УДК 159.9:378
АДАПТАЦИЯ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ К УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ:
СТРУКТУРА, ЭТАПЫ, ДИНАМИКА
© Полина Юрьевна АКСЕНОВА
Академия Федеральной службы исполнения наказаний России, г. Рязань, Российская Федерация, адъюнкт кафедры общей психологии, e-mail: [email protected]
Статья посвящена рассмотрению проблемы адаптации курсантов вузов ФСИН России к учебновоспитательному процессу. В ней выделены структура, этапы и динамика процесса адаптации.
Ключевые слова: адаптация; адаптивность; адаптивные личностные качества; структура и этапы адаптации.
Анализ исследований по проблеме оптимизации обучения в высшей школе позволяет констатировать тот факт, что успешность и продуктивность обучения в вузе непосредственно взаимосвязаны с процессом адаптации учащихся к вузовскому обучению. Ускорение процесса адаптации первокурсников к новому для них образу жизнедеятельности, изучение особенностей психических состояний, возникающих в учебно-воспитательном процессе на начальном этапе обучения, а также выявление психолого-педагогических условий оптимизации данного процесса являются актуальными задачами. От временной протяженности и энергетических затрат процесса адаптации зависят настоящие и будущие учебные успехи обучающихся, процесс их профессионального становления.
Особую актуальность проблема адаптации приобретает в среде курсантов вузов
ФСИН (Федеральной службы исполнения наказаний) России. Это связано, с одной стороны, со сложностью их подготовки к будущей профессиональной деятельности (охрана и оборона объектов, находящихся в ведении ФСИН, конвоирование, перевоспитание.
реадаптация и ресоциализация осужденных и др.), а с другой - со специфическими особенностями учебной и служебной деятельности курсантов на этапе вузовской подготовки (совмещение учебной деятельности с выполнением служебных обязанностей; жестко регламентируемая распорядком дня учебная деятельность; обусловленность учебной деятельности принципами подчинения и субординации; преобладание групповых видов учебной деятельности над индивидуальными
и др) [1].
На основе анализа научной литературы по проблеме и имеющегося опыта работы с
курсантами вузов ФСИН России нами выделены следующие блоки в структуре их адаптации к вузовскому обучению: когнитивный, аффективный, мотивационно-деятельностный и поведенческий, а также адаптивность как системообразующее свойство адаптации.
Когнитивный блок включает в себя адаптивные личностные качества (интеллектуальная и творческая активность, потребность в познании, рефлексия), влияющие на успешность адаптации курсантов вузов ФСИН России к учебно-воспитательному процессу. Этот компонент обеспечивает перестройку в когнитивных системах деятельности курсантов; реализацию их задатков и способностей; творческий подход к решению проблемных ситуаций; адекватную оценку своих возможностей через самопознание и самоанализ собственной личности; поиск наиболее эффективных способов переработки новой информации, влияя тем самым на успешность функционирования в новой системе образования (вузовские формы организации обучения, большой объем самостоятельной работы и др.).
В аффективный блок входят такие качества, как: эмоциональная устойчивость, фру-страционная толерантность и эмпатия, которые одновременно являются адаптивными качествами личности курсанта. Структурные составляющие этого компонента способствуют преодолению состояния излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной и стрессовой для курсантов деятельности (экзаменационные сессии, выступления на конференциях, несение службы в нарядах, строевые подготовки и др.) и успешному достижению поставленной цели; формированию и развитию взаимопомощи и взамоподдержки в курсантской среде, что оказывает положительное влияние на оптимизацию адаптационного процесса; обеспечивает сохранность личности курсанта от дезинтеграции, дезадаптационных проявлений и личностных расстройств, создавая основу высокой работоспособности и эффективности функционирования в учебно-воспитательном процессе вуза.
К основным адаптивным качествам личности курсанта, входящими в мотивационнодеятельностный блок, относятся: потребность в достижении, мотивация на достижение успеха. Этот блок адаптации выполняет
активизационную, побудительную и регулирующую функцию; обеспечивает целесообразную длительность и направленность активности субъекта деятельности; частично компенсирует недостаток психологических особенностей и невысокий уровень развития некоторых адаптивных личностных качеств; способствует результативности деятельности (как учебной, так и служебной) даже при выполнении заданий проблемного характера и в условиях дефицита времени; повышению уровня стрессоустойчивости личности курсанта при воздействии на него адаптогенных факторов в процессе обучения, убыстряя тем самым адаптационный процесс и повышая, в конечном счете, уровень их адаптированности.
Поведенческий блок включает в себя следующие адаптивные качества личности: коммуникативность, уверенность в себе, поведенческая активность. Данный компонент адаптации курсантов вузов ФСИН России к учебно-воспитательному процессу способствует самоутверждению в учебном коллективе; усвоению традиций и норм, сложившихся в вузе; гармоничному изменению социальной роли курсанта, круга и содержания общения; формированию благоприятного социальнопсихологического климата в коллективе.
Следующим компонентом, выделяемым нами в структуре адаптации курсантов к обучению в вузах ФСИН России, является адаптивность личности, которая детерминирует успешность протекания процесса адаптации и, соответственно, высокий уровень адаптированности индивида. Адаптивность личности курсантов вузов ФСИН России, в нашем понимании, представляет собой системообразующее свойство адаптации к вузовскому обучению, отражающее явные и латентные возможности индивида вырабатывать адекватные условиям способы поведения и актуализировать способность быстро реагировать на изменения образовательного процесса вуза при сохранении внутреннего равновесия.
Важно отметить, что перечисленные выше компоненты адаптации курсантов вузов ФСИН России к учебно-воспитательному процессу не являются изолированными друг от друга: каждый из них тесно связан с последующим, часто являясь одновременно основанием, побудительной силой для функционирования одних компонентов и в то же
время результатом развития других. Адаптивность личности в указанной структуре выполняет интегративную функцию, обеспечивая взаимозависимость и взаимообусловленность компонентов.
На необходимость стадиального (поэтапного) рассмотрения процесса адаптации обучающихся к условиям обучения в вузе указывали многие исследователи, основываясь на различных показателях: динамика позиции адаптанта (С.М. Годник); наблюдаемое поведение субъекта адаптации в сфере взаимоотношений с окружением (сокурсниками, преподавателями и др.) (А.В. Сычев); приоритетное значение основных видов адаптации (И.А. Варламова) и др. Наиболее полно, точно и содержательно фазы (стадии) протекания адаптации, по нашему мнению, раскрывает в своей работе М.С. Яницкий [2]. Солидаризируясь с его мнением, мы выделяем следующие этапы адаптации курсантов вузов ФСИН России к учебно-воспитательному процессу.
Первый этап - «привыкание». Начальным звеном в процессе адаптации курсантов к новым условиям вузовского обучения на этом этапе является т. н. «реакция первичного ответа», возникающая в результате появления новых для него параметров воздействующей вузовской среды (новая система образования, контроля и требований к курсантам, изменение стиля учебной деятельности, специфические особенности учебно-служебной деятельности и др.). Такого рода реакция является многоуровневой и последовательно проходит несколько стадий. Первоначально наблюдается латентный период, продолжающийся от начала вступительных испытаний (первоначальное знакомство с новыми условиями существования - обучение в вузе) до момента, когда наступает ответная реакция личности. В этот период происходит психологическая (центральная) задержка, позволяющая курсанту проанализировать информацию о новых условиях существования, выбрать программу «ответа», т. е. собственных действий и способов реагирования в изменившейся ситуации.
Выделяют три стадии рассматриваемой реакции: а) начальная, в течение которой субъект адаптации (курсант) достаточно робко осваивает новую для себя реакцию, присматривается к ее результату; б) стадия гипе-
рответа, в течение которой курсант, основываясь на положительном результате, полученном на начальной стадии, в полной мере и очень интенсивно реализует выбранный стиль поведения (программу ответа); в) стадия адекватной реакции, по сути являющаяся некоторым усреднением первой и второй стадий и возникающая в результате активного взаимодействия курсанта и вузовской среды [3].
Следующая реакция в процессе адаптации курсантов к вузовскому обучению возникает как «плата за первичный ответ». Задачей этого звена в цепи адаптации курсанта является обеспечение эффективного восстановления социальных и психологических затрат, потраченных на первичный ответ. Величина «платы» пропорциональна выраженности реакции первичного ответа и зависит от состояния установившегося взаимодействия между курсантом и условиями, требованиями образовательного процесса вуза (гармонии или дисгармонии).
Далее начинается процесс привыкания курсанта к новым условиям обучения, характеризующийся включением уже отработанных программ регулирования взаимодействия с вузом, в значительной мере индивидуальных для каждого субъекта и определяющихся его прошлым опытом, интеллектуальными, психологическими и социально-психологическими особенностями. Для данного процесса свойственно постепенное восстановление психологического состояния курсанта до исходного уровня [4].
Г. Селье в процессе привыкания выделяет три последовательные фазы его развития: 1) фаза напряжения регулирования, начинающаяся с момента первичной реакции и заканчивающаяся, когда включается отработанная программа регулирования равновесия в системе «курсант - образовательный процесс вуза»; 2) фаза первичной стабилизации, начинающаяся с момента полной реализации программы первичного регулирования, при которой отклонения функций от базовых показателей ступенчато или волнообразно уменьшаются; 3) фаза стабилизации регулируемых параметров, когда показатели напряжения возвращаются к своим исходным значениям [5].
На первом этапе адаптации курсанты стремятся использовать уже имеющиеся у них механизмы взаимодействия с ближай-
шим окружением, при условии что привычные механизмы взаимодействия адекватны новой ситуации. В данном случае процесс привыкания проходит менее болезненно.
При достаточно высокой величине барьера или расхождении индивидуальных особенностей курсантов с условиями и требованиями вузовской среды (имеющиеся механизмы регулирования недостаточны для восстановления гармонии между курсантом и его окружением) возникает задача создания новой системы регулирования взаимодействия между курсантом и средой вуза. Происходит разрушение старой системы взаимодействия и поддержания равновесия. При этом возникает сложная ситуация, при которой старые способы функционирования уже не отвечают требованиям изменившейся ситуации, а новые еще не созданы или оказываются незавершенными.
Данная ситуация характеризуется рядом специфических признаков. Во-первых, гипертрофированное реагирование на проблемы малой и средней значимости и отказ от решения более серьезных проблем. Во-вторых, на этой стадии начинают действовать временные механизмы превентивной адаптации, позволяющие хотя и не на оптимальном уровне, но достигнуть целей деятельности и пережить сложный период отсутствия адекватной программы регулирования. Важнейшим компонентом превентивной адаптации является поведенческая адаптация.
При рассмотрении вопроса о поведенческой адаптации большое значение отводится механизму информационной защиты, ограничивающему поступление информации в мозг человека для ее последующей переработки. При участии такого механизма формируется субъективная концептуальная модель действительности, в соответствии с которой вырабатывается индивидуальная стратегия адаптации [6]. При высокой активности информационной защиты субъект не видит того, что не хочет видеть, не воспринимает информацию, которая потенциально способна обострить или спровоцировать конфликт и т. д. [7]. На наш взгляд, данный механизм на этом этапе адаптации несет защитную функцию, обеспечивающую минимизацию действия адаптогенных факторов на курсантов и их перенапряжение.
Второй этап - «формирование новой программы адаптации» - характеризуется началом формирования новой программы развертывания регулирующих механизмов, выстраиванием новых механизмов достижения гармонии с окружением. При этом курсанты в процессе адаптации используют различные адаптивные механизмы: незащитные адаптивные механизмы (познавательные
процессы целеобразования и целеполагания, интеллектуализация, внушение, убеждение, заражение и т. д.); защитные адаптивные механизмы (подавление, вытеснение, проекция, идентификация, агрессия, сублимация и др.); смешанные адаптивные комплексы (сочетание защитных и незащитных адаптивных механизмов). Новая программа поддержания равновесия постоянно совершенствуется. Поиск оптимальных механизмов взаимодействия может происходить как путем усложнения, так и путем постепенного их упрощения.
Выбор пути адаптации определяется величиной барьера, интенсивностью действующих факторов адаптации: при малых и средних - адаптация протекает от простого к сложному; при больших - наблюдается гипертрофированное реагирование [2]. При этом само наличие поисковой активности механизмов адаптации курсантов к новым условиям вузовского обучения (независимо от достигаемого эффекта) оптимизирует процесс адаптации, тогда как отказ от поиска ухудшает эффективность ее протекания.
Успешное прохождение данного этапа адаптации во многом зависит от наличия у курсантов адаптивных возможностей, должного уровня адаптивности личности. При высоком уровне развития адаптивных возможностей и адаптивности личности как системообразующего свойства адаптации происходит формирование, развитие и совершенствование адаптивных качеств, детерминирующих успешность процесса адаптации курсантов вузов ФСИН России к учебно-воспитательному процессу.
Когда поиск оптимальной программы адаптации заканчивается, наступает последний этап - «стабильная адаптация», характеризующийся стабилизацией показателей адаптации, в т. ч. эффективности учебной и служебной деятельности курсантов, устанавливающиеся на новом, более оптимальном уровне.
Важно отметить, что выделенные нами этапы адаптационного процесса во многих случаях протекают параллельно, частично перекрывая друг друга, однако их описание позволяет лучше понять динамику адаптации курсантов к обучению в вузах ФСИН России.
Таким образом, в связи с тем, что адаптация курсантов вузов ФСИН России к учебно-воспитательному процессу носит динамичный характер, существует возможность ее изменения и оптимизации в процессе пси-холого-педагогического воздействия. В качестве такого воздействия, на наш взгляд, могут выступать специально организованные внешние условия образовательного процесса в вузе, реализация которых должна находиться в единстве с созданием и развитием внутренних условий, связанных с субъективными характеристиками личности адаптантов.
1. Даутова В.Ю., Резепин А.В., Михайлов В.Б. Психологическое сопровождение адаптации
первокурсников к условиям учебно-служебной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2001. № 2. С. 44-48.
2. Яницкий М. С. Основные психологические механизмы адаптации студентов к учебной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Иркутск, 1995.
3. Медведев В.И. Компоненты адаптационного процесса. Л., 1984.
4. Хусаинова Р.Р. Адаптация студентов к условиям образования в педагогическом вузе посредством группообразующей деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Елабуга, 2005.
5. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М., 1960.
6. Медведев В. И. Классификация поведенческой адаптации // Физиология человека. 1982. № 3. С. 362-374.
7. Ротенберг В.С., Аршавский А.В. Стресс и поисковая активность // Вопросы философии. 1979. № 4. С. 117-127.
Поступила в редакцию 14.09.2011 г.
UDC 159.9:378
ADAPTATION OF CADETS OF HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIAN FEDERATION TO EDUCATION PROCESS: STRUCTURE, STAGES, DYNAMICS
Polina Yuryevna AKSYONOVA, Academy of Federal Penal Service of Russian Federation, Ryazan, Russian Federation, Post-graduate Student of General Psychology Department, e-mail: [email protected]
The article is devoted to the problem of adjustment of cadets of higher educational establishments of the Federal Penal Service of the Russian Federation. It reveals structure, stages and dynamics of process of cadets’ adjustment.
Key words: adaptation; adaptability; adaptive personal traits; structure and stages of cadets adaptation.