Научная статья на тему 'Адаптивность обучения истории химии: учебный фильм Химического факультета МГУ «К истории лабораторного химического оборудования»'

Адаптивность обучения истории химии: учебный фильм Химического факультета МГУ «К истории лабораторного химического оборудования» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история химии / учебный фильм / химический инструментарий. / history of chemistry / educational film / chemical tools.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баум Елена Анатольевна

Повышение требований к подготовке будущих специалистов в области химии стимулирует преподавателей использовать разнообразные образовательные технологии с целью обеспечения интереса студентов к предмету изучения. В статье описывается опыт автора по созданию первого российского учебного фильма по истории химического инструментария. Отмечается эффективность применения данного визуального контента для улучшения усвоения учебного материала при чтении курсов по истории и методологии химии в университетах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTABILITY OF TEACHING HISTORY OF CHEMISTRY: EDUCATIONAL FILM OF THE CHEMICAL FACULTY OF MOSCOW STATE UNIVERSITY "TOWARDS THE HISTORY OF CHEMICAL LABORATORY EQUIPMENT"

Increasing requirements for training of future specialists in the field of chemistry encourages teachers to use a variety of educational technologies in order to ensure students' interest in the subject matter. The article describes the author’s experience in creating the first Russian educational film on the history of chemical instrumentation. The effectiveness of the use of this visual content to improve the assimilation of educational material by reading courses on the history and methodology of chemistry in universities is shown.

Текст научной работы на тему «Адаптивность обучения истории химии: учебный фильм Химического факультета МГУ «К истории лабораторного химического оборудования»»

УДК 54(091)

https://doi.org/10.24411/2226-2296-2019-10302

Адаптивность обучения истории химии: учебный фильм Химического факультета МГУ «К истории лабораторного химического оборудования»

Е.А. Баум

Московский государственный университет (МГУ) имени М.В. Ломоносова, 119991, Москва, Россия E-mail: baumzai2014@mail.ru

Резюме: Повышение требований к подготовке будущих специалистов в области химии стимулирует преподавателей использовать разнообразные образовательные технологии с целью обеспечения интереса студентов к предмету изучения. В статье описывается опыт автора по созданию первого российского учебного фильма по истории химического инструментария. Отмечается эффективность применения данного визуального контента для улучшения усвоения учебного материала при чтении курсов по истории и методологии химии в университетах.

Ключевые слова: история химии, учебный фильм, химический инструментарий.

Для цитирования: Баум Е.А. Адаптивность обучения истории химии: учебный фильм химического факультета МГУ «К истории лабораторного химического оборудования» // История и педагогика естествознания. 2019. № 3. С. 11-13. DOI: 10.24411/2226-2296-2019-10303

ADAPTABILITY OF TEACHING HISTORY OF CHEMISTRY: EDUCATIONAL FILM OF THE CHEMICAL FACULTY OF MOSCOW STATE UNIVERSITY "TOWARDS THE HISTORY OF CHEMICAL LABORATORY EQUIPMENT"

Elena A. Baum

Lomonosov Moscow State University, 119991, Moscow, Russia E-mail: baumzai2014@mail.ru

Abstract: Increasing requirements for training of future specialists in the field of chemistry encourages teachers to use a variety of educational technologies in order to ensure students' interest in the subject matter. The article describes the author's experience in creating the first Russian educational film on the history of chemical instrumentation. The effectiveness of the use of this visual content to improve the assimilation of educational material by reading courses on the history and methodology of chemistry in universities is shown. Keywords: history of chemistry, educational film, chemical tools.

For citation: Baum E.A. ADAPTABILITY OF TEACHING HISTORY OF CHEMISTRY: EDUCATIONAL FILM OF THE CHEMICAL FACULTY OF MOSCOW STATE UNIVERSITY "TOWARDS THE HISTORY OF CHEMICAL LABORATORY EQUIPMENT". History and Pedagogy of Natural Science. 2019, no. 3, pp. 11-13. DOI: 10.24411/2226-2296-2019-10303

В современных высшей и средней школах особое внимание уделяется привлечению интерактивных форм и методов обучения. Одним из таких средств обучения являются учебные фильмы. Фильм воздействует на обучающегося многоаспектно (включается слуховая, визуальная и эмоциональная память); информация, представленная в динамике, повышает познавательный интерес к предмету изложения [1-3].

В 2017 году Химическим факультетом МГУ в сотрудничестве с Политехническим музеем и факультетом журналистики МГУ был создан уникальный в своем роде в нашей стране учебно-образовательный фильм, посвященный рассмотрению эволюции лабораторного химического инструментария в истории химии (сценарий и режиссура к.х.н. Е.А. Баум) [4]. Впервые в своем укороченном варианте фильм был

продемонстрирован на Международной научной конференции «К истории лабораторий: теория, практика, учебно-образовательная деятельность», проходившей в МГУ осенью того же года [5]. Его презентация хорошо обоснована, поскольку целью фильма является задача показать те изменения, которые произошли в приборном оснащении лабораторий в контексте смены исторических эпох.

Материал фильма методически разделен на несколько разделов, каждый из них посвящен рассмотрению эволюции определенной линейки химического инструментария, среди которых: нагревательное оборудование (с периода александрийской алхимии до современности), весовое оборудование (с древности до современности), ареометры, термометры и пр. Все разделы, сопровождаемые дикторским коммен-

тарием, содержат также текстовую информацию, относящуюся к демонстрируемым приборам и их изображениям; краткие биографические данные об их изобретателях, включая их фотопортреты.

Одним из сюжетов фильма является освещение эволюции аэрометров (оборудование для определения плотности жидкостей). Данный прибор был изобретен еще александрийскими учеными: некоторые считают, что Гипатией Александрийской (фото 1), одной из первых женщин-математиков, руководителем философской школы в Александрии вв. н.э.), другие - ее учеником, занимавшимся практическими алхимическими исследованиями, Си-незием Киренским. Принцип действия прибора основан на законе Архимеда. Первые ареометры, правда, не имели градуированной шкалы (фото 2). Ее

3■2019

История и педагогика естествознания

[и]

Фото. 1. Гипатия Александрийская -

изобретательница первого ареометра

Фото. 2. Простейшие ареометры

Фото. 3. Ареометры Лавуазье ( Музей искусств и ремесел, Париж)

впервые предложил немецкий химик И. Толден в 1600 году Ареометрия бурно развивалась в XVN-XVШ веках. Именно в это время появились новые модификации, разработанные Р. Бойлем (16751690), затем Д.Г. Фаренгейтом (1724). В 1760-е годы знаменитый французский химик А.Л. Лавуазье первым применил ареометры с постоянным весом и сделал их не из стекла, а из серебра (их коллекция сегодня находится в Музее истории искусств и ремесел в Париже (фото 3), конструктивно отличающиеся от своих предшественников. Ученый применял эти приборы в качестве инструмента для анализа природной и бытовой питьевой воды. В своих ис-

следованиях он сочетал химический анализ вод с точным определением их плотностей. Современную форму ареометрам придал другой известный французский химик и технолог, Антуан Боме, в 1768 году по мере расширения работ с использованием ареометра появились и иные его разновидности: спиртометр, лактометр, сахарометр. Все они в достаточном количестве представлены сегодня в коллекциях ведущих музеев истории науки (фото 4).

Графические иллюстрации разделены видеорядом артефактов из специализированного фонда «Оборудование химической лаборатории» Политехнического музея Москвы. Его куратор

А.И. Нудель, демонстрируя экспонаты из указанной коллекции, обсуждает историю создания каждого из них. Среди презентуемых приборов особенно поучительна история разработки муфельной электродуговой печи (1890-е годы), предназначенной для плавления и испарения тугоплавких веществ. Весовое оборудование представлено малораспространенными в аналогичных музейных коллекциях «газовыми весами» Ф. Люкса, гидростатическими весами Г. Вестфаля, аналитическими весами Й. Неметца из Музея-квартиры Н.Д. Зелинского. Комментарии куратора позволяют одновременно проследить за изменением и совершенствованием материалов, применявшихся для изготовления лабораторного оборудования в разные века. Для ряда линеек оборудования удалось показать современные конструкции соответствующей техники, используемой в учебных практикумах химического факультета. Ведущие ученые факультета демонстрируют особенности их использования и пределы измерительных возможностей для решения практических химических задач.

Сегодня в университетских лабораториях сотрудники и студенты успешно решают разнообразные исследовательские задачи, делают открытия с применением новейшей приборной техники. Но у каждого исследовательского метода и устройства есть свое прошлое. Окунаясь в него, можно понять, при использовании каких средств и методов, существовавших в определенные эпохи развития человечества, ученые приходили к своим открытиям. Ведь история химии - это не просто история химических теорий и понятий, она объединяет историю химической практики и химической культуры, важной составной частью которых является приборное оснащение лабораторий.

Данный проект был осуществлен, как отмечалось выше, в 2017 году при поддержке декана химического факультета МГУ В.В. Лунина и декана факультета журналистики МГУ Е.Л. Вартановой. Уже два года фильм успешно применяется в учебном курсе истории химии на химическом факультете МГУ и филиале МГУ в г. Баку. Студенты после его просмотра и предварительной подготовки дома пишут контрольную работу, отвечая на вопросы, связанные с историей развития химического оборудования. При этом обязательным требованием в нее входит рассмотрение развития соответствующей линейки оборудования в контексте современных представлений в описываемой области приборного лабораторного оснащения. Фильм, несомненно, способствует раз-

История и педагогика естествознания

3■2019

Фото. 4. Разнообразные ареометры, представленные в фондах Музея истории науки в Женеве

витию познавательно-исследовательской активности учащихся, рефлексивности их сознания (в плане способности переосмысливать стереотипы собственного и чужого опыта). Ведь, готовясь к контрольной, студенты осваивают определенный массив информации, касающийся также современного состояния химического лабораторного инструментария, творчески переосмысливая его с учетом акцентировки вопросов, изложенных в фильме. Как показывает практика, использование в преподавании истории химии подобного разноаспектного визуального контента повышает эффективность усвоения учебного материала студентами, способствует более глубокому и целостному, а главное, рефлексивному, восприятию изучаемой ими дисциплины. Особенно ценной эту новацию следует рассматривать в свете развиваемой в последнее время Химическим факультетом МГУ новой образовательной парадигмы практико-ориентированного преподавания истории химии [6].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бурлак И.Н., Кубеев Б.В. Учебное кино в высшей школе. М.: Высшая школа, 1980. 207 с.

2. Кириллова Л.М. Педагогические аспекты эффективности учебного фильма: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.М. Кириллова. Л., 1984. 246 с.

3. Амирова А.Х. Видеофильмы на уроках химии как фактор развития культуры // Химия. 2006. № 6. С. 35-36.

4. Фильм «К истории лабораторного химического оборудования». URL: https://www.youtube.com/watch?v=Q9vIVo8Qty8&feature=youtu.be (дата обращения 15.06.2019).

5. Баум Е.А. Из истории лабораторий. Размышления над итогами Международной конференции химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова // История и педагогика естествознания. 2018. № 4. С. 46-48.

6. Баум Е.А., Лунин В.В. Образовательные новации химического факультета МГУ: практико-ориентированное преподавание истории химии // Химия в школе. 2019. № 3. С. 73-75.

REFERENCES

1. Burlak I.N., Kubeyev B.V. Uchebnoye kino v vysshey shkole [Educational cinema in high school]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 1980. 207 p.

2. Kirillova L.M. Pedagogicheskiye aspekty effektivnosti uchebnogo filma. Diss. kand. ped. nauk [Pedagogical aspects of the effectiveness of the educational film. Cand. ped. sci. diss.]. Leningrad, 1984. 246 p.

3. Amirova A.KH. Video films at chemistry lessons as a factor in the development of culture. Khimiya, 2006, no. 6, pp. 35-36 (In Russian).

4. Film «Kistoriilaboratornogo khimicheskogo oborudovaniya» (The film "On the history of laboratory chemical equipment") Available at: https://www. youtube.com/watch?v=Q9vIVo8Qty8&feature=youtu.be (accessed 15 June 2019).

5. Baum E.A. From the history of laboratories. Reflections on the results of the International Conference of the Faculty of Chemistry of Moscow M.V. Lomonosov State University. Istoriya ipedagogika yestestvoznaniya, 2018, no. 4, pp. 46-48 (In Russian).

6. Baum E.A., Lunin V.V. Educational innovations of the Faculty of Chemistry of Moscow State University: practice-oriented teaching of the history of Chemistry. Khimiya vshkole, 2019, no. 3, pp. 73-75 (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Баум Елена Анатольевна, к.х.н., с.н.с. группы истории химии, Химический факультет, Московский государственный университет (МГУ) имени М.В. Ломоносова

Elena A. Baum, Cand. Sci. (Chem.), Senior Researcher of the Group History of Chemistry, Chemistry Department, Moscow M.V. Lomonosov State University.

3■2019

История и педагогика естествознания

И

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.