообразием подходов к их изучению, разрабатываемых в рамках различных научных школ. Все эти термины отражают и включают в себя главный критерий - высокий уровень когнитивного функционирования.

Уровень когнитивного функционирования, или уровень когнитивности, это способность к умственному восприятию и переработке внешней информации [2].

Анализ литературных данных по проблеме социальной адаптации детей и подростков с высоким уровнем когнитивного функционирования показал, что на сегодняшний день малоизученными остаются вопросы связи уровня интеллектуального развития и характерологических особенностей индивидуума [3, 4]; гендерного и возрастного аспекта данной проблемы; исследования одаренных учащихся средних и старших классов; адаптации одарённой личности, при этом исследования их психологических особенностей носят скорее описательный теоретический характер [5].

Целью исследования является изучение особенностей социально-психологической приспособленности школьников с высоким уровнем когнитивного функционирования.

Задачи работы: выявить типичные трудности социальной адаптации в условия школы гимназистов с высоким интеллектом; провести сравнительный анализ адаптивных способностей одаренных учащихся и их сверстников.

Научная новизна исследования заключается в анализе социальной адаптации применительно к особенностям этого процесса у школьников, имеющих высокий уровень когнитивного функционирования.

Исследование проводится на базе ГБОУ Гимназии г. Челябинск. Объект исследования - адаптивные способности детей средних и старших классов, имеющих высокий уровень когнитивного функционирования.

Критерии включения: учащиеся 5-10 классов гимназии с высоким (120 и более баллов) уровнем интеллекта (уровнем когнитивного функционирования) по результатам тестов: "Универсальный интеллектуальный тест Санкт-Петербург-Челябинск (УИТ СПЧ)" и "Подростковый интеллектуальный тест Санкт-Петербург-Челябинск (ПИТ СПЧ)".

Критерии исключения: учащиеся 5-10 классов, с уровнем интеллекта менее 120 баллов по результатам ПИТ СПЧ и УИТ СПЧ [1].

Методы и материалы исследования: Клинический (изучение поведенческих реакций, типов реагирования, характерологических особенностей, когнитивных функций); психологические: социометрия по Морено, тест Л. Михельсона, статистический.

Основная группа исследуемых составила 24 человека. 5 классы- 3 мальчика и 4 девочки, 6 классы- 2 мальчика и 4 девочки, 7 классы- 1 мальчик и 3 девочки, 8 классы- 3 мальчика и 1 девочка, 9 классы- 1 мальчик, 10 классы- 2 девочки. Контрольная группа также составила 24 человека и полностью соответствовала группе исследуемых по полу и возрасту.

Результаты. Тест Михельсона, использовавшийся в научной работе, позволяет исследовать уровень коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений. Это важный аспект адаптации в школе, отражающий то, насколько комфортно испытуемые чувствуют себя в обществе других гимназистов и преподавателей.

По результатам тестирования установлено, что из 27 предусмотренных тестом ситуаций в 73% случаев учащиеся с очень высоким уровнем интеллекта поведут себя компетентно, при этом зависимое поведение (т.е. чрезмерная привязанность к чему-либо) демонстрируется в 21% случаев, а агрессивное реагирование - в 6% ситуаций.

В аналогичных условиях группа контроля показала следующие результаты: компетентное реагирование - в 52% случаев, зависимое - 30%, агрессивное - в 18% ситуаций.

Таким образом, учащиеся с очень высоким уровнем интеллекта значительно чаще социально компетентны (на 21% случаев) и менее агрессивны (на 12%) по сравнению с контрольной группой. Выявлена умеренная прямая корреляция (коэффициент г = +0,477) между компетентностью реагирования и уровнем интеллекта, и обратная умеренная зависимость (г = -0,447) между агрессивностью и уровнем когнитивных способностей.

Социометрические исследования по Морено позволило выявить "социометрические позиции", т. е. соотносительный авторитет члена группы по признакам симпатии-антипатии по различным направлениям деятельности. Данное исследование отражает отношение одноклассников к испытуемому.

Первая ситуация, предложенная для исследования - отдых на природе с классом. Необходимо было указать 3-5 одноклассников, которых бы каждый анкетируемый хотел бы взять с собой и, наоборот, не взял бы на природу. По количеству выборов определялась социометрическая позиция. Испытуемый мог попасть в группу "звёзды", "предпочитаемые", "принимаемые" или в "отвергаемые".

Распределение гимназистов с очень высоким уровнем интеллекта по данным группам выглядит следующим образом: 8%, 33%, 21% и 38% соответственно. Группа испытуемых показала следующие результаты распределения по тем же группам в аналогичном порядке: 10%, 24%, 33%, 33%.

Результаты говорят о том, что одноклассниками предпочитаются или отвергаются равно как дети с очень высоким интеллектом, так и школьники имеющие интеллект "норма".

Следующая ситуация предполагала возможность списать контрольную работу у любого из одноклассников. 38% школьников с высоким уровнем интеллекта попали в категорию "звёзды", т.е. многие одноклассники списали бы у них. Среди школьников с интеллектом "норма" в категорию "звёзды" никто не попал, при этом в группу "отвергаемые" вошли 68% детей. Выявлена заметная прямая корреляция (г = +0,511) между уровнем интеллекта и распределением по более высоким социометрическим позициям.

Полученные данные демонстрируют условия формирования повышенной самооценки, у детей с высоким интеллектом. Следует отметить, что все дети основной группы имели достаточный уровень мотивации, направленный на достижение успеха и эффективной учебной деятельности (при клиническом обследовании).

Последняя предложенная ситуация - творческая (оформление школьной сцены для праздника).

Распределение испытуемых по статусным позициям "звёзды", "предпочитаемые", "принимаемые" и "отвергаемые" выглядит следующим образом: 13%, 25%, 29%, 33%. Группа сравнения: 14%, 27%, 27% и 32%.

Можно отметить, что школьники из обеих групп с приблизительно одинаковой частотой распределились по статусным позициям.

Выводы. По результатам клинико-психологического исследования выявлен достаточный уровень социальной приспособленности детей с высоким уровнем когнитивного функционирования, что можно объяснить следующими факторами: когнитивным, когнитивные способности и особенности когнитивных процессов школьников с высоким уровнем интеллекта (биологический фактор); психологическими (уровень самооценки и мотивации); средовыми (обучение в гимназии, где уровень образования соответствует их высокому интеллекту и созданы комфортные условия для реализации потенциала таких детей). Из выявленных психологических особенностей детей с высоким интеллектом, можно отметить низкий уровень агрессивности и зависимого поведения, что демонстрирует хорошую адаптивность и отсутствие поведенческих девиаций. При этом испытуемые оказались более компетентны в коммуникативных навыках. При субъективной оценке уровня знаний испытуемых одноклассниками, выявлена заметная прямая корреляция (г = +0,511) между уровнем интеллекта и распределением по более высоким социометрическим позициям. Признание испытуемых детей со стороны одноклассников, повышает их самооценку, тем самым помогает таким детям адаптироваться в условиях школы.

Таким образом, предварительные результаты проведенного исследования позволяют выделить факторы адаптивных способностей школьников с высоким уровнем когнитивного функционирования: когнитивные, психологические (самооценка, мотивация) и социальные. Полученные данные можно использовать не только в коррекционной работе психологов, психотерапевтов, для повышения уровня адаптивности детей с особенностями интеллекта, но и при выборе учебного заведения таким детям, что определяет профилактический уровень исследования, т.к. адекватные и комфортные условия обучения сами по себе являются фактором, способствующим социальной адаптации.

Список литературы

1. Батурин, Н.А., Дашков, И.М., Курганский, Н.А., Федорова, Л.К. Универсальный интеллектуальный тест УИТ СПЧ - М. Руководство. Челябинск-С-Петербург / Н.А. Батурин, Н.А. Курганский, 2003. - 56 с.

2. Клещенко, Е. Проблемы и методы науки. Библиотека мозга // Химия и жизнь -2012 - № 12 - с. 14-20.

3. Майерс, Д. Социальная психология / Перев. с англ. - СПб.: Питер, 1997. - 688

с.

4. Парфёнова, Г.Л. Психологические особенности социальной компетентности личности с общей умственной одарённостью / Автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.01. - Б.: Барнаул. гос. пед. ун.-т, 2008. - 255 с.

5. Хазова, С.А. Совладающее поведение одаренных старшеклассников / Автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.01. - К.: Костром. гос. ун.-т им. Н.А. Некрасова, 2002. -246 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.