УДК [378:35.08](477)
Харченко О.А,
кандидат наук государственного управления, заместитель начальника отдела специальной связи управления службы безопасности Украины по Днепропетровской области
адаптация системы профессиональной учебы
государственных служащих
в украине к стандартам европейского союза
В статье рассматриваются основные механизмы, содействия адаптации системы. профессионального обучения государственных служащих Украины, к стандартам. Европейского союза, роль и. место международных программ. TACIS, SIGMA, Twinning, NISPAcee, ЮНЕСКО и. др., позитивные и. негативные стороны, участия Украины, в Болонском процессе.
Ключевые слова: государственная, служба, государственные служащие, реформирование, система образования, профессиональное обучение, подготовка, переподготовка и повышение квалификации, профессионализация, зарубежный опыт, страны. Восточной Европы, Европейский союз, страны, постсоветского пространства.
Европейский выбор как основное направление последующего развития Украины был определен еще в 2000 году в Послании Президента Украины в Верховную Раду Украины «Украина: продвижение в XXI век. Стратегия экономического и социального развития на 2000-2004 годы» [10, с. 6]. На осуществление комплекса организационных мероприятий, направленных на обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти и достижение европейских стандартов уровня жизни граждан Украины ориентируют положения Послания Президента Украины «Европейский выбор. Концептуальные основы стратегии экономического и социального развития Украины на 2002-2011 годы» [3], Указа Президента Украины от 5 марта 2004 г. № 278/2004 «О концепции адаптации института государственной службы в Украи- ^ не к стандартам Европейского союза» [7], О «Положение о Центре адаптации государственной службы к стандартам Европей- на ского союза» [8], Постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении <
Государственной целевой программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере европейской и евроатлантической интеграции Украины на 2008 — 2011 годы» от 5 ноября 2008 года № 974 [6] и другие правовые документы. Следовательно, одним из главных направлений реформирования системы профессионального образования государственных служащих является обеспечение адаптации профессионального образования государственных служащих к стандартам Европейского союза, в частности к принципам организации государственной (публичной) службы.
Следует заметить важность для Украины опыта восточноевропейских стран в реализации целей европейской интеграции, которые предусматривают приобретение государственными служащими современных научных знаний, формирование необходимых для профессиональной деятельности умений и навыков, развитие творческих способностей и морально-этической культуры с тем, чтобы они были способными проводить государственную политику, связанную с реализацией задач административной реформы. Среди первоочередных задач адаптации Украины к условиям европейской интеграции, на наш взгляд, следует выделить структурную перестройку административного аппарата на центральном и местном уровнях в направлении улучшения предоставления публичных услуг населению, содействие повышению авторитета нашего государства в общеевропейском и мировом пространстве, установление взаимовыгодных связей с соседними государствами и др.
Более быстрой интеграции к европейскому пространству мешает то, что в системе высшей школы стран постсоветского пространства, в том числе и в Украине, доминирует образование поддерживающего типа, которое имеет прагматический характер и ориентировано на подготовку специалистов к действиям в таких конкретных ситуациях, которые часто встречаются. Интегративные процессы нуждаются в переходе к опережающему, инновационному, профессионально-личностно ориентированному образованию, целью которого
выступают проблемно ориентированный профессионализм, компетентность и эффективность специалиста.
Ключевой вопрос интеграции государственной службы к европейскому административному пространству — качество персонала органов государственного управления. Как отмечают специалисты, государственным служащим в Восточной Европе, как и в Украине, недостает умений анализа политики, эффективной коммуникации, лидерства, оценки регулятивного влияния и эффективности правительственных решений, стратегического планирования и т.п. Особенно важным является развитие таких навыков у высшего корпуса государственных служащих благодаря целевому интенсивному краткосрочному обучению и обмену опытом ускорения реформ [12, с. 18].
В Украине принимаются конкретные меры относительно углубления интеграции в Европейское содружество, развития сотрудничества с международными организациями [9, с. 5]. При этом политика официальных институций Европейского союза заключается во всесторонней поддержке стремления новых стран следовать политике европейской интеграции. Государства
— члены Европейского союза оказывают значительную помощь странам Центральной и Восточной Европы относительно становления и развития государственной службы и подготовки управленческих кадров. Для каждой страны-кандидата были разработаны национальные программы подготовки к вступлению в Европейский союз (National Programme for the Adoption of the Acquis - NPAA) [15].
В будущем результатом совместной деятельности должно стать создание европейского административного пространства (European Administrative Space
— EAS) [14]. Важнейшими характеристиками EAS являются: надежность исполнительной власти, что необходимо для соблюдения принципа верховенства правая, эффективная политика и экономическое развитие государства [19]. Однако достижению поставленных целей препятствует недостаток должным образом подготовленного, компетентного руково-
дящего персонала государственных служащих, которые являются субъектами современных трансформаций.
Институциями ЕС определены ключевые принципы, на которых должна базироваться подготовка кадров всех уровней в отрасли государственного управления, а именно: надежность, прозрачность, мобильность, действенность и эффективность. Отмечается то, что повышения профессионализма государственных служащих возможно достичь благодаря внедрению высоких стандартов отбора, продвижения по службе, обучения и оценивания [13]. Такой подход обеспечит высокую квалификацию персонала, последовательность и целостность государственного управления. Содействие профессиональному развитию должностных лиц рассматривается Европейским союзом как необходимая составляющая предоставления государственному управлению гибкости, инновационности, оперативности, быстрого реагирования на изменяющиеся обстоятельства и выявления потребностей комплексного и динамичного политического окружения.
Скорейшей интеграции Украины в ЕС в значительной степени будет способствовать тесное сотрудничество с международными организациями. Рассмотрим международные программы и проекты, которые способствуют реформированию системы образования государственных служащих. Так, решению масштабных проблем европейской интеграции способствует программа Европейского союза ТАСК [23], в рамках которой разрабатываются проекты относительно становления и развития системы подготовки государственных служащих в Восточной Европе. В частности, проектом «Реформа государственной службы» предусматривается поддержка становления и развития системы подготовки государственных служащих в Украине, содействие созданию сети учебных заведений по подготовке государственных служащих. Сосредоточение внимания на этом вопросе ряда международных доноров свидетельствует об осознании необходимости таких трансформаций. ТАСК активно поддерживает НАГУ при Президенте Украины, кото-
рая играет ключевую роль среди учебных институций в отрасли государственного управления и активно работает над разработкой комплексного подхода к подготовке руководящих кадров в отрасли государственного управления в Украине.
Европейский союз предлагает также программу SIGMA (Программа поддержки совершенствования систем государственного управления и менеджмента в странах Центральной и Восточной Европы) [22], которая помогает решить следующие проблемы: разработка стратегии развития государственного управления и государственной службы для стран с переходной экономикой [24, с. 78]; поддержка усилий правительств стран относительно определения приоритетных задач [20]; развитие систем подготовки государственных служащих в новых независимых государствах Восточной Европы [21].
Современное украинское общество требует реформы бюрократии, ее демократизации и профессионализации. Один из наиболее действенных способов осуществить эту реформу — начать ее изнутри, создав ячейки государственной службы нового качества, благодаря внедрению агентов изменений, которые, изменяя собственное сознание и способ работы, влияют на сознание и способ работы других государственных служащих.
Кабинет Министров Украины 4 июня 2008 года преобразовал Центр содействия институциональному развитию государственной службы при Главгосслужбе Украины в Центр адаптации государственной службы к стандартам Европейского союза, расширив ассортимент услуг, которые предоставляются Центром, границы ответственности и полномочий.
В деятельности реформированного Центра появились новые акценты, а именно: участие в реформировании публичной администрации, приближение ее к стандартам ЕС, усовершенствование механизма использования в Украине институциональных инструментов ЕС Twinning, TAIEX и SIGMA, мониторинг состояния адаптации государственной службы и государственного управления к стандартам ЕС, участие в работе двусторонних органов Украина —
ЕС, повышение профессионального уровня государственных служащих, улучшение работы по информированию общества по вопросам европейской интеграции, повышение качества и расширение спектра научных исследований и практических разработок, направленных на совершенствование государственной службы и государственного управления. Закреплены полномочия Административного офиса
программы Twinning в отношениях с Европейской Комиссией относительно подготовки проектов Twinning.
Непосредственный интерес для Украины составляет NISPAcee — сеть учебных заведений и институций государственного управления стран Центральной и Восточной Европы. Направления и программы деятельности NISPAcee показаны на следующей схеме:
— Развитие информационной базы методического обеспечения учебных программ
Рис. 1. Направления деятельности NISPAcee
Рассмотрим некоторые из этих программ:
1. Программы обмена научными работниками, которыми предусматривается приглашение ученых из стран Центральной и Восточной Европы в один или больше центров с целью как учебы, так и проведения научных исследований. Во время посещения они учатся и работают над общим исследовательским проектом. Это укрепляет связи между институциями, повышает качество исследований, содействует развитию образовательных центров.
2. Программы коротких визитов (максимум 5 рабочих дней), которые организуются школами и институтами государственного управления и имеют целью обеспечить преподавателям возможность проводить лекции для студентов, слушателей, преподавателей, государственных
служащих и лиц, которые реализовывают государственную политику.
3. Программы обмена студентами и слушателями, которые дают возможность принимать участие в летних школах, рабочих группах или прослушать серии лекций, а также стажироваться (от двух недель до двух месяцев) на основе предыдущей договоренности с соответствующим учебным заведением. Они также могут проводить исследование с учетом особенностей разных регионов [18].
На сегодня NISPAcee насчитывает 83 учебных заведения в 20 странах. Украину в NISPAcee представляет преимущественно НАГУ при Президенте Украины и ее региональные институты в Днепропетровске, Львове, Одессе и Харькове. Академия играет роль координатора в укреплении связей с сетью учебных заведений готовящих специалистов государственного
управления Украины и стран Центральной и Восточной Европы, посредством анализа учебных потребностей, разработки содержания и стандартов подготовки государственных служащих, использования новых методов учебы, оценивания исследовательских и учебных потребностей, подготовки профессорско-преподавательского состава, обмена студентами, участия в международных научных дискуссиях и др. Кроме того, в состав NISPAcee на правах ассоциируемого членства входит 21 учебное заведение из 13 стран, среди них — влиятельные международные профессиональные организации государственных служащих ASPA [11], NASPAA [16], NEPAS [17].
Анализ процесса реформирования систем профессионального образования государственных служащих в странах Восточной Европы и постсоветского пространства дает нам достаточные основания выделить общемировые образовательные тенденции как возможные способы преодоления глобального кризиса, которые выступают отправными точками развития профессионального образования государственных служащих в Украине:
1. Глобализация образовательных процессов. Здесь выявляются тенденции, которые относятся прежде всего к внедрению западных стандартов, переложения расходов на плечи самого образования, децентрализации образования как системы, коммерциализации деятельности сложившихся в стране научных школ университетов. Однако одна из позитивных сторон глобализации — ее образовательная конкурентоспособность и влияние на формирование стратегии опережающего обучения. Лиссабонская (1993), Сорбоннская (1998) и Болон-ская (1999) декларации требуют перехода от намерений к конкретным определениям, правилам и четкому разграничению обязательств сторон и участников, является своеобразным политическим подтверждением необходимости глобализации образования и «гармонизации» современного высшего образования с общей структурой образовательных уровней, создания общего «европейского пространства высшего образования», понимания «реального значения» международного уровня в образовании.
Наибольшими проектами, которые определяют достоверные пути развития международного сотрудничества в области образования, являются:
- ЮНЕСКО и в составе ЮНЕСКО: Международное бюро образования, Международный институт планирования образования, Европейский центр по высшему образованию и другие. Основными направлениями их деятельности в сфере образования являются: содействие укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения справедливости, законности и прав человека;
- СОВЕТ ЕВРОПЫ (Совет по культурному сотрудничеству Council for cultural cooperation - CCC) и в составе Совета — Центр документации по образованию в Европе (Documentation centre for education in Europe). Следует выделить международные программы в области высшего образования: ERASMUS (обмен студентами разных стран), FORCE (продолженная учеба), PETRA (базовая учеба), СОММЕТ (сотрудничество между университетом и бизнесом), EUROTECHNET (содействие профессиям, связанным с технологическими инновациями), PHARE (развитие дистанционного образования), LINGUA (языковая подготовка). Одной из важнейших составляющих глобализации является в общих чертах признанная концепция общего управления качеством (TQM -Total Quality Management). Реализация этой концепции теснейшим образом связана с разработкой и практическим освоением (внедрением) модели опережающей профессиональной учебы государственных служащих.
2. Фундаментализация образования как способ опережения действительности. Реализация принципа опережающего отражения социальной действительности как принципа профессионального обучения государственных служащих открывает возможность выйти на качественно новый уровень обучения - управление образовательными алгоритмами.
3. Гуманитаризация профессионального образования кадров управления, об-
ращение к человеку, его роли в социуме, человеческого капитала в структуре экономики и политики. Эта социокультурная тенденция, конечно же, связана с развитием демократических отношений в разных сферах жизнедеятельности граждан. От нее зависит социально-экономическое развитие общества и государства, состояние национальной безопасности, перспективы социального прогресса. В контексте профессионального образования государственных служащих все это означает и личностно ориентированный подход в обучении как создание благоприятных условий для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного взаимодействия.
4. Системная информатизация образования, масштабное освоение современных образовательных технологий в системе обучения государственных служащих. При этом в реальной украинской образовательной практике хранится информативное расположение к технологии обучения с помощью книг и лекций. Все еще остается на перманентной стадии освоение обучения с помощью компьютерных технологий (компьютерные курсы, обучение профессорско-преподавательского состава информационным технологиям, формирование информационной культуры, использование интерактивных форм, электронной почты, Internet). Преодоление негативных тенденций в сфере делового образования останется в области мечтаний и пожеланий без ресурсного обеспечения этой жизненно важной сферы социальной деятельности.
5. Сближение обучения с профессиональной, в частности управленческой, деятельностью. В гносеологическом плане эта тенденция характеризуется посредством системы взаимодействия субъекта и объекта, прямых и обратных, позитивных и негативных связей. Указанная тенденция наиболее выразительно просматривается в модульной системе обучения, основное значение которой заключается в направленности на получение практических навыков и умений при оптимально необходимом объеме теоретических знаний в конкретно определенном временном режиме.
6. Развитие самоорганизации в системе образования государственных служащих. Логика развития человечества связана с непрерывным расширением знаний и, как следствие, развитием техники, включением в жизнь нового ресурса, созданного человеком, непрерывным появлением новых средств обеспечения потребностей человека, перестройкой структуры общества, ее адаптацией к новым условиям жизни и т.д. Эти процессы идут спонтанно внутри общества и практически им не контролируются. Самоорганизация выступает благоустройством социальных образований вне области специализированной регуляции. Никакие программы (в частности образовательные) модернизации, реконструкции, реформирования не могут быть приняты и реализованы без личной инициативы, индивидуальной и коллективной самоорганизации.
7. Масштабное освоение технологий проблемного, развивающего и эвристического обучения. Указанная тенденция пробивает себе дорогу в лабиринтах педагогики и дидактики для взрослых; она выстрадана и построена многими преподавателями, к которым студенты, слушатели идут «на имя», а не на название темы лекции.
8. Базовое и непрерывное образование («пожизненная учеба», «учеба через всю жизнь»), принципы и целевые установки, которые были разработаны и зафиксированы в Кельнской Хартии, принятые в 1999 году на саммите «Группы восьми» и которые стали в дальнейшем руководящим документом при разработке национальных образовательных стратегий стран «Большой восьмерки». Вызов, с которым в наше время сталкиваются все страны, заключается в том, как стать обществом пожизненной учебы и обеспечить его гражданам возможность овладения соответствующими знаниями, профессиональными навыками и квалификацией, которые нужны им в современных условиях. Для Украины это означает изменение концепции обучения: от «образования на всю жизнь» к концепции «обучение через всю жизнь».
9. Гендерная ориентация профессионального образования, которая базируется на международных критериях и
нормах, определенных мировым сообществом: Общей декларации прав человека, Декларации о ликвидации дискриминации относительно женщин, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации относительно женщин, Европейской социальной хартии, Пекинской платформы действий, а так же Конституции Украины, других социально-экономических и социально-защитных актах.
10. Децентрализация, интенсификация, индивидуальная узкопрагматическая нацеленность управленческого образования, сокращение образовательной мобильности, средств на подготовку, переподготовку и повышение квалификации государственных служащих, управленческих кадров в целом. Следует отметить, что эта образовательная тенденция далеко не всегда однозначно позитивна, имеет достаточно широкий спектр в выборе ее оценки. Кроме того, то, что сегодня кажется недостатком, завтра может оказаться началом тенденций, соответствующих времени.
11. Изменение мотивации государственных служащих, которые проходят профессиональную переподготовку и повышение квалификации. Все больше слушателей учатся, исходя из своих собственных интересов и насущных потребностей конкретного органа управления.
12. Интегральной общемировой образовательной тенденцией выступает сдвиг образования в будущее время, то есть опережающий характер обучения государственных служащих.
Указанные тенденции отличаются разной степенью влияния (от зарождения к доминированию) на общую образовательную ситуацию, которая в целом вызывает серьезные опасения из-за неадекватности образовательной стратегии руководящих структур и интеллектуальных элит, национальных правительств и общественности [4, с. 12-17].
Адаптации к специфике мирового образовательного пространства может способствовать внедрение таких форм организации процесса профессиональной учебы государственных служащих в Украине, как дистанционное, выездное образование, экстернат, а также построение программ с
учетом преемственности разных уровней в соответствии с подписанными международными декларациями. Гармонично вписаться в мировое образовательное пространство позволяет насыщение учебного процесса достижениями фундаментальной науки, что необходимо для развития четкого мировоззрения и гибкого мышления. Включение механизмов, которые обеспечивают гибкость образовательного стандарта, увеличит динамику быстрой адаптации программ к вызовам и угрозам внешней среды. Создание своевременно меняющихся квалификационных требований с учетом демократизации отношений в разных сферах жизнедеятельности обеспечит связь с итогами реформирования государственной службы [5, с. 110].
Модернизация системы высшего образования в Украине (Закон Украины «О высшем образовании» и другие нормативные акты) имеет некоторые общие черты с Болонским процессом (относительно введения уровневой системы образования), но по многим направлениям она ему не отвечает. Изменения в управлении образованием были направлены прежде всего на внутренние потребности и имели целью реформирование системы для новых социально-экономических реалий, а не исходя в полной мере из европейских образовательных стандартов. В то же время специалисты подчеркивают, что участие Украины в Болонском процессе должно быть направлено лишь на улучшение качества образования, а ни в коем случае не на отказ от лучших традиций отечественного опыта [2]. В Украине наблюдается сочетание европейской и североамериканской моделей подготовки государственных служащих. В частности, наличие образовательно-квалификационного уровня специалиста в отечественной системе подготовки кадров свидетельствует о влиянии немецкой модели образования, а образовательно-квалификационные уровни бакалавра и магистра - о влиянии американской. Для них характерна широкопрофильная, междисциплинарная подготовка, что является актуальным в странах Восточной Европы, в которых предоставление научной степени бакалав-
ра и магистра также получило распространение, особенно после подписания в 1999 г. Министерствами образования 29 стран «Болонской декларации».
Украина в результате вступления в мае 2005 г. в Болонский процесс взяла на себя обязательство интеграции в зону европейского высшего образования. В этом факте есть свои позитивные и негативные стороны. Встраивание в Зону Европейского высшего образования не означает слепого копирования западных программ. Серьезный анализ плюсов и минусов такого вступления дал бы возможность решить вопрос о наиболее оптимальном способе интеграции в европейское образовательное пространство, что позволило бы сохранить все наилучшее из старой системы, но при этом корректно обеспечить интеграционные процессы, которые учитывают тенденции мирового и европейского развития. Страны Восточной Европы именно так и поступали. А Украине (как и России), по-видимому, мешает наша привычка решать проблемы по принципу «все или ничего». Не случайно в Болонских документах подтверждается значимость независимости и автономии университетов, необходимость непрерывной адаптации к постоянно изменяющимся потребностям, запросам общества и к необходимости развития научных знаний, что, к сожалению, плохо работает в украинской системе образования. На наш взгляд, не стоит априори ставить себя в зависимость, которой от нас не требуют.
Введение степеней образования не исключает сохранения фундаментальности, а предоставление студентам более широкой возможности выбора преподаваемых учебных дисциплин и вузов не запрещает введения требования обязательности изучения базовых, обязательных учебных предметов.
Следует отметить важность признания термина «Европа знаний», обозначенного в Болонских документах как основной фактор социального и гуманитарного развития и необходимый компонент объединения и обогащения европейского гражданства, способного к предоставлению его гражданам необходимых знаний для противодействия вызовам нового тысячелетия
одновременно с пониманием общности ценностей и принадлежности к общему социальному и культурному пространству. Эти аспекты действительно очень важны, они в русле тенденций глобального развития человечества.
Реализация Болонских соглашений позволит украинским высшим учебным заведениям обеспечить индивидуализацию обучения на основе широкого выбора учебных дисциплин в соответствии с проектом будущей карьеры. Признание украинских дипломов за границей позволит повысить практическую направленность обучения, которая во многих странах доведена до тренингов с суровым контролем их освоения. Украина, на наш взгляд, может и должна не упустить шанс активного включения в формирование информационно-образовательной среды Европы на основе различных форм интеграционных механизмов и договорных отношений.
Более того, очень полезно освоить западный опыт практической ориентации и технологизации каждой программы профессионального обучения. В Украине фундаментально преподаются учебные дисциплины, но иногда поверхностно формируются конкретные профессиональные умения. А в инновационной учебе государственных служащих будет необходимо быстро разрабатывать новые профессиональные умения и доводить до стойких навыков технологии внедрения инноваций в практику профессиональной деятельности.
На наш взгляд, возникла острая необходимость разработки нового международного стандарта специальности «Государственное управление», которая дает квалификацию не только в области экономической деятельности и менеджмента, но и в области, имеющей свою специфику, — в управлении государством. Такая специальность уже введена в Болгарии, Казахстане, Словацкой Республике, а в России и Беларуси специальность «Государственное и муниципальное управление». Поэтому, возможно, в рамках реализации соглашений необходимо объединить наши усилия с образовательными заведениями данных стран и кардинально доработать государственный образовательный стандарт к Бо-
лонским требованиям, закрепив его потом как международный.
Вместе с обязательным сохранением фундаментализации и системности научного и профессионального знания следует обеспечить социогуманизацию знаний, инновационную ориентацию, а также существенно увеличить перечень и разнообразие учебных дисциплин, предназначенных для выбора, что позволит реально выполнить принцип открытости образования.
Как отмечалось выше, в новый стандарт следует ввести обязательный воспитательный компонент, инновационную социализацию, разработав социальные аспекты подготовки государственного служащего к профессиональной деятельности в демократическом гражданском обществе в условиях глобализации и трансформации социальных отношений [1, с. 94-98].
Стремясь интегрироваться в Европейское содружество, Украина ищет собственную модель государственного управления и подготовки кадров, которая предусматривает прежде всего приоритет общечеловеческих ценностей, реализацию принципа верховенства права, соблюдение норм профессиональной этики. Особо важную роль для интеграции Украины в единое европейское пространство играют отношения с Польской Республикой. Важность углубления сотрудничества между этими двумя странами отмечена в Программе «Украина-2010», которой предусмотрено «укрепление отношений с таким стратегическим партнером Украины, как Польша» [9, с. 12]. В этом же документе отмечается, что стабильность, предвидение, стремление развивать добрососедские отношения являются органическими составляющими ментальности украинцев, для которых не свойственно стремление решать противоречия между государствами силовыми методами. Украина признана уникальным и стратегическим партнером ряда европейских стран [9, с. 4]. Среди основных целей и задач программы развития государственной службы на 2005-2010 гг. особо выделена адаптация института государственной службы Украины к европейским стандартам, с учетом национальных особенностей, путем обеспечения:
- комплексного развития законодательства о государственной службе как профессионального средства выполнения задач и функций государства;
- системного определения видов государственной службы;
- усовершенствования законодательства по вопросам прохождения государственной службы;
- политической нейтральности государственных служащих в процессе выполнения своих профессиональных обязанностей, усиления их правовой и социальной защищенности;
- стимулирования профессионального роста и высоких результатов деятельности государственных служащих на основах равенства оплаты за одинаковые объем, интенсивность работы и уровень ответственности;
- усовершенствования системы профессионального образования государственных служащих и должностных лиц местного самоуправления с учетом последующей профессионализации государственной службы, основ организации обучения государственных служащих в странах - членах ЕС.
Литература
1. Василенко Л.А. Инновационная подготовка кадров государственной службы / Василенко Л.А. / Под общ. ред. В.Л. Романова, Л.А. Василенко. - 2-е изд., стереотип. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 140 с.
2. Вжторов В.Г. Управлшня яшстю освгги (сощально-ф^ософськш аналiз): Монографiя / В.Г. Вжторов. - Д.: Пороги, 2005. - 286 с.
3. Свропейський вибiр. Концептуальш засади стратеги економiчного i сощального розвитку Укра!ни на 2002-2011 роки: по-слання Президента Украши до Верховно! Ради Укра!ни. 30 кв^ня 2002 р. // Урядовий кур'ер. - 2002. - 4 черв.
4. Карпичев В. С. Опережающее профессиональное образование государственных служащих: технологический поиск / В.С. Карпичев. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 114 с.
5. Мельникова Н. С. Опережающее профессиональное образование государственных служащих: технологический
поиск / Н.С. Мельникова. — М.: Изд-во РАГС, 2008. - 114 с.
6. Про затвердження Державно! цмьо-во! програми п1дготовки, переподготовки та п^двищення квал1фжацп фах1вц1в у сфер1 европейсько! та евроатлантично! штеграцп Укра!ни на 2008-2011 рр.: постанова Каб1-нету М1н1стр1в Укра!ни в1д 05 листоп. 2008 р. № 974. — Режим доступу: zakon1.rada.gov.ua.
7. Про концепщю адаптацп державно! служби в Укра!ш до стандартов Свропей-ського Союзу: указ Президента Укра!ни в1д 5 берез. 2004 р. № 278 // Уряд. кур'ер. — 2004. — 17 берез.
8. Про центри шдвищення квашфжацп державних службовщв i кер1вниюв дер-жавних пiдприемств, установ i органiзацiй : постанова Кабiнету Мiнiстрiв Укра!ни вiд 19 лют. 1996 р. № 224 // Вшн. держ. служби Укра!ни. — 1996. — № 2. — С. 29 — 30.
9. Програма «Укра!на — 2010». — К., 1999. — 92 с.
10. Укра!на: поступ у ХХ1 стсшття. Стра-тегiя економiчного та соцiального розвитку на 2000-2004 роки: послання Президента Укра!ни до Верховно! Ради Укра!ни. 2000 рж // Уряд. кур'ер. — 2000. — 23 лют. — С. 5—12.
11. American Society for Public Administration (ASPA). — Access mode : aspanet.org.
12. Country Profiles of Civil Service Training Systems // SIGMA Papers № 12. — Paris: OECD, 1997.— 246 p.
13. European Principles for Public Administration. — SIGMA Papers № 27. — Paris: OECD,1999. - 28 p.
14. European Union Journal. — Access mode : europa.eu.int/eur-lex/en/oj.
15. European Union. — Access mode : europa.eu.int/index-en.htm.
16. National Association of Public Affairs and Administration (NASPAA). — Access mode: naspaa.org.
17. Network of European Public Administration Students (NEPAS). — Access mode: web.ibs.ee/nepas.
18. NISPAcee Home Page. — Access mode: www.NISPA.SK.
19. Preparing Public Administrations for the European Administrative Space // SIGMA Papers № 23. — Paris: OECD, 1998. — 192 p.
20. Public Management Profiles. — Paris: OECD, 1997. — 253 p.
21. Public Service Training Systems in OECD Countries // SIGMA Papers № 16. — Paris: OECD,1998. — 23 p.
22. SIGMA/OECD. — Access mode: www. sigmaweb.org.
23. TACIS/EU. — Access mode: ec.europa. eu/exter№al_relations.
24. Management Challenges at the Centre of Government: Coalition Situations and Government Transitions // SIGMA Papers № 22. — Paris: OECD, 1998. — 228 p.
Harchenko o.A., e-mail: vestnik.gmu@yandex.ru
Deputy chief of the Special Communications Management Security Service of Ukraine in Dnepropetrovsk region, Candidate of State Administration Sciences
adapting the system of professional training of civil servants in ukraine
to european union standards
The article reviews the main mechanisms to facilitate the adaptation of professional training of civil servants of Ukraine to European Union standards, the role and place of international programs TACIS, SIGMA, Twinning, NISPAcee, UNESCO and others, positive and negative aspects of Ukraine's participation in the Bologna process.
Key words: civil service, civil servants, reformation, education system, professional education, training, retraining and promotion, professionalization, international experience, the countries of Eastern Europe, the European Union, the post-Soviet countries.