Научная статья на тему 'Адаптация старшеклассников к рынку труда в контексте интеграции образования и занятости (на примере г. Саратова)'

Адаптация старшеклассников к рынку труда в контексте интеграции образования и занятости (на примере г. Саратова) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
222
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Демьяновская О. С.

На основании социологического исследования выявлена степень социально-профессиональной адаптации старшеклассников к рынку труда: выбор учреждения профессионального образования, возможность совмещения учебной и трудовой деятельности, связь работы с получаемой профессией, планы учащихся после окончания профессионального учебного заведения, перспектива трудоустройства по профессии, оценка вероятности столкнуться с молодежной безработицей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The adaptation of the senior pupils to the labor market in the context of education and employment (by an example of Saratov city)

On the basis of sociologic research the level of social and professional adaptation of senior pupils to the labor market was evaluated: choice of a professional education institution, the possibility to combine education and work, the connection of work with the future profession, plans of the pupils after the graduation from the professional education institution, professional job-opportunities, the evaluation of probability of unemployment of young people.

Текст научной работы на тему «Адаптация старшеклассников к рынку труда в контексте интеграции образования и занятости (на примере г. Саратова)»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (66) 2008

УДК 316.334.3

О. С. ДЕМЬЯНОВСКАЯ

Саратовский государственный технический университет

АДАПТАЦИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К РЫНКУ ТРУДА В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ЗАНЯТОСТИ

(НА ПРИМЕРЕ г. САРАТОВА)___________________

На основании социологического исследования выявлена степень социально-профессиональной адаптации старшеклассников к рынку труда: выбор учреждения профессионального образования, возможность совмещения учебной и трудовой деятельности, связь работы с получаемой профессией, планы учащихся после окончания профессионального учебного заведения, перспектива трудоустройства по профессии, оценка вероятности столкнуться с молодежной безработицей.

Отсутствие единой образовательной и кадровой политики в Российском государстве привело, как известно, к дисбалансу спроса рабочей силы на рынке труда и предложения на рынке образовательных услуг. Как следствие, потребность экономики в квалифицированных кадрах на сегодняшний день остается не удовлетворенной. Поскольку профессиональное образование оказалось оторванным от требований рынка труда, большая часть выпускников учреждений профессионального образования не находят работу по полученной специальности. Для решения назревшей социальной проблемы в концепции модернизации российского образования на период до 2010 года заложена методология приведения в соответствие качественного и количественного состава выпускников системы профессионального образования перспективным потребностям рынка труда [1].

На наш взгляд, адаптация выпускников к рынку труда начинается еще задолго до момента окончания учреждения профессионального образования. В старших классах общеобразовательной школы учащийся сталкивается с необходимостью выбора своей будущей профессиональной деятельности, и от этого выбора зависит степень социально-профессиональной адаптации в сфере труда в дальнейшем. Для большинства старшеклассников получение профессионального образования является основой его социализации, важным этапом вступления во взрослую жизнь. Поэтому школьная молодежь стремится приобрести образование по наиболее востребованным на современном рынке труда профессиям, что является «началом деловой карьеры, ростом в личном плане, то есть повышением социальной активности личности» [2, с. 142].

Но адаптация к рынку труда не ограничивается лишь выбором профессии, большую роль играют представления школьной молодежи о своей будущей трудовой деятельности. Эти представления впоследствии трансформируются в трудовые ориентации, направляющие поведение личности. Посредством мотивированного трудового поведения школьник начинает приспосабливаться, адаптироваться к рынку труда.

В направлении нашего анализа полезно привлечь подход, выделяющий несколько уровней социальной

самоидентификации молодежи. Наибольший интерес для нас представляет «социально-профессиональный уровень идентификации» [3, с. 134], который регулирует «поведение, мотивацию и социальную адаптацию». Для определения степени социально-профессиональной адаптации школьной молодежи к современному рынку труда на микроуровне, нам необходимо проанализировать индивидуальное поведение учащихся старших классов общеобразовательных школ на рынке труда, включающее профессиональные и трудовые намерения старшеклассников после окончания школы.

Задавшись целью выяснить профессиональные намерения учащихся после окончания школы и перспективу трудоустройства в дальнейшем, мы провели анкетный опрос старшеклассников общеобразовательных школ г. Саратова. Исследование проводилось в мае-июне 2007 года в городе Саратове. Опрос осуществлялся по кластерной выборке, построенной с учетом квот, отражающих основные социально-демографические характеристики учащихся 9-11 классов общеобразовательных средних школ. Общее число опрошенных 165 человек, выраженное пропорциональным соотношением количества учащихся старших классов (33,3 % девятиклассников, 33,3 % десятиклассников и 33,3 % учащихся одиннадцатых классов).

Таким образом, в исследовании приняли участие

41,2 % юношей и 58,8 % девушек. Опросом была охвачена молодежь в возрасте от 14 до 17 лет.

В процессе определения профессиональных намерений старшеклассников после окончания школы с помощью анкетного опроса нам удалось выяснить, что практически две трети учащихся общеобразовательных школ (74,5 %) желают поступить в высшие учебные заведения. 20,6 % школьников выбрали среднеспециальные учебные заведения. Вместе с тем 4,2 % учащихся остановили свой выбор на учреждениях начального профессионального образования. Высокие числовые данные, свидетельствующие в пользу выбора высшего образования современными школьниками, сигнализируют о том, что престиж вузов в настоящее время достаточно высок. При этом очную форму обучения предпочли 73,3 % будущих студентов и лишь 17 % заочную.

Совмещать учебную деятельность с трудовой планирует почти половина респондентов (57 %). В свою очередь, 27,3 % школьников собираются посвятить себя учебе целиком. В связи с этим заметим, что среди респондентов, выбравших заочную форму обучения, трудовую деятельность планируют 96,4 % учащихся, что диктуется логикой заочного обучения, подразумевающего параллельно работу студента. Интересно, что чуть больше половины старшеклассников (58,6 %), выбравших очную форму обучения, подразумевают трудовую деятельность одновременно с образовательным процессом.

Предположим, что такие данные свидетельствуют о том, что в ситуации процессов трансформации в российском обществе выход на рынок труда выпускника учреждения профессионального образования сопровождается ситуацией негарантированной занятости, в связи с этим молодые люди, вначале будучи школьниками, а впоследствии студентами, уже стремятся приобрести опыт профессиональной деятельности, чтобы свести к минимуму возможность неудачи при будущем трудоустройстве. Среди школьников, заявивших о желании совмещать учебу и трудовую деятельность, практически равное количество юношей (67,2 %) и девушек (67,9 %).

Такое положение дел подтверждается данными социологического исследования И. Козиной, И. Поповой (2006 г.). Указанные исследователи пришли к выводу, что в современной социокультурной ситуации грани между чисто мужскими и чисто женскими ценностями труда нивелируются. В настоящее время мотивы профессионально-карьерной составляющей практически одинаковы у женщин и мужчин [4, с. 372].

Отметим, что у 36,4 % учащихся работа будет связана с получаемой профессией и лишь у 12,1 % с трудовой деятельностью по другому профилю. Немаловажен тот факт, что практически половина учащихся (50,3 %) не ответили на вопрос о профессиональном будущем. И в этом обстоятельстве, на наш взгляд, есть негативный момент.

По всей видимости, старшеклассники недостаточно четко представляют для себя дальнейшую профессиональную перспективу. По всей вероятности это связано с тем, что, либо школьник в силу своих возрастных особенностей не способен ощущать себя «субъектом выбора своего образовательного и профессионального маршрута» [5], либо в условиях социально-экономической нестабильности российского общества молодежь сталкивается с проблемой неуверенности в завтрашнем дне и опасается строить долгосрочные планы [6, с. 37].

Несмотря на условия нестабильности в сфере занятости и сомнения большинства школьников при проектировании своего жизненного и профессионального пути, мы предприняли попытку выяснить перспективу дальнейших действий учащихся после окончания учреждения профессионального образования. В ходе исследования удалось обнаружить, что

55,2 % школьников собираются работать и одновременно получать образование, 32,7 % респондентов планируют посвятить себя только трудовой деятельности и 9,1 % учащихся продолжать образование, занимаясь лишь учебой.

Известно, что образование является одним из средств восходящей социальной мобильности, своего рода «социальным лифтом» [7, с. 289]. И это касается не только выбора первой профессии, но и дальнейших образовательных планов, повышающих социальную позицию индивида в социуме. В связи с этим одной из задач нашего исследования было выяснение,

каким видят свое дальнейшее образование учащиеся, намеревающиеся продолжить образовательную деятельность (66,1 %).

Ответы школьников распределились следующим образом. На первом месте стоит желание респондентов получить второе высшее образование (25,5 %). Второе место занимают ответы старшеклассников (20 %), собирающихся продолжить в высшем учебном заведении свое образование, полученное в среднеспециальном или начальном учреждении профессионального образования. Тем не менее 18,2 % школьников задумываются о повышении квалификации с помощью курсов, дополнительных занятий, 4,2 % респондентов фокусируются на учебе в аспирантуре,

1,2 % школьников в дальнейшем планируют сменить профессию, переобучиться.

Значимым моментом исследования явилось выяснение профессиональных намерений школьников работать по полученной профессии в будущем. На предложение оценить свои шансы трудоустроиться по полученной профессии основная часть респондентов (80,6 %) ответили утвердительно, полагая, что им удастся устроиться на работу по профессии. Только 4,2 % школьников расценивают свои шансы довольно пессимистично, отметив, что им не удастся трудоустроиться по профессии, а 14,5 % респондентов затруднились ответить. Можно сделать допущение, что все же большинство школьников с оптимизмом смотрят в свое профессиональное будущее, надеясь на получение работы по специальности.

В целом же ситуация на рынке труда в отношении молодежи в настоящее время парадоксальная. По данным социологического исследования 2004 г. «численность безработной молодежи в возрасте до 29 лет уменьшается, но, тем не менее, на сегодняшний день остается самой высокой среди других возрастных категорий безработных граждан» [8, с. 6]. Для нас было важно узнать, представляет ли школьник, как в будущем, овладев профессией, он может попасть в перспективу оказаться без работы на рынке труда, и какой способ в таком случае он предпочтет для выхода из ситуации безработицы.

На вопрос «Как вы считаете, может ли вас в будущем коснуться проблема потери работы?» 43 % учащихся ответили, что есть такая вероятность, 30,3 % посчитали, что это маловероятно, а для 4,8 % школьников вероятность оказаться без работы весьма реальна. Одновременно с этим пятая часть респондентов (20,6 %) вообще затруднилась с ответом. Несомненно, что прослеживается и неоднозначное отношение школьников к феномену «безработицы».

По данным серии интервью, проводившихся нами в течение 2006-2007 гг. (N=16), на вопрос «Знаете ли вы кто такие безработные?» встретились следующие ответы: «люди, которые не хотят работать, которым интереснее сидеть дома без работы» (жен., 16 лет); «определенный такой момент в жизни человека, когда он, либо он, допустим, он выучился на одну специальность, он уже подметил место куда-то, хотел поступить на работу и тут, раз — и его не взяли на работу — вот, не получилось, либо он просто не успел. И вот в этот момент он оказывается безработным, потому что он не попал туда, куда хотел. Вот — он безработный, нет у него работы» (муж., 15 лет); «да это лодыри» (жен., 16 лет); «ну вон те, которые на помойке» (муж., 17 лет); «люди без работы» (жен., 16 лет); «у кого профессия не котируется» (жен., 17 лет). Как видим, встречаются и вполне адекватные представления о феномене безработицы, и недостаточные знания об этом явлении.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (66) 2008 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (66) 2008

В российском обществе на протяжении последнего десятилетия наблюдается ситуация, когда выпускники учреждений профессионального образования зачастую не имеют возможности получить рабочее место в силу различных факторов: недостатка опыта трудовой деятельности, низкой социальной компетентности, недостаточных профессиональных знаний, отсутствия необходимой квалификации [9, с. 105]. Оценить перспективу поиска работы по профессии в ситуации безработицы смогли 57 % старшеклассников, при этом 24,2 % из этих же школьников полагают, что легко смогут подобрать работу по профессии.

В свою очередь, 30,3 % учащихся посчитали, что работу по профессии им найти все же удастся, но с большим трудом, и самая немногочисленная часть респондентов (1,2 %) отметила, что это практически невозможно. Среди школьников, посчитавших, что им легко будет подобрать работу по профессии в ситуации безработицы, 51,3 % положительно оценивают перспективу трудоустроиться на работу по полученной профессии, в то время как чуть больше половины учащихся предполагают, что им придется находить работу с большими усилиями (60 %), не удастся трудоустроиться по профессии.

В целях исследования существенно было выяснить отношение учащихся к проблеме поиска работы и трудоустройства. Так, на вопрос «Если вам будет трудно найти работу по профессии, что вы предпочтете?» половина респондентов (50,3 %) собирается искать любую работу с удовлетворяющим уровнем заработной платы. В свою очередь, 34,5 % старшеклассников планируют подобрать работу только по своей профессии, как и 27,3 % школьников в будущем рассчитывают открыть свое/новое дело. 18,2 % учащихся предпримут попытку пройти переобучение по новой профессии, 14,5 % респондентов согласятся на менее квалифицированную работу, и незначительная часть старшеклассников (0,6 %) будут жить на обеспечение близких, родственников.

В итоге нельзя не заметить тот факт, что практически половина респондентов ориентирована на активное поведение на рынке труда, включающее поиск работы по любой профессии, желание заниматься предпринимательской деятельностью, намерение реализовать свои профессиональные амбиции.

Мы попытались выяснить взгляды школьников на проблему поиска работы при помощи полярных вопросов — что способствует успешному ее нахождению и что, напротив, мешает. Ответы старшеклассников по поводу факторов, оказывающих влияние на помощь в соискании рабочего места, распределились следующим образом. На первом месте оказались профессиональные качества претендента (66,7 %), второе место школьники отвели личным качествам ищущего работу (55,8 %), таким как манеры, внешность, характер. Роль личных связей и знакомств в поиске рабочего места отметили 53,9 % респондентов, значительность профессиональной подготовки, полученной в учебном заведении, упомянули 29,1 % школьников, 20,6 % респондентов отметили необходимость целенаправленной деятельности учреждения профессионального образования по трудоустройству выпускников.

Кроме всего прочего, к факторам, оказывающим влияние на поиск работы, старшеклассники отнесли объявления о приеме на работу, размещенные на улицах, в СМИ, в сети Интернет — 13,3 %, запросы работодателей — 11,5, профессиональную переподготовку и дополнительное образование — 7,3 %, а также

деятельность службы занятости населения — 4,2 %.

С одной стороны, школьники придают большое значение кандидатуре соискателя, обладающего необходимыми профессиональными навыками и личностными особенностями. Вместе с тем роль личных связей при поиске работы занимает далеко не последнее место в представлениях учащихся. Та же самая тенденция прослеживается в исследовании Н. А. Свиридова 2002 г., по мнению которого «родственные и дружеские, неформальные связи выступают довольно эффективным фактором в приспособлении молодежи к условиям жизнедеятельности» [10, с. 91]. В то же время вызывает беспокойство тот факт, что школьники не принимают во внимание патерналистскую деятельность службы занятости в помощи поиска работы. Это свидетельствует о низкой степени результативности взаимодействия института образования и политики занятости, проводимой в отношении профессиональной ориентации учащихся школ.

К числу факторов, снижающих шансы человека при поиске работы, школьники отнесли: отсутствие трудового опыта — 72,7 %, уровень образования — 55,5 %, возраст—54,5 %, отсутствие дополнительных навыков (например, иностранный язык, компьютер) — 29,1 %, неудовлетворительную коммуникабельность — 20 %, национальность — 18,2 %, профессию — 16,4 %, отсутствие связей — 12,7 %, внешние данные — 11,5%, пол — 6,1 % и семейные обстоятельства — 4,8 %. Можно предположить, что школьники имеют достаточно хорошее представление о ситуации на современном рынке труда. Среди факторов, затрудняющих возможность нахождения рабочего места для респондентов, наиболее значимы недостаток опыта работы, недостаток образования, возрастная дискриминация.

Таким образом, можно предположить, что социально-профессиональная адаптация школьной молодежи к рынку труда начинается еще до момента получения профессионального образования, складываясь из профессиональных намерений школьников и планов их будущего трудоустройства. В подтверждение этого нами обнаружены определенные тенденции: большинство школьников, принявших участие в исследовании, нацелены на получение высшего образования, а впоследствии второго высшего и дополнительного образования. Практически половина респондентов планирует начало трудовой деятельности уже во время обучения в учреждении профессионального образования. При этом треть опрошенных старшеклассников планируют трудоустроиться по специальности, таким способом повышая свою социально-профессиональную компетентность на рынке труда уже в процессе получения профессионального образования.

Ценность трудовой деятельности, без сомнения, равнозначна для юношей и девушек. В то же время дальнейшая профессиональная перспектива, в силу временной отдаленности, не совсем прозрачна для учащихся. Но, несмотря на это, школьники достаточно оптимистично оценивают свои шансы трудоустроиться по профессии после окончания учреждения профессионального образования, хотя имеют неопределенное представление о ситуации безработицы. Вместе с тем школьники ориентированы на индивидуальное поведение на рынке труда, подразумевающее деятельную позицию в ситуации поиска работы.

Практическая значимость выполненного исследования состоит в том, что его результаты могут способствовать пересмотру мер социальной политики в сфере профессионального образования и занятости

молодежи. Эмпирические данные могут стать основой для разработки программ и пособий для всех структур, занимающихся профессиональной ориентацией, профессиональным образованием и трудоустройством молодежи, а также могут быть использованы в учебных курсах по теоретической и прикладной социологии, социологии труда, социологии образования, социальной политике, социологии молодежи.

Результаты исследования могут иметь практическое применение в общеобразовательных школах на занятиях по профессиональной ориентации. Выводы, полученные нами в ходе эмпирического исследования, могут оказаться полезными специалистам учреждений профессионального образования, служб занятости населения, работодателям, всем тем, кто интересуется социально-профессиональной адаптацией молодежи к рынку труда.

Библиографический список

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года / Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 г., № 1756-р; Приказ Минобразования России от 23.07.2002 г., № 2866.

2. Иванова И.Н. Потребление образовательных услуг. / И.Н.Иванова - Саратов: ПМУЦ, 2004.- 244 с.

3. Шевченко Д.А. Социальная самоидентификация лучших выпускников / Д.АШевченко // Социологические исследования. -2004. - № 1. - С.134-137.

4. Козина И., Попова И. «Слабые группы» на рынке труда: гендерная специфика мотивации поведения / И. Козина, И. Попова // Журнал исследований социальной политики. - 2007. - Т. 5. -№ 3. - С.365-386.

5. Родичев Н.Ф. Восемь мифов о профессиональном самоопределении подростка / Н.Ф. Родичев // Всероссийский Интернет-педсовет - 2007 // http://pedsovet.ora/forum/topic1861.html (обращение к ресурсу 28.08.2007).

6. Фокина О. Профессиональные предпочтения и жизненные цели старшеклассников / О.Фокина // Человеческие ресурсы. - 2006. - № 2. - С.35-37.

7. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество / П. Сорокин. - М.: Политиздат, 1992. - 543 с.

8. Проблемы рынка образовательных услуг и спрос на выпускников учреждений профессионального образования / П.В.Романов, А.Ю.Слепухин, В.А.Карпец; М.Э.Елютина, В.Н.Ярская; Саратов: СГТУ, 2004.- 135 с.

9. Социология молодежи в контексте социальной работы: учебное пособие / В.Н.Ярская, А.Ю.Слепухин. - Саратов: СГТУ, 2004.- 300 с.

10. Свиридов Н.А. Адаптационные процессы в среде молодежи (дальневосточная ситуация) / Н.А.Свиридов // Социологические исследования. — 2002. - № 1. - С. 90-95.

ДЕМЬЯНОВСКАЯ Ольга Сергеевна, аспирант кафедры социальной антропологии и социальной работы.

Статья поступила в редакцию 23.10.07 г.

© О. С. Демьяновская

УДК 3147 В. В. БУБЛИКОВ

Белгородский государственный университет

ОЦЕНКА

МИГРАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАН СНГ

ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ИНДЕКС МИГРАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА)

В исследовании на основе признанных миграционных теорий и актуальных статистических данных разработан и рассчитан индекс миграционного потенциала (ИМП) стран СНГ для РФ. С помощью этого индекса появилась возможность объективной оценки вероятных изменений в направлениях и объёмах миграции населения из государств СНГ в Россию. Предложенный ИМП является универсальным показателем и может использоваться для расчетов миграционного потенциала различных стран и территорий.

Введение

Опыт европейских стран свидетельствует о том, что наибольшие потоки иммигрантов направляются из бывших колоний в их бывшие метрополии. Согласно теории мировых систем [1], именно бывшие колонии благодаря тесным культурным, лингвистическим, экономическим, транспортным и информационным связям являются главными донорами рабочей силы бывших колониальных держав. Так, например, самые крупные общины во Франции составляют выходцы

из северной Африки; в Великобритании — иммигранты из Индии, Пакистана, Африки и Карибского бассейна; в Испании — из стран Латинской Америки и т.д. На первый взгляд, исключением является Германия, которая в прошлом не имела крупных колониальных владений. Тем не менее и там самая большая диаспора — турецкая — результат тесного и длительного сотрудничества двух стран на протяжении последнего столетия [2].

После распада колониальной системы в 60-х годах основной поток переселенцев в бывшие метрополии

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (66) 2008 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.