Научная статья на тему 'Адаптация школьников в условиях здоровьесберегающих технологий обучения'

Адаптация школьников в условиях здоровьесберегающих технологий обучения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
183
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ / ГЕНДЕРНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Юрлова Е. С., Сабурцев А. И., Сабурцев С. А., Крылов В. Н.

Изучены адаптивные изменения вегетативного статуса школьников г. Арзамаса в динамике обучения в условиях двух здоровьесберегающих технологий обучения. Установлено, что гендерный подход в большей мере, чем добавление двигательной активности, способствует снижению напряжения систем вегетативной регуляции функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Юрлова Е. С., Сабурцев А. И., Сабурцев С. А., Крылов В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION OF SCHOOLCHILDREN UNDER CONDITIONS OF HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES OF TRAINING

Adaptive changes of the vegetative status of Arzamas schoolchildren in the dynamics of training under conditions of two health-saving technologies of training have been studied. The gender approach has been found to be more promotive to the reduction of stress in the systems of vegetative regulation of functions than addition of motion activity.

Текст научной работы на тему «Адаптация школьников в условиях здоровьесберегающих технологий обучения»

Биология

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2008, № 6, с. 103-107

УДК 612.821

АДАПТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ

ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

© 2008 г. Е.С. Юрлова 1 , А.И. Сабурцев 1 , С.А. Сабурцев 1 , В.Н. Крылов 2

1 Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара 2 Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

[email protected]

Поступела в родаоцею 25.09.2008

Изучены адаптивные изменения вегетативного статуса школьников г. Арзамаса в динамике обучения в условиях двух здоровьесберегающих технологий обучения. Установлено, что гендерный подход в большей мере, чем добавление двигательной активности, способствует снижению напряжения систем вегетативной регуляции функций.

Ключовыо слова: адаптация школьников, гендерное обучение.

Состояние детского здоровья в России за последние годы приобрело явно негативные тенденции. Многолетние исследования подтверждают тенденцию снижения доли здоровых детей на момент поступления в школу [1]. Низкий исходный уровень здоровья детей, поступающих в 1-й класс, неблагоприятным образом сказывается на процессе адаптации их к школьным нагрузкам, режиму школы, являясь причиной дальнейшего ухудшения здоровья и плохой успеваемости [2].

Результаты проведенного нами ретроспективного анализа карт индивидуального развития ребенка показали, что I группу здоровья имеют 11% дошкольников и 5% младших школьников, II группу - соответственно 77% и 54.7%, III группу - 12% и 40.3%. Среди различных заболеваний, выявляемых у детей, следует выделить наличие в большинстве случаев иммунодефицита. Ослабление иммунитета подтверждается нарастанием у детей ЛОР-заболеваний, таких как гипертрофия небных миндалин, лимфоидная ткань которых наиболее чувствительна к воздействию различных повреждающих факторов. Следует отметить также, что болезни глаз, занимавшие лидирующее положение в 80-х годах, составляют 9.5% и занимают последнее места, а первое, второе и третье места занимают болезни костномышечного аппарата - 66.6%, ЛОР-заболевания - 30.9%, болезни нервной системы -28.5%.

При анализе антропометрических данных школьников г. Арзамаса было выявлено снижение показателей массы и длины тела, особенно у мальчиков, что естественно сказывается на физическом развитии и снижении адаптацион-

ных механизмов. Расчет индекса Кетле показал, что доля детей с нормальным физическим развитием составляет 65%, дисгармоничное развитие имеют 35% детей (дефицит или избыток массы тела). Показатели окружности грудной клетки у многих детей имеют низкие значения, что отразилось на показателях индекса Вервека. Это можно объяснить тем, что данный возраст совпадает с периодом «вытягивания», когда прирост длины тела опережает увеличение массы. Это согласуется с имеющимися данными, которые свидетельствуют, что вступление ребенка в фазу интенсивного вытягивания считается признаком вероятного снижения физической и психической выносливости, повышения риска развития заболеваний [3].

Первоклассники характеризуются выраженной гетерохронией процесса роста и созревания - соответствующий паспортному «зубной» возраст установлен только у 35% детей, отстающий был определен у 63.5% и опережающий - у 1.5%. Установлено, что развитие таких детей чаще протекает с напряжением адаптационно-компенсаторных механизмов.

В связи с вышеизложенным проблема достижения качественного образования при минимальных затратах здоровья обучающихся должна решаться уже на начальных этапах обучения. По мнению многих авторов, решение данной проблемы состоит в системном преобразовании современного образовательного процесса через внедрение здоровьесберегающих технологий [4].

Поэтому целью исследования явилось изучение процесса адаптации к обучению детей младшего школьного возраста в условиях реализации новых медико-психолого-педагогичес-ких здоровьесберегающих технологий школы

№ 6 г. Арзамаса. При этом решались следующие задачи:

1. Оценка исходного состояния адаптационных механизмов сердечно-сосудистой системы (ССС) детей по данным вариационной пуль-сометрии.

2. Анализ динамики показателей ССС в зависимости от проводимых мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей начального периода обучения по данным вариационной пульсометрии.

Материалы и методы исследования

Проведено обследование 120 дошкольников (контингент детских садов г. Арзамаса) и 150 учащихся 1-х классов средней школы № 6 г. Арзамаса, в возрасте 6-8 лет, обоего пола. Исследования проводились в динамике трехлетнего наблюдения.

Учебно-воспитательный процесс реализовался в двух вариантах - а) по общеобразовательной традиционной программе с расширением двигательного режима и психологического мониторинга и б) с применением гендерного подхода в обучении.

Для оценки состояния ССС использовался стандартный метод вариационной пульсомет-рии (ВПМ), являющийся индикатором состояния регуляторных механизмов организма. Анализ вегетативной регуляции сердца по данным вариационной пульсометрии проводился по следующим критериям.

1. Амо - доля интервалов R-R , соответствующих моде, в %;

2. ВР - разность между максимальным и минимальным значениями (R max - R min), в сек;

3. ИН - индекс напряжения регуляторных систем;

4. ЧСС - частота сердечных сокращений.

В норме индекс напряжения колеблется в пределах 50-150 условных единиц. Этот показатель чрезвычайно чувствителен к усилению тонуса симпатической нервной системы, небольшая нагрузка (физическая или эмоциональная) увеличивает этот показатель в 1.5-2 раза, при значительных нагрузках он возрастает в 5-10 раз, у людей с постоянным напряжением регуляторных систем ИН в покое равен 400-600 усл. ед.

Результаты исследования и их обсуждение

В соответствии со значениями индекса напряжения по вегетативному типу были выделены группы детей: норматоники - при величине

ИН 50-150 усл. ед. (зона эйтонии), ваготоники -при ИН<50 усл. ед. (зона напряжения), симпа-тотоники - при ИН >150 усл. ед. (зона напряжения) [5].

У обследованных первоклассников на момент начала учебного года выявлено симпатическое преобладание в вегетативной регуляции у 60%, парасимпатическое - у 15% и норматоничекое - у 25%, что свидетельствует о нахождении большинства детей в зоне повышенного напряжения регуляторных систем. Данное состояние свидетельствует об утомлении и о переутомлении нервной системы школьника, возникновении почвы для развития патологических состояний или обострения хронических заболеваний.

Для реализации здоровьесберегающей технологии с помощью расширения режима двигательной активности и психологического мониторинга в экспериментальной группе (ЭГ) 1-го «А» класса в учебный процесс предложено включить дополнительно занятие танцами 2 раза в неделю по 45 мин. и посещение Центра социальной помощи населению 1 раз в неделю, где с детьми проводятся занятия психологами. Контрольную группу (КГ) составили ученики 1 -го «Б» класса той же школы. В табл. 1 представлены данные изменения индекса напряжения регуляторных систем организма детей.

При сравнении показателей ВПМ отмечена тенденция роста величины ИН у детей КГ и ЭГ классов как в пределах дня (до и после уроков), так и течение рабочей недели. Значительное повышение ИН наблюдается в КГ в 1.2 раза к концу дня в начале недели и 1.8 раза к концу дня в конце недели, тогда как у ЭГ ИН снижается в 1.4 раза.

Анализ данных вариационной пульсометрии младших школьников показал значительную разницу регуляции сердечной деятельности у детей, имеющих нарушения речевого развития, которые зафиксированы нами у каждого 3-го первоклассника при оценке психологической готовности к школе (рис. 1.)

По представленным данным видно, что в первой группе произошло распределение детей на три типа с преобладанием норматоников в 2.5 раза. Во второй группе установлено лишь два вегетативных типа с существенным 4-кратным преобладанием симпатотоников.

Анализ показателей вариационной пульсомет-рии представлен в табл. 2. Наблюдается достоверное увеличение ИН и уменьшение показателя вариационного размаха (ВР), что свидетельствует о преобладании симпатической нервной системы и нахождении большинства детей в зоне напряжения регуляторных механизмов.

Таблеца 1

Динамика индекса напряжения у детей младшего школьного возраста

ИН; начало недели ИН; конец недели

1-й «А» 1-й «Б» 1-й «А» 1-й «Б»

До уроков 167.94 ± 33.80 191.94 ± 38.91 114.79 ± 16.0 144.17 ± 28.0

После уроков 148.20 ± 26.49 231.59 ± 52.38 119.11 ± 28.0 263.83 ± 54.97

Нормальное речевое развитие

Нарушение речевого развития

С 33%

Н 50%

-Н 20%

С 80%

тВ 0%

В 17%

Рис. 1. Распределение младших школьников по вегетативному типу: В - ваготоники; С - симпатотоники; Н - норматоники

Таблеца 2

Показатели вариационной пульсометрии у младших школьников

Показатели, Критерий Стьюдента Нарушение речевого развития Нормальное речевое развитие

ИН t = 2.54 325.7 ± 39.45 181.44 ± 40,87

Амо t = 1.12 50.22 ± 3.21 44.44 ± 4.07

ВР t = 2.96 0.18 ± 0.02 0.31 ± 0.04

ЧСС t = 1.35 110.13 ± 2.83 100.28 ± 6.72

60%п

50%'

40%'

30%'

20%'

10%'

12 3 4

60%п

50%-

40%-

30%-

20%-

10%-

0%

I

□ симпатотоники □ норматоники □ ваготоники

Девочки

Мальчики

1

2

3

4

Рис. 2. Динамика долевого распределения детей первого года обучения по вегетативному типу: 1, 2, 3, 4 - соответственно, начало первой, второй, третьей и четвертой четверти

60%п

50%-

40%-

30%-

20%-

10%-

0%

Иг

д/ш

□ симпатотоники □норматоники □ваготоники

2007/2008 уч. год. - раздельное обучение

2006/2007 уч. год. - совместное обучение

Рис. 3. Динамика распределения младших школьников по вегетативному типу в 2007/08 и 2006/07 учебном году: д/ш - дошкольники, 1 - первая четверть, 2 - вторая четверть, 3 - третья четверть, 4 - четвертая четверть

1

2

3

4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Помимо этого получены достоверные данные о разнице вариабельности вегетативного тонуса у детей, посещающих школу первоклассника, и детей, не посещавших данные курсы. Ученики первой группы реагируют на начало системного обучения более устойчиво. Эй-тония (равновесие) (Э) - 70%, выраженное напряжение (ВН) - 30%, тогда как у второй группы 34% и 69% соответственно. Вышеуказанные результаты свидетельствуют о том, что дети, посещающие курсы школы первоклассников, находятся в более выгодном положении со стороны как функционального состояния, так и ВНС.

Наблюдая за динамикой показателей ВПМ в течение учебного года, мы установили, что процессы адаптации у девочек и мальчиков протекают по-разному. Повышение доли нор-матоников у девочек наблюдается во 2-й и 3-й четверти, что говорит о благоприятном становлении адаптации и хорошей врабатываемости в учебный процесс. У мальчиков данный процесс формируется к 3-й четверти, что свидетельствует о более медленном процессе адаптации с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения (рис. 2).

В рамках здоровьесберегающих технологий в отдельных группах был введен гендерный подход. Для его реализации было предложено учитывать особенность регуляции нервной системы мальчиков и девочек в выборе темпа урока, методов и приемов преподавания, организации двигательного режима, а также провести

анализ учебников, с учетом женских и мужских моделей, содействовать обязательному посещению школы первоклассника, что способствовало более благоприятному течению процесса адаптации (рис. 3).

Видно, что у первоклассников, обучаемых с учетом гендерных особенностей, процесс адаптации в течение учебного года идет без срывов адаптационных механизмов, более того, доля детей-норматоников держится на достаточно высоком уровне, даже имеет незначительное повышение к концу учебного года, что свидетельствует о благоприятном состоянии организма и его функциональных систем. При обычном обучении мы видим признаки напряжения функциональных систем организма в динамике учебного года, особенно ярко выражены признаки переутомления школьников к концу учебного года. Следовательно, обучение с применением гендерного подхода способствует более сбалансированному функционированию адаптационных механизмов, позволяет направленно воздействовать на них, тем самым повышая функциональные показатели организма в целом.

Заключение

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

- Знание уровня морфофункционального развития детей позволяет правильно разрабатывать комплекс оздоровительных мероприятий,

направленных на укрепление здоровья и стабилизацию процессов адаптации к системному обучению.

- Выявлено, что дополнительные занятия (танцы и работа с психологом) у младших школьников совершенствуют функциональные возможности физиологической системы, вследствие чего повышается сопротивляемость организма к утомлению.

- Деятельность образовательных учреждений, направленная на развитие и формирование личности младших школьников, невозможна без учета их индивидуальных особенностей, включая такую фундаментальную, как гендерная принадлежность. Современные требования индивидуального подхода к формированию личности ребенка, а также применения здоровьесберегающих технологий не могут быть выполнены без учета специфики пола.

Спесоо леторатуры

1. Рыбникова Е.В., Леонидова Н.Е. Методические рекомендации преподавателю и опыт использования инновационного обучения в преподавании предмета. Курск: Изд-во КМК, 2000. 97 с.

2. Доцоев Л.Я., Аксенов В.В., Тутатчиков А.Т. Здоровьесберегающее образование в средней школе. Челябинск: Рекпол., 2006. 304 с.

3. Воронцов И.В. Оценка антропометрических данных // Вопр. охраны матер. и детства. 1985. № 6. С. 6-11.

4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.: АРКТИ, 2005. 320 с.

5. Клецкин С.З. Вариационная пульсометрия // Инструментальные методы исследования сердечнососудистой системы / Под ред. Т.С. Виноградовой. М.: Медицина, 1986. 160 с.

ADAPTATION OF SCHOOLCHILDREN UNDER CONDITIONS OF HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES OF TRAINING

E.S. Yurlova, A.I. Saburtsev, S.A. Saburtsev, V.N. Krylov

Adaptive changes of the vegetative status of Arzamas schoolchildren in the dynamics of training under conditions of two health-saving technologies of training have been studied. The gender approach has been found to be more promotive to the reduction of stress in the systems of vegetative regulation of functions than addition of motion activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.