Jia Huimin. Chinese new year holidays on the lunar calendar in the daily culture of modern China / / Society: philosophy, history, culture. 2016. No. 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kitayskie-novogodnie-prazdniki-po-lunnomu-kalendaryu-v-povsednevnoy-kulture-sovremennogo-kitaya (date accessed: 20.05.2018). (In Rus.).
Malyavin V. V. Chinese a civilization.- M.: "publishing house April", LLC "Publishing house AST", Publishing and production center " Design. Information. Cartography", 2000. - 632 p: Il., cart. (In Rus.).
Sharkov I. (2014). Communicology. Fundamentals of communication theory: textbook for universities. Moscow. Dashkov and K. 488 p. (In Rus.).
Top 10 Chinese Folk Songs. China Whisper. Retrieved 30 September 2016. Zinchenko V. G., Zusman V. G. Introduction / / Intercultural communication: studies.benefit. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/m_komm/02.php (date accessed: 28.04.2018). (In Rus.).
АДАПТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМ
ПРОСТРАНСТВОМ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Голубкова Э.А., Ермилова Т.Г., Суслаков Б.А.
Аннотация. Современные социально-экономическая структура общества и отношения между классами быстро меняются. На этом пути достигнуты значимые успехи. Особую роль в этом играет процесс социализации общества и, соответственно его образование, т. е. готовность к пониманию ситуации, её адаптации и применению. Это побуждает общество к инновационным подходам к разрешению проблем эффективности образования. В основе сущность инноватики заключается в диагностике состояния образовательных институтов и процессов, прогноза ближайшего будущего. Достижение этого состояния связано с оперативным принятием решений для реализации (планирования) желаемого (необходимого) состояния в области воспитания и образования на этапе общеобразовательной школы. В статье предлагается
концептуальный подход к адаптации социального пространства сельской школы в регионе Московской области.
Ключевые слова: социальное пространство сельской школы; адаптивное управление; социальное партнерство; социальный ресурс; социальное планирование; адаптивные модели и технологии.
Для цитирования: Голубкова Э.А., Ермилова Т.Г., Суслаков Б.А. Адаптивное управление социальным пространством сельской школы в современных условиях// Коммуникология: электронный научный журнал. Том 3. No 4, 2018. С. 122-128.
Сведения об авторах: Голубкова Эльмира Агаевна, директор Дома культуры СП Новое Орехово-Зуевского округа Московской области. Тел.: +7 906-061-79-39. E-mail: [email protected] ; Ермилова Татьяна Геннадиевна, директор средней школы СП Орехово-Зуевского округа Московской области. Тел.+ 7 903-684-22-00. E-mail: [email protected]; Суслаков Борис Алексеевич — профессор кафедры теоретическая и прикладная экономика, негосударственного образовательного учреждения высшего образования «Институт мировых цивилизаций», Почетный
работник высшего профессионального образования РФ. Адрес: 111395 Москва, ул.Снайперская.д.4., кв.128. Тел.: 8 (499) 373-04-92. E-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию: 09.10.2018. Принята к публикации: 18.12.2018.
В современных условиях динамично меняющихся социальных, экономических, технологически и других факторов проявляются особенности адаптации социального пространства сельской школы. Сегодня в России около 70% школ - сельские, в которых обучается около 40% учащихся, работает более 25% педагогов. Эта массовость привлекает многих исследователей. Если внутреннее содержание этих школ в среднем мало различается, то окружающая среда далеко не одинакова, что и определяет повышенный интерес исследователей.
Объект исследования
Объектом исследования является школа сельского поселения Новое Орехово-Зуевского округа Московской области. Число жителей этого микрорайона, далее социального пространства, около 2800 жителей, предприятий и организаций малого и среднего бизнеса более 200, представляющие около 500 рабочих мест. Инфраструктура этого поселения близка к городской, есть дом культуры, медицинский пункт, спортивная школа, библиотека и многое другое. Это разнообразие окружающей среды, органично оформляет социальное пространство сельской школы, создает спектр образовательных и воспитательных услуг, технологий и приемов, использование которых сегодня становится основной задачей школы на селе. Сегодня социальная адаптация школы все более аккумулирует все противоречия, ценности, принципы и закономерности, плюсы и минусы жизнедеятельности села.
В представлении авторов, социальное пространство сельской школы есть многопрофильная система, в которой школы реализует функции образования и воспитания, выступает в роли потребителя услуг с одной стороны, - с другой, в роли «производителя» учащихся, получающих необходимую и достаточною подготовку чтобы найти свое место в послешкольной действительности. Цивилизационные процессы в этой системе характеризуются соответствующей информацией. Динамика жизнедеятельности села идентифицируется так быстро как участники этого пространства воспринимают и адаптируются к инновациям, которые происходят в
социальной, экономической и культурной сфере села российского общества.
Инновапции в социальном пространстве
В такой сложной динамической системе перемены и инновации в социальном пространстве требуют гибких адаптивных подходов в управлении. В теории управления типология этих структур активно прорабатывается, начиная с второй половины XXвека, все разнообразнее практикуется социальное проектирование [Луков: 6]. Отметим, что при адаптивном подходе к управлению сложной социальной системой - под социальным пространством сельской школы предполагается, что каждый структурный элемент системы: школа - ученики - учителя - родители -работодатели социализируются т. е., приспосабливаются к инновационным преобразованиям [Заруба: 28].
Динамика развития этих структурных элементов может рассматриваться в виде периодической смены подъемов и спадов, что схоже с типичным поведением неустойчивых или слабо дэмпфированных систем. Разработка социальных моделей, отражающих тенденции и технологии в образовательном пространстве сегодня постоянно растет. Все больше внимания исследователей проблема адаптивного управления в сложных социальных системах. Дело в том, что при изучении и реализации многих динамических процессов в администрировании и процедурах принятия решений, предъявляются эффективной деятельности в самых различных условиях, в том числе в обстановке неопределенности. Диапазон доступной информации (знаний) может варьировать от весьма хорошей информированности до полного незнания окружающей среды. Успех в деле принятия рационального решения в подобных ситуациях зависит от дополнительной информации (реакции) окружающей среды на принимаемые решения. Накопление и обработка этих данных можно осуществлять разными способами, включая и специальным образом организованного мониторинга.
В самом общем смысле целью адаптивного управления становится обеспечение способности объекта эффективно функционировать в постоянно меняющихся новых ситуациях.
Одна из основных целей образовательного пространства сельской школы - создание и развитие единого образовательного и информационного пространств. В этом случае важной проблемой является полнота и уровень системы мониторинга локальной - муниципальной системы школьного образования, её согласованность и взаимодействие с соответствующими муниципальными структурами. Основным
104
структурным элементом объекта исследования является Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Новинская средняя общеобразовательная школа» Орехово-Зуевского округа Московской области.
Технология исследования
Логистика этих подходов представлена на рисунках 1,2. Как уже отмечено, для идентификации (измерения и оценивания) ресурса социального пространства сельской школы осуществляется разведывательный анализ - социологический опрос трех групп респондентов: учащиеся (5-11 классы), родители учащихся, учителя школы. Поскольку выборки малы, охват групп был сплошным. Кроме того изучены сведения о реальных работодателях (наличие рабочих мест и специальностей) - сведения сельского совета сельского поселения Новое также было опрошено (открытое интервью) 7 работодателей малого и среднего бизнеса на тему перспективы развития этих предприятий в микрорайоне. Такой подход позволил сформировать «социальный паспорт» социального пространства школы [Балан, Суслаков, Безручко: 23]. Таким образом была получена технологическая карта -«инвентаризационная ведомость» в динамике. Эта технология позволяет решать следующие задачи:
- профильность учеников (класса) каждого года обучения;
- оценка интересов учителей к возможности осуществления дополнительных образовательных программ;
- оценка степени необходимости реализации инновационных образовательных программ;
- отбор показателей по степени валидности и надежности для включения их в базу данных мониторинга.
Обобщая это, отметим, что «разведывательный анализ» позволяет оформить «социальный паспорт», и таким образом провести оценку ресурса в среднесрочном аспекте, т. е. подготовить основу для технологий тактического управления. Однако технологии адаптационного управления - это оперативное воздействие, т. к. реакция на отклонение здесь и сейчас.
Основными задачами системы мониторинга могут быть такие: [Сыромятников: 99]
- коллекционирование и аккумулирование информационных ресурсов участников социального пространства школы;
- отбор образовательных ресурсов для включения их в базу данных и далее в систему моделирования;
- учет партнерских отношений с участниками социального пространства по инновационным вопросам воспитания и обучения учащихся;
- отбор информативных показателей и критериев качества образования;
- формирование специальной информации для принятия решений в системе оперативного управления воспитанием и образованием школьников и др.
Моделирование в системе образования
Это огромный пласт исследований, который подтверждает, что прямые, непосредственные наблюдения, измерения, тесты и пр. технологии не могут ответить на актуальные вопросы сегодня, поскольку глобализационные проблемы, демографические, социальные, культурологические, экономические и др. ставят перед учениками, родителями, работодателями вопросы, требующие незамедлительного решения. Совершенствование системы образования в школе, особенно сельской должно развиваться с учетом местных условий, поскольку это позволяет решить много проблем быстро, эффективно, гуманно и самое главное - с сохранением идентичности сельских поселений, которые, с одной стороны в Подмосковье растут (численность СП "Новое" с 1926 г. увеличилось в три раза), с другой - формируются кросс-культурные отношения, появляются новые организации и предприятия, значит и рабочие места, родители высказываю пожелания, чтобы дети не покидали «родной край», но проживали как-то рядом, падает престиж высшего образования, повышается интерес к рабочим профессиям, особенно если учеба близко от места проживания и многое другое [Милованова: 112].
Выводы
Использование технологий моделирования, позволяет получать дополнительную информацию, необходимую для принятия решения с минимальным риском. Сегодня еще очень популярны и доступны математико-статистические модели, имеется соответствующее математическое обеспечение, популярны имитационные модели, доступны и привлекательны когнитивные (образные) модели, появляются модели с элементами искусственного интеллекта. Выбор метода и технологии моделирования: для простой и понятной проблемы (задачи) можно подобрать типовую технологию, для сложной проблемы -
106
необходимо получить её описание в абстрактной форме и только после этого конструировать программное обеспечение. В любом случае исследователь должен иметь соответствующее образование, чтобы справляться с исследованием на профессиональном уровне.
Технологии управления тесно связаны с результатами моделирования. Сегодня лозунг «цифровая экономика» призывает к максимально возможному использованию новых информационных технологий. Для этого необходимо начинать со школы. Поскольку решение любой задачи связано с пониманием условия этой задачи. Если не понятна «физика» процесса управления, то изучение её и следует начинать с понимания, только тогда можно искать консультанта, либо специалиста по применению технологий управления (моделирования). К этому нужно начинать готовиться: чем раньше, тем лучше.
Источники
Луков В.А. (1997). Социальное проектирование. [Монография]/Ин-т социальной работы. Ассоциация работников социальных служб. М.192с.
Заруба Н.А. (2012). Адаптивный подход в управлении образованием: принципы управления.[ статья]: //УДК /UBC 37/014/542/#Professional Education in Russia and abroad 2 (6) P.75-79.
Балан А.П., Суслаков Б.А., Безручко Е.Б. Социальный паспорт в системе управления социальным развитием отрасли [статья ] /Сб.научных трудов «Социальная информатика - 96». М.: СТИ-МГУС. 167 с.
Сыромятников В.Г. (2001). Прогностическое моделирование и мониторинг региональной системы образования [монография]. М.: Информатика и образование.
Милованова Н.Г. (2014). Потенциал сельских базовых школ в построении единого образовательного пространства школьного округа[статья]// Человек и образование №4(41). C.111-116.
Watch this Space: Designing, Defending, and Sharing Public Space, by Hadley Dyer and Marc Ngui, Kids Can Press (2010).
Henri Lefebvre (2009). State, Space, World. London. P. 186.
Paul Smethurst. (2000). The Postmodern Chronotype. P. 44.
Aharon Kellerman (2002). The Internet on Earth. P. 31.
Paul M. Churchland (2007). The Engine of Reason, the Seat of the Soul. P. 123.
Roger Fowler (1994). Language in the News. London. P. 49.
Emile Durkheim (1971). The Elementary Forms of the Religious Life. London. P.
442.
ADAPTIVE MANAGEMENT OF THE SOCIAL SPACE OF RURAL SCHOOL IN MODERN CONDITION
Elmira A. Golubkova, Tatyana Ermilova, Boris A. Suslakov
моделирования. Сегодня лозунг «цифровая экономика» призывает к вававы
Abstract. Modern social-economic structure society and relation between are changing rapidly. Significant successes have been achieved on this path. A special role in this played by the process of socialization of society and, according, its presentation that is readiness for understanding the situation, its adaptation and application. This encourages society to innovate in solving problems. The article proposes conceptual approach to the adaptation of social space of rural school in the Moscow region. The achievement of this state is associated with the operational decision mating for the implementation and planning of the desired state in the field of education at the stag of general school.
Keywords: social space of rural school; adaptive management (control); social partnership; social resource; social design; social modeling.
For citation: Golubkova E.A., Ermilova T.G., Suslakov B.A. Adaptive management of the social space of rural school in modern condition // Communicology: electronic scientific journal. Vol.. No. 4, 2018. P. 122-128.
Inf. about authors: Golubkova E.A., director of the hous of culture village Novoe, Orehovo-Zuevo district of Moscow region; Ermilova T.G., director of the secondary school of the village Novoe, Orehovo-Zuevo district of Moscow region; Suslakov B.A., professor, doctor social Science, non-state higher educational Institute "Institute World civilizations", Honorary Worker of higher education.
Received: 09.10.2018. Accepted: 18.12.2018.
References
Aharon Kellerman (2002). The Internet on Earth. P. 31.
Balan A.P.,Suslakov B.F., Bezruchko E.B. Social pasport in social development management system of industry. Collection scientific paper "Social Informatics-96". STI-MGUS. 167 p. (In Rus.).
Emile Dürkheim (1971). The Elementary Forms of the Religious Life.London. P. 442.
Henri Lefebvre (2009). State, Space, World. London. P. 1867.
Lukov V.A. (1997). Social engineering. Institute of Social Work. Association of social Workers. M.. 192 p.(In Rus.).
Milovanova N.G. (2014). The potential of rural basic school in comprechension of a single educational space of school district// Man and Education, №4(41). P. 111-116. (In Rus.).
Paul M. Churchland (2007). The Engine of Reason, the Seat of the Soul. P. 123.
Paul Smethurst. (2000). The Postmodern Chronotype. P. 44.
Roger Fowler (1994). Language in the News.London. P. 49.
Sijromajtnikov V.G. (2001). Predictive Modeling and Monitoring of regional Education System. V.: Informatic and Education. 208 p. (In Rus.).
Watch this Space: Designing, Defending, and Sharing Public Space, by Hadley Dyer and Marc Ngui, Kids Can Press (2010).
Zaruba N.A. (2012). Adaptive approach to education management: management principles / YDK/UBC 37/014/542/#Professional Education in Russia and abroad 2(6) P.5-79. (In Rus.).