АДАПТАЦИЯ КУРСАНТОВ С РАЗНОЙ КАТЕГОРИЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВОЕННОМ АВИАЦИОННОМ ИНСТИТУТЕ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Д.А. Тимофеев
Кафедра военной психофизиологии Саратовский Военно-медицинский институт пл. Ильинская, 17, Саратов, Россия, 410017 тел. +79114636467, эл. почта: [email protected]
М.А. Цвигайло
Поликлиника Тамбовского высшего военного авиационного инженерного училища радиоэлектроники (военный институт)
ВВАИУРЭ (ВИ)
ул. Комиссара Московского, Тамбов-6, Тамбовская обл., 392006 тел. +79114636467, эл. почта: [email protected]
Различия в адаптации курсантов с разной категорией профессионального психологического отбора к условиям обучения в военном авиационном институте радиоэлектроники позволяют управлять эффективностью их профессиональной подготовки в ходе психофизиологического сопровождения учебного процесса.
Ключевые слова: адаптация, авиационный, психофизиологический.
Основной задачей психофизиологического сопровождения учебного процесса в военном вузе является повышение эффективности военно-профессиональной адаптации курсантов к условиям обучения и предстоящей профессиональной деятельности. Особое значение эта работа приобретает при подготовке курсантов в военном авиационном институте радиоэлектроники, что связано с особенностями условий профессионального обучения и труда данных специалистов. К основным факторам, определяющим специфику их деятельности, относятся постоянно увеличивающееся количество объектов, процессов и параметров, которыми необходимо управлять; деятельность в условиях дефицита времени и высокого психоэмоционального напряжения, а также монотонии; декодирование поступающей информации; высокая ответственность за результаты и цена ошибки выполняемой работы.
Учитывая тесную взаимосвязь адаптационных процессов с уровнем профессиональной подготовленности специалистов, представляет научный и практический интерес исследование военно-профессиональной адаптации курсантов, отнесенных к разным категориям профессионального психологического отбора к условиям их обучения в военном авиационном институте радиоэлектроники.
Особенностью профессиональной деятельности военнослужащих в современных условиях является высокая вероятность воздействия на них комплекса неблагоприятных факторов, в том числе несущих угрозу здоровью и жизни. Ответная
реакция организма в этих случаях формируется как сложный многокомпонентный процесс, который зависит от характеристики раздражителя, от показателей состояния и резервных возможностей организма, реакции платы и функций структур центральной нервной системы, составляющих аппарат гомеостатической регуляции. Учет и оценка ответных реакций, имеющих адаптивную направленность и приводящих к формированию различных функциональных состояний (ФС), имеет определяющее значение для прогнозирования уровня военно-профессиональной работоспособности (боеспособности) военнослужащих в процессе их деятельности.
С целью исследования особенностей адаптации курсантов военного вуза к условиям деятельности, связанной с высоким нервно-психическим напряжением проведено обследование 75 человек с разной категорией профессионального психологического отбора (ППО) за сутки и в период сдачи экзамена. Обследование включало определение субъективных показателей самочувствия, активности и настроения по методике САН, уровня нервно-психической устойчивости (НПУ) по методике 16-ФЛО форме «С», скорости простой сенсомотор-ной реакции, критической частоты слияния световых мельканий, измерение артериального давления и выполнение пробы Штанге.
Анализ полученных данных показал, что в экстремальных условиях деятельности, связанной с высоким нервно-психическим напряжением, у курсантов отмечается высокая вариативность реагирования функциональных систем. Уровень НПУ явился фактором, в значительной мере определяющим возникновение различных форм функциональных состояний, а также одним из важнейших условий формирования системной реакции организма, которая определяет направленность и диапазон колебаний параметров всех уровней функционального состояния. У лиц с высоким уровнем НПУ изменения параметров способствуют стабильности системы и создают более благоприятные возможности для ее функционирования. В группе курсантов с удовлетворительным уровнем НПУ сформировавшееся функциональное состояние менее стабильно и вероятность его перехода в «состояние динамического рассогласования» или другой вид из класса пограничных состояний существенно выше.
У курсантов с 1-й и 2-й категорией ППО в процессе выполнения деятельности, связанной с выраженным нервно-эмоциональным напряжением, реактивность функциональных систем организма выше, чем у курсантов, отнесенных к 3-й категории. Это обусловливает более высокую эффективность адаптационных процессов, что проявляется в своевременной мобилизации ресурсов и активации функциональных систем их организма в оптимальных временных параметрах выполняемой работы и быстрое возвращение к исходному уровню функционирования организма после ее выполнения. У курсантов, отнесенных к 3-й категории ППО, напряжение психофизиологических функций в процессе деятельности сопровождается более высокой физиологической ценой, а процесс восстановления продолжительнее. Это свидетельствует о формировании у курсантов с 1-й и 2-й категорией ППО функциональных состояний на основе более эффективных адаптаци-
онно-приспособительных процессов к условиям деятельности в экстремальных условиях, чем у курсантов с 3-й категорией ППО.
Указанные особенности адаптации к условиям обучения лиц с разными категориями ППО предполагают возможность управления эффективностью профессиональной подготовки специалистов в военном авиационном институте радиоэлектроники в ходе проведения мероприятий психофизиологического сопровождения учебного процесса в военном вузе.
ADAPTATION OF STUDENTS WITH VARIOUS CATEGORIES OF PROFESSIONAL PSYCHOLOGICAL SELECTION TO THE CONDITIONS OF STUDYING AT THE MILITARY AVIATION INSTITUTE OF RADIOELECTRONICS
D.A. Timofeyev
Military Psychophysiology Department Saratov Military Medical Institute
Ilyinskaya Square, 17, Saratov, Russia, 410017 tel. +79114636467, email: [email protected]
M.A. Tsvigailo
Polyclinic of Tambov Military Aviation Engineering College of Radioelectronics (Military Institute).
Komissara Moskovskogo str., Tambov-6, Tambov Region, 392006 tel. +79114636467, Email: [email protected]
Differences in adaptation of students with varied categories of professional psychological selection to the conditions of studying at the Military Aviation Institute of Radioelectronics allow us to manage the effectiveness of their professional training within the framework of psychophysiological assistance in the learning process. Functional state of the organism, military professional adaptation, functional system.
Key words: adaptation, aviation, psychophysiological.