АДАПТАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ ЭТАПОВ СОЦИАЛЬНОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Н. М. Смыслова
Адаптация человека к новым социальным условиям всегда влечет изменения на физиологическом, психологическом, социально-профессиональном уровне и проявляется в поведении, в показателях профессиональной деятельности и т. п. Успешность адаптационного процесса зависит от адаптивных возможностей личности. В средних специальных учебных заведениях студенты успешно проходят процесс социальной адаптации, устанавливая взаимоотношения с другими членами учебно-производственного коллектива, стремясь к единству целей, ценностных ориентаций, принимая нормы и традиции коллектива, определяясь в своей социальной роли, активно взаимодействуя с социумом.
Ключевые слова: адаптация, социально-педагогическая адаптация, уровни адаптации, адаптированный студент, социально-профессиональное становление личности
Adaptation of one of the stages of socio-professional formation of the person. Adaptation of human to new social conditions always makes changes in physiological and psychological as well as social and professional levels and may be identified in behavior and indicators of professional activity etc. The success of adaptation process depends on adaptation possibilities of the person. In basic professional institutions all the students pass through process of social adaptation establishing relationships with other members of educational and industrial collective. They aspire to unity of purposes and frame of references taking shape norms and traditions of collective identifying in their own social roles and actively engaging with society.
Key words: adaptation, socio-pedagogical adaptation, adaptation levels, adapted student, socio-professional formation of the person
Адаптация современной молодежи представляет одну из значимых социальных проблем российского общества, способствующую возникновению потребности в исследовании процесса социальной адаптации молодого поколения. Целью такого исследования является создание социально-педагогических условий для успешной адаптации обучающихся в образовательных учреждениях, выявление потребностей, социального окружения, отношения к выбранной профессии первокурсников.
Актуальность данного исследования очевидна, устранение проявлений дезадаптации первокурсников в учебных заведениях (перевод в другое учебное заведение, уход из учебного заведения по собственному желанию, правонарушения обучающихся и др.) путем создания социально-педагогических условий, моделирования процесса социально-педагогической адаптации,
внедрения программы по адаптации.
Впервые понятие термина «адаптация» дал немецкий физиолог Г. Ауберт в 1865г., адаптацию он обозначил как
изменения чувствительности кожных анализаторов под влиянием приспособления органов чувств к действующим раздражителям. В педагогике под адаптацией понимается «взаимодействие личностей в процессе обучения и воспитания с оказанием квалифицированной педагогической помощи подростку на основе углубленного изучения его личностных особенностей и возможностей, обучение нормам социального поведения и формирование у него готовности к самосовершенствованию». [3, с. 24]
Социально-профессиональное становление личности - это достаточно длительный процесс, занимающий большой временной отрезок в жизни человека. Социально-профессиональному становлению личности учащихся и студентов средних специальных учебных заведений способствует успешная адаптация их к обучению, новому коллективу, к новой социальной среде.
Социально-педагогическая адаптация - это процесс приспособления студентов к новым социальным условиям, условиям обучения с формированием профессиональных знаний, умений и навыков.
В 2006-2010 годах в г. Арзамасе было предпринято исследование процесса адаптации первокурсников ГОУ СПО «Арзамасский коммерческо-технический техникум», ГОУ СПО «Арзамасский приборостроительный колледж им. П. И. Пландина», ГОУ СПО «Арзамасский автомеханический техникум» (в 2009 году присоединен к ГОУ СПО АКТТ). Для успешной адаптации обучающихся к новому социальному окружению в период овладения профессиональнымизнаниями,умения-
ми и навыками, развития познавательного интереса к будущей профессии, мыслительной деятельности по освоению спецпредметов, а также личностных коммуникативных способностей для позитивного освоения знаний по профессии выявлялись особенности социально-педагогической адаптации студентов, а также социально-педагогические условия.
Исследование осуществлялось в четыре этапа с 2006 по 2010гг. На первом этапе (теоретико-поисковом,
2006-2007 гг.) было конкретизировано содержание понятия «социально-педагогическая адаптация» применительно к образовательному процессу ссузов путем анализа психолого-педагогичес-ких методик диагностики социальной адаптации студентов, статистических данных социальных проблем в российском обществе, проведено предварительное исследование адаптации по выбранной методике и анкетирование с целью выявления особенностей адаптации и социальных проблем студентов для последующей разработки программы по адаптации.
Второй этап (моделирующий,
2007-2008 гг.) состоял из анализа полученных на первом этапе данных, создание социально-педагогических условий, разработки модели социальнопедагогической адаптации студентов-первокурсников, комплексного анализа мероприятий, направленных на ускорение социальной адаптации, а также на развитие интереса к выбранной профессии, составления программы по адаптации первокурсников в средних специальных учебных заведениях с учетом особенностей адаптации. Выявлялись причины сложностей, возни-
кающих у студентов в период первого года обучения.
Третий этап (экспериментальный,
2008-2009 гг.) включал в себя внедрение модели и программы по адаптации в образовательный процесс техникума. Это важный этап исследования, полученные результаты помогают утвердиться в правильности выбранного направления работы по регуляции процесса адаптации.
Четвертый этап (итоговый, 20092010 гг.) включал анализ результатов социально-педагогической адаптации в ходе создания социально-педагогических условий, внедрения модели и программы по адаптации.
Результатом процесса адаптации является адаптированный студент. Как же можно его охарактеризовать? Учитывая разные индивидуальные особенности личности, характеристика адаптированного студента складывается из трех компонентов: психологического, социального и отношения к обучению и профессии.
Психологическая характеристика:
• самопринятие;
• доброжелательные отношения с одногруппниками, преподавателями;
• эмоциональная комфортность в группе;
• самоконтроль;
Социальная характеристика:
• ответственное отношение к общественному поручению в группе;
• стремление стать неформальным лидером в группе;
• удовлетворенность своими взаимоотношениями со сверстниками и взрослыми;
• снижение склонности к асоциальному поведению;
• принятие норм и правил новой социальной среды.
Отношение к обучению и профессии:
• удовлетворительная успеваемость;
• главным событием в жизни первокурсник считает поступление в техникум (по результатам анкеты);
• первокурсник четко представляет себе качества, которыми должен обладать специалист выбранной профессии;
• в будущем студент 1 курса стремится работать по специальности или продолжать обучение в вузе.
В целом, созданные социальнопедагогические условия, внедренная модель и программа по социально-педагогической адаптации способствуют положительной динамике процесса приспособления к новым условиям, а также мобилизации адаптационного потенциала студентов 1 курса.
Для исследования социальной адаптации первокурсников можно использовать различные методики. В данном случае была использована методика диагностики социально-психологической адаптации подростков К. Роджерса и Р. Даймонда.
По сравнению с исследованием группы студентов в 2007-2008 гг. в адаптации первокурсников в 2009-2010 году произошел, на наш взгляд, скачок в раскрытии ими адаптационного потенциала. Причины этого могут быть различны:
- создание социально-педагогических условий;
- внедрение модели и программы по адаптации;
- личностный адаптивный потенциал;
- интерес к выбранной профессии.
Так в ноябре 2009 проведено исследование на выявление первичной
адаптации первокурсников. Результаты были удовлетворительные. (Рис.1)
Рис. 1. Результаты первичной адаптации первокурсников в ноябре 2009.
Данные диаграммы позволяют отметить, что первичная адаптация у первокурсников прошла успешно, 82% опрошенных чувствуют себя удовлетворительно в техникуме, а 16% испытывают социально-психологический комфорт, приходя в учебное заведение. С низким уровнем адаптации выявлено 2% обучающихся. Остальные показатели, согласно данной методике, тоже зафиксированы в пределах низкого и среднего уровня.
Контрольные результаты вторичной адаптации во втором семестре позволяют утверждать, что адаптационные возможности студентов-перво-курсников были ими использованы в полном объеме. Студентов с низким уровнем адаптации не зафиксировано, можно отметить, что увеличилось на 5% число студентов с высоким уровнем адаптации. (Рис.2)
Рис.2. Результаты вторичной адаптации первокурсников в апреле 2010г.
Другие интегральные показатели, такие как «Самопринятие», «Принятие других», «Эмоциональная комфортность», «Интернальность», «Стрем-
ление к доминированию» имеют приближенные результаты к данным по
адаптации. Например, интегральный показатель «Самопринятие» в группе студентов со средним и высоким уровнем адаптации имеет следующее процентное соотношение уровней (Рис.3).
Процентное соотношение интегрального показателя "Самопринятие" среди студентов 1 курса в группе со средним уровнем адаптации
1 свмктр 2с«нкф
Процентное соотношение интегрального показателя "Самопринятие* среди студентов 1 курса с высоким уровнем адаптации
Рис.3. Результаты интегрального показателя «Самопринятие» первокурсников
в 2009-2010г.
Процентное соотношение интег- комфортность» также близко показате-рального показателя «Эмоциональная лям адаптации (Рис .4.).
Рис.4. Результаты интегрального показателя «Эмоциональная комфортность» первокурсников в 2009-2010 г.
Проведенные социально-педагогические мероприятия в рамках программы по адаптации студентов 1 курса способствовали успешному прохождению этого процесса.
Используемая программа социально-педагогической адаптации первокурсников средних специальных
учебных заведений несовершенна. Об этом свидетельствуют отчисления студентов с первого курса, административные правонарушения, совершаемые первокурсниками. Кроме общегрупповых мероприятий по адаптации первокурсников («Веревочный курс», «Ар-бузники», тренинги и др.) необходимо
еще вести комплексную, целенаправленную индивидуальную работу с обучающимися, у которых по некоторым показателям можно спрогнозировать трудности в адаптации. Так зафиксировано два обучающихся, у которых показатель адаптации во втором семестре снизился в пределах среднего уровня (с 60% до порогового значения 40%). По социальной характеристике это обучающиеся из неблагополучных семей. Последствия воспитания в неблагополучной социальной среде проявились с большей силой в новом учебном заведении, самопринятие, принятие других, эмоциональная комфортность, самоконтроль также имеют низкие показатели.
Процесс социально-педагогической адаптации первокурсников в средних специальных учебных заведениях, как неотъемлемая часть социальнопрофессионального становления личности, процесс сложный и длительный, требующий моделирования и углубленного анализа всех его этапов.
Педагогические рекомендации:
- необходимо взаимодействие специалистов медико-социально-психологической службы учебного заведения для реализации программы по адаптации;
- создание социально-педагогических условий для успешной адаптации первокурсников;
- разработка модели социально-педагогической адаптации первокурсников;
- наличие программы по социально-педагогической адаптации студентов 1 курса;
- комплексное методическое обеспечение для проведения мероприятий по адаптации;
- использование современных методик, форм и средств для реализации программы по адаптации;
- составление индивидуального плана работы по адаптации (в случае выявления дезадаптации по результатам вторичной диагностики).
Литература:
1. Епифанова И. Виды и формы дезадаптации подростков с отклоняющимся поведением// Воспитание школьников.-2006. - №1. - с.23-25.
2. Кондрат Е.Н. Профессиональное самоопределение подростков с антисоциальным поведением// Педагогика. -2004.-№3. -с.45-48.
3. Педагогический словарь. В 2-х т., т.1. - М.: Изд. Академии пед. наук, 1960, 774 с.
4. Психическое развитие в подростковом и раннем юношеском возрастах: [подборка работ]// Возрастная и педагоги-чекая психология: хрестоматия/ Сост. И. В. Дубровина. - М: Издательский центр «Академия», 2003. - 368 с.
5. Психолого-педагогический словарь/Сост. Рапацевич Е. С. - Минск: «Соврем. слово», 2006. - 928 с.
6. Овчарова Р.В. Профилактика педагогической запущенности подростков// Педагогика. - 1992. - №5-6. - с.23-25.
7. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 480 с.
8. Шепетов В. В. Девиантное поведение подростков: причины и способы преодо-ления//Классный руководитель. - 2008. -№3. - с.43-50.