Научная статья на тему 'Адаптация математической модели универсального измерительного токоприемника для исследования системы токосъема на линии Москва - Санкт-Петербург'

Адаптация математической модели универсального измерительного токоприемника для исследования системы токосъема на линии Москва - Санкт-Петербург Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
187
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ ТОКОПРИЕМНИК / СИСТЕМА ТОКОСЪЕМА / КОНТАКТНОЕ НАЖАТИЕ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ИСКУССТВЕННАЯ НЕЙРОННАЯ СЕТЬ / UNIVERSAL MEASURING PANTOGRAPH / THE SYSTEM OF CURRENT COLLECTION / CONTACT PRESSURE / MATHEMATICAL MODEL / NEURAL NETWORK

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Сидоров Олег Алексеевич, Смердин Александр Николаевич, Емельянов Михаил Викторович

В статье рассмотрены основные трудности, возникающие при исследовании процесса взаимодействия токоприемников электроподвижного состава с контактными подвесками, предложен комплексный подход к решению проблем токосъема, заключающийся в использовании универсального измерительного токоприемника и создании с последующим расчетом математических моделей как самого токоприемника в среде Matlab SimMechanics, так и нейросетевой модели контактной сети. Использование математической модели взаимодействия позволяет достаточно точно и адекватно исследовать процессы, реально происходящие с токоприемником и контактной сетью во время движения электроподвижного состава, а также эта модель является универсальным инструментом имитации любых типов токоприемников путем изменения широкого ряда заложенных в нее параметров и характеристик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Сидоров Олег Алексеевич, Смердин Александр Николаевич, Емельянов Михаил Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION OF THE MATHEMATICAL MODEL OF UNIVERSAL MEASURING PANTOGRAPH FOR RESEARCH CURRENT COLLECTION SYSTEM ON THE MOSCOW - ST. PETERSBURG LINE

The article describes the main difficulties encountered in the study of the interaction of current collectors with catenary, complex approach to solving the problems of current collection, which consists in the use universal measuring pantograph and then calculating the creation of mathematical models of the collector in the environment Matlab SimMechanics, so and a neural network model of the contact network. Using a mathematical model of the interaction can accurately and adequately investigate the processes real-proiskho dyaschie with pantograph and catenary during movement of electro-ended, and it is a versatile tool for simulating all types of current-receivers by a wide range of changes incorporated into it parameters and characteristics.

Текст научной работы на тему «Адаптация математической модели универсального измерительного токоприемника для исследования системы токосъема на линии Москва - Санкт-Петербург»

Список литературы

1. Роенков, Д. Н. Антенны диапазона гектометровых волн [Текст] / Д. Н. Роенков // Автоматика, связь, информатика. - 2011. - № 5. - С. 16 - 19.

2. Марков, Г. Т. Антенны [Текст] / Г. Т. Марков. - М.: Госэнергоиздат, 1960. - 535 с.

3. Коротковолновые антенны [Текст] / Г. З. Айзенберг, С. П. Белоусов и др. - М.: Радио и связь, 1985. - 536 с.

4. Гончаренко, И. В. Компьютерное моделирование антенн. [Текст] / И. В. Гончаренко. -М.: РадиоСофт, 2002. - 79 с.

5. Петров, Б. М. Электродинамика и распространение радиоволн [Текст] / Б. М. Петров. -М.: Горячая линия-Телеком, 2004. - 558 с.

УДК 621.336.2

О. А. Сидоров, А. Н. Смердин, М. В. Емельянов

АДАПТАЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ УНИВЕРСАЛЬНОГО ИЗМЕРИТЕЛЬНОГО ТОКОПРИЕМНИКА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ ТОКОСЪЕМА НА ЛИНИИ МОСКВА - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

В статье рассмотрены основные трудности, возникающие при исследовании процесса взаимодействия токоприемников электроподвижного состава с контактными подвесками, предложен комплексный подход к решению проблем токосъема, заключающийся в использовании универсального измерительного токоприемника и создании с последующим расчетом математических моделей как самого токоприемника в среде Matlab SimMechanics, так и нейросетевой модели контактной сети. Использование математической модели взаимодействия позволяет достаточно точно и адекватно исследовать процессы, реально происходящие с токоприемником и контактной сетью во время движения электроподвижного состава, а также эта модель является универсальным инструментом имитации любых типов токоприемников путем изменения широкого ряда заложенных в нее параметров и характеристик.

На железных дорогах мира для оценки состояния контактных подвесок и процесса взаимодействия их с токоприемниками электроподвижного состава (ЭПС) регулярно проводятся испытательные поездки с применением новейших методов исследования и анализа процесса токосъема.

Например, в Японии для выявления неисправностей путевой структуры, контактной сети, устройств сигнализации и связи или выхода их количественных показателей за пределы допустимых норм используются современные измерительные поезда серии «0». В Германии для оценки состояния контактной сети применяются измерительные токоприемники с тензо-метрическими и оптическими полозами.

В Российской Федерации нет специальных измерительных поездов, для оценки качества взаимодействия токоприемника с контактной сетью применяются автоматизированный диагностический комплекс контроля состояния технических объектов железнодорожной инфраструктуры АДК-И «Эра», вагоны-лаборатории контактной сети (ВИКСы) и измерительные токоприемники, разработанные в Омском государственном университете путей сообщения (ОмГУПСе) [1].

Применение специального подвижного состава для испытаний устройств токосъема является экономически затратным мероприятием, особенно в случае использования высокоскоростного электропоезда «Сапсан» для испытательных поездок на линии Москва - Санкт-Петербург.

Трудности применения ВИКСа и АДК-И «Эра» связаны прежде всего с тем, что уста-

новленные на них токоприемники, используемые для проведения измерении, не являются типовыми для современного скоростного ЭПС. Кроме того, на железных дорогах РФ применяются различные виды контактных подвесок [2]. Тем самым исключается возможность учитывать особенности скоростных асимметричных полупантографов, отличающихся друг от друга длиной рычагов, приведенной массоИ, силой сухого и вязкого трения, аэродинамическими характеристиками.

Проведение испытаний перспективных контактных подвесок на скоростных участках затруднительно и чревато возможными задержками, влияющими на график движения поездов.

С помощью универсального измерительного токоприемника (УИТа), разработанного в ОмГУПСе и позволяющего в широких пределах измерять такие основные параметры токосъема, как контактное нажатие, ускорение плоскопараллельных перемещений и крутильных колебаний полоза, снимаемый ток и температура контактных пластин, можно реализовать параметры различных высокоскоростных токоприемников путем изменения массы его элементов, силы трения, длины рычагов. Эта возможность ограничивается только заложенной в него кинематической схемой [3].

Для снижения загрузки скоростных полигонов железных дорог целесообразно применять комплексный подход для определения требуемых показателей взаимодействия токоприемников с контактными подвесками [4, 5]. Так, наряду с экспериментальными поездками в ОмГУПСе активно используется математическое моделирование системы токосъема и ее элементов.

Модель, созданная на основе нейросетевых технологий с учетом данных экспериментальных поездок, позволяет получить статистически достоверные значения характеристик токосъема (среднеквадратичное отклонение (СКО) контактного нажатия, среднее значение и СКО высотного положения токоприемника и т. д.), а также с достаточной точностью определить максимальное, минимальное и среднее контактное нажатие.

Например, для подбора рациональных параметров скоростных токоприемников ЭПС с помощью компьютерной модели в широком диапазоне скоростей движения, на разной высоте подвеса контактного провода и т. д. достаточно обучающей выборки, полученной по специально разработанной в ОмГУПСе методике в ходе нескольких испытательных поездок. Закладывая результаты таких выборок, определенных для разных типов токоприемников, можно получить параметры взаимодействия пантографов с перспективными контактными подвесками на реконструируемых полигонах [6]. Для верификации конечных результатов с помощью натурного эксперимента можно будет использовать УИТ с реализованными на нем параметрами и характеристиками моделируемого токоприемника.

С помощью УИТа и его модели возможна оптимизация параметров типовых токоприемников для эксплуатации на рассматриваемом перегоне.

В настоящее время в ОмГУПСе ведутся работы по созданию математической модели УИТа в программе Ма^аЬ SimMechanics.

Исходными данными для моделирования УИТа в Ма1ЬаЬ являются

- трехмерная модель геометрии токоприемника, выполненная в CAD-системе SoHdWorks в виде сборки, т. е. в виде системы твердых тел с заданными степенями свободы и массоинерционными характеристиками;

- параметры упругих и диссипативных элементов конструкции;

- функции времени, описывающие закон движения основания токоприемника [7].

Основные положения и допущения, принятые в модели:

1. УИТ является системой шарнирно соединенных твердых абсолютно жестких тел; инерционные характеристики гибких токопроводящих элементов учтены с помощью приведенных масс элементов модели.

2. Силы трения в шарнирах являются функциями сил реакций и скоростей элементов измерительного токоприемника.

3. Взаимодействие полоза токоприемника с контактной сетью происходит в точке, принадлежащей прямой на поверхности полоза.

4. В точке контакта к полозу прикладывается сила, величина которой зависит от взаимного положения полоза и контактной сети.

5. Массой основания УИТа пренебрегаем; модель динамики основания задана законом движения в трехмерном пространстве:

X = 4,1cos (axit + фХ1) + Ах2 cos ((2t + фх2) + Ахзcos ((3 + фхз);

Y = Ayi cos (myl + фу1) + Ay2 cos ((By2t + фу2 ) + Ay3 cos (my3t + фу3 );

Z = AZ1 cos (zit + ф21) + Az2 cos ((2t + ф22 ) + Az3 cos (mz3t + ф2з ).

Методика создания модели УИТа основана на следующем алгоритме:

а) адаптация сборки SolidWorks для дальнейшего создания математической модели. При этом все элементы конструкции объединены в минимально необходимое количество твердых тел, упорядочены связи между элементами, добавлены элементы, имитирующие участки контактного провода в областях контакта с полозами токоприемника;

б) экспорт подготовленной сборки из SolidWorks средствами SimMechanics Link в определенный набор файлов;

в) получение модели УИТа в виде mdl-файла, которая подвергается дальнейшей модификации и настройке. В частности, необходимы коррекция связей между блоками SimMechanics, изменение типов шарниров, удаление лишних и добавление необходимых локальных систем координат (CS), а также добавление подсистем учета сил инерции, трения в шарнирах, задания начальных условий.

Элементы УИТа в модели представлены блоками Simulink/SimMechanics типа Body (рисунок 1,а).

Присоединение любых других блоков модели к блокам типа Body происходит с помощью локальных систем координат (CS), которые отображаются на графическом изображении блока и настраиваются в окне свойств. Там же настраиваются значения параметров массы и инерции, их единицы измерения.

Соединение блоков типа Body между собой осуществляется с помощью блоков-шарниров различных типов - Spherical, Revolute, Prismatic, Weld с различным количеством степеней свободы. Графические изображения блоков-шарниров приведены на рисунке 1,б.

а б

Рисунок 1 - Основные элементы модели в среде Matlab SimMechanics: графическое изображение блока

типа Body (а) и блоков-шарниров (б)

Пример соединения двух элементов измерительного токоприемника с помощью сферического шарнира приведен на рисунке 2, пример шарнира с одной степенью свободы с изменяющимся в зависимости от скорости моментом трения - на рисунке 3.

Рисунок 2 - Схема соединения с помощью сферического шарнира

Рисунок 3 - Схема шарнира с характеристиками, изменяющимися в зависимости от скорости

В состав модели УИТа входят упругие элементы, жесткость которых задается в виде коэффициентов жесткости, и демпфирующие элементы, задаваемые коэффициентами демпфирования. Такие элементы реализуются с помощью блоков типа Joint Spring & Damper (рисунок 4), подключаемых к порту соответствующего блока-шарнира.

Основные программные модули, реализующие методику моделирования, представлены на рисунке 5.

Для настройки модели УИТа под конкретный тип электрического подвижного состава существует возможность изменения внутренних и внешних параметров (рисунок 6).

Результатами расчета являются определенные в каждый момент модельного времени значения координат, скоростей, ускорений элементов токоприемника, сил реакций и моментов в шарнирах (рисунок 7).

Damper 1

Рисунок 4 - Графическое изображение блока типа Joint Spring & Damper

Рисунок 5 - Программная реализация модели

4(12)

№ 2012

Рисунок 6 - Входные параметры модели универсального измерительного токоприемника

Выходные параметры модели УИТа

Рисунок 7 - Выходные параметры модели универсального измерительного токоприемника

Известны следующие варианты моделирования взаимодействия УИТа с контактной сетью.

1) Отдельно созданная и просчитанная модель контактной сети передает в модель УИТа, реализованную в другой программе, результаты расчета. В свою очередь вслед за расчетом шага модели измерительного токоприемника характеристики передаются в модель контактной сети для ее дальнейшей работы после синхронизации времени моделей.

Данный вариант имеет ряд недостатков, в частности:

- затруднительна взаимосвязь двух моделей, выполненных в разных программных пакетах;

- существенно увеличивается время расчета;

- на этапе моделирования взаимодействия необходимо постоянно синхронизировать две отдельные модели.

2) Модель контактной сети создается в той же программной среде и рассчитывается тем же методом, что и модель УИТа. Обмен данными происходит по мере их изменения.

При моделировании контактной подвески в среде MatLab Simulink получается значительное число конечных элементов, которое несопоставимо с числом конечных элементов измерительного токоприемника, что приводит к неоправданному увеличению числа элементов контактной сети.

3) Контактная подвеска представляется в виде модели на искусственной нейронной сети (ИНС) в среде математического программирования MatLab c помощью инструмента Neural Network Toolbox, а модель УИТа создается также в программе MatLab, но с помощью инструмента Simulink/SimMechanics. Полученные на каждом шаге вычисления статистически достоверные значения всех необходимых параметров контактной сети передаются в модель УИТа.

Третий вариант моделирования является наиболее быстрым, достаточно точным и с точки зрения программирования легко реализуемым. Появляется возможность к обобщению при интерпретации данных, позволяющая использовать «накопленный» опыт для экстра- и интерполяции данных.

Искусственная нейронная сеть является современным и гибким инструментом анализа зависимостей желаемых входных и выходных переменных и позволяет с высокой точностью описать функционирование исследуемой системы [8].

Базовой моделью нейронной сети выбран многослойный персептрон (рисунок 8,а), основными преимуществами которого являются способность аппроксимировать нелинейные функции и высокая степень обучаемости на небольшом объеме данных из-за относительно низкого числа нейронов, синаптических связей, весовых и передаточных функций - свободно настраиваемых параметров нейронной сети.

Обучение ИНС контактной сети происходит по величине контактного нажатия токоприемника ЭПС. На вход подается информация о скорости движения, высотном положении контактной подвески, токоприемника и расположении проводов в плане пути.

Для обучения используется универсальный алгоритм с обратным распространением ошибки (рисунок 8,б).

Известный

Входной Первый Второй Выходной слой скрытый скрытый слой слой слой

а б

Рисунок 8 - Архитектура и алгоритм обучения нейронной сети: а - архитектура многослойного персептрона; б - алгоритм обучения с обратным распространением ошибки

Расчет осуществляется по следующему алгоритму (при условии, что модель контактной сети уже обучена и готова к работе).

1) Задаются исходные данные (масса и геометрические размеры элементов токоприемника, высота его подъема, скорость движения ЭПС и др.) и запускается модель УИТа.

2) В модель контактной сети подаются рассчитанные на первом шаге алгоритма граничные значения контактного нажатия и высотного положения токоприемника. Происходит определение текущей координаты точки контакта и мгновенной силы нажатия в ней.

3) Полученные данные используются для следующего шага расчета в корректировке его положения и силы нажатия на контактный провод.

После расчета динамики взаимодействия по приведенному выше алгоритму модель УИТа прошла верификацию на основе данных, полученных в 2010 г. в ходе линейных испытаний процесса и качества токосъема на линии Москва - Санкт-Петербург.

На рисунке 9 показан фрагмент гистограмм среднего значения контактного нажатия токоприемника (МРкт), полученных после проведения испытаний на линии Москва - Санкт-Петербург и расчета с помощью разработанной модели взаимодействия, а на рисунке 10 - среднеквадратическое отклонение (СКО) контактного нажатия (аРкт).

км

l--►

Рисунок 9 - Фрагмент гистограммы среднего значения контактного нажатия токоприемника на контактный провод: 1 - по данным испытательных поездок; 2 - расчет на модели взаимодействия

Рисунок 10 - Фрагмент гистограммы среднеквадратического отклонения контактного нажатия токоприемника на контактный провод: 1 - по данным испытательных поездок; 2 - расчет на модели взаимодействия

Проверка показала, что использование математической модели взаимодействия позволяет с погрешностью до 5% исследовать процессы, реально происходящие с токоприемником и контактной сетью во время движения ЭПС, а также эта модель является универсальным инструментом имитации любых типов токоприемников путем изменения широкого ряда заложенных в нее параметров и характеристик.

Следует отметить, что, зная скорость движения, среднее значение контактного нажатия и его СКО, можно спрогнозировать средний покилометровый износ контактной вставки полоза, т. е. можно оценить экономические затраты на эксплуатацию ЭПС с конкретным типом токоприемника при взаимодействии с контактной сетью данного участка.

Список литературы

1. Брюханов, А. С. Оценка качества токосъема по нажатию в скользящем контакте между токоприемниками и контактными проводами [Текст] / А. С. Брюханов, В. М. Павлов, И. Е. Чертков // Электроснабжение железных дорог: Межвуз. темат. сб. науч. тр. / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск, 2007. - С. 43 - 47.

2. Кудряшов, Е. В. Метод расчета эластичности контактной подвески на основе простой конечно-элементной модели [Текст] / Е. В. Кудряшов, С. В. Заренков, О. А. Ходунова // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск. - 2011. - С. 16 - 25.

3. Сидоров, О. А. Особенности проектирования измерительного токоприемника для скоростных систем токосъема [Текст] / О. А. Сидоров, А. Н. Смердин, М. В. Емельянов // Транспортная инфраструктура сибирского региона: Материалы второй межвуз. науч.-практ. конф. / Иркутский гос. ун-т путей сообщения. - Иркутск, 2011. - С. 271, 272.

4. Павлов, В. М. Совершенствование токоприемников электроподвижного состава [Текст] / В. М. Павлов, В. Н. Финиченко // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск. - 2010. - С. 32 - 38.

5. Смердин, А. Н. Совершенствование методики исследования волновых процессов в контактной подвеске на основе конечно-элементной модели [Текст] / А. Н. Смердин,

A. С. Голубков, В. А. Жданов // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. -Омск. - 2011. - С. 30 - 36.

6. Дербилов, Е. М. Особенности имитационного моделирования взаимодействия токоприемников и контактных подвесок на сопряжениях [Текст] / Е. М. Дербилов // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск. - 2011. - С. 10 - 15.

7. Мещеряков, В. А. Методика моделирования динамики токоприемника электроподвижного состава как механической системы [Текст] / В. А. Мещеряков, Р. А. Чертов // Токосъем и тяговое электроснабжение при высокоскоростном движении: Сб. науч. тр. ВНИИЖТа. М.: Интекст, 2010. - С. 109 - 117.

8. Сидоров, О. А. Методика оценки функциональной готовности системы токосъема скоростных участков магистральных железных дорог [Текст] / О. А. Сидоров, А. Н. Смердин,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

B. А. Жданов // Вестник ВНИИЖТа / Научно-исследовательский ин-т ж.-д. трансп. - М. -2012. - № 1. - С. 27 - 32.

УДК 621.332

К. Р. Халиков

ВЫРАВНИВАНИЕ ЖЕСТКОСТИ КОНТАКТНОЙ ПОДВЕСКИ В ПРОЛЕТАХ АНКЕРНОГО УЧАСТКА

В статье предложена установка компенсирующих упругих устройств для выравнивания жесткости контактной подвески в пролетах анкерного участка. Разработан новый метод расчета жесткости подвесок с учетом наличия вертикальных упругих элементов, основанный на определении неизвестных реакций связей в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.