Научная статья на тему 'Адаптация как процесс активности и развития субъекта'

Адаптация как процесс активности и развития субъекта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3720
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / АКТИВНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / СУБЪЕКТ АДАПТАЦИИ / ADAPTATION / ACTIVITY / DEVELOPMENT / SUBJECT OF ADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Максимов Максим Анатольевич

Статья посвящена анализу процесса адаптации. В данной работе рассматривается соотношение понятий «приспособление» и «адаптация», анализируется наличие компонентов активности и пассивности в процессе адаптации. Процесс адаптации рассматривается как процесс развития субъекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptation as a process of activity and development of the subject

This article is dedicated to analysis of the process of adaptation. This paper considers the relationship between the concepts «conformation» and «adaptation», analyzes the presence of components of activity and passivity in the process of adaptation. The process of adaptation is considered as a process of development of the subject.

Текст научной работы на тему «Адаптация как процесс активности и развития субъекта»

[3] Блинников Л.В. Великие философы: Учебный словарь-справочник. М. : Издательская корпорация «Логос», 1997.

[4] Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М. : Флинт, 1998.

[5] Гаранян Н.Г. Перфекционизм и враждебность как личностные факторы депрессивных и тревожных расстройств: автореф. дис. ... докт. психол. наук. М, 2010.

[6] ГеронимусИ.А. Акмеологический подход к проблеме планирования карьеры в контексте личности как субъекта жизненного пути // Акмеология, 2010. №1 - С. 40-44.

[7] Деркач А.А. Акмеология: учебник / В.Г. Зазыкин. Спб. : Изд. Питер, 2003

[8] Маслоу А. Мотивация и личность. СПб. : Евразия, 1999.

[9] Ларских М.В. Связь между перфекционизмом и депрессией у студентов ВГМА / Материалы 14-ой международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы психиатрии, наркологии и медицинской психологии», Воронеж, Том 15, № 1, 2012 - С. 10.

[10] Сабанчиева Р.З. Акмеологическая концепция самореализации преподавателя вышей школы в профессиональной деятельности // Акмеология, 2007, № 3 - С.6-9.

[11] Соколова А. С. Идеи самоактуализации в современной концепции развития карьеры // Акмеология, 2007, № 3 - С. 13-40.

[12] Шаранов Ю.А. Совершенный человек в акмеологическом измерении // Акмеология, 2007. C. 7-21. Теоретические и прикладные проблемы. Сборник статей / Под общ. ред.: Ю.А. Шаранова.- СПб.: СПбАА, 2007.

[13] Щукина М.А. Саморазвитие как компонент личностной зрелости // Акмеология, № 3 -С. 137-141.

[14] Философский словарь: / [под ред. И.Т. Фролова] 5-е изд. М. : Политиздат, 1987.

[15] Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции Издательство: Наука, 1989.

[16] Холл К.С. Теории личности. / Г. Линдсей. М. : ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.

[17] Хорни К. Невроз и рост личности. Борьба за самореализацию: пер. с англ. М. : Акад. Проект, 2008.

Максимов М.А.

АДАПТАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС АКТИВНОСТИ И РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА

Термин адаптация происходит от латинского слова <^ар1айо» и в широком смысле означает приспособление организма к условиям своего существования.

При определении понятия адаптации, ему придается несколько значений в зависимости от рассматриваемого аспекта: процесс, при котором организм приспосабливается к среде; отношение равновесия (относительная гармония), которое устанавливается между организмом и средой; цель, к которой «стремится» организм; результат приспособительного процесса.

Но, несмотря на то, что термин адаптация сейчас используют многие научные направления, основные цели и интересы у этих направлений различны, различно, по сути, и понимание ими адаптации. В различных областях исследования, термин «адаптация» может менять свою смысловую нагрузку и принимать разнообразные значения.

Изучение адаптации в рамках психологии, также подразумевает множество проблем, подходов и направлений, порой довольно серьезно отличающихся друг от друга.

Исследователи, могут с довольно высокой степенью различий описывать и характеризовать процесс адаптации, в зависимости от того, какие задачи и цели они ставят перед собой в исследовании.

Для более полного и глубокого понимания сущности психологической адаптации, обратимся к анализу определений психологической адаптации, используемых различными авторами в своих исследованиях, чтобы сформулировать и обосновать собственную позицию по данной проблеме.

С.А. Гришаева, характеризуя адаптацию как двусторонний процесс, отмечает, что «приспосабливаясь к окружающей среде, субъект адаптации не может не воздействовать на нее, хотя бы даже простым своим присутствием» [4, с. 22].

Соглашаясь с взглядом автора на адаптацию как двухсторонний процесс взаимовлияния среды и субъекта, мы, в то же время, не склонны отождествлять термины «адаптация» и «приспособление».

Отождествление понятий «адаптация» и «приспособление» также свойственно бихе-виористам, которые для всех случаев используют термин «приспособление» (adjustment), что является выражением их биологизаторского подхода к психической активности человека [9].

На наш взгляд, «адаптация» является более широким и сложноорганизованным понятием, нежели «приспособление», к тому же заключающем в себе элемент активности. В данном аспекте нам более близка позиция представителей интеракционистской концепции адаптации, которые проводят различие между адаптацией (adaptation) и приспособлением (adjustment). Так, например, Т.Шибутани пишет: «Каждая личность характеризуется комбинацией приемов, позволяющих справляться с затруднениями, и эти приемы могут рассматриваться как формы адаптации (adaptation). В отличие от понятия «приспособление» (adjustment), которое относится к тому, как организм приспосабливается к требованиям специфических ситуаций, адаптация относится к более стабильным решениям - хорошо организованным способам справляться с типическими проблемами, к приемам, которые кристаллизуются путем последовательного ряда приспособлений» [14, с. 78].

По мнению Е.П. Ермолаевой «адаптация человека - это функция произвольного субъекта, поэтому она в принципе не может представлять собой приспособление личности к среде только как одностороннее усвоение ее норм и ценностей. Условно в этом процессе в «Я» субъекта присутствует отражение потребностей среды, т.е. отраженное «Мы». Но в то же время, конструктивная адаптация невозможна без присутствия в самой социальной среде необходимого диапазона вариативности, дающего индивиду возможность найти свой собственный способ самореализации в адаптационной стратегии, т.е. в «Мы» также должно присутствовать отраженное «Я», точнее, в среде должен быть заложен прообраз вариантов стратегий адаптации субъекта к ее социальным нормам и ценностям» [5, с. 369]. Такая позиция по данной проблеме нам представляется весьма продуктивной, не только показывающей разницу между процессами приспособления и адаптации, но и раскрывающей адаптацию, как более сложноорганизованное явление по отношению к приспособлению, включающее в себя произвольность субъекта, способного выбирать направление своего развития из множества вариантов заложенных в среде.

Признавая за субъектом процесса адаптации право, осуществлять произвольный выбор стратегии адаптации к среде, мы тем самым признаем за ним и наличие определенной активности в процессе адаптации.

Наличие активности в процессе адаптации признается большинством авторов, тем не менее, их взгляды по данной проблеме несколько различаются

Ряд авторов считает возможным выделять активную и пассивную адаптацию.

Такого мнения придерживается С. А. Гришаева, выделяя пассивную и активную адаптацию в зависимости от степени влияния среды на индивида, или индивида на среду. По мнению С.А. Гришаевой, пассивная адаптация - это приспособление к существующим условиям при минимуме собственной активности, т.е. субъект адаптации, воспринимает среду такую, как она есть и не пытается осознанно воздействовать на нее. Активная адаптация заключается в преобразовании среды для достижения наилучших результатов приспособления [4, с. 22].

A. А. Налчаджян, рассматривая возможные варианты адаптации к той или иной ситуации выделяет два ее вида. Первый из них это адаптация путем преобразования и фактического устранения проблемной ситуации. При этом адаптивные ресурсы и механизмы личности мобилизуются для реконструкции реальной социальной ситуации, а сама личность претерпевает сравнительно небольшие и в основном положительные изменения. Второй вид адаптации - адаптация с сохранением ситуации [9].

B.В. Селиванов высказывает мнение о том, что «поведение человека в новых условиях может характеризовать пассивная позиция внешней согласованности своих действий с другими; активная позиция, когда личность стремится понять людей и завоевать доверие окружающих, чтобы затем в соответствии со своими устремлениями, влиять на них; осторожная установка на «изучение» людей и обстановки; простое приспособление, заискивание перед сильными, с целью добиться их покровительства» [13, с. 283].

В качестве социально-психологического содержания понятия «адаптация» А.Г. Асмолов выделяет два основных типа адаптационного процесса, определяющихся структурой потребностей и мотивов индивида: тип, характеризующийся преобладанием активного воздействия на социальную среду, и тип, определяющийся пассивным, конформным принятием целей и ценностных ориентаций группы [1].

Пассивный аспект, возможен при приспособлении, но процесс адаптации, по нашему мнению, в том или ином виде всегда несет в себе момент активности.

Для нашего исследования более продуктивным представляется подход к адаптационному процессу, А.А. Реана, по мнению которого конформное, пассивное принятие норм, требований, установок и ценностей социальной среды без включения активного процесса самоизменения, самокорррекции и саморазвития - это всегда не адаптация, а дезадаптация. Это практически всегда (только лишь в различной степени выраженности) переживание дискомфорта, неудовлетворенности, ощущений собственной малости, и возможно, неполноценности [12].

А.А. Реан, рассматривая варианты взаимодействия человека с социальной средой возражает против разделения типов адаптивного процесса на активный и пассивный. «Пассивный» тип, по А.А. Реану, тоже активный. Но здесь речь идет об активном приспособлении личности, об активном самоизменении, самокоррекции в соответствии с требованиями среды. А.А. Реан предлагает критерием различения типов адаптивного процесса считать не «активность-пассивность», а вектор активности, его направленность. Направленность «наружу» - активное влияние личности на среду, ее освоение и приспособление к себе. Направленность «внутрь» - активное изменение себя, коррекция собственных установок и привычных инструментальных поведенческих стереотипов, тип активного самоприспособления к среде. А. А. Реаном выделяется также третий тип, наиболее распространенный и наиболее эффективный, по его мнению, с точки зрения адаптации: вероятностно-комбинированный [11].

По нашему мнению, исследователи, считающие возможным, разделять адаптацию на активную и пассивную, понимают данный процесс достаточно узко, уделяя внимание лишь внешним аспектам, при этом игнорируя внутренние процессы. Если человек адаптируется к ситуации существенно не изменяя ее, то внутренняя активность, по нашему мнению, является вполне очевидной, так как человек перестраивает свою внутреннюю систему целей, мотивов, смыслов, ценностей и т.д., для достижения гармоничного соответствия среде. Внутренняя активность в процессе адаптации по изменению себя, порой, бывает более трудна и энергоемка, чем внешняя активность по изменению ситуации.

Активность, по нашему мнению, является необходимым компонентом адаптационного процесса. Необходимым, но не достаточным... Еще одной неотъемлемой частью процесса психологической адаптации, мы считаем развитие человека, реализацию его потенциала. Как известно, в природе существует процесс непрерывного развития, все, что не развивается - деградирует, промежуточных вариантов нет. Процесс адаптации в этом плане не яв-

ляется исключением. Хорошо адаптированным можно считать постоянно развивающегося человека, реализующего свой потенциал и расширяющего возможности по взаимодействию со средой и ее изменению.

А.А. Реан считает, что активное изменение себя, оставаясь процессом адаптации и решая задачи приспособления личности к социальной среде, может объективно протекать как процесс развития личности [12].

По мнению В.А. Бодрова, психологическим компонентам системы регуляции адаптации придается особое значение «поскольку она и как процесс, и как состояние не является пассивным следствием, детерминированным тем или иным воздействием внешней или внутренней среды, а формируется человеком во многом как осознанный акт, обеспечивающий его внутреннюю свободу и независимость» [2, с. 44]. В. А. Бодров также отмечает, что «психологические механизмы адаптации обеспечивают не столько процесс повышения или сохранения устойчивости при изменении внешней среды, сколько функциональную эволюцию организма, расширяющие его возможности. Адаптация стремится не к равновесию, а к развитию человека, увеличению его ресурсов для взаимодействия с внешней средой» [2, с. 60]. Такое определение психологической адаптации В. А. Бодрова представляется нам наиболее продуктивным, так как содержит в себе не только элемент активности, но и элемент развития субъекта адаптации, а также его осознанность и внутреннюю независимость.

Процесс адаптации является не только источником активности субъекта, но и источником его развития - такая позиция является довольно популярной у большого количества исследователей. Рассмотрим некоторые из них.

Клыгина Е.А. считает, что критериями адаптированности можно считать «не только выживаемость человека и нахождение места в социально-профессиональной структуре, но и общий уровень здоровья, способность развиваться в соответствии со своим потенциалом жизнедеятельности, субъективное чувство самоуважения [6, с. 36].

«Адаптация - это процесс, подчиняющийся не только гомеостатическим закономерностям, но и обеспечивающий возможность развития субъекта адаптации» - считает И.М. Кузнецов [8, с. 53]. Н.В. Намазов и А.И. Жмыриков определяют психическую адаптацию как сложный, диалектический процесс взаимодействия личности и среды, приводящий к оптимальному соотношению целей и ценности личности и среды, реализации внутриличностного потенциала в конкретных условиях жизнедеятельности при благоприятном самочувствии [10].

И.К. Кряжева интерпретирует адаптацию как состояние психологической включенности личности в деятельность, которая сопровождается реализацией личностных возможностей в конкретных условиях жизнедеятельности и благоприятным эмоциональным самочувствием [7].

Психическая адаптация, как считает Ф.Б. Березин - это «процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении фи-зичекого и психического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие максимальной психической деятельности человека, его поведения требованиям среды» [2, с. 5].

Как видно из приведенных выше определений, большинство авторов считают важными критериями адаптации физическое и психическое здоровье, удовлетворенность, благоприятное самочувствие.

Вслед за перечисленными исследователями мы считаем необходимым внести в свое понимание адаптации помимо критериев активности и развития, критерии сохранения физического и психического здоровья и удовлетворенности процессом адаптации. В нашем понимании развитие и активность в процессе адаптации будут неполноценными и краткосрочными, если они будут осуществляться в ущерб здоровью и удовлетворенности, и после некоторого подъема может наступить длительный спад и деградация.

Таким образом, наиболее важными критериями процесса адаптации субъекта, в нашем понимании, являются:

1. Активность;

2. Развитие;

3. Оптимальное физическое и психическое здоровье;

4. Удовлетворенность процессом адаптации.

Литература

[1] Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1996.

[2] Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1987.

[3] Бодров В.А. Психологические механизмы адаптации человека // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы и перспективы / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А. Л. Журавлев. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - с.42-61.

[4] Гришаева С.А. Социально-психологическая модель адаптации русскоязычных мигрантов из стран ближнего зарубежья: Дис. канд. психол. наук. - Москва 2004.

[5] Ермолаева Е.П. Идентификационные аспекты социальной адаптации профессионалов // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы и перспективы / Отв. ред. Л.Г Дикая, А. Л. Журавлев. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - с. 368391.

[6] Клыгина Е.А. Психологические условия адаптации вынужденных мигрантов в новой социально-экономической среде (на примере Белгородской области): Дис. канд. психол. наук. -Тамбов 2004.

[7] Кряжева И.К. Социально-психологические факторы адаптированности личности: авто-реф. дис. .канд. психол. наук: 19.00.05 / И.К. Кряжева. - М., 1980.

[8] Кузнецов И.М. Адаптационные стратегии мигрантов в условиях мегаполиса (на примере г. Москвы): Дис. канд. социол. наук. - Москва 2006.

[9] Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности / А.А. Налчаджян. -Ереван: Издатель, 1988.

[10] НамазовВ.Н., Жмыриков А.И. Психолого-педагогические исследования индивидуально-личностных особенностей. М.: Б.И., 1988.

[11] Реан А.А. Локус контроля делинквентной личности // Психологический журнал. 1994. Т. 15.№ 2. С. 52-56.

[12] Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.

[13] Селиванов В.В. Взаимоотношения в малой группе и волевая активность // Материалы III Всесоюзного съезда Общества психологов СССР- т.3 - Вып. 1.- М., 1968. - с.283-285.

[14] Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани. - М., 1999.

Мельникова М.И.

КОГНИТИВНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СУБЪЕКТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ТРУДА

В условиях современной российской действительности, когда усиливается дифференциация и поляризация людей по социально-экономическим и социально-психологическим условиям их жизнедеятельности, в психологии идет поиск качеств личности, влияющих на ее ресурсный потенциал [Абульханова К.А., 2007; Агапов В.С., 2012; Асеев В.Г., 2012; Деркач А.А., 2012 и др.]. При этом, как отмечает К.А. Абульханова, на задний план по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.