АДАПТИВНЫЕ И НЕАДАПТИВНЫЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИИ У КУРЯЩИХ КЛИНИЧЕСКИ ЗДОРОВЫХ ЛИЦ МОЛОДОГО ВОЗРАСТА
Новикова Н.В., Кодочигова А.И., Киричук В.Ф., Новиков Д.С., Титоренко Е.С.
Саратовский государственный медицинский университет, кафедра нормальной физиологии человека, кафедра пропедевтики внутренних болезней, г. Саратов
Курение табака и последствия его воздействия на организм остаются одной из актуальнейших проблем современного здравоохранения. В настоящее время в мире среди детей, подростков и юношества курят 700 млн. человек. Ежегодно начинают курить около 1 млн. молодых людей. Средний возраст начала курения в нашей стране приходится на 11-12 лет. Поэтому профилактику формирования этой привычки следует проводить уже в подростковом и юношеском возрасте, когда еще нет, как правило, выраженной табачной зависимости. Этот подход является одним из перспективных к снижению столь распространенных в нашей стране легочных, сердечно-сосудистых и других, связанных с курением, заболеваний. Несмотря на значительное количество публикаций, посвященных табакокурению, психофизиологические особенности личности, в частности, построение копинг-стратегий в стрессовых ситуациях, у данного контингента лиц изучены недостаточно.
Цель работы. Изучить особенности личностного реагирования в эксквизитных ситуациях у клинически здоровых курящих лиц молодого возраста.
Материалы и методы. С помощью тестов Э. Хайма, Ч.Д. Спилбергера, С.В. Субботина и Торонтской алексити-мической шкалы (ТАШ) было обследовано 49 курящих клинически здоровых лиц мужского пола, средний возраст которых составил 19,3 ± 0,36 лет.
Результаты. В структуре копинг-когниций у курящих лиц молодого возраста среди адаптивных реакций превалировали сохранение самообладания и установка собственной ценности, среди неадаптивных - диссимуляция и игнорирование существующих проблем.
При построении эмоциональных копинг-стратегий у обследуемых лиц было выявлено преобладание оптимизма среди адаптивных реакций и, что особенно важно, высокий процент подавления эмоций и агрессивности -неадаптивных стратегий. Кроме того, у курящих лиц, использующих неадаптивные стратегии, наблюдалось снижение стрессоустойчивости в эксквизитных ситуациях, которое было выявлено по тесту С.В. Субботина, и тенденция к повышению показателей по тестам Ч.Д. Спилбергера и ТАШ, по сравнению с курильщиками, выбравшими адаптивные реакции.
При анализе поведенческих копинг-стратегий обращал на себя внимание тот факт, что среди адаптивных копинг-реакций курильщики чаще отдавали предпочтение обращению за советом и помощью, чем альтруизму и сотрудничеству со значимыми людьми. Неадаптивные реакции были представлены преимущественно активным избеганием. Также у курильщиков с неадаптивными поведенческими стратегиями наблюдалось повышение реактивной и личностной тревожности по Ч.Д. Спилбергеру, показателей по ТАШ и снижение стрессоустойчивости по С.В. Субботину (р<0,05).
Таким образом, выявленные особенности личностного реагирования при построении копинг-поведения у курящих клинически здоровых лиц молодого возраста необходимо учитывать при проведении профилактики и лечения табачной зависимости.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.
2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.
9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЬ: Шр://е-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.
10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.
12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.
13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.
16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.
Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
Стр. [227]