УДК 37.042.1 : 796/076 Строгова Наталья Александровна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Домодедовского филиала Российского нового университета тел.: (916) 11-555-54
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ИНВАЛИДОВ
Strogova Natalia Alexandrovna
Candidate of Pedagogics, associate professor of the chair of pedagogy and psychology, Domodedovo affiliate of Russian New University tel.: (916) 11-555-54
ADAPTIVE PHYSICAL TRAININGS IN THE SYSTEM OF COMPREHENSIVE REHABILITATION AND SOCIAL INTEGRATION OF DISABLED PEOPLE
Аннотация:
В научной публикации рассматриваются вопросы социальной интеграции и реабилитации инвалидов средствами адаптивной физической культуры, определяются основные принципы построения системы комплексной реабилитации инвалидов и возможности адаптивной физической культуры в системе помощи людям с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова:
адаптивная физическая культура, лица с ограниченными возможностями здоровья, социализация, реабилитация, интеграция.
The summary:
In a scientific publication the issues of social integration and rehabilitation of disabled people by the means of adaptive physical trainings are pointed out, the basic principles of constructing a system of complex rehabilitation of persons with disabilities and the possibility of adaptive physical training in the care for people with disabilities are defined.
Keywords:
adaptive physical trainings, persons with disabilities, socialization, rehabilitation, integration.
Социальная интеграция инвалидов - многогранный процесс изменения сферы сознания больного человека от уныния и пассивности к активности и желанию прикладывать максимальные усилия для восстановления своего здоровья и полноценного общения с окружающим социумом.
Выпадение людей с ограниченными возможностями здоровья из культурно и социально обусловленного пространства вследствие нарушения адекватных взаимосвязей со средой объясняется несоответствием социального, психологического и психофизиологического статуса инвалида требованиям социальной ситуации [1, с. 132].
У многих больных имеются разнообразные по степени тяжести эмоциональные нарушения, связанные с переживанием страха, тревоги, физической боли, что негативно сказывается на их поведении, усиливает соматические заболевания и психосоциальные отклонения. Эмоциональное неблагополучие затрудняет жизнедеятельность человека, ограничивает возможности общения, снижает активность деятельности, патологически влияет на развитие личности.
Социальная интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья неразрывно связана с системой комплексной реабилитации инвалидов, основными принципами построения которой являются следующие:
1. Человек с ограниченными возможностями сам по себе не является источником проблем и трудностей: их создает инвалидность.
2. Инвалидность - это не столько медицинская проблема, сколько проблема социальная, проблема неравных возможностей.
3. Не существует панацеи - чудодейственного средства - для преодоления всех проблем, связанных с инвалидностью, поэтому необходимо использовать все доступные резервы общества.
4. Объем личностно ориентированной помощи определяется на основе признания достоинства и ценности каждой личности и зависит от степени ограничения возможностей, а также от конкретной ситуации [2, с. 134].
В настоящее время реабилитацию людей с ограниченными возможностями здоровья стали рассматривать как сложную социально-медицинскую проблему, включающую разные аспекты: медицинские, физические, психологические, профессиональные, социально-экономические [3, с. 14].
Медицинский и физический аспекты реабилитации предполагают восстановление жизнедеятельности больного человека посредством комплексного использования различных средств, направленных на максимальное восстановление нарушенных физиологических функций организма, а в случае невозможности достижения этого - развитие компенсаторных и заместительных функций.
Психологический аспект реабилитации направлен на коррекцию психического состояния больного, а также формирование у него позитивного отношения к лечению, врачебным рекомендациям, выполнению реабилитационных мероприятий.
Профессиональный аспект реабилитации затрагивает вопросы обучения инвалида необходимым и допустимым для него трудовым действиям, формирование навыков самообслуживания, профессиональной ориентации и профессионального обучения согласно его возможностям.
Социально-экономическая реабилитация состоит в том, чтобы обеспечить инвалиду экономическую поддержку и социальную полноценность.
Таким образом, реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья - многогранный процесс восстановления их здоровья и интеграции в социальную жизнь. Все виды реабилитации: медицинскую, трудовую, социальную надо рассматривать в единстве и взаимосвязи [4, с. 4-11].
Физическая реабилитация - составная часть медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, система мероприятий по восстановлению или компенсации физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышению функционального состояния организма, улучшению физических качеств, эмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма средствами и методами физической культуры, элементов спорта и спортивной подготовки, массажа, физиотерапии и природных факторов.
Физическая культура - это особая область культуры, которая выполняет реабилитационную роль путем развития двигательного аппарата, повышения работоспособности, удовлетворения потребности в общении, восстановлении психологического статуса, самореализации при занятиях спортом.
В России законодательно закреплены государственные обязательства по обеспечению прав инвалидов на занятия физической культурой и спортом.
В Конституции Российской Федерации эти права поставлены в один ряд с основными правами человека и гражданина.
В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995) предусмотрены такие меры, как:
- обеспечение доступа инвалидов к спортивным сооружениям (статья 15);
- участие учреждений физкультуры и спорта в воспитании и обучении детей-инвалидов (статья 18);
- государственная поддержка предприятий и организаций, содействующих инвалидам в занятиях физкультурой и спортом (статья 26);
- предоставление инвалидам льгот при посещении спортивно-оздоровительных учреждений (статья 31) [5].
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (1999) содержит отдельную статью «Организация физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий с инвалидами». В ней отмечено, что занятия инвалидов физкультурой и спортом являются непременным и определяющим условием их всесторонней реабилитации и социальной интеграции. Организация занятий лиц с нарушениями физического и психического развития физкультурой и спортом возложена на учреждения физкультуры и спорта, здравоохранения, образования, социальной защиты населения [6]. Большую работу по осуществлению реабилитации инвалидов средствами физкультуры, спорта и туризма также проводят общественные организации инвалидов.
Особое место в восстановлении физических сил инвалидов, оздоровлении, переключении на другой вид деятельности, поддержании физических кондиций, самовоспитании духовных сил и жизнестойкости имеет адаптивная двигательная рекреация, которая преследует следующие цели:
- поддержание гармонического физического и функционального развития;
- развитие двигательных способностей;
- совершенствование и углубление основных двигательных умений и навыков;
- укрепление и расширение знаний по вопросам физической культуры;
- выработка и укрепление положительного отношения к активным формам отдыха через укрепление навыка к регулярной двигательной деятельности;
- укрепление мировоззренческих взглядов;
- развитие эстетического вкуса к двигательной деятельности;
- развитие творческих способностей;
- закаливание организма, укрепление гигиенических навыков, способностей вести здоровый образ жизни.
Среди нормативных документов, регулирующих деятельность по организации спортивнооздоровительной реабилитационной работы в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья, следует отметить Постановление Минтруда России от 2000 г. «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик работников физической культуры и спорта Российской Федерации». Этим постановлением введены должности работников физической культуры специально для проведения занятий с лицами с ограниченными возможностями - тренер-преподаватель по адаптивной физкультуре и инструктор-методист по адаптивной физкультуре. Эти должности предназначены для включения в штат физкультурно-спортивных клубов инвалидов, специальных (коррекционных) образовательных учреждений с целью использования средств и ме-
тодов физической культуры для проведения образовательной, воспитательной, оздоровительной работы в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов.
В соответствии с введенными специальностями был разработан и утвержден Государственный образовательный стандарт «Физическая культура лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)».
Адаптивная физическая культура представляет собой новое направление в отечественной системе реабилитации инвалидов. Это часть физической культуры, предназначенная для людей со стойкими нарушениями функций вследствие заболеваний, травм или врожденных дефектов, направленная на стимуляцию позитивных реакций организма и формирование необходимых двигательных умений, навыков, физических качеств и способностей. Специальность «Адаптивная физическая культура» создана на стыке медицины, физической культуры, коррекционной педагогики и основывается на анатомии, физиологии, биохимии, общей и частной патологии, медико-социальной экспертизе, физическом воспитании, специальной психологии.
Одним из важных принципов адаптивной физической культуры является коррекционноразвивающая направленность педагогических воздействий. Коррекционно-развивающие задачи направлены на обеспечение полноценного физического развития, повышение двигательной активности, восстановление и совершенствование психофизических способностей, профилактику и предупреждение вторичных отклонений, таких как нарушение познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности.
Адаптивная физическая культура позитивно влияет на здоровье и общее психофизическое состояние людей с ограниченными возможностями здоровья и эффективно решает актуальную проблему их социализации.
Адаптивная физическая культура помогает людям с ограниченными возможностями здоровья в решении многих проблем:
- позволяет устранить или ослабить неблагоприятные последствия урбанизации жизни, в частности: нервно-эмоциональные перегрузки, гипокинезию и избыточное нерациональное питание, добиваться повышения трудоспособности населения и снижения уровня «болезней века»;
- обеспечивает достаточную мышечную активность и стимулирует естественный иммунитет -невосприимчивость организма к болезнетворным воздействиям;
- обеспечивает при выходе человека из повседневных, однообразных и утомительных условий жизни переключение нервно-эмоциональной сферы на новые объекты внешней среды, отвлечение его от утомляющих и подчас отрицательных воздействий повседневности;
- воспитывает чувства коллективизма, любознательности, патриотизма, жажды преодоления препятствий и другие ценные морально-волевые качества, играющие решающую роль в профилактике нервно-психических заболеваний и расстройств;
- обеспечивает повышение уровня обменных процессов, деятельности эндокринной системы и тканевого иммунитета, содействуют рассасыванию очагов затихающего воспаления, стимулируют регенеративные процессы.
Адаптивная физическая культура помогает осознать тот факт, что инвалидность, несмотря на всю трагичность, не является приговором для жизни в четырех стенах. Инвалиды видят в занятиях физической культурой активное средство социально-психологической реабилитации, которое раскрывает реальный уровень их жизненных возможностей, помогает обрести уверенность в своих силах и принимать участие в активных спортивных мероприятиях, заставляет больше уважать самих себя, учит недостающей самостоятельности, закаляет организм и дарит здоровые эмоции, помогает преодолеть многие психологические барьеры.
Таким образом, адаптивная физическая культура занимает особое место в системе комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов и дает им реальный шанс на активное участие в жизни общества.
Ссылки: References (transliterated):
1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специ- 1. Aksenova L.I. Sotsial'naya pedagogika v spetsial'nom
альном образовании: учебн. пособие для студ. obrazovanii: uchebn. posobie dlya stud. sred. ucheb.
сред. учеб. заведений. М., 2001. zavedeniy. M., 2001.
2. Там же. 2. Ibid.
3. Физическая реабилитация / под общей редакцией 3. Fizicheskaya reabilitatsiya / under general edition of
проф. С.Н. Попова. Ростов н/Д, 1999. prof. S.N. Popov. Rostov n/D, 1999.
4. Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация и ее 4. Dement'eva N.F. Sotsial'naya reabilitatsiya i ee rol' v
роль в интеграции инвалидов в общество. М., 2000. in-tegratsii invalidov v obshchestvo. M., 2000.
б. Федеральный закон «О социальной защите инва- б. Federal'niy zakon “O sotsial'noy zashchite invalidov v
лидов в Российской Федерации» (1995). Rossiyskoy Federatsii” (1995).
6. Федеральный закон «О физической культуре и 6. Federal'niy zakon “O fizicheskoy kul'ture i sporte v
спорте в Российской Федерации» (1999). Rossiyskoy Federatsii” (1999).