Южная часть поселения спроектирована из новых объектов с современной инфраструктурой. Проектом предусматривается расположение на данной территории школы, двух детских садов, футбольного поля и колледжа. Кроме того, было разработано комплексное благоустройство улиц и набережной. Для реализации таких масштабных проектов, как реновация деревни Ситня в Новгородской области, требуется поэтапная реконструкция. Ниже представлены четыре этапа постепенной реконструкции старого селения в жилой поселок нового типа с расположением поблизости от него производственного комплекса.
На первом этапе должно вестись строительство на свободной территории без сноса существующей застройки. Это позволит направить капиталовложения на строительство комплекса производственных сооружений, общественных зданий, детских учреждений, больницы и школы со спортивным комплексом. На первом этапе сохраняется общая планировка старого села. Новые сооружения должны размещаться с учетом оптимального зонирования территории. Уже на этом этапе строительство первой очереди не только не нарушит быт сложившегося села, но и обеспечит население всем необходимым для комфортной жизни и труда.
Второй этап предусматривает уплотнение существующей застройки. Отдельные ветхие здания, которые невозможно реконструировать и восстановить, предложено снести. Благодаря освободившимся от ветхой застройки территориям станет возможным произвести реконструкцию центральной части поселка (рис. 3). Происходит расширение мощностей производственного комплекса.
На третьем этапе будет необходимо осуществить развитие производственного комплекса. На этом же этапе происходит обновление пригодного для дальнейшей эксплуатации жилого фонда путем реконструкции наиболее ценных жилых домов. Предложено осуществить в этих домах надстройку до двух этажей, организовать снос огромного числа ненужных построек вокруг них. Старые жилые дома, не имеющие архитектурной ценности, но еще пригодные для проживания, проектом предложено оставить на следующие этапы развития поселения.
Только на четвертом этапе происходит снос существующих малоценных жилых домов. Их должны заменить
новые комфортные жилые здания. Важно сохранять ландшафт, вековые деревья, которые будут служить украшением улиц. На этом этапе производится финишное комплексное благоустройство центральной части поселка.
Поэтапная реконструкция сел и деревень способствует возникновению самодостаточных экономически обоснованных производственно-селитебных комплексов. Методика облегчает проведение операций по реконструкции поселения, рационально распределяет единовременные затраты, способствует реализации подготовленного проекта. Применение комплексных подходов к реконструкции деревень позволит возрождать сельские поселения не только в Новгородской области, но и в других субъектах Российской Федерации [5,6].
Список цитируемой литературы:
1. Виншу И. Архитектурно-планировочная организация сельских населенных пунктов / И.А. Виншу. - Москва: Стройиздат, 1986. - 279 с.
2. Гаврилов М.А. Особенности формообразования объектов обслуживания Новгородской области / М.А. Гаврилов, К.И. Ко-лодин // Архитектура, дизайн и изобразительное искусство на Северном Кавказе в общекультурном пространстве России: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию кафедры «Архитектура» Грозненского государственного нефтяного технического университета имени академика М.Д. Миллионщикова, 6-7 декабря 2018 г. Россия, Чеченская Республика, г. Грозный. - Грозный: ИП «Би-султанова П.Ш.», 2018. - С. 94-98.
3. Гаврилов М.А. Формирование архитектурных объектов нового типа (на примере Новгородской области) / М.А. Гаврилов // Визуальная антропология - 2019. Город-университет: жизненное пространство и визуальная среда: Материалы III Международной научной конференции, 28-30 августа 2019 г., Великий Новгород / Под редакцией С.С. Аванесова, Е.И. Спе-шиловой. - Великий Новгород: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, 2020. - С. 227-238.
4. Кончуков Н. Планировка сельских населенных мест / Н.П. Кон-чуков. - Москва: Высшая школа, 1972. - 224 с.
5. Шувалов В.М. Архитектурно-пространственное формирование сети придорожных кластеров на автотрассах России / В.М. Шувалов; Российский ун-т дружбы народов // Градостроительство. - 2016. - № 6 (46). - С. 73-79.
6. Шувалов В.М. Архитектура объектов рекреационного назначения в придорожной и межселенной среде. История архитектурного формирования объектов: Учебное пособие. В 2 ч. Часть I / В. М. Шувалов. - Москва: Российский университет дружбы народов, 2012. - 236 с. - ISBN 978-5-209-05921-9.
М.Г. Саркисьянц DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10079
M.G. Sarkisyants
Адаптивность подземных пространств в контексте устойчивого развития крупнейших городов
Adaptability of underground spaces in the context of sustainable development of the largest cities
Ключевые слова: адаптация подземных сооружений, генезис подземного строительства, перспективы подземного строительства за рубежом, подземные комплексы.
Keywords: adaptation of underground spaces, underground building genesis, prosprcts of underground building abroad, underground complexes.
Аннотация: Территориальный рост городов, проблемы транспорта, ухудшение экологии в крупнейших городах, социальные проблемы в городских сообществах мотивируют адаптацию существующих подземных пространств и строительство новых подземных сооружений. Строительство подземных сооружений и адаптация существующих улучшит экологическую обстановку в городах, придаст динамику развития городам в целом. Abstract: Cities' territorial growth, transport problems, ecology deterioration, social communities' problems - all these factors motivate adaptation of existing underground spaces and new underground facilities building. New unerground building and adaptation of the old ones will improve ecological situation in the cities and bring dynamics to the cities' development.
Целью работы является рассмотрение особенностей в строительстве и адаптации подземных пространств крупнейших городов, проведен анализ зарубежного и отечественного опыта подземного строительства в освоении подземных пространств. В результате исследования определены перспективы развития подземных пространств крупнейших городов России.
На протяжении тысячелетий человечество использовало подземные пространства, придавая им различные функции. Образование крупнейших городов, центробежное развитие и освоение новых территорий привело к необходимости упорядочения и сокращения путей передвижения населения. Возросшая стоимость земельных участков, увеличившаяся плотность застройки городов, практика изъятия территорий особой природной ценности для строительства вызвали резкое ухудшение экоогического состояния городов, а в некоторых случаях полное уничтожение ценных городских ландшафтов.
Повышенный интерес в мире к адаптации подземных пространств продиктован рядом их неоспоримых преимуществ. Превращение освободившихся от застройки городских территорий в объекты «зеленого строительства», экологическая чистота городских пространств, сокращение энергии для отопления и охлаждения помещений - всё это существенно влияет на эксплуатационные расходы городских объектов в целом, сокращая энергопотребление городов и ограничивая их территориальное развитие.
Эти обстоятельства в настоящее время определяют размещение в выработках подземных пространств городов: музеев, театров, концертных залов, храмов, также различного назначения коммунальных и транспортных объектов. Важным является создание крупных транспор-тно-коммунальных и коммуникационных узлов, корреспондирующих подземные и надземные пространства, обеспечивая перемещение больших людских потоков в короткие промежутки времени на большие расстояния. Создание таких транспортных коридоров позволит использовать высокоскоростные транспортные средства доставки. Важным приоритетом подземного строительства является стабильность подземных объектов, не подверженных природно-климатическим воздействиям и росту уровня урбанизированности территорий.
Рассматривая происходящие процессы строительства и адаптации подземных пространств крупнейших городов, можно отметить, что первопричиной этого процесса является возросшая техническая возможность строительства, связанная с оснащенностью подрядчиков современными технологиями, высокопроизводительными строительными машинами и механизмами. Важ-
ным также является фактор социально-экономической целесообразности активного освоения подземных пространств. Значимым обстоятельством в развитии подземного строительства является организация сложных технологических связей с существующей застройкой, расположенной на дневной поверхности. Однако несмотря на активное освоение подземных пространств, разработку новых проектов развития подземных территорий, мировой опыт разных стран показывает, что проблема высокой плотности застройки крупнейших городов и мегаполисов при этом не решается.
Попытка дезурбанизации территорий крупнейших городов приводит к появлению концепции подземного города-дублёра, в котором население будет проводить большую часть времени. Подземные пространства начинают рассматриваться как среда постоянного обитания. Великобритания начала освоение подземного пространства Лондона еще в Х1Х веке, построив первую в мире линию метро.
На приведенных схемах показана многоуровневая структура лондонского подземного города. Множество мелких рек, входящих в состав устья Темзы, в настоящее время спрятаны в тоннели и теперь являются частью городской канализационной системы. Кроме развитой системы инженерного обеспечения города, глубина которой в настоящее время составляет 67 метров, Лондон подземный представляет собой многоуровневые городские пространства различного назначения, связанные технологически с наземными зданиями и сооружениями, делая их неотъемлемой частью подземного городского пространства. Одним из основных является Административный центр, построенный перед Второй мировой войной, превращенный в настоящее время в Музей войны (Cabinet Wаr Rooms). Площадь комплекса составляет 2,5 га. Кроме этого, был выстроен комплекс подземных оборонительных цитаделей, связанных с вокзалами города, основной задачей которого было обеспечение эвакуации. В настоящее время эти сооружения используются по различным назначениям.
Экономическое развитие города и улучшение экологического состояния городской среды стало основным вектором в разработке проекта развития подземных пространств для Амстердама. В проекте AMFORA предлагается создание мультифункционального подземного пространства всего города. Создание подземной транспортной инфраструктуры обеспечит возможность развития города-дублера с кинотеатрами, супермаркетами, плавательными бассейнами и другими объектами. Система обогрева и охлаждения зданий позволит регулировать температуру и в домах, находящихся на дневной
поверхности. Строительство города - дублера Амстердама имеет показатель вредности по СО2, равный нулю. Устройство подземных улиц под существующими каналами создаст комфортные условия движения под землей. Важным условием при возведении объектов подземного строительства является бережное отношение к фундаментам существующих зданий и сооружений, новое строительство не должно нарушать их состояние.
В Хельсинки планируется разработка масштабного проекта комплексного освоения подземных пространств. Целью этого проекта является сохранение исторического ландшафта города, улучшение экологического состояния городской среды в целом (рис. 1).
Пример Хельсинки показателен в части бережного отношения к исторической части городского центра, в котором не допускается снос исторических памятников культуры и архитектуры, строительство рядом с ними высотных зданий и сооружений, что обеспечивает сохранение масштаба сложившейся городской среды. Развитие подземной транспортной инфраструктуры позволит реализовывать строительство перспективных амбициозных гражданских объектов.
Токио, один из ограниченных по территории мегаполисов мира, начал освоение подземного пространства в 1932 году, построив «Магазин - метро» на станции «Уэно» Токийского метрополитена. К 1971 году застроенная часть подземного пространства Токио составляла 500 000 м2. В настоящее время в подземной части Токио возник район-дублёр Яэсу. Перенос под землю объектов с большим притяжением транспорта - шаг на пути к «низкоуглеродному обществу». В число уникальных подземных сооружений мира входит построенный в Токио противопаводковый тоннель, протяженностью более 10 километров, также противопаводковый тоннель используется для съемок кинофильмов и fathion.
Особое место в списке мировых объектов адаптации и строительства подземных пространств занимает парк LOW LAINE в Нью-Йорке, расположенный на месте трассы прежнего железнодорожного пути. Для строительства подземного парка Джеймс Рэмси (студия
КААБ) создал специальную систему линз и зеркал, передающих солнечный свет в подземные пространства. Строительство парка площадью 2.0 га будет завершено в 2021 году. Система линз и зеркал с применением оптиковолоконных кабелей позволяет обеспечивать необходимым количеством света растения. В настоящее время в парке выращивается 40 сортов растений. Уникальность парка в том, что эти деревья и травы не встречаются в природе ни на одной из территорий (рис. 2).
В России также накоплен значительный опыт освоения подземных пространств при строительстве метрополитенов, торгово-складских объектов. В Москве завершившилась реконструкция территорий и строительство новых подземных сооружений возле железнодорожных вокзалов, ставших неотъемлемой частью кольцевой линии метрополитена. Строительство такого развитого комплекса является примером адаптивности транспортных подземных сооружений, их способности объединять важные градостроительные узлы, дополняя их новыми функциями и придавая новое дыхание существующим наземным территориям в целом. Проведенная реконструкция привокзальных территорий с использованием приемов ландшафтной архитектуры резко изменила экологическую ситуацию в рассматриваемых территориях города.
В процессе развития любых систем - технических, производственных или иных - возникает барьер, преодоление которого обычным накоплением традиционных технических приемов невозможно. В настоящее время возникает барьер между пространствами городов и возможностями для реализции ряда проектов. Земная поверхность ряда европейских стран к настоящему времени застроена на 15-20% их общей территории.
Анализ происходящего в городах с социальными, транспортными и пространственными проблемами указывает на необходимость отказа от традиционной системы проектирования городов в одной плоскости и переход к трехплоскостному восприятию городской структуры.
Рис. 1. Слева-направо: план реконструкции и строительства подземных пространств Хельсинки; подземное пространство Лондона (разрез); Токийский тоннель
Рис. 2. Парк Low Line, Нью-Йорк
Идеологом подземной архитектуры считается Мал-кольм Уэллс, развивший концепцию о подземной архитектуре как продолжении окружающей среды. Луис Салливан, идеолог высотного строительства, вывел определение: «Форма следует функции». Рассматривая крупнейшие города как триединую форму в последующем развитии, можно предположить возможность гармоничного сочетания подземных сооружений со зданиями и сооружениями, располагающимися на дневной поверхности, при этом не разрушающими сложившиеся исторически градостроительные структуры, определив их технологические, функциональные и пространственно-вариантные связи.
Резюмируя происходящие в странах процессы адаптации подземных пространств городов с различными природно-климатическими и геологическими условиями, можно отметить подземное строительство как один из основных векторов перспективного развития крупнейших городов. Возникновение многоуровневых и многофункциональных подземных пространств говорит об этом. Экономические, экологические и целый ряд других факторов отмечают возрастающую целесообразность подземного строительства. Решение ряда важных транспортных проблем (например в Амстердам и ряде других городов) с учетом активного использования подземных пространств может существенно приблизить города к «низкоуглеродному» обществу, и тем самым решить одну из важных задач экологического состояния городов.
В рамках развития транспортной проблемы целесообразно рассмотреть возможность разделения подземных транспортных потоков на пассажирские и грузовые. Грузовые потоки будут обеспечивать доставку товаров к торговым центрам и вывоз отходов и мусора. Одним из аспектов подземного строительства является размещение ряда промышленных предприятий в подземных пространствах городов, что ощутимо улучшит эколо-
гию целых районов, позволив восстановить массивы зеленых насаждений.
Развитие научно-технического уровня цивилизации, социально-экономические изменения, происходящие в сообществах, приводят к изменению крупнейших ур-банизаций, для которых подземные пространства представляют собой искомые ресурсы развития центров крупнейших городов и мегаполисов. Одна из тенденций - комплексное освоение подземных пространств, осуществляемых фрагментарно, впоследствии становящихся частью единой структуры подземной урбанизации, при этом важной является необходимость постоянного изменения контекстов (социального, правового, экономического, экологического и других).
Список цитируемой литературы:
1. Беляев В.Л. Основы подземного градоустройства: монография / В.Л. Беляев. - Москва: МГСУ, 2012. - 254 с.: ил. -(Библиотека научных разработок и проектов МГСУ / М-во образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО "Московский гос. строит. ун-т"). - ISBN 978-5-7264-0588-9.
2. Беляев В.Б. Освоение подземного пространства городов в аспекте их устойчивого развития / В.Б. Беляев // Вестник МГСУ - 2014. - №2. - С. 7-12.
3. Голицынский Д.М. Комплексное освоение подземного пространства больших городов / Д.М. Голицынский // Транспорт Российской Федерации. - 2006. - №5(5). - С. 92-94.
4. Демидова Е.В. Опыт подземного строительства в городе Хельсинки / Е.В. Демидова // Академический вестник УралНИИ-проект РААСН. - 2015. - №1. - С. 9-14.
5. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. В 2 т. - Москва: Русский язык, 2000. -1233 с. - (Библиотека словарей русского языка: А). ISBN 5-200-02802-7.
6. Картозия Б.А. Освоение подземных пространств крупных городов. Новые тенденции / Б.А. Картозия // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). - 2015. - № S1. - C. 615-630.
7. Челюканова Е.Э. Подземное пространство как резерв дополнительной полезной площади / Е.С. Челюканова, В.С. Горбунова // ПНиО. - 2013. - №6. - С. 189-191.
А.К. Моргунов, С.Ф. Муратов, В.В. Прокушева, В.В. Фанасюткина DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10080
A.K. Morgunov, S.F. Muratov, V.V. Prokusheva, V.V. Fanasutkina
Линейные структуры как новый вектор развития городов на примере реконструкции Краснодара и Казани Linear structures as a new vector of urban development on the example of the Krasnodar and Kazan cities reconstruction
Ключевые слова: линейный город, морфология города, транспортные коридоры, реконструкция, структурный анализ, мегапроекты, пешеходные улицы.
Keywords: linear city, city morphology, transport corridors, reconstruction, structural analysis, megaprojects, pedestrian streets.
Аннотация: В статье рассматриваются новые линейные городские структуры - полифункциональные транс-портно-пешеходные коридоры, насыщенные инновационными пространствами. Линейные структуры придают развитию городской ткани новый инновационный вектор посредством создания линейных элементов каркаса города с активной реорганизацией ткани городского пространства, наполнения новыми функциями, сопровождающегося ростом деловой активности и рейтинга районов.