Научная статья на тему 'Адаптация первокурсников к обучению в вузе и роль олимпиад по дисциплинам информационного цикла в этом процессе'

Адаптация первокурсников к обучению в вузе и роль олимпиад по дисциплинам информационного цикла в этом процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИМПИАДА / ИНФОРМАТИКА / ПЕРВОКУРСНИК / АДАПТАЦИЯ / COMPETITION (OLIMPIADA) / COMPUTER SCIENCE / FIRST-YEAR STUDENT / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Немчинова Т. В., Токтохоева Т. А.

В статье рассмотрены вопросы организации и проведения кафедрой ВТИ олимпиад по дисциплинам информационного цикла и их роль в адаптации первокурсников к обучению в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptation of first-year students to study at the university and the role of competitions in computer science in this process

In the article the issues of organization competitions (olimpiadas) in disciplines of information cycle held by the department of CTCS are considered. Their role in the adaptation of first-year students to study at the university is analyzed.

Текст научной работы на тему «Адаптация первокурсников к обучению в вузе и роль олимпиад по дисциплинам информационного цикла в этом процессе»

Т.В. Немчинова, Т.А. Токтохоева. Адаптация первокурсников к обучению в вузе и роль олимпиад по дисциплинам информационного цикла в этом процессе______________________________________________________________________________________

УДК 378.147.8

© Т.В. Немчинова, Т.А. Токтохоева

Адаптация первокурсников к обучению в вузе и роль олимпиад по дисциплинам информационного цикла в этом процессе

В статье рассмотрены вопросы организации и проведения кафедрой ВТИ олимпиад по дисциплинам информационного цикла и их роль в адаптации первокурсников к обучению в вузе.

Ключевые слова: олимпиада, информатика, первокурсник, адаптация.

T.V. Nemchinova, T.A. Toktokhoeva

Adaptation of first-year students to study at the university and the role of competitions

in computer science in this process

In the article the issues of organization competitions (olimpiadas) in disciplines of information cycle held by the department of CTCS are considered. Their role in the adaptation of first-year students to study at the university is analyzed. Keywords: competition (olimpiada), computer science, first-year student, adaptation.

Начало обучения в вузе представляет собой сложный процесс, связанный с резкой сменой содержания и объема учебного материала; со специфичными для вуза видами занятий; с новой профессиональной и предметной терминологией; отсутствием навыков самостоятельной работы; неумением конспектировать и работать с первоисточниками; новой социальной средой; иными нормами поведения в вузе и взаимоотношениями «преподаватель-студент»; слабой профессиональной ориентацией и т.д. Все эти трудности адаптационного периода различны по своему происхождению. Одни из них имеют объективный характер, другие - субъективный. Адаптация первокурсников - это сложный и многогранный процесс, требующий совместных усилий студентов, преподавателей, деканата, профкома студентов, а также семьи. В настоящее время существует множество подходов к решению этой проблемы, включающих в себя применение инновационных моделей образования, вовлечение студентов в общественную жизнь вуза, работу кураторов академических групп, разработку системы организационного, научно-методического сопровождения воспитательной и внеучебной работы со студентами младших курсов.

Как показывает многолетняя практика работы с первокурсниками, проведение предметных олимпиад, интеллектуальных игр и привлечение студентов к участию в них является одним из способов решения проблемы адаптации. Действительно, общение участников олимпиады между собой, экспериментальная работа в вузовских лабораториях, беседы с преподавателями вуза, консультации, даваемые ведущими преподавателями, обеспечивает содержательное взаимодействие между студентами и преподавателями, способствует передаче и закреплению социального опыта, создает условия для установления

личностного контакта и заинтересованного диалога между представителями различных поколений, способствует развитию познавательного интереса студентов. Свойственный юношескому возрасту дух состязательности является стимулом к систематическим углубленным занятиям с целью максимальной реализации своих способностей во время олимпиады. Участие в олимпиаде для многих студентов - это прежде всего возможность:

- получить новые знания, необходимые для успешной профессиональной деятельности;

- подготовиться к сдаче сессии;

- приобрести опыт в работе со сверстниками и преподавателями;

- определить и развить свои способности и интересы;

- приобрести опыт самостоятельной работы;

- самореализоваться;

- повысить свой авторитет в учебной группе и среди преподавателей.

Кафедра вычислительной техники и информатики БГУ ежегодно в течение последних 5-ти лет проводит олимпиады по дисциплинам информационного цикла. За это время накоплен немалый опыт как в организации олимпиад, так и в подготовке студентов к участию в них.

Методика организации олимпиад по информатике и дисциплинам информационного цикла основана на следующих положениях:

- массовость и доступность для всех желающих, независимо от текущей успеваемости студента;

- равноправное и добровольное участие студентов первого курса всех факультетов, всех форм обучения;

- обеспечение возможности самостоятельного углубленного изучения отдельных разделов информатики и программного обеспечения путем

использования в ходе подготовки к олимпиаде методических пособий, разработанных преподавателями кафедры;

- моральное и материальное стимулирование студентов -победителей.

Как правило, работа по подготовке к олимпиадам начинается с начала учебного года. Уже на первых лекциях до студентов доводят информацию о возможности участия в олимпиаде, порядке подготовки к ней, наличии методических разработок и поощрениях за победу и участие.

Студенты, принявшие участие в олимпиаде, получают дополнительные баллы по дисциплине, которые добавляются к баллам семестра и учитываются на экзамене при выставлении итоговой оценки, а победители олимпиады автоматически считаются сдавшими экзамен или зачет. Это служит хорошей мотивацией участия в олимпиаде.

Желание участвовать в олимпиаде приводит студентов к решению самостоятельно углубленно изучить отдельные вопросы курса, рассмотреть подходы к решению задач повышенной сложности. Для этого они могут воспользоваться методическими пособиями, разработанными преподавателями кафедры: «Информатика»,

«Начала программирования на языке Turbo Pascal», «Delphi», «Базы данных», «Компьютерная графика», «Macromedia Flash MX» и др.

Методика проведения олимпиад предусматривает следующие этапы работы:

- утверждение на заседании кафедры дат, времени, состава комиссии по проведению олимпиады;

- подготовка комплектов олимпиадных задач;

- разработка положения по проверке задач;

- проведение олимпиады;

- проверка задач;

- подведение итогов олимпиады;

- рассмотрение апелляций и обсуждение результатов олимпиад со студентами;

- утверждение итогов олимпиады на заседании кафедры;

- награждение и поощрение победителей университетских олимпиад.

В качестве примера рассмотрим организацию и проведение олимпиады «Первый байт» по дисциплине «Информатика» среди студентов 1-го курса непрофильных специальностей БГУ.

В ходе подготовки к олимпиаде преподавателями подбираются задачи, для решения которых необходимо знать материал учебной программы, иметь навыки работы с офисными программами и графическими редакторами, уметь писать программы на каком-либо языке про-

граммирования, нестандартно мыслить. Тематический подбор задач определяет изучаемый курс, сюда входят задачи по темам «Информация и информационные процессы», «Системы счисления», «Основы логики», «Алгоритмизация и программирование», «Программное обеспечение», «Сети», «Защита информации». Как правило, в комплект входит двадцать заданий различного уровня. Каждой задаче присваивается коэффициент сложности. Оценка качества выполненных участниками олимпиады работ проводится по следующим критериям:

- правильность выполнения задания, построения алгоритма и программы;

- эффективность и функциональность использования программных средств;

- время, потраченное на выполнение задания.

Студенты, проявившие большую активность

и заинтересованность в процессе подготовки и участия в олимпиаде, привлекаются к научной работе на факультете.

Проведение олимпиад позволяет развивать у студентов навыки творческого, нетрадиционного подхода к решению задач, а также способствует повышению их интереса к изучаемым дисциплинам. Участие в олимпиадах, в частности и по дисциплинам информационного цикла, способствует более системному и глубокому усвоению студентами любых направлений и специальностей знаний по предмету, дает возможность развить креативный характер мышления, создает условия для самореализации и стимулирования творческого потенциала. В заключение можно сказать, что олимпиада - это творческое соревнование, являющееся гармоничным сочетанием интеллектуального состязания, образования и науки, что способствует успешному завершению процесса адаптации первокурсника в вузе.

Литература

1. Авдеюк О.А., Асеева Е.Н., Павлова Е.С. Адаптация первокурсников к обучению в вузе и роль довузовской формы образования в этом процессе // Успехи современного естествознания. -2011. - № 4. - С. 145.

2. Балл Г.А. Понятие адаптации // Вопросы психологии. - №1. - 2009.

3. Орехова Е.Ю. Педагогические условия активизации процесса адаптации студентов младших курсов к вузу (на примере студентов коренных малочисленных народов Севера, ханты и манси): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Рязань, 2006.

4. Симаева И.Н. Динамика эмоциональночувственного состояния личности в процессе адаптации к деятельности. - Калининград, 2002.

Немчинова Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры ВТ и информатики, Бурятский государственный университет. 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел (3012)21-15-59; e-mail: [email protected].

Nemchinova Tatyana Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of CT and computer science, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24a.

Токтохоева Татьяна Александровна, ст. преподаватель кафедры ВТ и информатики, Бурятский государственный университет. e-mail: [email protected]

Toktokhoeva Tatyana Aleksandrovna, senior lecturer, department of CT and computer science, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24a.

УДК 371.26

© Т.В. Немчинова, А.А. Тонхоноева Об итогах ЕГЭ по информатике и ИКТ

В статье рассмотрены результаты сдачи ЕГЭ по информатике в 2012 г. в Республике Бурятия и даны рекомендации для успешной подготовки к экзамену.

Ключевые слова: единый государственный экзамен, информатика.

T.V. Nemchinova,A.A. Tonkhonoeva

On the results of passing the Uniform State Examination in computer science and ICT

In the article the results of passing the Uniform State Examination in computer science in 2012 in the Republic Buryatia have been considered. Recommendations for successful training to examination are given.

Keywords: Uniform State Examination, computer science.

В наше время трудно найти область человеческой деятельности, которая в той или иной степени не была бы связана с информационно -коммуникационными технологиями, которые проникли и стали неотъемлемой составляющей любой современной профессии. Единый государственный экзамен по информатике нужен тем выпускникам школы, которые планируют поступать в вузы на самые перспективные специальности, например, нанотехнологии, системный анализ и управление, ракетные комплексы и космонавтика, ядерные физика и технологии и многие другие. Результаты экзамена по информатике и ИКТ учитываются при приеме в многочисленные технические университеты, на факультеты, специализирующиеся в области информатики, например такие, как факультет инноваций и высоких технологий МФТИ, факультет бизнес-информатики НИУ ВШЭ, механико-

математический факультет и факультет информационных технологий НГУ, физикотехнический факультет и Институт математики и информатики БГУ и др.

Но тем не менее это не самый популярный у школьников экзамен по выбору, поскольку только 6,5% выпускников 2012 г. года сдавали информатику.

Проходной балл ЕГЭ 2012 г., как и всегда для специализированных предметов, оказался довольно высок - 40 баллов. Высшую оценку 100 баллов на ЕГЭ по информатике и ИКТ в России получили 315 чел. Чуть более 11% школьников не преодолели минимальный порог.

В Республике Бурятия в первой волне информатику сдавал 251 чел., из них не преодолели порог 20, что составляет 7,9%.

Общие цифры ЕГЭ по информатике по РБ

2010 2011 20121

Минимальный балл ЕГЭ 41 40 40

Средний балл 61,3 57,6 60,98

Количество сдававших 398 464 251

Количество стобалльников 2 - 1

1 По результатам первой волны сдачи ЕГЭ, без учета резервного дня

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.