УДК 612.17(4-053)
ББК 57.31 П 86
А.А. Псеунок
Адаптация школьников 5-6-х классов компенсирующего обучения
(Рецензирована)
Аннотация:
В статье рассматриваются адаптационные возможности школьников 5-6-х классов компенсирующего обучения. Выявлены особенности регуляции сердечного ритма в течение учебного года. Коррекционо-развивающая программа у большинства учащихся 56-х классов приводит к напряжению механизмов адаптации. Выявленное снижение уровня симпатических влияний у девочек 6-го класса указывает об общем снижении уровня активации сердечно-сосудистой системы и развития утомления к концу учебного года.
Ключевые слова:
Сердечный ритм, адаптация, регуляция, компенсирующее обучение, коррекционо-развивающая программа, ваготония, нормотония.
Растущему организму в процессе
индивидуального развития приходится чаще,
нежели взрослому, сталкиваться с изменениями как микросоциальных условий среды, так и с условиями обитания. Указанные
обстоятельства обуславливают напряжение механизмов адаптации в период обучения в школе [1].
Многоуровневая функциональная система адаптации формируется при взаимодействии и взаимовлиянии физиологических и
психологических компонентов
приспособительных реакций. Вклад, который вносит каждый из компонентов, определяется соотношением двух целей адаптации:
сохранности гомеостаза и выполнения задач деятельности [2,3]. В сложной иерархии структур, реализующих адаптационный процесс, важнейшая роль принадлежит вегетативной нервной системе.
В последовательности кардиоинтервалов закодирована информация о том, какова «цена» адаптации, которая позволяет выяснить степень активности различных звеньев регуляторного механизма и составить представление о выраженности общей адаптационной реакции организма на то или иное стрессорное воздействие. Раскрыть эту информацию, понять характер текущего взаимодействия звеньев управления ритмом сердца дает
возможность математический анализ сердечного [4].
Исходя из концепции о сердечно-сосудистой системе, как индикаторе адаптационноприспособительной деятельности целостного организма следует, прежде всего обратиться к анализу изменения ритма сердечных сокращений - универсальной реакции организма в ответ на любую нагрузку.
Классов компенсирующего обучения позволяет решать задачи активной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и адаптации к школе.
Методы исследования
В течение двухлетнего периода проводились исследования в школе №9 г. Майкопа. Обследовались учащиеся 5-6-х классов компенсирующего обучения, в возрасте 10-12 лет. Диагностика и отбор в классы компенсирующего обучения производился психолого-медико-
педагогической комиссией (ПМПК). В положениях Минобразования о классах компенсирующего обучения эти функции закреплены за психолого-педагогическими консилиумами школ (ППК), что вполне оправдано. Поскольку, прежде всего школа, а не ПМПК, отвечает за обучение и развитие
детей и поэтому наиболее заинтересована в развернутой диагностике.
В классах компенсирующего обучения дети имеют возможность получать образование в щадящем режиме. Создание этих классов является новой формой дифференциации образования, позволяющей решать задачи своевременной активной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и адаптации к школе.
Школа выбрала программу коррекционноразвивающей работы в классе компенсирующего обучения, в которой отсутствует комплекс оздоровительных мероприятий. В неделю проводилось 2 часа физической культуры. Уроки физической культуры проводились в обычном режиме.
Деятельность классов компенсирующего обучения строится в соответствии с принципами гуманизации, свободного развития личности и обеспечивает адаптивность и вариативность системы образования.
Класс компенсирующего обучения занимался по общеобразовательной программе при режиме 5-6 уроков в день, продолжительностью 40 минут. Занятия проводились в среднюю смену, то есть конец первой и начало второй смены обучения. Всего 32 часа в неделю.
Наполняемость класса компенсирующего обучения составила 11 человек. Из них 27% детей с астено-невротическим синдромом; энурез и мочекаменная болезнь - 36%; нарушение осанки и плоскостопие - 18%; функциональные шумы сердца 18%; бронхиальная астма - 9%; дискенезия
желчевыводящих путей - 9%.
Анализ сердечного ритма проводился по методике Р.М. Баевского (1984).
Результаты и их обсуждения
Деятельность классов компенсирующего обучения строится в соответствии с принципами гуманизации, свободного развития личности и обеспечивает адаптивность и вариативность системы образования. Создание этих классов является новой формой дифференциации образования, позволяющей решать задачи своевременной активной
помощи детям, испытывающим трудности в обучении и адаптации к школе.
Адаптация сердечно-сосудистой системы к различным нагрузкам представляет собой один из центральных вопросов всей проблемы, поскольку ее способность увеличивать свою функцию нередко становится звеном, лимитирующим интенсивность и длительность приспособительных реакций организма.
По результатам исследований можно отметить, что у мальчиков 5-го класса компенсирующего обучения вариационный размах имеет тенденцию к повышению от начала к середине учебного года (0,25±0,02с и 0,26±0,04с) соответственно. К концу учебного года показатель парасимпатического отдела вегетативной нервной системы повышается до 0,31±0,06с. Усиление парасимпатического отдела ВНС говорит о совершенных механизмах адаптации и управления СР.
У девочек 5-го класса показатели гуморального канала регуляции от начала к концу учебного года снижаются 0,72±0,06 и
0,61±0,02 соответственно. Это показывает, что у мальчиков к середине учебного года происходит небольшое урежение сердечного ритма, а к концу учащение. У девочек в течение всего учебного года происходит постепенное учащение сердечного ритма. Это позволяет говорить, что организм мальчиков и девочек по-разному адаптируется к учебным занятиям
Распределение показателей сердечного ритма по градации ИН в течение учебного года показывает, что происходит перераспределение соотношения количества детей с различным уровнем активации регуляторных влияний на деятельность сердца. Так, распределение ИН у мальчиков 5-го класса показывает, что на начало учебного года выявлено 66,76% нормотоников, 16,7% ваготоников, 16,7% симпатоников. К середине учебного года нормотоники составляют 50%, что ниже по сравнению с началом учебного года и увеличение симпатоников до 33,3%, количество ваготоников не изменяется. К концу учебного года ваготоники составляют 25%, нормотоников 50%. Также выявлена группа гиперсимпатоников - 25%. Увеличение ваготоников к концу учебного года указывает на утомление организма, а появление
гиперсимпатоников говорит о перенапряжении регуляторных механизмов.
Распределение ИН у девочек 5-го класса показывает, что группа симпатоников повышается от начала учебного года (50%) к его середине (75%). Группа нормотоников выявлена только в начале учебного года и составляет 50%. В середине учебного года появляется группа ваготоников (25%) и к концу года остается неизменной. В конце года появляется группа гиперсимпатоников (50%), а также группа со срывом механизмом адаптации (25%). Что указывает на
неудовлетворительную адаптацию, то есть значительное снижение функциональных возможностей организма.
Анализируя показатели сердечного ритма, можно отметить, что у школьников 5-го класса учебная деятельность затрудняет процесс адаптации, наблюдается значительное напряжение адаптационно-компенсаторных механизмов. Поведение показателей
парасимпатического отдела вегетативной нервной системы показывает, что у мальчиков происходит постепенное нарастание
ваготонических влияний на сердечную деятельность. Увеличение ваготоников к концу учебного года указывает на утомление организма, а появление гиперсимпатоников говорит о перенапряжении адаптационнокомпенсаторных механизмов. У девочек 5-го класса выявлена группа со срывам механизмов адаптации, что указывает на не удовлетворительную адаптацию, то есть значительное снижение функциональных возможностей организма.
Таким образом, функционально на начало учебного года мальчики не готовы к систематическим учебным занятиям, нежели девочки. Это подтверждается наличием группы ваготоников на начало учебного года. В конце учебного года мальчики и девочки 5-го класса находятся в зоне напряжения и перенапряжения регуляторных механизмов, при чем у девочек наблюдается дезадаптация.
Распределение ИН у мальчиков 6-го класса показало, что процент нормотоников повышается от начала учебного года (50%) к его середине (83,3%) и к концу учебного года составляет 25%. Это показывает, что к середине учебного года не происходит
сильного утомления организма. Процент ваготоников остается неизменным в начале и в конце года. Увеличение количества ваготоников по сравнению с серединой учебного года можно расценивать недостаточным восстановлением
функционального состояния и кумуляцией утомления.
Распределение ИН у девочек показывает, что на начало учебного года выявлено ваготоников (40%) и гиперсимпатоников (40%), в середине и в конце учебного года гиперсимпатоники составляют 20%, процент ваготоников к середине учебного года уменьшается до 20%. К концу учебного года обнаружено увеличение симпатоников. Процент нормотоников в середине и в конце учебного года остается неизменным. Девочки 6-го класса в течение всего учебного года находятся в зоне напряжения регуляторных механизмов, что приводит к утомлению организма и ухудшению здоровья.
Анализ сердечного ритма у школьников 6го класса выявил изменения по всем показателям в течение учебного года. Характеризуя динамику показателей гуморального канала регуляции можно говорить, что у мальчиков отмечена тенденция к усилению от начала к середине года, и ослаблению к концу года, что свидетельствует об урежении ЧСС. У девочек отмечена тенденция к постепенному ослаблению гуморального канала от начала к концу учебного года. Анализируя показатели симпатической нервной системы выявлено, что у мальчиков от начала к середине учебного года происходит ее увеличение, а к концу учебного года снижение. Снижение уровня симпатических влияний говорит об общем снижении уровня активации сердечнососудистой системы и развития утомления к концу учебного года. При этом у мальчиков процент нормотоников от начала учебного года к его середине повышается. Это показывает, что учебная деятельность не вызывает чрезмерного утомления. К концу учебного года у мальчиков увеличивается процент ваготоников, что можно расценивать недостаточным восстановлением
функционального состояния и кумуляцией утомления.
Девочки 6-го класса в течение всего учебного года находятся в зоне напряжения регуляторных механизмов, что приводит к утомлению организма и ухудшению здоровья.
Полученные результаты позволяют сделать заключение о том, что компенсирующее обучение обеспечивает адаптивность и вариативность системы образования. Однако следует отметить, что успешность обучения по этой системе возможна при выполнении важных условий - наличие дозированных систематических занятий, которые не влияют на здоровье школьников. На фоне учебной деятельности у учащихся 5-6 классов со слабым психо-соматическим здоровьем к концу учебного года происходит развитие утомления, напряжение и перенапряжение адаптационно-компенсаторных механизмов.
Несмотря на то, что компенсирующее обучение является адаптивным для учащихся со слабым здоровьем, оно не является адекватным, т.к приводит к напряжению и перенапряжению адаптационно-
компенсаторных механизмов.
Следует помнить, что неумеренные несистематические занятия физическими упражнениями, несоответствие дозировки упражнений возрасту и силам занимающихся, занятия после перенесенной болезни могут привести к утомлению ЦНС, нанести вред ССС, дыхательной системам организма. Только комплекс мероприятий может дать ожидаемый эффект в укреплении здоровья, поддержать на высоком уровне работоспособность.
Таким образом, коррекционно-развивающая программа в сочетании с учебными нагрузками у большинства учащихся 5-6-х классов приводит к напряжению механизмов адаптации, а у некоторых - к снижению функциональных возможностей организма.
Примечания:
1. Состояние здоровья детей, обучающихся по различным школьным программам / А.И. Кусельман [и др.] // Педиатрия. 2002. № 6. С. 53-57.
2. Баевский Р.М. Некоторые подходы к анализу ритма и силы сердечных сокращений с точки зрения кибернетики // Функциональные особенности сердца при физических нагрузках в возрастном аспекте. Ставрополь, 1975. С. 27-50.
3. Медведев В.И. Взаимодействие
физиологических и психологических механизмов в процессе адаптации // Физиология человека. 1998. Т. 24, №> 4. С. 7-13.
4. Баевский Р.М.? Кириллов О.Н., Клецкин С.М. Математический анализ сердечного ритма при стрессе. М., 1984. 220 с.