МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОЗДОРОВЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СОДЕРЖАНИИ КУРСОВ ПЕРЕПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Г.А. БОБКОВ, А.С. СИДОРОВ, CM. ЧЕПИК, НОУ ВПО Подольский социально-спортивный институт;
И.Г. БОБКОВ, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК
Аннотация
Занятия с учащимися с ограниченными возможностями здоровья и отнесенными к спецмедгруппам основаны на использовании средств и методов адаптивной физической культуры и связаны с индивидуально-дифференцированным планированием. Предлагаемые разделы образования и типовой вариант учебно-методического комплекса для включения в программы повышения квалификации ориентированы на учителей физической культуры, не имеющих специальной подготовки, для повышения качества планирования и реализации программ адаптивной физической культуры, осуществляемых совместно с медперсоналом общеобразовательной школы. Школьные занятия проводятся с учетом состояния здоровья, характера нарушений функций организма, которые фиксируются на основании диагноза заболеваний и данных о физической подготовленности школьника.
Ключевые слова: учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, содержание курсов переподготовки, программа адаптивной физической культуры, индивидуально-дифференцированное
планирование.
Abstract
Lesson with students with disabilities and covered by special medical group based on the use of tools and techniques of adaptive physical education and are associated with individual-differentiated planning. Suggested topics of education and the standard version of the educational and methodical complex for inclusion in training programs focused on physical education teachers, do not have special training to improve planning and implementation of adaptive physical education program, implemented jointly with the medical staff of secondary school. School classes are given taking into account the state of health, character of infringements of functions of an organism which are fixed on the basis of the diagnosis of diseases and the physical fitness of schoolchildren.
Key words: handicapped pupils, content of refresher courses, the program of adaptive physical culture, the individually-differentiated planning.
Согласно усредненным данным, полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно признать не более 10% современных школьников. Быстрыми темпами ухудшается здоровье школьниц. За последние 10 лет количество здоровых девушек-выпускниц уменьшилось с 28,3 до 6,3%, т.е. более чем в 3 раза. Увеличилось количество девушек с хроническими заболеваниями (с 40 до 75%). По данным Минздравсоцразвития России, лишь незначительная часть выпускников школ сегодня является практически здоровой; 80% школьников хронически больны, 70% страдают нервно-психическими расстройствами.
Болезни костно-мышечной системы у детей относятся к наиболее распространенным нарушениям здоровья среди школьников. Частота встречаемости этой патологии колеблется в пределах 7,4 - 54%, причем в процессе обучения в школе распространенность только сколиозов среди учащихся возрастает в 3,5-4 раза (доклад Министерства здравоохранения и социального развития РФ о состоянии здоровья по данным Всероссийской диспансеризации 2002 г. - М., 2003).
Анализируя причины столь катастрофического положения со здоровьем подрастающего поколения в свете последних достижений теоретической биологии, следует
признать в качестве главной недостаточную и неграмотную двигательную активность как детей, так и взрослых. Действительно в онтогенезе, в строгом соответствии с периодом развития, регуляторные гены разблокируют структурные, ответственные за координированное и пропорциональное формирование всех систем организма. При этом, рассматривая эволюцию позвоночных в филогенезе, Н.А. Бернштейн с очевидностью показал, что при овладении новым классом движений (от простого плавания рыб до полетов птиц) организм приобретает новые «этажи» мозговых структур. Другими словами - движения «строят» нервную систему и все вегетативные органы, а не наоборот. Действительно опорно-двигательный аппарат с нервной системой составляет около 80% от общей массы тела. Непропорциональное недоразвитие вегетативных систем и гормональной компоненты обеспечения гомеостазиса неспособны «накормить» такую массу. Существующие тонкие генетико-эндокринные регуляции, описанные в монографии под редакцией У. Кремера и А. Рогана [5], «заставляют» развиваться вегетативные системы пропорционально развитию опорно-двигательного и нервного аппарата. Не будет развития костно-мышечной системы - не будет увеличиваться мощность вегетативных систем. Малая мощность систем, обеспечивающих мышечную деятельность, приводит к их перенапряжению в стрессовых ситуациях, а значит - к болезням. Таким образом, главная причина появления хронических заболеваний различного характера по своему генезу - недостаточное развитие опорно-двигательного аппарата.
В качестве примера предотвращения появления и закрепления сколиоза приводим миофасциограмму [6] одного из пациентов (рис. 1), работавшего по специальной программе физического развития (о принципах программы ниже). Рассматривая посегментарное распре-
деление тонуса миофасциальных меридианов, иннерви-рованных соответствующими сегментами позвоночника, видно, что в I—IV шейных, I—VI грудных отделах отмечается гипертонус мышц, а в VII-XII грудных отделах -явная мышечная недостаточность. При этом ассиметрия тонуса смещена вправо, что заставило бы остеобласты и остеокласты позвоночного столба закрепить эту кривизну в костях. С помощью специальных упражнений - растягивающих мышцы в местах их гипертонуса, и силовых упражнений, ликвидирующих мышечную недостаточность, удалось практически исправить указанные недостатки (сравнить квадратики - первое измерение в начале учебного года, треугольники - конец года). Таким образом, меняя тонус мышц, удалось предотвратить развитие сколиоза.
Показатели физического здоровья учащихся общеобразовательных школ г. Подольска и Подольского района не исключение. В структуре их заболеваемости преобладают: патология органов зрения, заболевания центральной нервной системы, аллергические и эндокринные заболевания, желудочно-кишечная патология, костно-мышечная патология и сколиоз, терапевтические заболевания. На основании регулярных углубленных медицинских осмотров все учащиеся школ распределяются на физкультурные группы - основную, подготовительную и специальную.
К числу факторов, снижающих качество физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательных школах, следует отнести нерешенность большого числа педагогических и медико-профилактических проблем в области содержания и состава здоровьесберегающих технологий. Для детей с ослабленным здоровьем, относящихся к специальным медицинским группам, типовые варианты программ процессов физического воспитания существенно устарели.
Функциональная активность ПДС
11:38
12:19
21
21 ----94,4
Рис. 1. Функциональное состояние мышц пациента, работавшего по специальной программе физического развития,
в начале и по окончании учебного года
С*)
Анализ состояния проведения практики физического воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья, изучение уровня профессиональной компетентности учителей физической культуры и выявление их потребностей в знаниях и умениях по вопросам организации урочной формы работы с учащимися спецмедгрупп (СМГ) в общеобразовательных школах г. Подольска и Подольского района позволили определить ряд противоречий, снижающих качество физкультурно-оздоровительной работы:
- между личными потребностями и интересами школьников в занятиях физическими упражнениями и содержанием процессов физкультурно-оздоровительной работы;
- между двигательными возможностями школьников СМГ осваивать комплексы физических упражнений, которые в наибольшей мере соответствуют их интересам, психофизиологическому и морфофункциональному состоянию, и содержанием программно-методического обеспечения процесса физического воспитания;
- между уровнем профессиональной компетентности учителей физической культуры, содержанием программно-методического материала и современными требованиями к процессам физического воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
- между современными направлениями развития адаптивной физической культуры в общеобразовательной школе, ориентированными на формирование индивидуальных программ оздоровления и отсутствием специалистов, способных организовать индивидуальную работу с лицами ослабленного здоровья с учетом морфо-функциональных и психофизиологических особенностей школьников, отнесенных к СМГ.
Проведенный анализ состояния работы со школьниками, отнесенными к СМГ, и выявленные противоречия явились основанием для определения направления исследования по разработке специальных разделов образования программы повышения квалификации учителей физической культуры.
Цель исследования - разработать структуру учебно-методического комплекса дисциплины «Адаптивная физическая культура» как раздела программ повышения квалификации учителей общеобразовательной школы. Задачи исследования:
1. Внести дополнения в программы повышения квалификации, в которых до 30-35% от общего объема учебных часов должно быть уделено разделам адаптивной физической культуры (при объеме учебных программ 144 ч). Провести апробацию этих программ на курсах повышения квалификации учителей физической культуры в Подольском социально-спортивном институте.
2. Систематизировать содержание разделов образования в модули, включающие в себя сведения о содержании и направленности процессов оздоровления учащихся с использованием средств и методов адаптивной физической культуры.
Материалы и методы исследования
Структура урочных форм занятий с учащимися СМГ сохраняется, как правило, без изменений, как и при работе с учащимися, отнесенными к основной группе. При работе с учащимися СМГ изменяются объем, характер и интенсивность двигательных режимов. В целях модернизации системы повышения квалификации была разработана программа, включающая в себя сведения:
- о нормативных и программно-методических основах процессов адаптивной физической культуры; сведения о федеральных образовательных стандартах начального, среднего общего, среднего (полного) общего образования по физической культуре, в том числе документацию индивидуально-дифференцированного планирования занятий по адаптивной физической культуре; учебно-методический комплекс по дисциплине «Адаптивная физическая культура»; планы мероприятий по адаптивной физической культуре в режиме продленного дня (рис. 2);
- о содержании и направленности процессов оздоровления с учетом состояния здоровья и морфологической характеристики занимающихся, данные об особенностях двигательной активности учащихся СМГ, морфологические характеристики и уровень здоровья в аспекте ограничений физических нагрузок;
- о системе контроля за состоянием занимающихся, сведения о методах педагогических наблюдений за учащимися на учебных занятиях, о врачебно-педагогическом контроле, функциях медперсонала школы и его взаимодействии с учителями физической культуры; сведения о способах оказания доврачебной помощи при перенапряжениях и травмах.
Заключение
Всего на факультете повышения квалификации Подольского социально-спортивного института успешно освоили данную программу обучения более 70 учителей физической культуры г. Подольска и Подольского района. Эффективность проведения занятий по программе адаптивной физической культуры с учащимися СМГ существенно улучшается с использованием индивидуально-дифференцированного планирования. Проектирование содержания урочных форм занятий необходимо осуществлять с учетом разного характера двигательной активности учащихся, подразделяемых на подгруппы. Распределение учащихся на подгруппы осуществляется медицинским персоналом (врач-педиатр; терапевт; специалисты лечебной физической культуры; учителя физической культуры). Основные направления занятий физическими упражнениями в СМГ связаны с укреплением здоровья, гармоничного физического развития, закаливания школьников. Принимая во внимание общепринятый подход в работе с учащимися спец-медгрупп, основанный на коррекционно-развивающей направленности методик адаптивной физической культуры, практика урочной формы, а также теоретические разделы занятий должны способствовать решению следующих задач:
- формированию мотивации, интересов к занятиям физическими упражнениями с использованием наглядного материала, литературных источников, практики занятий физическими упражнениями;
- развитию ловкости, общей двигательной моторики в упражнениях с предметами, в беге, в ходьбе;
- формированию координации движений, про-приоцептивной чувствительности и ориентации в пространстве с использованием игровых упражнений;
- воспитанию физических качеств, повышению уровня физической подготовки и физического развития;
- профилактике соматических нарушений с использованием средств лечебной физической культуры.
Систематизация структуры и содержание профессионального образования в аспекте индивидуально-дифференцированного планирования, являющегося составной частью учебно-методического комплекса, позволит более качественно использовать новейшие достижения науки в практике работы со школьниками с ограниченными возможностями здоровья, окажет положительное влияние на процессы становления и развития адаптивной физической культуры в общеобразовательных школах.
• Самоподготовка с использованием заданий по тематике программы.
• Работа с библиотечным фондом школы.
• Работа в Internet.
• Профильная (селективная) информация по адаптивной физической культуре.
• Консультации преподавателя, медицинского персонала.
• Работа с дополнительной литературой.
Рис. 2. Типовой вариант учебно-методического комплекса по дисциплине «Адаптивная физическая культура
в общеобразовательной школе»
Литература
1. Булич Э.Г. Физическое воспитание в специальной медицинской группе. - М.: Высшая школа, 1986. -256 с.
2. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник: в 2 т. Т. 1: Введение в специальность. История, организация и общая характеристика адаптивной физической культуры. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2005. - 296 с.
3. Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / В.И. Лях, А.А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2005. - 128 с.
4. Физическое воспитание школьников с отклонениями в состоянии здоровья / под ред. И.А. Крячко. - М.: Медицина, 1969. - 187 с.
5. Эндокринная система, спорт и двигательная активность / под ред. У. Кремера и А. Рогола. - Киев: Олимпийская литература, 2008. - 599 с.
6. Бубновский С.М., Бобков Г.А., Пермяков ИА. Способ диагностики функционального состояния мышц сегментов позвоночника. Патент на изобретение № 2424766 от 27 июля 2011 г.
References
1. Bulich E. Physical training in special medical group. -M.: Higher school, 1986. - 256 p.
2. Evseev S. Theory and organization of adaptive physical training: the textbook: in 2 v. V. 1: Introduction in the specialisation. History, the organization and a general characteristic of adaptive physical training. - 2 ed. - M.: Soviet sport, 2005. - 296 p.
3. Lah V. The complex program of physical training of pupils of 1-11 grades / V. Lah, A.A. Zdanevich. - M.: Education, 2005. - 128 p.
4. Physical training of schoolchildren with deviations in a state of health / under the ed. I. Krjachko, - M.: Medicine, 1969. - 187 p.
5. The endocrine system, sport and physical activity / ed. U. Kremer and A. Rogol. - Kiev: Olympic literature, 2008. - 599 p.
6. Bubnovsky S.M., Bobkov G.A., Permyakov I.A. Way to diagnose the functional state of muscle segments of the spine. The patent for the invention № 2424766 of July 27, 2011.