Научная статья на тему 'Адаптироваться, чтобы выжить'

Адаптироваться, чтобы выжить Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптироваться, чтобы выжить»

Кадровые стратегии вузов

КАДРОВЫЕ СТРАТЕГИИ ВУЗОВ

Круглова С. В.

ООО «ПрайсвотерхаусКуперс Консультирование», Москва, Россия

Адаптироваться, чтобы выжить

Термин «Война за таланты» был введен консультантами McKinsey в 1997 году. В 2014 году Джош Берзин, известный американский эксперт по HR тематике, выступил с программным заявлением: «Война за таланты окончена. Таланты победили!». Каждый год наша компания проводит опрос руководителей крупнейших компаний в России и мире, чтобы узнать, что волнует лидеров современности. И каждый год мы получаем один и тот же ответ — главным бизнес-риском является нехватка талантов. Даже сейчас, в условиях политической и экономической нестабильности, по данным последнего 18-го Ежегодного опроса CEO, так считают 78 % руководителей в России и 73 % в мире [1]. CEO намерены расширять источники поиска талантов и «выращивать» кадры практически со школьной скамьи.

Что понимается под талантами в современном бизнес-контексте? Согласно «инклюзивной» концепции управления талантами, талантами являются все сотрудники, которые приносят ценность компании. Согласно «эксклюзивной» концепции управления талантами, талантами являются сотрудники с высокой эффективностью и высоким потенциалом.

Потенциал — это набор устойчивых характеристик сотрудника, напрямую не связанных с профессиональным опытом и дости-

жениями, которые прогнозируют способность человека к решению принципиально новых задач в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Существуют разные точки зрения на характеристики потенциала, но практически все HR-профессионалы едины в том, что самым важным критерием является высокая обучаемость — постоянная готовность получать новый опыт и знания, гибкость и восприимчивость, умение работать в условиях неопределенности и позитивное отношение к переменам и вызовам.

Современный мир характеризуется акронимом VUCA — во-латильность (volatility), неопределенность (uncertainty), сложность (complexity) и неясность (ambiguity). Скорость изменений, удвоение массивов информации, ее мгновенное распространение и устаревание, прорывы в технологиях приводят к тому, что одни профессии исчезают, а другие появляются — 50 % рабочих мест в Америке может исчезнуть к 2020 году [2].

Глобализация стирает границы между странами — количество сотрудников, командируемых в различные страны мира, к 2020 году может возрасти на 50 %. Появление новых продуктов делает зыбкими и границы между отраслями экономики — 54 % СЕО планируют выход на новые сферы деятельности, 56 % ожидают конкуренцию

из других отраслей, 51 % предполагают альянсы с другими компаниями [1]. Кто помнит, что история Nokia начиналась с бумажной фабрики? Те времена, когда профессия и работа выбирались один раз на всю жизнь, прошли. И дело тут вовсе не в отсутствии лояльности и мотивации. Это требование времени. Преуспевает тот, кто умеет быстрее переучиваться и адаптироваться.

Мы живем в парадоксальном мире, где, с одной стороны, насчитывается более 200 миллионов безработных, а с другой стороны, CEO озабочены нехваткой талантов. В 2014 году компания PwC провела исследование под названием «Адаптироваться, чтобы выжить», в ходе которого были соединены данные сети LinkedIn, насчитывающей 277 миллионов пользователей, и метрики базы данных PwC Saratoga, одного из крупнейших в мире ресурсов по исследованию HR эффективности, чтобы понять, какие страны наиболее успешно находят баланс между требованиями работодателей и навыками сотрудников [3]. В рамках исследования было проанализировано 11 стран. Учитывались многие факторы, в том числе среднее количество смен профессионалами отраслей промышленности, среднее число различных должностей в карьере сотрудника, среднее число внутренних продвижений в компаниях, среднее число работодате-

Круглова С. В., директор, руководитель функции управления талантами, сертифицированный тренер СТО, ООО «ПрайсвотерхаусКуперс Консультирование», 125-47 Москва, Россия, Бутырский Вал, 10б, +7 (495) 967 6248, +7 (905) 543 0744, [email protected].

Университетское управление: практика и анализ

8

№ 101 (1) 2016

Круглова С. В. Адаптироваться, чтобы выжить

лей и среднее число открытых вакансий по отношению к численности населения. Исследование показало сильную корреляцию между степенью адаптации и производительностью. Какие же страны имеют самый высокий индекс адаптивности талантов? Первая пятерка включает в себя Нидерланды, Великобританию, Канаду, Сингапур и США. Согласно исследованию, если бы работодатели, сотрудники и кандидаты, государства и образовательные системы проявляли бы большую адаптивность, то мировая экономика получала бы 130 миллиардов долларов ежегодно за счет повышения производительности труда и еще дополнительно 20 миллиардов за счет снижения расходов на подбор неподходящих сотрудников. Таким образом, нежелание адаптироваться дорого обходится экономике, и поэтому тема управления талантами в конечном итоге приобретает общегосударственное значение.

Для повышения индекса адаптивности талантов работодатели должны шире смотреть на базу соискателей, привлекать сотрудников из других отраслей экономики, использовать ИЯ аналитику и самые современные онлайн подходы к поиску кандидатов, находить баланс между краткосрочными и долгосрочными приоритетами. Сами кандидаты должны проявлять готовность переезжать в новые регионы, переключаться на новые области и инвестировать в свое обучение на постоянной основе. Государство должно поощрять мобильность, профориентацию и найм профессионалов всех возрастов. А учебные заведения должны вступать в диалог с бизнесом и развивать у студентов — и преподавателей! — такие компетенции, как гибкость, открытость новому, широту мышления, обучаемость, что в конечном итоге составляет основу определения таланта в современной бизнес-интерпретации.

В бизнесе для развития талантов применяется подход 70 % (опыт) — 20 % (наблюдение) — 10 % (обучение). Для получения опыта сотрудники с высоким по-

тенциалом работают над самыми сложными и крупными задачами, привлекаются к решению внутренних стратегических проектов, в приоритетном порядке рассматриваются на стажировки в другие города и страны и обучают других. Во многих компаниях обязательным условием для развития талантов выступают ротации, горизонтальные перемещения внутри компании. В качестве наблюдения и взаимодействия с ролевыми моделями талантам предлагается коучинг и мен-торинг, предоставление обратной связи по методу 360 градусов, консультирование по типам личности (например, MBTI), а также активное персональное взаимодействие с руководителями высшего звена. Что касается обучения, таланты участвуют в лидерских программах, конференциях и занимаются самообразованием. Современным трендом является смешанное обучение (blended learning) — комбинация различных форматов обучения: очного обучения «в классе», онлайн обучения, фасилита-ции, творческих заданий, гейми-фикации и так далее.

Как развивать потенциал у студентов? Не отрицая важности посещения лекций и семинаров и контроля знаний, хочется подумать, какие еще способы развития можно и нужно предлагать талантливым студентам? Как научить их учиться, искать информацию, быстро адаптироваться под современные реалии? Предлагаю ответить на несколько вопросов и дать свою оценку развитию талантов в университетах.

1. Участвуют ли студенты в решении стратегических проблем вуза совместно с преподавателями?

2. Вовлекаются ли в проектную работу в командах, участвуют ли в конкурсах и выполняют ли творческие задания?

3. Является ли обязательным элементом процесса обучения самостоятельный поиск и анализ информации, в том числе из международных источников?

4. Поощряются ли формирование и защита собственной точ-

ки зрения на различные вопросы, в том числе альтернативной классическим концепциям?

5. Принимают ли студенты участие в конференциях и дебатах по широкому кругу тем, выходящих за рамки их специализации?

6. Предоставляется ли студентам возможность участвовать в программах обмена с другими университетами в России и за рубежом?

7. Включен ли элемент игры в процесс обучения?

8. Есть ли у студентов возможность регулярно встречаться с работодателями из различных секторов экономики в целях профориентации и расширения кругозора?

9. Есть ли у студентов возможность проходить стажировки у будущих работодателей для получения полноценного практического опыта?

10. Достаточно ли они общаются напрямую с преподавателями и получают ли развернутую обратную связь, помимо оценок и обсуждения курсовых работ? Некоторые считают, что таланты независимы, сами знают чего хотят и требуют совершенно иного подхода, чем обычные люди. Это не так — как большинство людей, таланты нуждаются во внимании, признании, уважении, честной обратной связи и постоянной поддержке. Закончить мне хочется свой любимой цитатой Аристотеля: «Все, кто размышлял об искусстве управления людьми, убеждены, что судьбы империй зависят от воспитания молодежи».

Список литературы

1. 18-й Ежегодный опрос руководителей крупнейших компаний мира: Россия, 2015, исследование PwC (2015). — www.pwc.ru/ceosurvey/18.

2. The future of Employment: how Susceptible are jobs to computerization? C. Fray, M. Osburne (2013).

3. Adapt to survive: how better alignment between talent and opportunity can drive economic growth, a global study by PwC (2014). — www.pwc.com/hr-consulting.

№ 101 (1) 2016

9

Университетское управление: практика и анализ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.