Научная статья на тему 'Адаптация передового международного опыта в развитии бизнес-инкубаторов в России'

Адаптация передового международного опыта в развитии бизнес-инкубаторов в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
388
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ИНКУБАТОРЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ФИНАНСИРОВАНИЕ / СТАРТ-АП / МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / BUSINESS INCUBATORS / GOVERNMENT SUPPORT / FINANCING / START-UP / SMALL INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федченко А. М.

В статье анализируется успешный опыт развития бизнес-инкубаторов в зарубежных странах. Выделяются и обобщаются особенности организации их деятельности в США, Японии и Китае. На основе проведенного анализа в соответствии с выявленными проблемами российских инкубаторов бизнеса предлагаются рекомендации по адаптации передового международного опыта в их развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION OF INTERNATIONAL BEST PRACTICES IN THE DEVELOPMENT OF BUSINESS INCUBATORS IN RUSSIA

The article analyzes the successful experience of development of business incubators in foreign countries. Identifies and summarizes the features of the organization of their activities in the U.S.А, Japan and China. On the basis of the analysis in accordance with the identified challenges of the Russian business incubators provides guidance for adaptation of international best practices in their development.

Текст научной работы на тему «Адаптация передового международного опыта в развитии бизнес-инкубаторов в России»

УДК 330.332

А.М. Федченко

магистрант,

кафедра «Мировая экономика и менеджмент», ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»,

г. Краснодар

АДАПТАЦИЯ ПЕРЕДОВОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА В РАЗВИТИИ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРОВ В РОССИИ

Аннотация. В статье анализируется успешный опыт развития бизнес-инкубаторов в зарубежных странах. Выделяются и обобщаются особенности организации их деятельности в США, Японии и Китае. На основе проведенного анализа в соответствии с выявленными проблемами российских инкубаторов бизнеса предлагаются рекомендации по адаптации передового международного опыта в их развитии.

Ключевые слова: бизнес-инкубаторы, государственная поддержка, финансирование, старт-ап, малое инновационное предпринимательство.

A.M. Fedchenko, Kuban state University, Krasnodar

ADAPTATION OF INTERNATIONAL BEST PRACTICES IN THE DEVELOPMENT OF BUSINESS INCUBATORS IN RUSSIA

Abstract. The article analyzes the successful experience of development of business incubators in foreign countries. Identifies and summarizes the features of the organization of their activities in the и.Б.А, Japan and China. On the basis of the analysis in accordance with the identified challenges of the Russian business incubators provides guidance for adaptation of international best practices in their development.

Keywords: business incubators, government support, financing, start-up, small innovative entrepre-neurship.

В современных экономических условиях при высоких темпах развития НТП поддержка конкурентоспособности предприятия или государства не представляется возможной без инноваций. Экономическое развитие стран во многом обеспечивается развитостью производственных технологий и успешностью бизнес-структур. Развитые государства выделяют серьезные финансовые средства для создания благоприятной инновационной среды, поскольку в настоящее время она считается единственным допустимым и разумным путем улучшения экономики [6].

Эффективным инструментов внедрения в экономику инноваций на современном этапе развития во всем мире стали бизнес-инкубаторы. Они являются своеобразным мостиком, связывающим идею с ее воплощением в жизнь. Главной задачей инкубаторов бизнеса является всесторонняя поддержка стартап-проектов [11].

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о невозможности развития рынка без малого предпринимательства, которое максимально стимулирует создание конкуренции. В экономике развитых стран малое предпринимательство, обеспечивая свыше 50% ВВП, занимает лидирующие позиции. В Российской Федерации этот показатель сравнительно мал - около 20%. Однако сегодня стоит задача увеличения его до 60-70% к 2020 году [9].

На сегодняшний день актуальным является вопрос о том, почему при всем многообразии тем для бизнеса и значительного числа талантливых людей в России мало

кто решается открыть собственное дело? В некоторой степени получить ответ на данный вопрос удалось благодаря практическим исследованиям специально созданного Северо-Западного института управления. Главной проблемой оказалось отсутствие первоначальных условий для создания бизнеса.

Состав проблемы можно представить следующим образом:

- сложность в кредитовании начинающего бизнеса;

- отсутствие необходимой инфраструктуры (помещений, оборудования и т.д.);

- гипертрофированное недоверие к новым предприятиям.

Подобные проблемы существуют и в других странах. Способы их решения следует выбирать исходя из национальной специфики. В этом плане стоит выделить два эффективных подхода: западный и восточный.

Первый способ характерен для США. Он предполагает создание бизнес-инкубаторов сервисного типа на уровне муниципалитетов. Такие инкубаторы оказывают новым фирмам некоторый спектр услуг:

- оформление документов для банковского кредитования;

- предоставление арендных помещений нескольких типов;

- консультирование по кадровым, юридическим, налоговым и бухгалтерским вопросам;

- обеспечение обучения и повышения квалификации;

- организация доступа к необходимым информационным ресурсам.

Второй вариант характерен для Японии и Китая. Заключается он в создании и развитии «спутниковых» бизнес-инкубаторов для крупных корпораций. Как правило, такие «спутники» создаются из собственных отделов или рабочих групп в целях обслуживания своего основного производства.

Такого типа инкубаторы бизнеса обеспечивают:

- сопровождение по юридическим и бухгалтерским вопросам;

- необходимый персонал и помещения;

- начальные подряды для старта;

- создание производственной и корпоративной культуры;

- информационную базу и репутацию, необходимые для создания деловых связей.

В российской практике бизнес-инкубирования западный подход применяется

еще с 1990-х годов. Что касается восточного варианта, то регулярной практики его применения в России на сегодняшний день не имеется.

В настоящее время резиденты российских бизнес-инкубаторов в основном получают стандартный набор услуг:

- бесплатные или льготные арендные помещения;

- консалтинговая и информационная помощь;

- поддержка в налаживании связей с потенциальными клиентами и инвесторами;

- переговорные комнаты [3].

В свою очередь, главным отличием такого инструмента развития инноваций является наставничество, партнерство с профессионалами. С чем в России в данный мо-

мент наблюдается острый дефицит.

Не распространены в России и технологические бизнес-икубаторы, активно применяемые в Японии, Корее и других странах в качестве инструментов инновационной политики. Их ориентация - «выращивание» предприятий, работающих в быстро развивающихся сферах технологий и науки. Они нужны для ускоренного перехода на технологическую основу современного информационного общества. Для резидентов технологических бизнес-инкубаторов в странах с инновационно-ориентированной экономикой предусмотрены значительные налоговые льготы [1].

В настоящее время по всему миру работает около 4000 инкубаторов бизнеса. Наибольшее их число находится в США. Приблизительно 90% компаний, входящих в состав инкубаторов, ведут деятельность, связанную с применением высоких технологий [3]. В России их доля составляет лишь 22% (рис. 1).

ШИТ

^50%

|||| ЕЗ Высокие

Jii технологии

22%Щ

□ Другая

специализация

Рисунок 1 - Специализация бизнес-инкубаторов в России (составлено автором по [8])

Опыт зарубежных стран показывает, что успех бизнес-инкубирования напрямую зависит от внимания государственной и местной властей. В Южной Корее особое внимание уделяется развитию технологических бизнес-инкубаторов, которые активно взаимодействуют с сетью корпоративных исследовательских центров при Академии промышленных исследований. Такие центры дают возможность старт-апам на безвозмездной основе использовать дорогостоящее уникальное оборудование для тестирования и доработки инновационных технологий, что позволяет значительно сократить инновационный лаг, ускорить коммерциализацию инноваций [2].

В США государством и некоммерческими организациями финансируется деятельность около половины бизнес-инкубаторов. Инициатива их поддержки и развития исходит главным образом от местных органов. Проводя исследования работы инкубаторов на территории штата, они формируют программы и направляют свои предложения федеральному центру. Далее бизнес-инкубаторы получают от федеральной власти заемные средства и гранты.

В последнее время все чаще инкубаторы в США создаются при научных и исследовательских центрах, деятельность которых направлена на поддержку инноваций. Растет здесь и число бизнес-инкубаторов называемых «без стен». Их клиентам предоставляется обычный спектр услуг (консалтинговых, информационных и пр.), но не предоставляется

аренда помещений. Такая система показала высокую эффективность в поддержке малого предпринимательства. Для организации инкубатора не требуется высокий вложений, а количество клиентов превышает в десятки раз обычные структуры.

В США руководят инкубаторами бизнеса опытные менеджеры, имеющие навыки работы в предпринимательской, финансовой, венчурной, государственной структурах. Здесь активно применяется коллективное руководство, организуемое путем приглашения специалистов из различных сфер деятельности. В результате примерно 87% предприятий, выросших в инкубаторах, остались на рынке и успешно развиваютс. [4].

Для США характерно широкое разнообразие типов инкубаторов бизнеса:

- поддерживаемые обществом;

- промышленные;

- неприбыльные общественные;

- университетские;

- частно-корпоративные.

Сферы их деятельности очень разнообразны. Имеются инкубаторы развития искусств, сельскохозяйственные, поддерживающие предпринимательство женщин, инвалидов и др. Успех крупных инкубаторских структур оказывает высокую эффективность на развитие регионов.

Интерес для России вызывает и опыт развития инкубаторов бизнеса в Китае. Оно осуществлялось по специальной национальной программе, заимствованной у США и дополненной собственными особенностями. Основные характеристики китайской программы:

- сильная государственная поддержка;

- равномерность размещения бизнес-инкубаторов на всей территории страны.

В целях реализации программы был организован специальный Центр, проводивший оценку технологических и научных инкубаторов без национального статуса. Лучшие инкубаторы по результатам оценки получали гранты, чтобы достигнуть национального уровня.

Количество китайских инкубаторов бизнеса растет высокими темпами. Причины этому разные:

- оживление экономики;

- осознание обществом вклада инкубаторов в социальное и экономическое развитие;

- привлекательность отдачи инкубаторов для инвесторов.

По программам поддержки китайские инкубаторы бизнеса получают финансирование на возведение и реконструкцию зданий, обеспечение необходимым оборудованием. Для упрочения связей между бизнес-инкубаторами и развития их менеджеров в Китае была создана специальная Ассоциация.

К началу третьего тысячелетия в Японии уже вели работу около 200 бизнес-инкубаторов, в Китае - приблизительно 130. Причем для Китая характерно преимущество достаточно крупных инкубаторов [8]. В 2014 году количество китайских инкубаторов превысило число российских практически в 5 раз, составив 1200 [11].

Как показало исследование, роль государства в Китае и России схожи - для обеих стран характерно превалирование государственной инициативы. Следовательно, китайский опыт вполне может быть адаптирован и в нашей стране с учетом своей специфики.

Проблемным полем в деятельности бизнес-инкубаторов в России является оценка их эффективности. В развитых странах она основывается на показателях успешности работы компаний, вышедших из инкубаторов в свободное плавание. В нашей стране подобная оценка практически не производится. В некоторых случаях лишь диагностируются численные показатели. Согласно независимым исследованиям в России в инкубационном периоде выживаемость резидентов равна 86%, а с выходом из инкубатора она резко снижается до 27% (в США она составляет 87%, в Китае - 80%) [7; 9].

Важным фактором, оказывающим влияние на выживаемость резидентов бизнес-инкубаторов является первоначальное качество проектов, проверяемое в результате отбора. Строгий отбор позволяет выбирать более перспективные и жизнестойкие идеи.

Как видно, инкубаторы бизнеса прочно заняли свои места в системах поддержки и развития малого предпринимательства как на Западе, так и на Востоке. Идеология их развития постоянно совершенствуется и модернизируется. С течением времени бизнес-инкубаторы стали рассматриваться как вид предпринимательской деятельности, приносящий доход. Крупные предприятия, университеты, местные и государственные власти предоставляют им организационную и финансовую помощь. История российской системы инкубирования бизнеса началась позже передовых. Накопленный многолетний опыт зарубежных стран не может автоматически перенестись на Россию, но он важен и должен учитываться в дальнейшем развитии.

В таблице 1 обобщены рекомендации по возможной адаптации зарубежного опыта развития бизнес-инкубаторов в России.

Таблица 1 - Рекомендации по адаптации передового зарубежного опыта развития бизнес-инкубирования в России [составлено автором]

США Япония Китай

1. Передача инициативных полномочий по созданию и развитию бизнес-инкубаторов на местный уровень власти; 2. Активное развитие инфраструктуры бизнес-инкубаторов; 3. Расширение спектра услуг для резидентов бизнес-инкубаторов; 4. Создание сети инкубаторов бизнеса и общей информационной базы; 5. Расширение видов инкубаторов бизнеса; 6. Осуществление контроля результативности работы резидентов бизнес-инкубаторов. 1. Создание «ин-кубаторов-спут-ников»; 2. Развитие технологических бизнес-инкубаторов. 1. Применение программного метода развития инкубирования бизнеса; 2. Равномерное распределение бизнес-инкубаторов по территории страны.

Помимо обозначенных рекомендаций в разрезе по странам, в России можно адаптировать передовой опыт, присущий многим государствам:

- разработать стратегию развития бизнес-инкубирования;

- проводить оценку эффективности деятельности резидентов бизнес-инкубаторов;

- усилить государственную поддержку;

- развивать связи инкубаторов бизнеса с внешним миром и между собой.

Таким образом, как показывает зарубежный опыт бизнес-инкубаторы неопровержимо нуждаются в сильной государственной поддержке. Это необходимо не только для активного развития малого предпринимательства, но и завоевания доверия у инвесторов. Оказав достойную поддержку малому бизнесу, государство получит в результате не только социальный, но и экономический эффект, усилив тем самым собственные конкурентные позиции. Наша страна находится в самом начале пути, пройденного многими странами. Тем не менее, она уже накопила собственный уникальный опыт и дальнейшее усиление поддержки стороны местных и государственных властей обеспечит успешную работу и развитие российских бизнес-инкубаторов. Они должны перерасти из простых нынешних «арендодателей» в действенный инструмент развития инноваций и позиционироваться не как дотационная программа поддержки, а как бизнес-проекты, направленные на получение прибыли в будущем. Анализ зарубежного опыта показал, что он может быть адаптирован и использован в России с учетом индивидуальных особенностей.

Список литературы:

1. Александрин Ю.Н. Оптимизация налогового стимулирования инновационного бизнеса: международный и российский аспекты // Экономика: теория и практика. 2015. № 4 (40). С. 62-70.

2. Александрин Ю.Н. Специфика системы государственной поддержки малого нновационного бизнеса в Южной Корее // Экономика: теория и практика. 2016. № 1 (41). С. 75-80.

3. Болехов И.Е. Бизнес-инкубаторы и технологические парки как форма поддержки предпринимательства // Креативная экономика. 2012. № 8 (68). С. 64-67.

4. Буев В. Бизнес-инкубаторы: какова их результативность? // Бизнес журнал. 2012. № 1.

5. Гамидуллаева Л. А. Опыт государственной поддержки бизнес-инкубирования за рубежом и возможности его адаптации в России // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 369. С. 122-125.

6. Маслова Т.Е. Проблемы развития системы бизнес-инкубирования в России / Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 3 (3). С. 177-182.

7. Обзор бизнес-инкубаторов в России. Независимое исследование ООО «Эрнст энд Янг (СНГ) Б.В.». 2010. URL: www.ey.com (дата обращения: 24.04.2016)..

8. Проблемы и решения: бизнес-инкубаторы и технопарки России. Независимое исследование ООО «Эрнст энд Янг (СНГ) Б.В.», 2014. URL: www.ey.com (дата обращения: 24.04.2016).

9. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 1. Ст. 216.

10. Седаков Д.М. Государственное финансирование бизнес-инкубаторов в России // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2014. № 2. URL: http://naukovedenie.ru (дата обращения: 24.04.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Хохлов В.Р. Бизнес-инкубаторы и опыт их роста в странах БРИКС // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 3-3 (34). С. 90-92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.