Данченко Е.А.,
аспирант кафедры банковского дела Ростовского государственного экономического университета DEAr_910@mail.ru
АДАПТАЦИЯ ВЗИМАНИЯ ПРОЦЕНТА К ПРИНЦИПАМ ИСЛАМСКОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
Главным отличием исламской банковской системы является запрет на излишек, под которым понимается любое неоправданное приращение капитала при займе или при осуществлении торговой сделки. Большинство исламских ученых относят к понятию «излишек» не только высокий, ростовщический, но и любой ссудный про-цент.[7] Исламские финансы всегда ассоциируются с запретом на взимание процента, однако, данное утверждение не совсем верно. Мушарака, Истисна, Мудараба и прочие исламские банковские продукты подразумевают взимание процента за пользование денежными средствами. Так существует ли запрет на процент? В чем проявляется запрет на проценты в исламской экономике?
Целью статьи является выявление теоретических основ понимания процента в исламской экономической теории и исследование причин запрета на взимание процента при осуществлении финансовых операций в соответствии с нормами шариата.
В ходе исследования были сформулированы следующие выводы: во-первых, понимание процента лежит в основах классической экономической теории через трактовку денег как экономической категории. Во-вторых, основываясь на различных подходах к раскрытию экономического содержания денег, процент может пониматься как плата за пользование товаром (деньга-
ми), так и приращение суммы денег за счет спекулятивных операций.
На основе данных выводов было сформулировано место процента в исламском банкинге и выявлены условия, при которых процент, взимаемый по финансовым операциям, не является «излишком» и тем самым становится дозволенным при осуществлении финансовых операций в соответствии с нормами шариата.
Ключевые слова: банк, исламский банкинг, деньги, процент, исламские финансы, излишек.
Danchenko E.A.
ADAPTATION CHARGING INTEREST TO THE PRINCIPLES OF ISLAMIC BANKING
The main difference between the Islamic financial system is a ban on the surplus, which is defined as any unreasonable capital gains when the loan or when the bargain. Most Islamic scholars refers to the concept of "surplus" is not only high, usurious, but any interest on loans. Islamic finance is always associated with a ban on charging interest, however, this statement is not quite true. Musharaka, Istisna'a, Mudaraba and other Islamic banking products involve charging interest for use of funds. So there is a ban on the percentage? In what appears ban on interest in Islamic economics?
The aim of the article is to identify the theoretical foundations for understand-ingpercent in Islamic economic theory and research into the causes of the ban on charging interest when making financial transactions in accordance with Shariah.
The study formulated the following conclusions: first, understanding interest underlies the understanding of classical economic theory through an understanding of money as an economic category. Secondly, based on the different approaches to the understanding of money, interest can
be understood as a payment for goods money and the increment amount of money at the expense of speculative thumbmaker.
On the basis of these conclusions was formulated percent in place of the Islamic economic theory and identify the conditions under which the percentage levied on financial transactions, is not a "surplus" and thus becomes permissible when making financial operations and is responsible Sharia.
Keywords: money, interest, Islamic finance, surplus.
Введение
Главной особенностью исламских финансов является отказ от того, на чем основана общепринятая, западная финансовая система, - ссудного процента. Это не означает превращения коммерческих займов в благотворительные. Вознаграждение собственнику капитала не должно принимать форму выплаты заранее установленной суммы, гарантированной вне зависимости от доходности предприятия, как это происходит в случае взимания процента. Согласно нормам исламской этики, праведно лишь то богатство, источником которого является собственный труд и предпринимательские усилия его владельца, а также наследство или дар. По мнению исламских ученых, прибыль является вознаграждением за риск, сопутствующий любому деловому предприятию, однако стоит заметить, что одним из запретов в сфере исламских финансов является запрет на деятельность, связанную с чрезмерным риском.
Исламские экономисты дают различные рациональные обоснования запрета ссудного процента, делая акцент на его эксплуататорском характере и подчеркивая роль банковской системы в провоцировании экономических кризисов. [1] Исламские финансы всегда ассоциируются с запретом на взимание процента, однако, данное утверждение не совсем верно. Мушарака, Истисна,
Мудараба и прочие исламские банковские продукты подразумевают взимание процента за пользование денежными средствами. Так существует ли запрет на процент? В чем проявляется запрет на проценты в исламской экономике?
Что такое деньги?
В основе любого экономико-финансового процесса лежит понятие классической экономической теории. В данном случае путь к пониманию процента лежит в основах понимания термина «деньги».
Как известно из экономической теории, существовало много теорий денег, рассмотрим две из них: металли-стическую и нометаллистическую. Т. Мэн и А. Монкретьен отождествляли деньги с благородными металлами (золотом и серебром), которые считались деньгами в силу наделенных природных свойств. [2] Данное определение легло в основу металлистической теории денег. Таким образом, можно отметить, что в основе металлистической теории денег лежит идея о том, что деньги - это всеобщий эквивалент всех других товаров.
К. Маркс, основываясь на исследования Т. Мэна и А. Монкретьена, понимал бумажные деньги как «знаки стоимости золота». [2] Однако в первом отделе «Капитала» под названием «Товар и деньги» К.Маркс пишет о том, что «деньги есть товар, который функционирует в качестве меры стоимости, а поэтому также, непосредственно или через своих заместителей, и в качестве средства обращения.» [3]
Номиналистическая теория денег ведет свою историю от Аристотеля, который отрицал товарную природу денег и их связь с благородными металлами. Идеи Аристотеля нашли развитие в трудах Дж. Беркли и Дж. Стюарта, которые определяли деньги как «средство установления товарного обмена». [2]
Переломный момент в развитии номиналистической теории денег при-
ходится на конец XIX - начало XX в. Наиболее известным представителем номинализма стал немецкий экономист Г.Кнапп, считавший деньги «условными единицами, обладающими определенной ценностью» [2]. Стоит отметить, Г. Кнапп в своих определениях наделил деньги свойствами товара - стоимостью. Именно данное утверждение становится основой современного понимания денег как «товара, обладающего наибольшей способностью к обмену и выполняющего в связи с этим роль всеобщего эквивалента» [2]. Или, деньги -специфический товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг.
В финансовой математике ученые продолжают развитие теории Г.Кнаппа и отмечают, что «в практических финансовых операциях суммы денег вне зависимости от их назначения или происхождения так или иначе, но обязательно связываются с конкретными мо-
ментами или периодами времени»,[11] то есть в разные моменты времени деньги имеют разную покупательную способность - стоимость.
Некоторые исламские ученые определяют деньги как «потенциальный капитал», «то есть они становятся капиталом лишь тогда, когда вкладываются в производственную деятельность.»[7] Однако в первоисточниках (к ним принято относить Коран и Сунну) деньги представлены в виде золотых и серебряных монет, поэтому исламская теория денег ближе к пониманию денег Т. Мэном и А. Монкретьеном.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что все подходы к определению понятия «деньги» можно условно разделить на 2 группы: 1я группа определяет деньги как эквивалент товарам, 2я группа определяет деньги как товар, играющий роль всеобщего эквивалента.
Деньги - эквивалент Деньги - товар
(Коран, Сунна, Т. Мэн, (Дж.М. Кейнс, К. Маркс, Г. Кнапп,
А. Монкретьен, Дж. Беркли, К.Р. Маконнелли, С.Л. Брю)
Дж. Стюарт)
Рисунок - 1. Подходы к определению понятия «деньги». Источник: составлено автором.
На основе сделанного вывода, можно предположить, что подходы к определению процента также можно условно разделить на 2 группы: 1 группа определяет процент как приращение денег, 2 группа - как плату за пользование деньгами как товаром.
Подходы к определению понятия «процент»
Дж. М. Кейнс писал о том, что норма процента - это «не "цена", уравновешивающая спрос на ресурсы для инвестиции и готовность воздержаться от текущего потребления. Это "цена",
которая уравновешивает настойчивое желание удерживать богатство в форме наличных денег с находящимся в обращении количеством денег. [4] В экономических словарях процент - плата, взимаемая за кредит, помимо выплаты заимствованной суммы [8]
В других источниках проценты представляют как «абсолютную величину дохода (приращение денег) от предоставления денег в долг в любой его форме (причем эта финансовая операция может реально и не состояться)». [5]
С точки зрения финансовой математики процентные деньги или просто
проценты в финансовых расчетах представляют собой абсолютную величину дохода (приращение денег) от предоставления денег в долг в любой его форме. Формы долга: [11]
* выдача денежной ссуды;
* продажа в кредит;
* сдача в аренду;
* депозитный счет;
* учет векселя;
* покупка облигаций.
К. Маркс называет процентом «часть прибыли, уплачиваемой владельцу этих денег, что, следовательно, является не чем иным, как особым названием, особой рубрикой той части
Как было показано выше, деньги в исламской экономической теории всегда определялись как всеобщий эквивалент стоимости товаров и активно использовались в международной торговле, которая была очень развита со времен Вавилона и Месопотамии. На основании этого процент воспринимается в исламе как приращение за счет спекуляций и именно поэтому ислам категорически запрещает получать процентную надбавку за одолженную сумму. Если кредитор во время дачи в долг ставит условие, что при возврате должник обязан вернуть больше, чем он брал, то это считается процентной надбавкой и является запрещенной. Однако по зако-
прибыли, которую функционирующий капитал должен выплатить собственнику капитала». [3]
На основе сделанных выводов рассмотрим место процента в финансовых операциях. При понимании денег как эквивалента товарам процент приобретает значение приращения эквивалента, то есть увеличение денег посредством проведения спекуляций. При понимании денег как товара, играющего роль эквивалента, процент приобретает значение прибыли от эффективного использования денег как особого товара. (Рисунок 2.)
ну Шариата не исключена возможность, что должник в той или иной форме отблагодарит кредитора. Например, допускается пригласить кредитора в гости, сделать ему подарок. Такие действия считаются одобряемыми Шариатом, но законы Шариата запрещают смешивать дозволенное с процентными надбавками. В том случае, если вознаграждение за ссуду используется кредитором для его собственных нужд (в том числе даже и для благочестивых религиозных дел), оно расценивается как процентная надбавка. В частности, Шариат запрещает покупать за вознаграждение одежду и, тем более, совершать в такой одежде молитвенные обряды. [9]
Деньги - эквивалент (Коран, Сунна Т. Мэн, А. Монкретьен, Дж. Беркли, Дж. Стюарт) Деньги - товар (К. Маркс, Г. Кнапп, Дж.М. Кейнс, К.Р. Маконнелли, С.Л.Брю)
% - приращение, то есть увеличение за счет проведения спекулятивных операций. % - плата за пользование товаром (товар в данном случае - деньги), то есть проценты - платежи аренды
Рисунок - 2. Значение процента при различных подходах к определению «деньги».
Источник: составлено автором.
Осуждение взимания ссудного процента в исламской модели обосновывается следующими соображениями: за счет взимания процентов денежные состояния быстро увеличиваются через регулярные промежутки времени, то есть они имеют экспоненциальную динамику роста, что объясняет, почему в прошлом через регулярные промежутки времени возникали сложности с системой денежного обращения и почему возникают они и сейчас.
Выводы
На основе этого можно сказать, что современные исламские банковские продукты (например, Мушарака, Иджа-ра) по своим характеристикам далеки от финансовых продуктов, упоминавшихся еще в Коране и Сунне. В основу данных продуктов заложены принципы разделения риска, запрета на спекуляции и нерушимость договорных обязательств, но запрет на взимание процента переосмысляется вместе с переосмыслением понятия денег. Деньги в современной исламской экономической модели, как и в европейской, получают свойства товара. Тем самым в исламской экономической модели предусмотрено, что владелец денежных средств может получить вознаграждение или часть прибыли (в зависимости от вида операции и договора) от пользователя. Дозволенность процента в современной исламской экономике объясняется тем, что вложение денежных средств в производство товаром и услуг приводит к созданию продукта и способствует увеличению благосостояния общества. Таким образом, можно сказать, что на современном этапе развития исламских финансов понятие «процент» в исламской экономической модели существует именно в классическом понятии, то есть в форме выплаты владельцу капитала части прибыли от использования этого капитала, как и отмечал в своем труде К.Маркс. Однако данное понимание экономической
сущности процента хоть и не является спекуляцией, но все же не отвечает требованиям, прописанным в Коране и Сунне, а следовательно, может пониматься только как стремление привлекать свободные денежные средства для развития производства, нарушая при этом основополагающие принципы исламских финансов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бадов А. «Деньги - дар Аллаха» // Эксперт №4 31 января 2000 г. URL: http://expert.ru/expert/2000/04/04ex-islam9_24391/
2. Экономическая теория. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2007. - 528 с.
3. К. Маркс «Капитал» Том 1 Книга первая. Процесс производства капитала URL: http://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/in dex.html
4. Дж. М. Кейнс Общая теория занятости, процента и денег Перевод с английского профессора Н. Н. Любимова под редакцией д.э.н., профессора Л.П. Куракова Москва "Гелиос АРВ" 1999
5. Беккин Р., Ссудный процент в контексте религиозно-этических хозяйственных систем прошлого и современности. // Вопросы экономики. 2007. № 2. С. 141-157.
6. Павлов И.Н., Замечания к современной теории процента //Финансовая аналитика: проблемы и решения 43 (229) ноябрь 2014
7. Исламская финансовая система: современное состояние и перспективы развития// Трунин П.В., Каменских М.В., Муфтяхетдинова М. - Москва, 2008
8.Экономика. Толковый словарь.-М.: "ИНФРА- М", Издательство
"Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000.
9. Керимов Г.М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на
проблемы современности. - СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2012. - 512 с.
10. Данченко Е.А Перспективы внедрения «исламских окон» в банковскую систему России // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2011. № 12-2. С. 50-55.
11. Четыркин Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: "Дело Лтд", 1995. - 320 с.
12. Мазняк В.М. Банковское дело и организационные особенности коммерческого банка // Финансовые исследования. 2003. № 1 (6). С. 25-28.
13. Селиванова Т.А. Проблемы и факторы формирования процентной политики коммерческих банков // В сборнике: Рыночная экономика и финансово-кредитные отношения ученые записки. Ростов-на-Дону, 2011. С. 51-57.
14. Семенюта О.Г., Шевцова О.В. Трансферное ценообразование как элемент оперативного управления процентной политикой многофилиального банка // Финансовые исследования. 2003. № 1 (6). С. 29-34.
15. Danchenko E.A. The spread of the Islamic banking products in global financial markets «7th International Scientific Conference Science and Society». 2526 November 2014 http://scieuro.com/articles
16. Журавлев А.Ю. «Возможность построения моральной экономики в контексте исламской экономической доктрины и практики»// Ученые записки Казанского университета. Том 155, н.3, ч.2
17. Bailey, S. Money and its vicissitudes in value; as they affect national industry and pecuniary contracts; with a postscript on joint-stock banks. London, 1837 ([Бейли, С.] Деньги и изменения их стоимости; влияние этих изменений на национальную промышленность и денежные обязательства; с приложением об акционерных банках. Лондон, 1837). - 59, 624.
18. Исламский институт исследований и разработок Islamic Research and Training Institute www.irti.org
19. Zelhuda Shamsuddin and Abdul Ghafar Ismail Agency Theory in Explaining Islamic Financial Contracts Middle-East Journal of Scientific Research 15 (4): 530-545, 2013
20. Кочмола К.В. Исламские финансовые институты в мировой финансовой архитектуре: монография. - РГЭУ «РИНХ», Ростов-н/Д, 2007. - 368с.
21. Семенюта О.Г., Данченко Е.А., Панченко Н.О. Рынок банковских продуктов как фактор устойчивости банковской системы //Финансы и кредит. 2014. № 2. С. 2-9.
22. Данченко Е.А. Рынок банковских продуктов как основной источник роста экономики России // Финансовая аналитика: проблемы и решения 32(218) август 2014 г
23. Ефременко И.Н. Исламские финансы в формировании новой институциональной основы мировой финансовой архитектуры // Финансовые исследования. 2007. № 16. С. 3-9
REFERENCES
1. BUD A. "Money - the gift of God" // Expert №4 January 31, 2000 URL: http://expert.ru/expert/2000/04/04ex-islam9_24391/
2. Economic Theory. - M.: ICC "March"; Rostov-on-Don: Publishing Center "Marta", 2007. - 528 p.
3. Marx "Capital" Volume 1 Book One. The process of production of capital URL:
http://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/in dex.html
4. J.M. Keynes The General Theory of Employment, Interest and Money Translated by Professor NN Lyubimov edited by Doctor of Economics, Professor LP Ku-rakova Moscow "Helios ARV" 1999
5. Bekkin R., Loan interest in the context of religious and ethical economic systems of the past and the present. Prob-
lems of Economics. 2007. № 2. pp 141157.
6. Pavlov IN, Remarks to the modern theory of interest // Financial analytics: problems and solutions 43 (229) November 2014
7. The Islamic financial system: current state and prospects of development // Trunin PV, MV Kamensky, Muftyahetdi-nova M. - Moscow, 2008
8. Ekonomika. Explanatory slovar.-M .: "infrastructure M" Publisher "Whole World". J. Black. Edited by: Doctor of Economics Osadchaya IM .. 2000.
9. Kerimov GM Sharia: The Law of Muslim life. Answers on Shariah issues of the day. - SPb .: "Publisher" Dilya ", 2012. - 512 p.
10. Danchenko EA Prospects for the introduction of "Islamic windows" in the Russian banking system Current trends in economics and management: a new look. 2011. № 12-2. S. 50-55.
11. EM Chetyrkin Methods of financial and commercial calculations. - 2nd ed., Rev. and add. - M .: "Case Co., Ltd.", 1995. - 320 p.
12. VM Maznyak Banking and organizational features of a commercial bank // Financial Studies. 2003. № 1 (6). S. 2528.
13. TA Selivanov Problems and factors of interest rate policy of commercial banks // In: The market economy and the financial and credit relations scholars note. Rostov-on-Don, 2011. P. 51-57.
14. Semenyuta OG, OV Shevtsova Transfer pricing as an element of operational management of interest rate policy multidivisional bank // Financial Studies. 2003. № 1 (6). S. 29-34.
15. Danchenko E.A. The spread of the islamic banking products in global financial markets «7th International Scien-
tific Conference Science and Society». 2526 November 2014 http://scieuro.com/articles
16. Zhuravlev AY "The possibility of constructing a moral economy in the context of Islamic economic doctrine and practice" // Scientific notes of the Kazan University. Volume 155, H.3, Part 2
17. Bailey, S. Money and its vicissitudes in value; as they affect national industry and pecuniary contracts; with a postscript on joint-stock banks. London, 1837 ([Bailey, S.] Money and changes in value, the impact of these changes on the national industry and liabilities, with the application of joint-stock banks. London, 1837). - 59, 624.
18. The Islamic Institute of Research and Development Islamic Research and Training Institute www.irti.org
19. Zelhuda Shamsuddin and Abdul Ghafar Ismail Agency Theory in Explaining Islamic Financial Contracts Middle-East Journal of Scientific Research 15 (4): 530-545, 2013
20. Kochmola KV Islamic finance institutions in the global financial architecture: Monograph. - RGEU "RINH", Ros-tov-N / A, 2007. - 368s.
21. Semenyuta OG, Danchenko EA, Panchenko NO Market banking products as a factor of stability of the banking system of finance and credit. 2014. № 2. pp 29.
22. Danchenko EA Market banking products as the main source of economic growth in Russia // Financial analytics: problems and solutions 32 (218) August 2014
23. Danchenko EA Feasibility study ban present in the Islamic financial system. ISI Theoretical & Applied Science 02 (22): 21-24.